|
Богослужение Православной Церкви
Православное богослужение есть совокупность молитвословий, песнопений и священнодействий, которые совершаются в Церкви по установленному чину законно поставленными священнослужителями. Богослужение является выражением полноты религиозной жизни Церкви Христовой, проявлением взаимной любви и единства верующих. Участие в церковном богослужении имеет очень большое значение для каждого человека. Через богослужение мы не только выражаем свои чувства веры в Бога, надежды и любви к Нему, но и вводимся в таинственное общение с Ним, получаем благодатные силы для христианской жизни. Кроме того, богослужение имеет поучительный характер. Церковные песнопения, перемежаясь с чтениями из Священного Писания Ветхого и Нового Завета, преподносят верующим глубокое и точное знание о вероучительных и нравственных истинах Православия. Годовой круг нашего богослужения отражает почти всю Библейскую Историю как Ветхого, так и Нового Завета, а также историю христианской Церкви, дает образцы подлинно-христианской жизни ежедневным празднованием памяти святых угодников Божиих.
Богослужебное время Службы суточного круга Православное Богослужение находится в тесной связи со временем, с тремя его кругами: суточным, недельным и годовым. Каждый из этих кругов является Божественным установлением. Сутки — это оборот Земли вокруг своей оси, год — оборот Земли вокруг Солнца. Из четырех семидневных фаз состоит месяц лунного календаря. Поэтому и богослужебное время состоит из трех кругов – суточного, седмичного[58] и годового. Суточным кругом богослужения называются те службы, которые совершаются ежедневно в течение суток. Это вечерня, повечерие, полунощница, утреня, первый час [59], третий час, шестой час, девятый час. Божественная Литургия в суточный круг не входит, потому что Таинство Евхаристии, которое на ней совершается, находится вне времени, принадлежит вечности. Литургия выше всех остальных служб, это центр, цель, вершина всего богослужения. Первой в перечне служб суточного круга стоит вечерня, так как богослужебный день начинается с вечера. О том, что день начитается с вечера, говорится в Священном Писании: «И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один» (Быт.1.5). В ветхозаветные времена началом суток считался вечер, и этот порядок, как и многое другое, был унаследован Новозаветной Церковью. Другое толкование этого факта связано с тематикой каждой службы. Вечерня напоминает и изображает ветхозаветное время, а утреня — новозаветное. Литургия чаще всего служится после 6 часа. Ей предшествуют (наряду с малыми службами) вечерня и утреня. Посещение этих служб обязательно для каждого желающего приступить к Таинству Святого Причащения. Участвуя в богослужении вечерни и утрени, готовящих нас к соединению с Богом в Таинстве Евхаристии на Литургии, мы как бы повторяем духовный путь всего человечества: от сотворения мира и грехопадения через столетия ветхозаветного ожидания Искупителя мы восходим к временам Его пришествия и дарования благодати, к временам, когда человечеству через подвиг Христа был открыт путь ко спасению и вечной жизни. Интересное объяснение такому началу суток встречается в ответах детей. На вопрос: «Почему богослужебный день начинается с вечера?» они иногда отвечают: «Ну, как же – от тьмы к свету». В этой нехитрой фразе отражена очень глубокая мысль, которую специалисты называют «восходящей динамикой богослужения». Обычный день заканчивается вечером с его неизбежной усталостью, а богослужебный день устремлен к свету, это ожидание восхода солнца, которое в церковном сознании связывается с приходом Спасителя, «Солнца правды»[60], это ожидание величайшего таинства – Евхаристии. Тексты повечерия вводят нас в правильное духовное состояние перед отходом ко сну: призывают к покаянию в соделанных за день грехах, напоминают о быстротечности этой временной жизни и Страшном Суде. Полунощница, совершаемая в полночь или в другой час ночи до рассвета, установлена в воспоминание Гефсиманской молитвы Спасителя (Мф.26.30-46). Ее основная тема — Второе Пришествие Христово. Оно, по преданию, основанному на притче о десяти девах (Мф.25.1-13), будет в полночь, о чем напоминает известное песнопение полунощницы ''Се, Жених грядет в полунощи…''. Тексты полунощницы располагают нас к духовному бодрствованию в ожидании Второго Пришествия Христова. При совершении первого часа вспоминается суд Пилата над Господом (Мф.27.1-2), а также возносится благодарение Богу за наступившее утро и испрашивается Его помощь на грядущий день. Третий час — это час ниспослания Святого Духа на апостолов (Деян. 2.1-15). На шестом часе вспоминается распятие Спасителя, на девятом – Его Крестная Смерть. Темы часов ясно отражены в их тропарях, которые очень красиво, с земными поклонами, поются Великим постом. · Тропарь первого часа: «Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой». · Тропарь третьего часа: «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа, в третий час апостолом Твоим низпославый, Того, Благий, не отыми от нас, но обнови нас молящихтися». · Тропарь шестого часа: «Иже в шестый день же и час, на кресте пригвождей в раи дерзновенный Адамов грех, и согрешений наших рукописание раздери, Христе Боже, и спаси нас». · Тропарь девятого часа: «Иже в девятый час нас ради плотию смерть вкусивый, умертви плоти нашея мудрование, Христе Боже, и спаси нас». В приходских храмах служатся вечерня, утреня, часы и Литургия; повечерие и полунощница сейчас совершаются, в основном, только в монастырях или на монастырских подворьях. Повечерие в его наиболее торжественном варианте (великое повечерие) служится в приходских храмах Великим постом. В первые четыре дня Великого поста именно на этой службе, в ее начале, читается великий канон прп. Андрея Критского. Накануне больших праздников и воскресных дней совершается вечерняя служба, в которой соединяются: вечерня, утреня и первый час. Такое Богослужение называется Всенощным бдением. Бдение значит: бодрствование, а название всенощное указывает на то, что в раньше такое богослужение продолжалось всю ночь. Неизменяемые (повторяющиеся изо дня в день) части служб суточного круга содержатся в богослужебных книгах Служебнике и Часослове. Служебник предназначен для священника и диакона. Эта книга содержит произносимые ими молитвословия и описание совершаемых ими священнодействий. Часослов предназначен для чтецов и певцов на клиросе, в него включены только те молитвословия, которые произносятся или поются ими на клиросе.
Итак, в наших храмах ежедневно служатся одни и те же службы. Но если мы внимательно вслушаемся в то, что поется и читается на них, мы без труда заметим, что служба одного дня отличается от такой же службы другого дня. В чем тут дело? Почему службы с одной стороны, одни и те же, с другой — всегда немного разные? Дело в том, что каждый день седмицы и каждый день церковного года имеют свои особые священные воспоминания. И именно эти священные воспоминания делают службу каждого дня уникальной. ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|