|
Формирование папской восточной политики.1. На Западе есть миф о крещении Руси. Относят к периоду Владимира. Кардинал Пётр Даминиани, епископ Остийский (ХI в.) "Житие святого Ромуальда " (+1027г.). В этом житии упоминается русская миссия немецкого миссионера Бруно Бонифация, который пришёл к русскому царю. Тот предложил ему пройти между двух костров. Он прошёл, народ уверовал, а брат царя нет и убил Бонифация. 2. Хроника Адемара (+1030г.). Её переделка ХII в. помещает рассказ об Оттоне I. У него было два епископа: св. Адальберт, епископ Пражский и св. Бруно, который обратил в христианство Венгрию и Руссию, убит печенегами. Русские выкупили тело и воздвигли монастырь. А потом пришли греки и обратили русских. Карташёв сопоставил это со всеми другими источниками, обратился к Титмару Межиборскому, который ничего не говорит о миссии Бруно на Русь. Его миссия проходила тогда, когда Русь уже была крещена. Письмо самого Бруно императору Генриху II, преемнику Оттона I (написано приблизительно в 1007г.), в котором он рассказывает, что проповедовал в Померании, Венгрии, Пруссии, был у печенегов, на пути к ним посетил князя Владимира, который был уже крещён. Он принял его хорошо. Миссия у печенегов неудачная, вернулся в Киев. Убит язычниками в Литве. Бруно Кферфуртский, тот же Бонифаций, был у Владимира в 1008г., а убит в 1009г. во время миссии к ятвягам. 3. ПВЛ под 979 г. сообщает о послах из Рима к Ярополку от папы Бенедикта VII (974 - 983). 4. Никоновская летопись и Степенная книга под 988 г. сообщают о приходе послов в Корсунь к Владимиру из Рима с мощами святых от папы Иоанна XV. Голубинский: послы хотели перехватить инициативу у греков, но хотя потерпели неудачу, продолжают посылать посольства. 5. Никоновская летопись и Татищев говорят ещё о 2 посольствах: в 991 г. папское посольство польского и венгерского королей. В 1000 г. приходят послы папы, которых сопровождали послы чешского и венгерского королей. Никоновская летопись - князь Владимир отправил ответное посольство. Голубинский сопоставляет эти факты с появлением "Слова об опресноках" митр. Леона, т.е. греческая иерархия реагировала на происки папы. 6. При жене Святополка, дочери польского короля Болеслава I, стоит епископ Рейнберн. Вместе со Святополком устроил заговор против Владимира, за что попал в темницу. X-XI вв. - родственные связи. Ярослав женат на шведской королевне Индигерде, в крещении Ирине. Его сестра Мария за польским князем Казимиром. Дочери: Анастасия за венгерским королём Андреем I, Елизавета за норвежским королём Гарольдом IV, Анна за французским королём Генрихом I. Марию перекрещивали. Анну папа Николай II хвалил за преданность Церкви, набожность. 7. В 1054г. происходит разрыв между Римом и Константинополем. Есть один момент, на который обращает внимание Голубинский. Согласно записи одного из легатов, кардинала Гумберта, император Константин, не доверяя предъявленной ему патриархом Михаилом Керулларием грамоте, послал своих послов вдогонку за легатами и получил от них копию "в одном из городов Руси". Голубинский предполагает, что послы специально сделали крюк, чтобы отговорить теперь уже русских от союза с греками. Но он же впадает в сомнение, скептически относится к этому свидетельству и предполагает, что это один из греческих городов Руссион, на берегу Мраморного моря, неподалеку от Константинополя, что, конечно, вероятнее всего. 8. 1073г. - великий князь Изяслав изгнан братьями из Киева. Смириться с этим не хочет и обращается за помощью к соседу, Болеславу Польскому, посылает ему очень богатые дары (это плата за военную помощь, которую Болеслав должен оказать). Тот дары берёт, а помощи не даёт. Изяслав пожаловался на него германскому императору Генриху IV, однако тот не смог добиться возвращения сокровищ. И Изяслав направил своего сына Ярополка в Рим к папе Григорию VII. Ярополк просит о помощи и, якобы, обещает покориться папе. Но Григорий VII Гилъдебрандт не мог на это не отозваться и направляет два послания: одно Польскому королю с требованием вернуть чужое; другое Изяславу, во святом крещении Димитрию, с супругой, где в частности пишет: "Мы согласились с просьбою сына Вашего и вручили ему кормило Вашего государства от имени святого Петра". Митр. Макарий считает, что этого не было, что папа извратил просьбу Ярополка или как то привратно все это истолковал. К счастью все завершилось само собой. В 1076г. умер Святослав, захвативший Киев, а Изяслав Киев занял. Митр. Макарий высказывает предположение, что с этим случаем неожиданного обращения к папе связано появление такого памятника полемической литературы как " Стязание с латинами " митр. Георгия (1065-76гг.). 9 К этому же периоду относится послание на Русь антипапы Климента III. Он был поставлен Генрихом (поставлен около 1084 ибыл до 1089г.).Он был признан только в Германии и то не всеми, не обладал должным папским могуществом и поэтому его послание не высокомерное. Речь не идёт о покорности престолу апостола Петра, а просто предложение к воссоединению, хотя его он понимает в римском духе. Отвечает ему митр. Иоанн II, вежливо, но с перечислением латинских заблуждений. И папу он отправляет к патриарху Константинопольскому, с которым и следует говорить по такому важному вопросу. Голубинский с этой перепиской сопоставляет факт, который имеет место в Никоновской летописи под 1091 г.: "Того же лета прииде Феодор, грек митрополичъ, от папы из Рима и принесе много мощей святых". Голубинский предполагает, что это был ответный дар антипапы. 10. Под 1169 г. Никоновская летопись упоминает о приходе на Русь послов от папы. И Голубинский подозревает здесь Андрея Боголюбского, не к нему ли приходили эти послы? У Боголюбского могли быть основания быть недовольным патриархом, который отказал в отдельной митрополии. Митр. Макария привлекает другой факт: Владимир Мономах обращался к митр. Никифору с вопросом: в чём причина отлучения латинян от Церкви Божией? И митр. Никифор направляет два послания Мономаху, где интересны следующие строки: "По разуму я тебя нашел благоверным благодатью Божией и не уклоняющимся от правой веры, по чувству ревнующим о Боге до сего дня и молю Бога да соблюдет тебя таковым всегда, если не допустишь волку войти в стадо Христово и не дашь насадить терние в винограде Божием, но сохранишь древнее предание своих отцов". И митр. Макарий весьма резонно предполагает, что, вероятно, и при Мономахе была очередная попытка папы войти в русские дела. Об этом же митр. Никифор пишет и другим князьям. Вообще против латинян писали и преп. Феодосий, и митр. Георгий и Иоанн II. 11. 1207г. - послание папы Иннокентия III (текст хранится в Ватиканском архиве и непонятно: отправил папа послов с этим посланием или только собирался, потому что нет сообщений о приходе послов). Голубинский отмечает, что этот папа был необыкновенно удачлив в деле подчинения православных народов Риму. В 1199г. его власть признали болгары, затем сербы (правда, ненадолго), а в 1204г. крестоносцы взяли Константинополь, где насильственно была учреждена латинская иерархия. Послание адресовано архиепископу, епископам, духовенству и мирянам Русской Церкви. Папа пишет, что Церковь едина, власть вручена апостолу Петру, которому он есть преемник. "Греческая империя, почти вся Греческая Церковь возвратились к почитанию апостольского престола и преемлет его повеления. Не лепо ли, что часть будет разногласить со всем целым и будет отделяться от всего тела? " 12. 1227г. - послание папы Гонория III ко всем князьям Русским: "Радуемся о Господе, услышав, что послы ваши, приходившие к достопочтенному брату нашему Моденскому епископу, легату апостольского престола, униженно просили его посетить лично ваши страны, потому что вы готовы принять здравое учение и совершенно отречься от всех заблуждений, которым вы подверглись по недостатку пастырей, за которые Господь в гневе своем так часто поражал вас различными бедствиями и поразит еще более". Папу побудило писать это послание то, что были послы из Пскова и, возможно, из Новгорода. Об этом есть сообщение в одной Ливонской хроники. В 1224г. послы были у Моденского епископа с тем, чтобы заключить мир с ливонскими рыцарями, а Моденский епископ - это папский легат в Ливонии, во владениях ордена. Вот и весь факт. 13. 1231 г. - Григорий IX пишет великому князю Юрию Всеволодовичу (погибший впоследствии на реке Сити), где повторяет те же положения о единой Церкви, о едином пастыре апостоле Петре и его преемнике - папе. Однако обещает политические выгоды, связанные с покровительством папы. В этот период в Киеве водворяются монахи-доминиканцы и, может быть, этот факт побудил папу проявить такой импульс прозелитической деятельности. 14. Относительно столкновения Православия и Католичества на северо-западе, то это касается Прибалтики и Галиции. В Прибалтике около 1186 г. появился немец Мейнгардт. Появился он в Ливонии, просил у Полоцкого князя разрешения обращать чудь в христианство (там жили язычники). Неподалёку от современной Риги в Икскюле поставил церковь (Риги ещё не было). С него, собственно говоря, идёт отсчёт. 15. В начале ХIII в. преемник Мейнгарда, третий по счёту епископ Адальберт, в 1201г. основывает город Ригу как центр ордена Христовых воинов или меченосцев, которые занимались не только миссионерской деятельностью распространения веры, но и подчиняли себе окрестные земли. Папы дали им прощение грехов и толпы немцев, датчан, шведов устремились в Ливонию. Было построено много церквей, монастырей, основано епархий. Столкновение интересов приводит к постепенному вытеснению русских из Прибалтики. Русское влияние стараются свести на нет. Вот такова ситуация в Прибалтике вплоть да самого начала монгольского периода. В 1188 г. Галицию завоевал венгерский королевич Андрей. Завоевание установило венгерское господство, но не надолго. В 1190г. Андрея с его венграми выгнали, но за время своего господства венгры вели себя вызывающе, оскорбляли православное население Галиции (напр., ставили коней в храм, давая понять, что для них это не святое место, а подобное конюшне). 16. В 1204 г. легат папы Иннокентия III направился к Роману Мстиславичу Галицкому. Он говорит о превосходстве римской веры, но князь не так прост. Он аргументировано возражает. Тогда легат пытается воздействовать на честолюбие князя и говорит, что если князь признает веру римскую, то папа сделает его королём и покорит ему многие земли мечём Петровым (военная сила). "Таков ли меч у папы?, - спрашивает Роман, указывая на свое оружие, - если таков, то он может брать им города и дарить другим, но это противно Слову Божию, ибо именно такой меч запретил Господь иметь Петру. А я имею меч, от Бога данный, и пока он при бедре моем, дотоле не имею нужды покупать города себе, иначе как кровью, по примеру отцов, дедов моих, распространявших землю Русскую". И вообще Роман всё больше укреплялся в мысли об истреблении латинства и латинян, вошёл в Польшу, но умер в 1205г. в самый разгар осуществления своего плана. Князь он был решительный. Голубинский подробно занимался взаимным влиянием в области богослужения. Самая интересная область - это взаимное влияние литературы. Подробно этим занимался В.М. Кириллин. ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|