Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ТЕМА 8 ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ





ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

1. Инновация (от англ. – нововведение, новация) – это изменения внутри педагогической системы, улучшающие течение и результаты учебно-воспитательного процесса. Это рассматриваемые в непрерывном единстве идеи, процессы, средства и результаты совершенствования педагогической системы.

2. Новаторство – это обязательно прогрессивные нововведения, продвигающие образовательную практику вперед.

3. Инновационный потенциал педагога – совокупность социокультурных и творческих характеристик личности педагога, выражающая готовность совершенствовать педагогическую деятельность и наличие внутренних, обеспечивающих эту готовность средств и методов. Желание и возможность развивать свои интересы и представления, искать собственные нетрадиционные решения возникающих ситуаций, воспринимать и творчески воплощать уже существующие нетрадиционные подходы в образовании.

ТЕМА 9. ФОРМЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

1. Форма (от лат. – внешний вид, оболочка) – способ существования учебного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания (И.П. Подласый). Это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемое в определенном порядке и режиме. Школьные и внешкольные, массовые, коллективные, групповые, микрогрупповые и индивидуальные формы обучения.

2. Средства – предметная поддержка учебного процесса. Голос (речь) педагога, его мастерство, учебники, классное оборудование, технические средства (И.П. Подласый).



3. Классно-урочная форма – организация процесса обучения, отличающаяся постоянным составом учеников примерно одного возраста и уровня подготовленности, работой класса по годовым планам (планирование обучения), наличием уроков, расписания, руководящей ролью учителя, применением различных видов и форм познавательной деятельности учащихся. Возникла в 17 веке, теоретические основы разработал и воплотил в массовую практическую технологию Я. А. Коменский.

4. Урок – законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок учебного процесса. Типы уроков: комбинированный (смешанный); изучения новых знаний; формирования новых умений; обобщения и систематизации изученного; контроля и коррекции знаний, умений; практического применения знаний, умений (классификация Г. И. Щукиной, В. А. Онищук, Н. А. Сорокин, М. И. Махмутов и другие).

Урок – это такая организационная форма обучения, при которой учитель в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственного в ходе занятия, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников (А. А. Бударный).

5. Нестандартный урок – это импровизированное учебное занятие с нетрадиционной структурой фантазии: суды, поиск истины, парадоксы, концерты, аукционы, диалоги и др..

6. Структура урока – его внутреннее строение, последовательность отдельных этапов. Классическая структура урока: подготовка к усвоению новых знаний; усвоение новых знаний, умений; их закрепление и систематизация; применение на практике.

7. Подготовка урока – это разработка комплекса мер, выбор такой организации учебного, воспитательного процесса, которая в данных конкретных условиях обеспечивает наивысший конечный результат.

Этапы подготовки:1.диагностика,

2.прогнозирование,

3.проектирование.

8. Организационная форма обучения – специальная конструкция процесса обучения, характер которой обусловлен его содержанием, методами, приемами, средствами, видами деятельности учащихся (Чередов И. М.).

9. Вспомогательные формы обучения – дополняют и развивают классно-урочную деятельность учащихся. Кружки, практикумы, семинары, конференции, консультации, факультативы, учебные экскурсии, домашняя самостоятельная работа учащихся и другие.

10. Организационная система обучения – совокупность форм, объединенных по признаку связи учащихся и дополняющих друг друга.

а). Система индивидуального обучения – сложилась еще в первобытном обществе как передача опыта от одного человека другому,

б). Индивидуально-групповая – учитель обучал индивидуально 10–15 человек. Изложив материал одному, он давал ему задание для самостоятельной работы и переходил к следующему.

в). Белл – Ланкастерская система – система взаимного обучения, при которой старшие и более успевающие ученики (мониторы) под руководством учителя проводят занятия с остальными учащимися. Возникла в связи с необходимостью массового обучения грамоте и была предложена независимо друг от друга английским педагогом Э. Беллом в 1791 г. и Дж. Ланкастером в 1801г. Такая система позволяет обучаться 600 и более ученикам разного возраста и уровня подготовленности в одном зале.

г). Дальтон – план – система индивидуализированного обучения. Возникла в начале 20 века; автор – Е. Паркхерст. Свобода в выборе занятий, очерёдности отдельных предметов, самостоятельная проработка учениками учебного материала в предметных лабораториях. Учащиеся получали письменные задания, и после консультации учителя работали над ними самостоятельно по индивидуальному плану.

д). Бригадно-лабораторная система обучения (20-е г. 20 века) – сочетание коллективной работы всего класса с бригадной (звеньевой) и индивидуальной работой каждого ученика.

е). Лекционно-семинарская система – лекции, семинары, практические и лабораторные занятия, консультации и практика по избранной специальности – ведущие формы обучения. Используется в практике высшего и послевузовского образования; элементы её – в общеобразовательной школе.

ж). План Трампа (60-е г. 20 века) – сочетание занятий в больших аудиториях (100–150 человек) с занятиями в группах по 10–15 человек и индивидуальной работой учащихся.

11. Фронтальное обучение – современная организационная форма обучения, при которой учитель управляет учебно-познавательной деятельностью всего класса, работающего над единой задачей в едином для всех темпе.

12. Групповая форма обучения – учитель управляет учебно-воспитательной деятельностью групп учащихся класса. Звеньевые, бригадные, кооперировано-групповые и дифференцированно-групповые, парные (Сластёнин В. А.).

13. Индивидуализированная форма обучения – ученик выполняет самостоятельное задание, данное учителем с учетом учебных возможностей обучаемого (Сластёнин В. А.).

14. Индивидуализация обучения – организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика (энциклопедия).

15. Взаимное обучение – форма организации учебной деятельности, в соответствии с которой ученики, наиболее успешно овладевшее учебной программой, занимаются со своими одноклассниками под руководством педагога. В конце 19 века идеи взаимного обучения воплотились в Белл-Ланкастерской системе (педагогическая энциклопедия).







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.