Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Логика педагогического эксперимента





1) разработка новой педагогической конструкции

2) разработка программы ее проверки

3) определение критериев оценки ее эффективности

4) определение процедуры проверки

5) осуществление намеченного

6) отслеживание и анализ результатов.

Этапы: 1) констатирующий; 2) формирующий (преобразующий).

6. Тестирование (психолого-педагогический метод). Тест – стандартизированное, часто ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления количественных и качественных индивидуальных различий.

Тестирование – выявление актуального уровня (степени) развития у индивида ЗУНов, личностных характеристик на основе использования стандартизированных заданий (тестов), имеющих определенную шкалу значений.

Виды тестов:

1. тесты достижений (дидактические) – позволяют определить уровень усвоения учебного материала.

2. тесты способностей позволяют изучить предпосылки личности к освоению или выполнению определенной деятельности (тесты интеллекта, креативности).

3. тесты личности направлены на выявление особенностей личности, ее темперамента, направленности, мотивации, качеств личности.

Специфические методы гуманитарных исследований (методы описания и понимания человека):

метод интроспекции, или самонаблюдения, исходящий из рефлексивной природы человека (интроспекция есть "всматривание" во внутренние процессы сознания, явления душевной жизни); так же, как и внешнее объективное восприятие, внутреннее восприятие происходит с помощью логических процессов – различения, анализа, абстрагирования, синтеза, обобщения;

метод самоотчета, представляющий собой словесный или письменный отчет о результатах самонаблюдений; культурно оформленными видами самоотчета являются письма, автобиографии, исповеди, дневники, представляющие уникальность внутреннего мира человека;

идентификация как метод понимания другого представляет собой способность человека мысленно поставить себя на место другого, как бы воплотиться в другом; идентификация использует интеллектуальные, логические операции (сравнение, анализ, рассуждение и т.п.);

биографический метод как способ познания человека, основанный на изучении личности в контексте ее истории, через описание ее биографии; понимание внутреннего мира человека осуществляется посредством описания прошедших этапов жизни человека;

педагогическая герменевтика, представляющая собой искусство истолкования и понимания педагогического опыта, который может быть представлен в различного рода текстах, а также других продуктах материальной и духовной культуры.

Количественные методы обработки результатов в педагогических исследованиях:

Регистрация – выявление определенного качества у явлений данного класса (например, количество неверно решенных заданий).

Ранжирование – расположение собранных данных в определенной последовательности (убывания или нарастания). Например, составление списка учеников в зависимости от количества полученных социометрических выборов.

Шкалирование соотнесение качественных характеристик исследуемых объектов с их числовыми значениями,

Рейтинг оценка качества личности с помощью компетентных специалистов. В качестве частного случая рейтинга может рассматриваться самооценка учащимися своих качеств по определенной шкале.

Экспертная оценка – оценка полученных данных с помощью привлечения независимых экспертов.

Социометрия – метод, позволяющий на основе опросов или фиксации поведения выявить структуру взаимоотношений членов коллектива, их симпатии и антипатии, установить, кто является лидером, а кто нет.

Ретроспективный анализ собственного опыта. Каждый исследователь имеет опыт отношений и переживаний. Он может послужить исходной позицией, одним из элементов для сравнения, сопоставления, поможет разобраться в изменениях, происходящих в личности, педагогическом труде, в педагогических процессах

РАЗДЕЛ III. ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ

ТЕМА №1: Сущность, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

1. Дидактика (от греч. дидактос – поучающий) – часть педагогики, разрабатывающая проблемы обучения и образования (Подласый). Наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах организации, достигаемых результатах (Подласый).

2. Объект дидактики – содержание и процесс обучения.

3. Предмет дидактики – закономерности и принципы обучения; взаимодействие преподавания и учения в их единстве.

4. Обучение – совместная деятельность педагога и учащихся, упорядоченное их сотрудничество, направленное на достижение поставленной цели (Подласый). Это самый важный и надежный способ получения систематического образования; специфический процесс познания, управляемый педагогом.

5. Образование – система приобретенных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления (Подласый). Результат целенаправленного обучения. Его компоненты: способы деятельности и поведения; мировоззрение; кругозор и эрудиция; интеллект; навыки самообразования; активность; работоспособность; воспитанность; подготовка к выбору профессии и другие.

а). Образование общее – овладение знаниями основ наук по циклам учебных предметов в общеобразовательных учебно-воспитательных учреждениях: школах, гимназиях, лицеях, колледжах.

б). Образование политехническое – знакомит учащихся с основными видами современных производств, формирует умения и навыки выполнения простых трудовых действий. Приобретается в общеобразовательных учебно-воспитательных учреждениях.

__________________________________

1 См.: Бим – Бад Б.М. Петровский А.В. Образование // Педагогическая энциклопедия: В 2 т. М., 1993–1999. Т.2. С. 62

2 См.: Леднев В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М., 1991. С.24.

3 См.: Подласый И.П. Педагогика. М., 1996. С. 202.

4 См.: Большой Энциклопедический словарь. М., 1998. С. 826.

5 См.: Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург, 1996.С.8.

 

6. Цель (учебная, образовательная) – то, к чему стремится обучение, будущее, на которое направлены его усилия (Подласый).

7. Организация – упорядочение дидактического процесса по определенным критериям, придание ему необходимой формы с целью наилучшей реализации поставленной цели (Подласый).

8. Результаты (продукты обучения) – то, чего достигает обучение, конечные следствия учебного процесса, степень реализации намеченной цели.

9. Познавательная деятельность – это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности.

10. Методологические основы обучения – это принципиальные положения, определяющие общую организацию, отбор содержания, выбор форм и методов обучения.

11. Бихевиоризм – научение человека сводит к физиологическому процессу усвоения организмом определенных стимулов и соответствующих реакций на них в строго задаваемых ситуациях обучения. Основной механизм развития мышления – своевременное подкрепление в виде наград и наказаний. Обучение – это искусство управления стимулами с целью вызова или предотвращения определенных реакций. Стимул → реакция.

12. Прагматизм – обучение, расширение личного опыта ученика, чтобы он мог как можно лучше приспособиться к существующему общественному строю (Дж. Дьюи – основоположник).

13. Экзистенциализм – учение, которое отрицает объективные всеобщие ценности и считает, что личность сама должна вырабатывать ценности в своей деятельности путем полного проживания каждого момента бытия.

14. Неотомизм – философское течение, согласно которому человек является неотъемлемым звеном в иерархии форм бытия, сотворенным Богом. Человек состоит из двух величин – души и тела. Личность направляется естественным законом, призывающим творить добро.







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.