Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 3.Система форм и методов воспитания.





ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Прием воспитания – это элемент метода, его составляющая, способствующая эффективности воспитательных взаимодействий.

Средство воспитания это целесообразно организованный методический путь решения определенных воспитательных задач; всё то, что используется в воспитательном процессе для его большей эффективности (например, наглядные пособия, произведения изобразительного и музыкального искусство, СМИ, педагогическая техника и др.).

Форма воспитания – педагогически целесообразно организованная коллективная и индивидуальная деятельность, система её организации. Так как воспитательный процесс включает две системы (воспитатель и воспитанник), необходимо, чтобы обе эти системы были готовы к активному взаимодействию. Для этого педагог стремится поставить ребенка в условия, способствующее его активной деятельности. Это достигается с помощью определенных организационных форм (классный час, викторина, экскурсия, клуб и др.).

Классификация методов воспитания – это выстроенная по определенному признаку система методов. Она помогает обнаружить в методах специфические и общее особенности, способствуют их осознанному выбору и эффективному применению.

Классификация методов воспитания Ю.К. Бабанского.

Классификация методов воспитания З.И. Васильевой.

№ п/п Метод Задачи
Педагогов Учащихся
1. Прогностический Планирование учебно-воспитательной работы, доведение до учащихся смысла планируемых дел. Принятие, выдвижение, анализ целей, избрание путей их достижения.
2. Информационно–просветительный Вооружение учащихся знаниями (по предмету, этическими, эстетическими и другими). Освоение учебного материала, его переработка в собственные знания и личностные качества.
3. Ориентационно-трудовой Формирование мотивов и потребности в труде Формирование трудовых умений и навыков
4. Коммуникативный. Организация и регуляция общения и поведения, учащихся в классе, школе, со сверстниками и взрослыми. Формирование коммуникативных умений и навыков.
5. Оценочный Оценка успешности своей деятельности, вооружение учащихся умением оценить себя, окружающий мир. Формирование самооценки и мировоззренческой позиции.

 

Правила выбора и применения методов воспитания:

· Исходный принцип – это реализация гуманно-личностных отношений “воспитатель-воспитанник”.

· Применение методов воспитания в системе.

· Учет реальных условий применения, методическое обеспечение.

· Логическая завершенность каждого используемого метода.

· Зависимость избранных методов от целей, которые поставил перед собою педагог.

· Учет возрастных и индивидуальных особенностей развития школьников.

· Педагогический оптимизм, вера в успех.

Тема4. Воспитательные системы и современные концепции воспитания

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Концепция (от латинского «понимание, система») – определенный способ понимания, трактовки каких – либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения, ведущий замысел. Каждая педагогическая теория должна опираться на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и т. п. основание. Концептуальная основа необходима и при разработке конкретных воспитательных систем.

Воспитательная система – специально организованная деятельность педагогов и учащихся, направленная на реализацию выделенных в соответствии с определенной концепцией взаимосвязанных элементов целостного педагогического процесса. Ведущие положения инновационных воспитательных систем воплощаются в конкретных авторских школах.

Педагогическая инновация – это то новое и оригинальное, что вводится в педагогический процесс, т. е многофункциональные, сложные процессы по созданию, освоению и распространению педагогических новшеств.

Авторская школа – учебное заведение, в основе деятельности которого лежит совокупность идей, характеризующих его как нетрадиционное.

Пример авторских школ

Квалификационная характеристика Школа Р.Штейнера (Вальдорфская школа) Школа Е.Н.Ильина
Уровень применения Общепедагогическая Частнопредметная
Философская основа Антропософия Гуманистическая
Основной фактор развития Биогенная Социо-психогенная
Концепция усвоения Ассоциативно-рефлекторная Рефлекторно-суггестивная
Характер содержания Обучение и воспитание, религиозная, общеобразовательная, гуманистическая. Обучение и воспитание, светская, гуманистическая, общеобразовательная.
Тип управления Системы “репетитор”, “малые группы” Система “малых групп”
Подход к ребенку Личностно – ориентированный подход с неформальным лидерством педагога Личностно-ориентированный
Преобладающие методы Игра, диалог, творчество. Объяснительно – иллюстративный с элементами диалога, проблемности.
Целевые ориентиры Воспитание призвано сформировать целостную личность, стремящуюся к самореализации своих возможностей, открытую для восприятия нового опыта, способную на осознанный и ответственный выбор. “Умножать, а не только уважать человека в человеке” /Е.И.Ильин/
Особенности содержания · Гармоничное сочетание интеллектуального, эстетического и практического аспектов образования · Широкое дополнительное просвещение (музей, театр и т. д.) · Межпредметные связи, индивидуальная траектория обучения · Трудовое воспитание · Каждое художественное произведение, входящее в школьную программу – это множество нравственных проблем · Вопрос – проблему (ядро урока) нужно ставить так, чтобы для современного ученика он был жгучим, злободневным, личностно – значимым · От опыта личности→ к анализу художественного произведения и от него→ к книге






Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.