|
РАЗДЕЛ II ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИТЕМА №1: Педагогика как наука и искусство.. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ Система общепедагогических знаний – диалектическая взаимосвязь теоретического знания о закономерностях, сущности, принципах организации обучения и воспитания и эмпирического знания о педагогических фактах как конкретного отражения реальной педагогической практики, эмпирического базиса педагогической теории. Эта система знаний создает основу для владения учителем механизмами профессиональной деятельности, ее содержательной и операционной сторонами. Искусство – любая форма практической деятельности, осуществляемой умело, мастерски, искусно в технологическом, а часто и в эстетическом смысле. В расширительном смысле слова искусство обозначает высокий уровень мастерства в любой деятельности (в т.ч. и нехудожественной), указывает на ее красоту, эстетическую значимость (красивое решение). (философский энциклопедический словарь). Педагогика как искусство – практическая педагогика; деятельность педагога, где основу составляет творчество; всегда идентифицируется с конкретным учителем, его индивидуальным стилем. Педагогическая наука – это наука о законах образования и воспитания детей и взрослых. Объект педагогики – человек (как часть объективной реальности). Предмет педагогики – воспитание человека (как целостность выделенная из мира объектов) в его интегральном и дифференцированном понимании. Отсюда и самое общее определение педагогики как науки о воспитании человека. Методы исследования – способы решения научно-исследовательских задач. У педагогики есть собственные методы исследования и достаточно широко используются другие общественно-научные методы. Принципы выбора методов для решения конкретных исследовательских задач: 1. Принцип совокупности – применение нескольких методов; их конструирование в расчете на согласование с природой исследуемого явления. 2. Принцип адекватности – метода существу изучаемого предмета и конкретному продукту, который должен быть получен. Законы и закономерности вскрытые, описанные, доказанные теоретически и подтвержденные экспериментально связи между преднамеренно созданными или объективно существующими условиями и достигнутыми результатами; основной фонд интеллектуально-педагогического богатства науки о воспитании. Функции педагогической науки: 1. Теоретическая функция: · обогащение, систематизация научных знаний; · обобщение опыта практики (как позитивного, так и негативного); · выявление устойчивых связей и закономерностей в педагогических явлениях. 2. Практическая функция: · повышение качества воспитания; · создание эффективных педагогических технологий; · внедрение результатов педагогических исследований в практику; · оценка влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания и соответствующая коррекция взаимодействия теории и практики. 3. Прогнозирование – одна из форм научного предвидения в социальной сфере; находится во взаимосвязи с целеполаганием – исходным компонентом целостного педагогического процесса и оценкой достоверности прогнозов, т.е. соотношение цели и результата. В педагогическом прогнозировании реализуется известный кибернетический постулат: любая система характеризуется двумя параметрами: она функционирует и одновременно развивается. Отсюда возникает необходимость двуаспектного управления ею: управления функционированием и управления ее развитием. Категории педагогической науки Человек – живое существо, обладающее даром мышления и речи‚ способностью создавать орудия и пользоваться ими; биосоциальное существо‚ субъект исторической деятельности и познания. Развитие человека – это процесс становления его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов. Онтогенез (развитие индивида) представляет собой процесс количественных и качественных изменений, закономерно происходящих в анатомо-физиологическом строении человеческого организма. Виды развития
Личность – субъект и объект общественных отношений. Это конкретный человек, представитель определенного общества, определенной социальной группы, занимающийся конкретным видом деятельности, осознающий свое отношение к окружающему и наделенный определенными индивидуально-психологическими особенностями. Формирование личности человека – это процесс её становления под влиянием многочисленных факторов, природных и общественных, внешних и внутренних, действующих стихийно и согласно определённым правилам, с применением определённых средств. Личность человека – результат действия и взаимодействия различных факторов. Первая группа – факторы, которые действуют более или менее независимо от воли и сознания людей. К ним относятся биологическая природа человека, общественные отношения, явления общественной психологии, образ жизни, географическая среда, условия микросреды. Вторая группа факторы, которые в большей или меньшей степени зависят от воли и сознания людей. Это – идеология, деятельность государства, общественных учреждений. Третья группа факторов предполагает организованное развитие. Воспитание – целенаправленный и организованный процесс формирования личности. В педагогике понятие воспитания употребляется в широком и узком социальном смысле, а, также в широком и узком педагогическом значении. В широком социальном смысле воспитание – это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. Под опытом понимаются известные людям знания, умения, способы мышления, нравственные, этические, правовые нормы, словом, все созданное в процессе исторического развития духовное наследие человечества. В широком педагогическом смысле воспитание – это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс. В узком педагогическом смысле воспитание – это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач. Обучение – э то специально организованный целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями. Образование – процесс и результат обучения. В буквальном смысле оно означает формирование образов, законченных представлений об изучаемых предметах. Образование – это объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый. Педагогический процесс – целостный процесс осуществления воспитания в его широком смысле путем обеспечения единства обучения и воспитания (в его узком, специальном смысле). Синоним – образовательный процесс. Педагогический процесс –этоцеленаправленное содержательно насыщенное и организационно оформленное взаимодействие педагогической деятельности взрослых и изменения личности воспитанника в результате активной жизнедеятельности при ведущей и направляющей роли воспитателей. Основные функции (функция-назначение) целостного педагогического процесса: образовательная, развивающая, воспитательная. Развивающая функция. Во-первых, являясь искусственным, педагогический процесс имеет возможность управлять естественным процессом развития (саморазвития), следовательно, педагогические влияния должны способствовать развитию, т. е. опережать развитие, идти впереди него и служить источником нового в развитии. Во-вторых, педагогический процесс строится с учетом достигнутого на определенном этапе уровня развития учащихся. В-третьих, педагогический процесс ориентируется на завтрашний день развития учащегося. Педагогический процесс (в одинаковой степени обучение и воспитание) способствует развитию психических процессов, речи, сенсорной, эмоциональной, двигательной сфер. Реализация образовательной функции более способствует формированию знаний, суждений, менее – убеждений; следовательно, необходима дополнительная специальная деятельность для целостности развития сознания, которая предусмотрена воспитательной функцией педагогического процесса. Именно воспитательное назначение педагогического процесса предполагает включение воспитанников в разнообразные виды деятельности; предусматривает разнообразие содержания взаимодействия педагога и ученика; требует разнообразия форм, средств и методов организации педагогического процесса; способствует развитию гуманных отношений, складывающихся в педагогическом взаимодействии. Реализация функций происходит и в обучении и в воспитании. Самовоспитание – целенаправленная, активная личная деятельность, способствующая формированию и развитию у человека положительных и устранению отрицательных качеств в соответствии с требованиями общества и деятельности. Самообразование – целеустремленная работа человека по расширению и углублению своих знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых умений и навыков. Педагогическое общение – специфическая форма общения, имеющая свои особенности, и в то же время подчиняющаяся общим психологическим закономерностям, присущим общению как форме взаимодействия человека с другими людьми, включающей коммуникативный, интерактивный и перцептивный компоненты. Педагогическое общение – совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания и обучения и определяющих характер взаимодействия педагога и учащихся. Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|