|
ТЕМА №2: Закономерности и принципы обучения.ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ 1. Закономерность – связи, зависимости, отношения, которые существуют объективно, независимо от сознания и воли человека. 2. Закономерность обучения – отражает объективные, существенные, необходимые, общие, устойчивые и повторяющиеся при определенных условиях взаимосвязи. Строго зафиксированные закономерности являются законами. Это теоретическая основа для разработки и совершенствования технологий обучения. 3. Общие закономерности обучения – охватывают своим действием всю дидактическую систему, обуславливают общую продуктивность (эффективность) обучения. Закономерности цели, содержания, качества обучения, методов обучения, управления обучением, стимулирования. 4. Частные закономерности – закономерности, действия которых распространяются на отдельный компонент системы (учебного процесса). Дидактические, гносеологические, социологические, психологические, организационные закономерности. 5. Принципы обучения – это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями. Выражают нормативные основы обучения, взятого в конкретно-историческом виде. Это практические указания по обучению. Принципы реализуются через правила. Система дидактических принципов: сознательности и активности; наглядности; систематичности; прочности; научности; доступности; связи теории с практикой.
___________________________________ 1 См.: Данилов М.А. Процесс обучения в современной школе. М., 1960 2 См.: Загвязинский В.И. Учитель как исследователь. М., 1981. 3 См.: Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург, 1996.С.41. 4 См.: Подласый И.П. Педагогика. М., 1996. С. 287. 5 См.: Краевский В.В., Скаткин М.Н. Принципы обучения // Педагогическая энциклопедия: В 2 т. М., 1993–1999. Т2. С. 191.
6. Правила обучения – это основанные на общих принципах описания педагогической деятельности в определенных условиях для достижения намеченной цели. Это руководящие положения, которые раскрывают отдельные стороны применения того или иного принципа обучения. Они предписывают учителю выполнять в той или иной ситуации определенные действия, ориентируют его на соблюдение определенных требований. Правила обеспечивают выполнение принципов обучения, имеют форму советов-напоминаний учителю о том, что нужно делать для возможно более полного выполнения требований принципа. ТЕМА №3: Анализ современных дидактических концепций. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ 1. Концепция – совокупность ведущих идей, теоретических положений для освещения каких-либо видов деятельности, явлений. 2. Дидактическая концепция – определенный способ понимания, трактовки дидактических явлений, основная точка зрения на предмет дидактики; руководящая идея для их систематического освещения; система взглядов ученого. Качества: краткость, логичность, обоснованность, конкретность, доступность, завершенность. 3. Дидактическая система – выделенное по определенным критериям целостное образование, характеризующееся внутренней целостностью структур, образованных единством целей, принципов, содержания, форм и методов обучения (Подласый). Система И.Гербарта – цель обучения – передача готовых знаний, подлежащих заучиванию. Активность в учебном процессе педагога, пассивность ученика. Авторитаризм. Вербальное обучение. Традиционная дидактика. Система Д. Дьюи – акцент в обучении – на развитие собственной активности обучаемых, учет интересов и потребностей школьников, проблемное обучение. Прогрессивистская дидактика. Педоцентристская концепция. Современная дидактическая система – разумное сочетание педагогического управления с собственной инициативой и самостоятельностью, активностью школьников. Дифференцированные учебные планы. Новая дидактика. 4. Результативность обучения – полнота и степень приближения к заданным нормам. Нормы определяются через цели обучения и результаты обучения. 5. Эффективность обучения – трудоемкость, время и затраченные ресурсы (материальные, экономические, человеческие) по достижению образовательной цели. 6. Концепция дидактического энциклопедизма (Я. А. Каменский, Дж. Мильтон, И.В. Беседов). Основная цель образования – передача обучающимся предельно большого объема научных знаний и опыта жизнедеятельности. 7. Концепция дидактического формализма (Песталоцци И., Дистервег А., Добровольский А.Б.). Цель обучения – развитие способностей и познавательных интересов обучающихся. Главный принцип сторонников дидактического формализма – многознание уму не научает. 8. Концепция дидактического прагматизма (Дж. Дьюи) – освоение всех видов деятельности современной цивилизации. Формирование новых отношений и типов поведения через погружение обучающихся в разные виды деятельности. Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|