Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ НА РУСИ





Система начального обучения на Руси выглядела не как совокупность регулярных учебных заведений, а как определенные формы обществен-но-пед. практики (в семье, мастерами грамоты и др.). Грамотность в Ран-несредневековой Руси была распространена повсеместно.

Педагогическая мысль представлена списками Поучений Иоанна Злато­уста, сборниками Измарагды и др. Пед. идеи Златоуста и проблемы обу­чения развивали Кирилл Туровский (ум. 1182) и Кирик Новгородец (Учение ведати человеку числа всех лет, XII в.). Важные сведения о воспитательных ядеалах Древней Руси содержат Поучение Владимира Мономаха, Моление Да­ниила Заточника, Изречения Исихия и Варнавы, изборник Пчела и др.

Изборник (1076): «Чтение книг... полезно для каждого христианина. Каким человеку следует быть: Пред старцами — молчание, пред мудры­ми — послушание, с равными дружбу иметь, с младшими — дружелюб­ное согласие. И самому вопрошать себя о помыслах и о делах каждый день. Учить неведающих, ободрять малодушных, служить больным, а святым обмывать ноги».

Поучение Владимира Мономаха: «...Что умеете хорошего, то не забывай­те, а чего не умеете, тому учитесь... Леность ведь всему мать».

Пчела: Иоанн Богослов. «Безмолвное дело лучше бесполезного совета. Делай сказанное и не говори о сделанном».

Святой Василий: «Насильное обучение не может быть твердым, но то, что с радостью и весельем входит, крепко западает в души внимающим».

 

Вид практики Содержание
Училищная Профессиональ­ная Связана со сложившимися нормами преподавания и воспи­тания в системе начальной, средней и высшей школы — сис­теме, разной в разные времена, начиная от первых училищ эпохи крещения Руси и кончая деятельностью Киево-Моги-лянской и Славяно-Греко-Латинской академий. Охватывала сравнительно узкий круг населения допетровской Руси. Вместе с получением трудовых навыков в определенном ре­месле в процессе индивидуального и группового обучения у отдельных мастеров, в производственных артелях, в различ-

Вид практики


Содержание


 


Приходская

Монастырская

Сословная

Групповая

Бытовая


ных службах, кроме узкой специализации, воспитывалась сво­еобразная профессиональная этика.

Все христианское население разных возрастов было обязано посещать приходские храмы, где выслушивало проповеди, по­учения, наставления клира. Богослужения суточного, недель­ного и годичного циклов формировали устойчивое мировоз­зрение — стереотипы и нормы поведения. Вовлечение в об­рядовые церемонии, воздействие эстетически организован­ного церковного искусства, сакрализация основных жизнен­ных ситуаций, начиная с рождения и кончая смертью человека, что обеспечивало большую степень воздействия на всех, без исключения, людей.

Воспитание послушников и монахов соответственно приня­тому уставу. Наряду с религиозной аскезой включала обуче­ние книжному, иконописному, певческому и другим видам ис­кусства и «рукоделия». Густая сеть монастырей охватывала всю страну. Кроме монашествующих вовлекали в свою орбиту приходскихтрудников (временных работников) и ближайшее население.

Определялась воспитывающим воздействием определенной социальной среды. Иерархическая организация феодально­го общества формировала также иерархическое представле­ние о мироздании, о душе, обо всем, что окружало человека. Иерархичность, корпоративность, этикетность выступают как всеобщие способы организации эмпирического опыта и как воспитательные принципы. Различные представления о жиз­ненных ценностях у феодалов, монахов, крестьян, ремеслен­ников и торговцев порождались различием их места в соци­альной пирамиде.

Наряду с общим сословным воздействием существенную роль играло непосредственное вовлечение человека в конкретную социальную группу (сельскую общину, стрелецкий полк, при­казную палату, купеческую гильдию), в тот реальный коллек­тив, который формировал в своей среде данную личность. При­надлежность к привилегированному Посольскому приказу, к богатой гильдии купцов-сурожан или к бедной крестьянской общине какой-нибудь из северных областей России, есте­ственно, создавали разные представления о жизни на основе личного опыта.

Поддерживалась прежде всего семьей, первичной социо-этнической единицей любого общества. Накапливавшиеся в течение многих поколений местные традиции внедрялись в со­знание людей, передавались через века путем воспитания под­растающего поколения. Одна из самых устойчивых и консер­вативных разновидностей воспитательной практики.


58


Вид практики Содержание
Индивидуальная Самовоспитание, личная ответственность за свои благие и дурные не только дела, поступки, но даже и мысли — это со­ставляло постоянную заботу человека. Нравственное пере­живание личностного бытия на фоне традиционного уклада создавало особый тип мировоззрения, который был нацелен не на изменение внешней среды (социальной и природной), а прежде всего на собственное, индивидуальное к ней при­способление и самосовершенствование.






ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.