Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ТЕМА 4. ЕДИНСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ, ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ И РАЗВИВАЮЩЕЙ ФУНКЦИИ. ПОБЛЕМЫ ЦЕЛОСТНОСТИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА





ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

1. Педагогический процесс (учебно-воспитательный) – это специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач. Компоненты педагогического процесса: педагоги, воспитанники (главные компоненты), содержание образования и средства.

2. Целостность педагогического процесса – внутреннее единство составляющих компонентов, их гармоническое взаимодействие. Предполагает такую организацию жизнедеятельности воспитанников, которая оказывала бы сбалансированное воздействие на все стороны личности.

3. Задача педагогическая – осознание педагогом педагогической ситуации, связанной с необходимостью перевести учеников из одного в другой, более высокий уровень обученности, воспитанности, по наиболее оптимальному пути.

4. Образовательная функция – связана с расширением объема знаний. Вооружение учащихся системой научных знаний, формирование умений, навыков их использования на практике.

5. Воспитательная функция – связана с формированием отношений, взглядов, убеждений, качеств личности. Предполагает формирование у учащихся научного мировоззрения, отношений к науке (учению), природе, искусству, труду, обществу, коллективу, самому себе и другим, что выражается во взглядах, идеалах, убеждениях, моральных качеств личности.

6. Развивающая функция – связана с развитием речи и мышления, сенсорной, эмоционально-волевой, двигательной и мотивационно-потребностной сфер личности.

7. Индивидуальное обучение – одна из форм организации учебных занятий, при которых осуществляется педагогическое взаимодействие учителя с обучающимися, находящимися вне класса.

8. Индивидуализация обучения – организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся, позволяющая создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика.

ГУМАННО-ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД К УЧАЩЕМУСЯ

ТЕМА 5. ЕДИНСТВО ПРЕПОДАВАНИЯ И УЧЕНИЯ. ОБУЧЕНИЕ КАК СОТВОРЧЕСТВО УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

1. Преподавание – упорядоченная деятельность педагога по реализации цели и задач обучения, обеспечение информирования, восприятия, осознания, усвоения, упрочнения и практического применения знаний (Подласый).

2. Учение – процесс собственной деятельности учащегося, в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретенного опыта у него возникают новые знания, умения, формы деятельности и поведения, совершенствуются ранее приобретенные.

3. Личностно-ориентированное образование – образование, обеспечивающее развитие и саморазвитие личности ученика исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности.

4. Эффективность обучения – мера совпадения реально достигнутых результатов с целями, предусмотренными образовательной программой.

5. Сотворчество – совместное творчество, деятельность учеников и педагогов на равных, направленная на создание качественно новых, необычных, неповторимых ценностей.

6. Сотрудничество – взаимодействие на принципах взаимного уважения, полноправность обеих сторон в выборе путей.

7. Комфортность обучения – совокупность условий, в которых протекает учебная деятельность, характеризуемая с точки зрения их способности обеспечить нормальный социально-психологический климат и необходимые удобства. К их числу относятся: близость места учебы к месту жительства, планировка учебных помещений, температурный режим, а также ритм обучения, манера поведения преподавателя.

ТЕМА 6. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФУНДАМЕНТ БАЗОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

1. Содержание (обучения, образования) – система научных знаний, практических умений и навыков, способов деятельности и мышления, которыми учащимся необходимо овладеть в процессе обучения. (Подласый) Это конкретный ответ на вопрос чему учить подрастающее поколение. Проблема выбора и отбора самых важных, базовых знаний и умений.

____________________________

1 См.: Харламов И.Ф. Педагогика. М., 1997. С. 121.

2 См.: Лернер И.Я. Содержание образования // Педагогическая энциклопедия: В 2т. М., 1993–1999. Т.2. С..349.

3 См.: Леднев В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М., 1991. С. 26.

4 См.: Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург, 1996.С.52.

5 См.: Лихачев Б.Т. Педагогика М., 1993 С. 369.

2. Знания – отражение познаваемого мира в мысли человека, совокупность идей, в которых выражается теоретическое овладение определенным предметом. (Подласый) Отражается в сознании в виде представлений, фактов, понятий, терминов, суждений, теорий.

3. Умения – овладение способами (приемами, действиями) применения усвоенных знаний на практике. (Подласый) По степени участия мышления – умственные и практические; По характеру – общеучебные, трудовые, художественные, спортивные, игровые и другие.

4. Навыки – умения, доведенные до автоматизма, высокой степени совершенства (Подласый) благодаря многократному повторению. Для сформированных навыков характерны скорость и точность воспроизведения.

5. Гуманизация содержания образования – максимальное использование человекоформирующих возможностей не только гуманитарных, но и всех других школьных предметов. (Подласый)

6. Дифференциация содержания образования – не дальнейшее выделение новых учебных предметов, а создание на уровне уже существующего лучших условий для эффективного обучения различных групп обучаемых, приспособленным к возможностям и запросам учащихся.

7. Интеграция – процесс и результат становления целого на основе выявления важных связей между относительно независимыми частями, отдельными школьными предметами. Объединение областей знаний, унификация их, уплотнение, свертывание информации. Интегрированные курсы дают обучаемым системные, уплотненные, компактные знания.

8. Гуманитаризация образования – общая направленность содержания образования на приоритетное усвоение тех знаний, умений, которые необходимы всем людям и каждому человеку, независимо от того, кто он есть или кем хочет быть. Среди них, прежде всего, называют родной язык, литературу, историю, краеведение. (Подласый)

9. Теория материального образования – цель школы состоит в передаче учащимся как можно большего объема знаний из различных областей науки. Выпускник должен стать энциклопедически образованным.

10. Теория формального образования – развитие способностей и познавательных интересов учащихся, их внимания, памяти и мышления посредством инструментальных предметов – языки, математика, физика. Недооценка роли гуманитарных наук в формировании всесторонне образованной личности.

11. Государственный образовательный стандарт – требования, которые предъявляет государство к уровню образования выпускников школ, и гарантии государства по его достижению. Обязателен для всех учебных заведений страны независимо от подчинения, типов и форм собственности. Выделяют три уровня в образовательном стандарте: федеральный, национально-региональный и школьный.

12. Учебный план – это сертификат учебного заведения, определяющий продолжительность учебного года, длительность четвертей и каникул; полный перечень предметов, изучаемых в учебном заведении; распределение предметов по годам обучения; количество часов по каждому предмету за все время обучения и на изучение предмета в каждом классе; количество часов в неделю на изучение каждого предмета и т.п. Предметы, включенные в учебный план, делятся на обязательные и факультативные (по выбору).

13. Учебная программа – составляется на основе учебного плана, содержит: объяснительную записку о целях изучения данного предмета, основных требованиях к знаниям и умениям учащихся, рекомендуемых формах и методах обучения; тематическое содержание изучаемого материала; ориентировочное количество времени на изучение отдельных вопросов курса; перечень основных мировоззренческих вопросов, учебного оборудования и реализации межпредметных и межкурсовых связей; рекомендуемую литературу.

14. Учебная литература – подробно раскрывает содержание образования. Это школьные учебники, справочники, книги для дополнительного чтения, атласы, карты, сборники задач и упражнений и т.п. От качества учебной литературы зависит результативность обучения. Дефицит хороших учебников.

15. Базовое образование – общественно необходимый уровень образовательной подготовки, предусматривающий разностороннее развитие и ценностно-этническую ориентацию личности, формирование общественной основы ее дальнейшего образования, гражданского и профессионального становления. (Энцикл.)

16. Вариативность образования – один из основополагающих принципов и направление развития современной системы образования в России, следствие осознания государством, обществом, образовательным сообществом необходимости преодоления унификации и единообразия образования. Осуществляется через создание многообразия образовательных программ, плюрализм и гибкость учебных программ, учебников; возможность выбора программно-методического обеспечения, образовательных технологий.

 

ТЕМА 7. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

1. Метод (от лат. “методос” – путь, способ) – путь достижения (реализации) цели и задач обучения. Это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение цели обучения.

2. Методы обучения – система последовательных, взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования.

____________________________

1 См.: Бабанский Ю.К. Педагогика. М., 1988.

2 См.: Данилов М.А. Процесс обучения в современной школе. М., 1960

3 См.: Лернер И.Я., Скаткин М.Н. Метод обучения // Педагогическая энциклопедия: В 2 т. М., 1993–1999. Т2. С. 566.

4 См.: Подласый И.П. Педагогика. М., 1996. С. 319.

5 См.: Харламов И.Ф. Педагогика. М., 1997. С. 180.

 

 

3. Прием – это элемент метода, его составная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода или модификации метода в том случае, когда метод небольшой по объему или простой по структуре.

4. Классификация методов обучения – это упорядоченная по определенному признаку (источник знаний, тип познавательной деятельности, активность учеников) их система. Известны десятки классификаций методов обучения.

 

5. Рассказ – словесный метод устного изложения. Это монологическое изложение учебного материала, применяемое для последовательного, систематизированного, доходчивого и эмоционального преподнесения знаний.

6. Беседа – вопросно-ответный метод (обучения) устного изложения, побуждающий учащихся к актуализации (припоминанию) уже известных им знаний и позволяющий достичь усвоения новых знаний путем самостоятельных размышлений, выводов и обобщений.

7. Лекция – отличается более строгой структурой, логикой изложения учебного материала, обилием сообщаемой информации, системным характером освещения знаний.

8. Дискуссия – обмен взглядами по конкретной проблеме, позволяющий приобретать новые знания, укрепляться в собственном мнении и отстаивать его.

9. Работа с книгой – метод, позволяющий многократно обрабатывать учебную информацию в доступном для ученика темпе и в удобное время.

10. Демонстрация – наглядно-чувственное ознакомление учащихся с явлениями, процессами, объектами в их натуральном виде.

11. Иллюстрация – показ и восприятие предметов, процессов и явлений в их символьном изображении с помощью плакатов, карт, портретов, рисунков, схем, репродукций, моделей и т.п.

12. Видеометод – наглядное восприятие информации через кодоскопы, проекторы, киноаппараты, учебное телевидение, видеомагнитофоны, компьютеры.

13. Упражнение – планомерное повторное выполнение действий с целью овладения ими или повышения их качества.

14. Лабораторный метод – самостоятельное проведение экспериментов, исследований учащимися. Применяется, прежде всего при изучении физики, химии, биологии.

15. Игра познавательная (дидактическая) – специально созданная ситуация, моделирующая реальность, из которой учащимся предлагается найти выход.

16. Выбор методов обучения – учет многих зависимостей, позволяющий достичь главной цели и конкретных задач на уроке.

17. Метод проектов – система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий – проектов. Возник во второй половине 19 в. в США.







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.