|
Составляющие структуры процесса воспитания.
Закономерности – постоянные, устойчивые, повторяющиеся, необходимые и объективно существующие связи между явлениями и процессами. Общие закономерности воспитательного процесса – существенные внешние и внутренние связи, от которых зависит направленность процесса и успешность достижения педагогических целей. К таковым относятся (трактовка М.И. Рожкова и Л.В.Байбородовой): § Воспитание совершается только на основе активности самого ребёнка во взаимодействии его с окружающей средой. При этом решающее значение имеет гармонизация интересов общества и личных интересов учащихся при определении целей и задач педагогического процесса. § Единство образования и воспитания. Образование направленно на формирование общей культуры человека. Формируя знания, человек развивается. Развиваясь, он стремится к расширению сфер своей деятельности и общения, которые в свою очередь, требуют новых знаний и умений. Воспитание является важнейшей задачей образования. § Целостность воспитательного процесса заключается в подчиненности всех его частей и функций основной задаче: формированию человека, развитию индивидуальности и социализации личности. Целостный подход предполагает: адекватность деятельности каждого педагога общей цели; единство воспитания и самовоспитания, образования и самообразования; установление связей между элементами педагогической системы. Принципы – основные, исходные положения какой-либо теории. Принципы воспитания – совокупность благоприятных, необходимых и достаточных условий для успешного протекания воспитательного процесса, исходные положения, определяющие возможность реализации цели и задач воспитания. К таковым относятся (трактовка М.И.Рожкова и Л.В. Байбородовой): 1. Принцип гуманистической ориентации воспитания определяет ребёнка как главную ценность в системе человеческих отношений, нормой которых является гуманность. Принцип требует уважительного отношения к каждому человеку, а также обеспечение свободы совести, вероисповедания, мировоззрения, выделения в качестве приоритетных задач заботы о физическом, социальном и психическом здоровье ребёнка. 2. Принцип социальной адекватности воспитания требует соответствия содержания и средств воспитания социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс. Задачи воспитания должны быть ориентированны на реальные социально-экономические условия и предполагать формирование у детей готовности к реализации разнообразных социальных задач. 3. Принцип индивидуализации воспитания предполагает определение индивидуальной траектории социального развития каждого ученика, выделение специальных задач и включение в виды деятельности, соответствующие его особенностям, предоставление возможности каждому учащемуся для самореализации и самораскрытия. 4. Принцип социального закаливания детей предполагает включение воспитанников в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления возможного негативного воздействия социума, выработки определённых способов этого преодоления, приобретения социального иммунитета, стрессоустойчивости, рефлексивной позиции. 5. Принцип создания воспитывающей среды требует создания в учебном заведении таких отношений, которые бы формировали социальность ребёнка. Прежде всего, здесь важно принятие идей о единстве коллектива школы, педагогов, учащихся, сплочение этого коллектива. Самовоспитание –деятельность человека, направленная на развитие у себя определённых личностных качеств и системы отношений к миру. Это важнейшая сторона воспитания, реализуемая как под влиянием педагогов и социальной среды, так и на основе индивидуальных и волевых качеств человека.
Качественное становление личности.
ТЕМА 2 Базовые теории воспитания и развития личности. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ Личность – индивид, являющийся субъектом социальных отношений и сознательной деятельности. Структура личности – целостное системное образование, совокупность социально-значимых свойств, отношений и действий человека, определяющих его как сознательного субъекта деятельности и общения. Индивид – человек, как единичное природное существо, представитель вида «человек разумный». Индивидуальность – совокупность черт, делающих человека своеобразным, непохожим, отличным от других. Человек – биосоциальное существо, подобное другим таким же существам, представитель человеческого рода. Развитие – процесс количественных и качественных изменений, происходящих в анатомо-физиологическом созревании человека, в совершенствовании его психики, познавательной и творческой деятельности, в обогащении нравственности и мировоззрения. Это процесс становления личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых, социальных и природных факторов. Движущие силы развития личности – это взаимодействие и борьба противоречий, то есть столкнувшихся в конфликте противоположных начал. Базовое противоречие развития личности – это противоречие между возникающими под влиянием объективных факторов потребностями человека, начиная от простейших материальных и заканчивая высшими духовными и возможностями их удовлетворения.
Специфика воспитания, как фактора развития личности. Из всех факторов только воспитание носит целенаправленный характер, а, следовательно, можно быть продуманно, и выстроено как процесс, как система. Наследственные же и средовые влияния не несут данного признака. Именно в процессе воспитания должны быть учтены особенности наследственной программы и специфика влияния среды. Только то воспитание будет эффективным, которое идет впереди развития, определяя его вектор.
Базовые теории развития личности.
Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|