|
Явление апостолам на Тивериадском озере(Ин.21.1-25) Исполняя повеление Учителя, апостолы после праздника Пасхи возвратились в Галилею, где вновь занялись ловлей рыбы. Однажды Петр пригласил на ночную рыбную ловлю Иоанна, Иакова, Фому и Нафанаила, но труд учеников был напрасен – они ничего не могли поймать. Неожиданно они услышали голос Человека, стоящего на берегу озера; это был Христос, но ученики Его не узнали. Незнакомец спросил их: «Дети, есть ли у вас какая пища?» (Ин.21.5) Они ответили, что у них ничего нет. Тогда Незнакомец посоветовал им закинуть сети по правую сторону лодки. Ученики это сделали и, к их изумлению, сети наполнились крупной рыбой. Это чудо напомнило самому чуткому из апостолов, Иоанну Богослову о первом чудесном улове рыбы при призвании их к апостольскому служению, поэтому он немедленно сказал Петру: «Это Господь» (Ин.21.7). Услышав это, Петр тут же прыгнул в воду и поплыл к берегу. За ним последовали в лодке и другие ученики. Когда ученики вышли на берег, они увидели разложенный костер и на нем лежащую рыбу и хлеб. «Принесите рыбы, которую вы теперь поймали», – сказал Господь ученикам (Ин.21.10). Когда сети были вытащены, Христос предложил апостолам пообедать. Апостолы увидели Христа в преображенном виде и им хотелось спросить подтверждения, Он ли это. Но никто не задал Ему вопроса; апостолы уже не имели прежней смелости, но только в молчании и со страхом удивлялись Ему; знали, что это Господь, потому и не спрашивали. Сам Христос нарушил молчание и, обращаясь к Петру, спросил его: «Симон Ионин, любишь ли ты Меня больше, нежели они?» «Так, Господи, – отвечал Петр. – Ты знаешь, что я люблю Тебя». «Паси агнцев Моих», - сказал Христос. Затем во второй и третий раз спросил Господь Петра: «Любишь ли Меня?» Господь спрашивает его трижды, врачуя троекратное отречение Петра, мучившее его совесть. И трижды призывая Петра исповедать Свою любовь Господь просит явить свою любовь к Христу заботой о верующих. Услышав в третий раз от Петра: «Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя», Господь предсказывает Петру его дальнейший, жизненный путь и мученическую кончину: «Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься... другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь» (Ин.21.15-18). Из предания известно, что апостол Петр впоследствии много пострадал за Христа и в Риме был распят на кресте (по его собственному желанию – вниз головой, так как считал недостойным умереть той же смертью, что и Господь Иисус Христос). Явление ученикам на горе в Галилее (Мф.28.16-20) Однажды Господь повелел апостолам идти на одну из гор Галилейских и там ожидать Его. Во время явления на горе Спаситель еще раз повелел им идти на всемирную проповедь и крестить во имя Святой Троицы: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф.28.18-20).
Вознесение Господне (Лк.24.48-50; Деян.1.4-11) В течение сорока дней Воскресший Господь много раз являлся Своим ученикам, беседовал с ними, открывал тайны Царства Божия, напоминал им Свое учение и готовил их к всемирной проповеди. На сороковой день после Воскресения Христова все апостолы, по повелению Христа, находились в Иерусалиме, в Сионской горнице. Когда они вместе молились, им в последний раз явился Христос. Беседуя с учениками, Господь вывел их из Иерусалима. Достигнув вершины Елеонской горы, Господь стал прощаться с апостолами, заповедуя им не расходиться из Иерусалима до тех пор, пока на них не сойдет Дух Святой. Затем Христос поднял руки и начал благословлять учеников, и «когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо» (Лк.24.51). Ученики Христовы долго стояли на вершине горы и смотрели на небо. Внезапно им явились два ангела и, обращаясь к апостолам, сказали: «Мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян.1.11). Ангелы говорили о Втором Пришествии Христовом во славе. Ученики возвратились в Сионскую горницу, где пребывали всегда в единодушии, прославляя и благословляя Бога. Однажды, когда собрание было большим, около ста двадцати человек, по предложению апостола Петра, на место Иуды-предателя по жребию избрали Матфия – ученика Христова, бывшего свидетелем всего служения Христова и видевшего Его Воскресшим (Деян.1.15-26). Сошествие Святого Духа на апостолов (Пятидесятница) (Деян.2)
Наступил день Пятидесятницы. Этот великий ветхозаветный праздник был установлен в память дарования евреям Синайского законодательства. Апостолы, вместе с Божией Матерью и другими учениками Христовыми, находились в Сионской горнице. Был третий час дня[39]. Внезапно все присутствующие услышали шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра. Шум все усиливался, пока не наполнил весь дом, где они находились. И вот над каждым из апостолов появились как бы огненные языки, и все исполнились Духа Святого и начали славить Бога на разных языках, которых прежде не знали. В это время в Иерусалиме было множество паломников, среди которых немало было евреев-иностранцев, приехавших на родину отцов к празднику Пасхи и проводивших время в Иерусалиме до праздника Пятидесятницы. Услышав шум, огромная толпа народа собралась около дома, где были ученики Христовы. Народ дивился этим непонятным для них звукам, исходящим с высоты небесной и наполняющим дом. Но еще больше они удивились, когда апостолы, выйдя из горницы, стали говорить с каждым из них на их родном языке. Люди изумлялись и спрашивали друг друга: «Сии говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились» (Деян.2.7-8).Нашлись и насмешники, которые говорили: «Они напились сладкого вина» (Деян.2.13). Тогда апостол Петр обратился ко всем собравшимся и объяснил, что они видят и слышат, как сбывается предсказание пророка Иоиля о даровании Духа Божия всем людям, что Духа Истины послал Своим ученикам Иисус, Которого начальники иудейские убили, но Который воскрес из мертвых, чему все апостолы были свидетелями. Заканчивая речь, апостол сказал: «Итак твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли» (Деян.2.36). Проповедь Петра так подействовала на сердца слушателей, что более трех тысяч человек в тот день уверовало в Иисуса Христа и приняли крещение. День Пятидесятницы это день рождения Церкви Христовой – общества верующих, соединенных с Богом и друг другом общей верой и святыми Таинствами. Начиная со дня Пятидесятницы Дух Святой всегда пребывал с апостолами и учил их свидетельствовать о Христе. Апостолы пошли в мир, просвещая его светом евангельского учения. Как и предупреждал Господь, на апостолов обрушились гонения и преследования со стороны иудеев и язычников, но ничто и никто не мог запугать, удержать и разлучить апостолов от любви Христовой, Который сказал им: «Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф.28.20).
РАЗДЕЛ № 3. Основы православного вероучения
Символ веры Символ веры − это краткое изложение важнейших истин христианства. Церковь в лице православных христиан исповедует свою веру, произнося Символ веры на Божественной Литургии и при совершении Таинства Крещения. Исторически потребность в Символе веры существовала с первого века христианства. Уверовавший исповедовал свою веру, читая перед Крещением Символ веры, который в связи с этим получил название «крещального» Символа веры. В разных христианских общинах сложились свои «крещальные» Символы веры. Они несколько отличались по формулировке, но по существу все одинаково выражали истины христианской веры. С появлением ересей и лжеучений возникла потребность в едином и общепринятом тексте Символа веры. Употребляемый в настоящее время всеми Православными Церквями Символ веры имеет название Никео-Цареградского. Так он называется по месту, где проходили Первый[40] и Второй[41] Вселенские Соборы, на которых был принят этот Символ. На Третьем Вселенском соборе было принято постановление, запрещающее в дальнейшем вносить в текст Символа веры какие-либо изменения. Символ веры состоит из 12-ти членов (частей). 1-й член говорит о Боге Отце, с 2-го по 7-й члены говорят о Боге Сыне, 8-й – о Боге Духе Святом, 9-й – о Церкви, 10-й – о крещении, 11-й и 12-й – о воскресении мертвых и о вечной жизни. Символ веры звучит так: 1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. 2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. 3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с Небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. 4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребена. 5. И воскресшаго в третий день по Писанием. 6. И возшедшаго на Небеса, и седяща одесную Отца. 7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Его же Царствию не будет конца. 8. И в Духа Святаго, Господа, животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и славима, глаголавшаго пророки. 9. Во едину, святую, соборную и апостольскую Церковь. 10. Исповедую едино крещение во оставление грехов. 11. Чаю воскресения мертвых. 12. И жизни будущаго века. Аминь.
Первый член Символа веры Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.
Веровать в Бога – значит быть твердо уверенным, что Бог существует и что Он заботится о человеке, всем сердцем принимать то, что Он говорил людям через Своего Сына, Господа Иисуса Христа, через пророков и апостолов. Но вера не ограничивается только признанием, что Бог существует. Вера предполагает образ жизни, соответствующий этому знанию – верующий человек должен жить так, как хочет Бог. Истинный христианин − тот, кто верит правильно и живет по Заповедям Божиим. Примерами твердой веры являются святые мученики: ради веры в Бога и исполнения Его заповедей они отказывались от всех благ земной жизни, подвергались гонениям, страшным мучениям и даже смерти. Слова Символа веры «во единого Бога» означают, что основой христианской Церкви является вера в Единого (т.е., Единственного) Истинного и Живого Бога. Бог есть высшее Существо, поэтому вполне познать Бога, проникнуть в тайну Божественной жизни невозможно ни людям, ни даже ангелам. Однако люди могут и должны стремиться к познанию Бога через наблюдение за устройством и красотой премудро созданного Богом мира. Знание о Боге дает человеку и чтение Священного Писания, в котором Бог Сам открыл Себя людям через Своих пророков и апостолов. Так, из Священного Писания известно, что Бог есть Дух, Он Вечный, Неизменяемый, Вездесущий, Всемогущий, Премудый, Вседовольный, Святой, Всеблагой, Всеведущий, Всеправедный, Всеблаженный. Рассмотрим подробнее некоторые из указанных свойств Божиих: Бог есть Дух, то есть, Он не материален. Бог Вечный: Он всегда существовал и всегда будет существовать. Бог Неизменяемый, Он всегда тот же. Бог Вездесущий: Он всюду находится и все проникает Собой, хотя ни с чем не смешивается. Бог Всемогущий: Он может привести в исполнение всё, что Ему угодно, и нет силы, способной Его удержать или Ему помешать. Так, всемогущество Божие проявилось в творении мира из ничего. Все, что существует: видимое и невидимое, вся необъятная вселенная и невидимый, ангельский мир созданы Богом. Бога называют Вседержителем, потому что Он весь мир держит в Своей власти, без Его воли ничего не может произойти. Бог Премудрый: о величии Премудрости Божией свидетельствует устройство видимого мира; Бог с бесконечной мудростью управляет жизнью всего мира и каждого человека. Бог Вседовольный: Он ни в чем нуждается, но Сам является Источником и Подателем Жизни. Все живое: растения, животные, люди, ангелы и другие существа – всё получило и получает свою жизнь от Бога. Бог Святой – непричастный никакому злу или греху, Он является источником святости для ангелов и людей. Бог Всеблагой: Он заботится о твари как Отец. Бог являет Себя миру как Любовь. Глубина Его любви явлена людям в искупительной Крестной Жертве Сына Божия. Бог Всеведущий: Он все знает – все, что было, что есть и что будет, Ему известны мысли и желания всех существ, от Него ничего нельзя скрыть. Бог Всеправедный: Он в высшей степени справедлив. Каждый человек раньше или позже получит то, что он заслужил. Бог Всеблаженный, Он пребывает в вечном блаженстве и дает радость и блаженство любящим Его. В первом члене Символа веры Бог назван Вседержителем, потому что Он все существующее содержит в Своей силе и Своей воле. Слова «Творца небу и земли, видимым и невидимым» говорят о том, что все сотворено Богом, видимый мир и невидимый (или духовный, к которому принадлежат бесплотные духи- ангелы). Бог един по Своему существу, но троичен в Лицах: Отец, Сын и Дух Святой – Троица единосущная и нераздельная. Это единство Трех, бесконечно любящих Друг Друга Лиц. Взаимное отношение между Лицами Пресвятой Троицы состоит в том, что Бог-Отец не рождается, не происходит от другого лица; Сын Божий рождается от Бога Отца; Дух Святой исходит от Бога-Отца. Все Три Лица Пресвятой Троицы, по существу и свойствам, совершенно равны между Собой: Бог-Отец есть истинный Бог, и Бог-Сын есть истинный Бог, так и Бог Дух Святой есть истинный Бог, но все три Лица это не три Бога, но единое Божество, единый Бог. Единство Святой Троицы − это тайна, непостижимая для человеческого ума. Мы веруем в нее, потому что так научил нас верить Господь Иисус Христос, Сын Божий. Посылая апостолов на проповедь, Он сказал: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Ду ха» (Мф. 28.19).
Второй член Символа веры И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век. Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.
Господь Иисус Христос есть Единородный Сын Божий, то есть единственный Сын Бога-Отца, рожденный из существа Отца. Как свет рождается от света, так от истинного Бога-Отца рождается истинный Бог-Сын. Сын Божий имеет ту же Божественную сущность, что и Бог-Отец (как говорит Символ веры, Сын «единосущен Отцу»). Сам Иисус Христос сказал: «Я и Отец – одно» (Ин. 10.30). Бог-Сын родился от Бога Отца прежде всех веков, то есть до начала времени – изначально. Как Бог-Отец вечно существует, так вечно существует и Сын Божий, и вечно существует Дух Святой. К слову «рождена» в Символе веры прибавлено слово «не сотворена». Это прибавление сделано для опровержения ложного учения Ария (IV в.), который утверждал, что Сын Божий не рожден, а сотворен. Слова «Им же вся быша» означают, что Им, Сыном Божиим, все сотворено: как видимый, так и невидимый мир. «Без Него (Сына Божия) ничто не начало быть, что начало быть», – написано в Евангелии (Ин. 13 гл.).
Третий член Символа веры Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с Небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.
Третий член Символа веры говорит о воплощении Сына Божия. Будучи совершенным Богом, Сын Божий сошел с Неба в наш мир и вочеловечился, то есть стал совершенным человеком, не переставая быть всемогущим и вездесущим Богом. Когда Сын Божий родился на земле, Он получил имя Иисус Христос. Имя Иисус − это греческий перевод еврейского имени Иешуа, что означает «Спаситель». Имя «Христос» – греческое и означает «Помазанник»; в еврейском языке ему соответствует слово «Мессия». В Ветхом Завете помазанниками назывались пророки, первосвященники и цари, которых при вступлении в служение помазывали елеем (благовонным маслом). Через помазание они получали дары Святого Духа, необходимые для исполнения своих обязанностей. Сын Божий назван Помазанником (Христом) по Своей человеческой природе, потому что Он получил дары Святого Духа: пророчество, святость первосвященника и могущество царя. Как человек, Иисус Христос имел душу и тело и во всем стал подобен нам, кроме греха. Его человеческая природа была свободная от греха, как у Адама до грехопадения. Так как Иисус Христос имел и продолжает иметь две природы, Божескую и человеческую, Он является Богочеловеком. Сын Божий пришел в наш мир, чтобы спасти людей, то есть избавить их от власти дьявола, греха и вечной смерти, сделать людей праведными и достойными вечной жизни с Богом. Все люди рождаются подверженными власти первородного греха. Грех появился в людях от дьявола, который еще в раю соблазнил Еву, а через нее Адама, и склонил их нарушить заповедь Божию, то есть согрешить. Этот грех повредил природу Адама и Евы и, соответственно, всех их потомков. Грех лишил людей благодати Божией, помрачил их ум, ослабил волю, в тело внес болезни; люди стали страдать и умирать, и сами, своими силами, уже не могли преодолеть в себе грех. Еще до сотворения мира Бог предвидел грехопадение; Он знал, что сотворенный свободным человек недолжным образом воспользуется своей свободой, согрешит, попадет под власть диавола, станет смертным и будет нуждаться в освобождении из этого бедственного состояния. Поэтому еще до создания тварного мира и человека Бог определил путь для его спасения через воплощение Бога-Сына, Второго Лица Святой Троицы, и Его искупительную жертву. Это волеизъявление Лиц Пресвятой Троицы о создании человека и способе его спасти от греха и смерти называется Предвечным советом [42]. Сразу после грехопадения прародителей Бог обещал Адаму и Еве, что на землю придет Спаситель мира, Который избавит людей от греха и от власти дьявола. И потом в течение многих поколений Бог через Своих пророков готовил людей к пришествию Сына Божия на землю, указывал признаки Его пришествия в мир. Вот некоторые важнейшие предсказания о Спасителе: · пророк Исаия предсказал, что Спаситель родится от Девы (книга Исаии 7.14) и с удивительной ясностью предсказал Его страдания и воскресение (книга Исаии 53-я гл.); · пророк Михей предсказал, что Спаситель родится в Вифлееме (Мих. 5.2; Мф. 2.4-6); · пророк Малахия предсказал, что Спаситель придет во вновь созданный Иерусалимский храм и что перед Ним послан будет Предтеча (Иоанн Креститель), подобный пророку Илии (Малах. 3.1-15); · пророк Захария предсказал торжественный вход Спасителя в Иерусалим на осле (Зах. 9.9); · царь Давид в 21-ом псалме изобразил крестные страдания Спасителя с такой точностью, словно сам стоял у Креста Христова; · пророк Даниил за 490 лет предсказал время явления Спасителя, Его крестную смерть, предсказал последующее разрушение храма, Иерусалима и распространение христианской веры (Дан. 9 гл.). Когда настало время, Сын Божий воплотился: действием Святого Духа Он принял от Пречистой Девы Марии человеческую природу. Зачатие Богородицей Иисуса Христа называется непорочным, так как в отличие от обычного зачатия было бесстрастным и безмужным. Дальнейшее развитие младенца Христа во утробе Девы Марии шло естественным путем. Почитая Спасителя, христиане почитают и Его Пречистую Матерь. Дева Мария является Приснодевой, так как Она осталась девой и после рождения Спасителя, а также Богородицей, потому что Она по плоти родила истинного Сына Божия. Христиане чтят Ее выше всех сотворенных существ, не только людей, но и ангелов: «Честнейшую херувимов и славнейшую без сравнения серафимов». Все, что делал Господь Иисус Христос, было направлено ко спасению грешного человеческого рода: Его учение, пример Его жизни, Его смерть и воскресение из мертвых.
Четвертый член Символа веры Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребена.
Этот член Символа веры говорит о распятии Господа Иисуса Христа во времена Понтия Пилата – прокуратора (наместника) в Иудее, назначенного римским императором. Иисус Христос, как всемогущий Бог, мог избежать страданий, но Он добровольно пострадал и умер на кресте. Крестные страдания Христос претерпевал только своей человеческой природой, но не Божественной, Которая страдать не может. Крестная казнь является жестоким изобретением римлян, в римской империи она считалась самой позорной. На крестах распинали наиболее опасных преступников. Господь Иисус Христос был распят в пятницу накануне еврейской Пасхи на месте, называемом Голгофа (в переводе – «Лобное место»), около Иерусалима. После того, как Спаситель умер на кресте, Он Своей душой сошел во ад. Адом называется место страданий, удаленное от Бога, там царствует сатана. Сойдя во ад, Христос вывел оттуда души всех верующих и праведных людей, начиная от Адама и Евы. До крестной смерти и Воскресения Спасителя все люди, даже праведные, попадали после смерти в ад и выйти оттуда не могли, так как Царство Божие было закрыто для человека. На кресте Господь совершил великую победу над злом. Он омыл грехи всего мира, отнял у дьявола силу над людьми и победил смерть. После смерти Спасителя Его тайные ученики Иосиф Аримафейский и Никодим, а также женщины, следовавшие за Христом из Галилеи, похоронили Его тело в каменной пещере недалеко от Голгофы. О погребении Спасителя в Символе упомянуто для удостоверения, в том, что Он действительно умер и воскрес: ибо враги Его приставили даже стражу ко гробу Его и запечатали оный. Слова Символа Веры: «нас ради» (т.е. за нас) акцентируют наше внимание на добровольном характере смерти Христовой, ибо как, будучи безгрешным, Христос не имел никакой необходимости умирать. Христос умирает совершенно свободно, никакая необходимость не заставляет Его идти на Крест: «Я отдаю жизнь Мою, никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее» (Ин. 10.17-18).
Пятый член Символа веры И воскресшаго в третий день по Писанием.
Пятый член Символа веры говорит, что Иисус Христос Своей смертью победил смерть и на третий день воскрес: ожил и вышел из гроба со Своей обновленной плотью. Воскресение Спасителя – величайшее чудо, делающее несомненным будущее всеобщее воскресение мертвых. Ветхозаветные пророки предсказали смерть, погребение и воскресение Спасителя, поэтому и сказано в Символе веры – «по Писанием», то есть все это произошло так, как было предсказано Богом через пророков и написано в пророческих книгах. Иисус Христос умер в пятницу, накануне еврейской Пасхи, около трех часов дня, а воскрес ночью после субботы. С тех пор первый день после субботы стал называться «Воскресением» или «Днем Господним». В этот день христиане уже в I веке собирались для благодарственной молитвы Богу и для причащения Святым Тайнам. Воскресение Христово отличается от воскрешений других людей. Новый Завет описывает чудеса возвращения к жизни умерших людей, совершенные Самим Христом и Его апостолами. Но это были временные воскрешения, так как души умерших возвращались в свои прежние земные и тленные тела, а после какого-то времени эти воскрешенные люди снова умерли. Иисус же Христос восстал из мертвых в Своем преображенном и обновленном теле, не подвластным земным законам: Христос вышел из пещеры, где Его похоронили, не отваливая камня и не сломав печати, Он был невидимым для воинов, стороживших гроб, Его не сразу узнавали ученики, Он внезапно появлялся и исчезал. В продолжении сорока дней Воскресший Спаситель являлся Своим ученикам, давая им возможность удостовериться в истинности Его Воскресения.
Шестой член Символа веры И возшедшаго на Небеса, и седяща одесную Отца. Шестой член Символа веры говорит о Вознесении Господа Иисуса Христа на Небо. Это событие произошло на 40-ой день по Воскресении Христовом. Господь вознесся на Небеса Своей плотью и душой, как человек, в то время как Божеством Своим Он всегда пребывал с Отцом, как Сын Бога Отца. Вознесение является важным этапом в домостроительстве спасения. Иисус Христос сел одесную (по правую сторону от) Бога Отца и вместе с этим произошло прославление человеческой природы вообще. Каждый христианин, достигший святости, будет причастен этой славе – по слову Самого Христа: «Побеждающему (зло, грех) дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцом Моим на престоле Его» (Откр. 3.21).
Седьмой член Символа веры И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.
Седьмой член Символа веры говорит о Втором Пришествии Спасителя, когда Он вернется на Землю, чтобы судить всех людей, когда-либо живших на земле. О Втором Пришествии Спасителя неоднократно говорится в Священном Писании. Так, когда Иисус Христос возносился на небо, ангелы явились апостолам и сказали: «Этот Иисус, вознесшийся от вас на небо, опять придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян.1.11). Второе Пришествие Христово будет отличаться от первого. В первый раз Он приходил в смиренном виде человека, чтобы пострадать и этим спасти человеческий род. Родился Он в пещере для скота, жил в бедности, переутомлялся, голодал и жаждал, терпел оскорбления от грешников и умер посреди злодеев на кресте. Во второй раз Господь придет во всем Своем величии и никому нельзя будет не заметить Его приход: «Как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого» (Мф. 24.27). Суд Спасителя над человеческим родом называется «Страшным», потому что тогда откроется внутреннее состояние каждого человека и окончательно определится его вечная участь. По суду Христову праведные пойдут в жизнь вечную, а грешные в муку вечную – за то, что творили злые дела, в которых не раскаялись и которых не загладили добрыми делами и исправлением жизни. «Наступит время, – говорит Господь, – в которое все, находящиеся в гробах, услышат голос Сына Божия; и выйдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения " (Ин. 5.28-29). Когда именно придет Господь второй раз на землю – никому кроме Бога неизвестно. Чтобы христиане были внимательны, в Священном Писании открыты некоторые признаки приближения Второго пришествия Христова: · перед этим Евангелие будет проповедано во всем мире. · перед концом мира люди станут крайне развращенными, в них совсем ослабеет вера, они будут ненавидеть друг друга и делать зло; · появится много ложных пророков, которые будут обольщать людей выдуманными учениями; · в мире усилятся несогласия и кровопролитные войны; будет голод, болезни, сильные землетрясения и бури. · наконец, когда зло крайне усилится, среди людей явится антихрист. Слово «антихрист» означает «тот, кто против Христа», а также «тот, кто вместо Христа». Антихрист это человек, свободно отдавший себя во власть диавола и творящий его волю. Царство антихриста будет продолжаться три с половиной года. Он всеми способами будет стараться истребить в людях веру в Бога. Обольщенные антихристом многие христиане отрекутся от Христа и будут предавать друг друга. Конец власти антихриста положит Сам Господь Иисус Христос, Который, придя во славе, убьет его духом уст Своих. После этого будет всеобщее воскресение умерших и Страшный суд, и затем наступит вечное Царство Христово.
Восьмой член Символа веры И в Духа Святаго, Господа, животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Восьмой член Символа веры говорит о Третьем Лице Святой Троицы – о Духе Святом, что Он есть такой же истинный Бог, как Бог Отец и Бог Сын. Поэтому мы должны прославлять Его и кланяться Ему наравне с Отцом и Сыном. Дух Святой называется Животворящим, потому что Он вместе с Отцом и Сыном всем дает жизнь – особенно духовную жизнь ангелам и людям. Он есть Творец мира, наравне с Отцом и Сыном. Поэтому сказано при сотворении мира, что «Дух Божий носился над водой» (Быт. 1.2). Иисус Христос сказал о необходимости для человека быть возрожденным Духом Святым: «Если кто не родится от воды и Духа, тот не может войти в Царство Божие» (Ин. 3.5). Слова: «Иже от Отца исходящего», что означает «Который от Отца исходит», указывают на личное свойство Духа Святого, которым Он отличается от Бога-Отца и от Бога-Сына, а именно, что Он исходит от Бога-Отца[43]. Об этом Господь Иисус Христос так сказал Своим ученикам: «Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Ин. 15.26). Слова «глаголавшего пророки» означают, что Дух Святой говорил через ветхозаветных пророков. Эти слова внесены в Символ веры для обличения лжеучителей, утверждавших, что книги Ветхого Завета написаны не Духом Святым. Дух Святой со дня Своего сошествия на апостолов в день Пятидесятницы непрерывно пребывает в Церкви Христовой и сохраняет ее учение неповрежденным. Дух Святой подает христианам духовные дарования, просвещает верующих светом Христова учения, очищает их от греховной скверны, согревает их сердца любовью к Богу и ближнему, дает усердие и силы праведно жить. Все доброе, что христиане имеют или хотят получить, дает им Дух Святой. Иисус Христос предупредил: «Всякий грех и хула простятся людям; а хула на Духа не простится» (Мф.12.31). «Хулой на Духа Святого» называется сознательное и ожесточенное противление Христовой истине,упорное неверие. Упорное сопротивление истине уводит человека от смирения и покаяния, некающегося же человека Бог простить не может.
Девятый член Символа веры Во едину, святую, соборную и апостольскую Церковь. Девятый член Символа веры говорит о Церкви Христовой, которую Иисус Христос основал для освящения и спасения людей. Церковь − это сообщество людей, объединенных верой и таинствами. В жизнь Церкви таинственно включен и мир ангелов. Один из самых ясных образов Церкви − это образ Тела. Главой тела Церкви является Иисус Христос. Через участие в таинстве Евхаристии, через Причащение Телу и Крови Христовым Сам Христос соединяется с верующими и обитает в них. Господь Иисус Христос поручил видимое устройство и управление Церковью святым апостолам и их преемникам – епископам, пастырям Церкви, через них Он невидимо управляет Церковью. Кто повинуется Церкви, тот повинуется Самому Христу, а кто не повинуется и отвергает ее, тот отвергает и Самого Господа. Если кто «Церкви не послушает, тот да будет он тебе, как язычник и мытарь», – сказал Господь (Мф. 19.17). Церковь Христова непобедима и будет существовать вечно, как обещал Господь: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее... Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 16.18; Мф. 28.20). В Церкви Христовой хранится в чистоте и неповрежденности Истина Божия, как апостол Павел писал: «Церковь Бога живого, столп и утверждение истины» (1 Тим. 3:15). Другие неправославные церкви в большей или меньшей степени отошли от Истины. Христиане верят в единую, святую, соборную и апостольскую Церковь. Единство, святость, соборность и апостольство − это свойства Церкви. 1. Церковь Христова едина, потому что она есть одно духовное тело, имеет одну главу – Христа и одушевляется одним Духом Божиим (Еф. 4.4-6). Как живое тело не делится, так и Церковь не может распадаться или разъединяться на части. От нее могут отделяться еретики и раскольники, но, отпадая, они перестают быть членами Церкви. Церковь же остается единой. Как тело состоит из многих членов, так и Церковь Христова состоит из многих поместных или национальных церквей: Греческой, Русской, Сербской, Румынской, Болгарской, Иерусалимской, Константинопольской, Антиохийской, Александрийской, Американской и других. Все эти Поместные Церкви верят и учат одинаково, все имеют епископов, восходящих к апостолам. 2. Церковь Христова свята, потому что она освящается Господом Иисусом Христом: Его страданиями, Его Божественным учением и установленными Им святыми Таинствами, в которых верующим подается благодать Святого Духа. Как сущность драгоценного камня не меняется от собравшейся на нем пыли, так и Церковь не теряет своей святости от греховности людей. Все христиане должны очищать себя от грехов покаянием, исповедью и причащением Святых Тайн. Если же кто из них остается нераскаянным грешником, он отпадает от Церкви, как сухая ветка от дерева. 3. Церковь Христова соборная, потому что она собирает в себя всех истинно верующих людей – независимо от их национальности, образования или социального положения. Церковь не ограничена ни пространством, ни временем, ни народом, поэтому она называется еще вселенской (кафолической). Все важные вопросы в Церкви решает не один человек, а собор епископов. Соборы епископов от всех Поместных Церквей называются Вселенскими Соборами. 4. Церковь Христова называется апостольской, потому что она хранит апостольское учение и апостольскую благодать. Святые апостолы, получив дары Святого Духа в день Пятидесятницы, передали их через священное рукоположение пастырям Церкви. Так непрерывно от апостолов до наших дней благодать Божия передается преемственно от епископа к епископу. Апостольство Церкви состоит е и в том, что она, подобно апостолам, призвана проповедовать Евангелия во всем мире. Единая святая, соборная и апостольская Церковь называется еще Православной (по-гречески – оrthоdоkео, ортодокео), потому что она правильно мыслит и правильно учит.
Десятый член Символа веры Исповедую едино крещение во оставление грехов.
Десятый член Символа веры говорит о Таинстве Крещения. Таинством называется богослужение, в котором невидимым образом («тайно») подается человеку благодать Святого Духа. Существует семь Таинств: Крещение, Миропомазание, Покаяние (исповедь), Причащение, Брак, Священство и Елеосвящение.[44] В Символе веры упомянуто только о Крещении, потому что оно является первым Таинством, которое вводит человека в Церковь и открывает ему доступ к остальным Таинствам.
Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|