Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Устройство православного храма





Первые храмы строили в виде базилики (прямоугольника), по образцу самых величественных сооружений того времени (правительственных зданий, домов знати). Это здание своей продолговатой формой напоминало корабль — один из символов Церкви, означающий, что она, подобно кораблю, ведет верующих через море земных скорбей к пристани спасения.

Впоследствии, когда столицей Римской империи стал Константинополь, появился другой тип храма — крестово-купольный. Основание храма в виде креста напоминает о том, что спасение человечества совершено через Крест, что Крест Христов является основой Церкви, созданной для усвоения каждым человеком плодов искупительной Крестной Жертвы. Иногда храм устраивается в виде круга, который является символом вечности. Храм может быть устроен и в виде восьмиугольника, как бы звезды, означающей, что Церковь, подобно путеводной звезде, направляет человека ко спасению и вечному блаженству.

Здание храма завершается сверху куполом, изображающим собою небесный свод. Купол заканчивается вверху главою, на которой ставится крест, во славу главы Церкви — Иисуса Христа. Часто на храме строят не одну, а несколько глав, тогда: две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе; три главы – три Лица Святой Троицы; пять глав – Господа Иисуса Христа и четырех евангелистов, семь глав – семь Таинств и семь Вселенских Соборов, девять глав – девять чинов ангельских, тринадцать глав – Иисуса Христа и двенадцать апостолов.

При входе в храм снаружи устраивается паперть (площадка, крыльцо). Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня или звонница.

Каждый храм освящается во имя Святой Троицы, Господа Иисуса Христа, Матери Божией, святых или какого-либо события священной истории, например, Троицкий собор, храм Христа Спасителя, Успенский и Благовещенский соборы, церковь Преображения Господня, храм свт. Николая, храм св. апостолов Петра и Павла и т. д. Если в храме устраиваются несколько алтарей, каждый из них освящается в память священного события или святого. Все алтари, кроме главного, называются приделами.



Новозаветный православный храм устроен по образцу ветхозаветного. Ветхозаветный храм (и скиния) разделялся на три части: двор, святилище и святое святых; так и православный христианский храм разделяется на три части:

· притвор

· собственно, храм, или средняя часть храма, где стоят молящиеся

· алтарь.

 

Алтарь, как и святое святых в ветхозаветном храме, означает Царство Небесное. Во святое святых никому ни разрешалось входить в знак того, что после грехопадения Царство Небесное закрыто для человека. Только первосвященник один раз в год входил туда с кровью очистительной жертвы. Первосвященник был прообразом Христа, и это его действие напоминало о том времени, когда Спаситель через пролитие Своей крови откроет для всех Царство Небесное. Когда Господь Иисус Христос умер на кресте, завеса в Иерусалимском храме, закрывавшая вход в святое святых, разорвалась надвое – это означало, что Христос открыл врата Царства Небесного для всех верующих в Него.

Христиане в молитвах всегда обращаются на восток, и православные храмы строятся алтарем на восток. На востоке восходит солнце, дающее жизнь всему живущему на земле. Восток всегда признавался символом добра, в противоположность западу, который считался символом зла, областью нечистых духов. Сам Господь Иисус Христос в Священном Писании сравнивается с востоком: «Восток имя ему», (Зах. 6.12; Пс. 67.34), «Восток с высоты» (Лук. 1.78), а св. пророк Малахия называет Его «Солнцем правды» (Мал. 4.2).

Алтарь отделяется от средней части храма иконостасом[47] — преградой, состоящей из нескольких рядов икон и имеющим трое врат. Средние врата называются Царскими, потому что через них Сам Господь Иисус Христос, Царь славы, невидимо проходит в Святых Дарах (во Святом Причастии).

Слово «алтарь» означает «возвышенный жертвенник». Возвышение, на котором стоит алтарь и иконостас, называется солея. По краям солеи, около стен храма, устраиваются клиросы для чтецов и певцов. Середина солеи напротив Царских врат называется амвоном, т. е. восхождением. На амвоне диакон произносит молитвы и читает Евангелие. На амвоне преподается верующим Святое Причастие.

Святилищу ветхозаветного храма соответствует средняя часть православного храма. В святилище ветхозаветного храма никому, кроме священников, входить не разрешалось. В православном храме стоят все верующие христиане в знак того, что теперь ни для кого не закрыто Царство Божие.

На стенах храма и на аналоях (высоких узких столиках с наклонной поверхностью) размещаются иконы. Перед иконами возжигают лампады и свечи, которые ставятся на подсвечники.

Свечи в память об усопших ставятся на канон (столик с изображением Распятия). Перед ним служатся заупокойные богослужения — панихиды.

В средней части храма, у клиросов, стоят хоругви — иконы, прикрепленные к длинным древкам. Хоругви носят во время крестных ходов как церковные знамена.

На западной стороне храма устраиваются врата, вводящие в притвор. Врата эти называются «красными», потому что обычно украшаются с особым благолепием. Они служат для торжественных выходов из храма и входов в него, например, во время крестных ходов. Притвор соответствует двору ветхозаветного храма, где стоял молящийся народ. В древности в притворе стояли оглашенные (готовящиеся к принятию Крещения) или христиане, кающиеся в совершении тяжелых грехов.

 

О святых иконах

Значение иконы в Церкви

Икона является неотъемлемой частью убранства православного храма, а почитание святых икон — важной частью православного вероучения.

Слово «икона» имеет греческое происхождение и означает «образ». Икону иногда называют окном в невидимый мир, потому что через изображенный на ней образ молящийся возносится к первообразу, т.е. к тому лицу, которое изображено на иконе — Господу Иисусу Христу, Матери Божией, ангелам или святым.

Существование в Церкви священного образа (иконы) напрямую связано с основой христианской веры — учением о Боговоплощении. В Ветхом Завете было запрещено изображать Бога, потому что Его никто не видел. В воплощении Второго Лица Святой Троицы Бог явил Себя людям в зримом образе, поэтому Его изображение стало возможным. Таким образом, икона является свидетельством истинности Боговоплощения: если Бог стал человеком, значит, Его можно изображать. Соответственно, отрицающие иконопочитание вместе с этим отрицают и реальность воплощения Христа.

Иконы Спасителя являют нам человеческий лик Иисуса Христа, но вместе с тем указывают и на Его божественную природу: на нимбе Спасителя ставится греческая надпись , которая в переводе на русский язык означает «Сущий», то есть «всегда существующий», а всегда существует только Бог.

Изображение на иконах Матери Божией также имеет особое духовное значение: это первый человек, достигший цели, поставленной Богом перед всеми людьми — полного преображения человеческого естества. Исключительное достоинство Матери Божией, высшая степень достигнутой Ею святости объясняют Ее особое почитание. Иконы Пресвятой Богородицы занимают в храме и на богослужении значительное место – наряду с иконами Спасителя.

На иконах могут изображаться ангелы. Ангелы — это бесплотные невидимые духи, но Священное Писание неоднократно описывает явления ангелов людям в видимом образе. Описания этих явлений и стали основой для написания их икон.

В виде ангелов может символически изображаться и Вся Святая Троица. Это изображение («Ветхозаветная Троица») основано на явлении Бога Аврааму у дуба Мамрийского в виде трех ангелов. В этом явлении Церковь видит одно из прикровенных указаний Ветхого Завета на то, что Бог есть Бог-Троица[48].

Наконец, на иконах могут изображаться святые — люди, очищенные от греха и стяжавшие особую благодать у Бога. Изображение святого на иконе обязательно имеет сходство с реальными его чертами, но в отличие от портрета, на иконе человек изображен не в повседневном виде, а в преображенном состоянии. Икона — это образ человека, который достиг славы Царства Божия.

 

Иконостас

Традиционный иконостас состоит из пяти рядов икон увенчанных крестом. Такая форма иконостаса сложилась в России[49], достаточно поздно, в XV веке.

Верхний ряд иконостаса (см. схему), праотеческий[50] представляет собой ветхозаветную Церковь от Адама до Моисея. В центре этого ряда помещается образ Святой Троицы в виде трех Ангелов — явление Бога Аврааму как ветхозаветное указание на Триединство Бога и напоминание о Предвечном Совете Пресвятой Троицы о спасении человека и мира.

Второй ряд иконостаса — пророческий. Он изображает ветхозаветную Церковь от Моисея до Христа. В руках у пророков свитки с текстами пророчеств о Матери Божией. В центре этого ряда помещается икона Пресвятой Богородицы Знамение в напоминание пророчества Исайи о рождении Спасителя от Девы (Ис.7.14): «Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил». Икона Знамение (Спаситель в виде младенца на лоне Матери Божией) изображает Боговоплощение. Эту икону помещают в центр пророческого ряда для того, чтобы показать непосредственную связь Ветхого и Нового Завета: вся ветхозаветная история явилась подготовкой к приходу в мир Бога, Второго Лица Святой Троицы, ставшего человеком.

Третий ряд иконостаса — праздничный, в нем собраны иконы христианских праздников от Рождества Пресвятой Богородицы до Пятидесятницы и Успения, а также изображения важнейших событий Евангельской истории: Распятия, Положения Спасителя во гроб, Сошествия во ад, приход жен-мироносиц ко гробу. Этот ряд изображает новозаветное время как исполнение того, что было возвещено в Ветхом Завете и отражено в двух верхних рядах иконостаса.

Четвертый ряд является центральной и важнейшей частью иконостаса. Он называется деисис (что значит моление, молитва). В центре ряда (и в центре всего иконостаса) находится икона Спас в силах, представляющая Господа Иисуса Христа сидящего на престоле во всей силе и славе, как Судью живых и мертвых. По сторонам помещаются иконы обращенных к Нему Богородицы, Иоанна Предтечи и святых. Этот ряд изображает молитвенное предстательство Церкви за весь мир, возносимое от начала ее основания и до Страшного Суда. Деисис − это осуществление того, что показано в трех верхних рядах, этот итог всей истории мира.

Нижний ряд иконостаса называется местным. По обеим сторонам от царских врат помещаются иконы Спасителя и Матери Божией. (Иногда икона Спасителя заменяется иконой Святой Троицы, как, например, в Троицком соборе Свято-Троицкой Сергиевой Лавры). На боковых (северных и южных) дверях иконостаса изображаются архангелы Михаил и Гавриил, первые диаконы Стефан и Филипп или первосвященник Аарон и пророк Моисей. Дальше, за боковыми дверями иконостаса, помещаются иконы особенно чтимых святых. Первой иконой справа от иконы Спасителя, как правило, является храмовая икона — изображение того праздника или того святого, в честь которого освящен храм.

Царские врата иконостаса украшаются изображением икон Благовещения Пресвятой Богородицы и четырех евангелистов: Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Царские врата символизируют вход в Царство Небесное. Икона Благовещения на Царских вратах напоминает о том, что благая весть о Боговоплощении и спасении, возвещенная Архангелом Гавриилом Матери Божией и проповеданная евангелистами, открывает человеку вход в это Царство.

На солее перед Царскими вратами происходит причащение мирян. Поэтому над царскими вратами помещается икона Тайной вечери, на которой было установлено Таинство Евхаристии, соединяющее человека с Богом, вводящее его в вечную жизнь.

Таким образом, на иконостасе при его просмотре сверху вниз перед нами предстает вся история человечества, предстает зримо тот путь, которым Бог ведет все человечество ко спасению.

 

Рис. 4.1. Схема высокого иконостаса









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.