|
ПРЕПОДОБНЫЙ ФЕОДОСИЙ ПЕЧЕРСКИЙ.⇐ ПредыдущаяСтр 22 из 22 Рукописная традиция приписывает ему около 20 произведений. Принято считать, что он точно является автором 2-х посланий, 8-ми поучений и 1-й молитвы. 1. Послание князю Изяславу Ярославичу - ответ на вопрос о том, что можно ли по воскресным дням есть мясо, о посте в Ср. и Пт. 2. Послание ему же "О вере крестьянской и латыньской" (около 1069г.).Ему приписывается ещё целый ряд произведений и большинство исследователей склоняются к тому, чтобы относить их к авторству преп. Феодосия: "О терпении и любви ", "О терпении, о любви и о посте ", "О терпении и милостыни ", "О терпении и смирении ", "О хождении к церкви и к молитве ", "О пользе душевной " и "Слово к келарю ", молитва за вся крестьяны, «поучение к народу», «поучение к братии». Поучение, о котором мы в своё время говорили, как о несомненно принадлежащем преп. Феодосию (такова была точка зрения ХIХ в.) - это "О казнях Божиих". Преподобный, как автор, ассоциируется обычно с этим произведением. Сейчас дискутируется этот вопрос. Написано, вероятно, было по случаю нашествия половцев на Русь, поражение сыновей Ярослава (Изяслава, Святослава и Всеволода) и затем мятеж в Киеве. Обличаются здесь суеверия, языческие пережитки, пьянство и другие пороки, которые являются, по мнению автора, причинами тех бедствий, которые обрушились на Русь – ПВЛ. 7. ПРЕП. НЕСТОР (50-е годы XIв. и начало Х IIв .). Известен он нам, как агиограф и летописец. До нас дошло "Чтение о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба". Содержит весьма пространное введение. Начинает с грехопадения Адамова, пророчества о Спасителе, о воплощении Бога Слова, смерти и воскресения Спасителя. Вот пересказ каких событий предваряет рассказ о Борисе и Глебе, ставит задачу вписать русскую историю в контекст Священной и мировой истории. Борис и Глеб - поборники смирения, воплощают в жизни евангельский идеал - вот главная идея. "Чтение о..." осуждает главный грех русского общества того времени - междоусобицы. "Житие преподобного отца нашего Феодосия, игумена Печерского". Это пример жития пространной биографии. Начинает от рождения, автор владеет сведениями, ему не приходится употреблять длинноты, заполнять пустые места какой-то риторикой. Это живое цельное повествование от детства до кончины. Памятник представляет собой ценный материал, потому что это практически единственный источник о жизни одного из отцов нашего монашества. “Повесть Временных лет" - см. тему Источники. Начало повествует о моровой язве и Церкви новой, о пришествии князя, о землетрясениях. Погодная запись. Шахматов: свод древних записей. 8. МНИХ ИАКОВ, "Сказание о Борисе и Глебе". Оно надписано этим именем, а также ещё "Память и похвала князю Владимиру". Мних Иаков был насельником КПМ в ХIв. В настоящее время его не признают автором этих произведений: «может быть Иаков, но не этот». "Сказание о Борисе и Глебе" представляет собой повествование о гибели Бориса и Глеба и некоторых политических событиях, в частности борьба Ярослава со Святополком Окаянным, затем перенесение мощей святого Глеба, которые были обретены под Смоленском, и похвала святым. А потом идёт рассказ о чудесах. "Память и похвала князю Владимиру" - это похвальное слово в переработанном виде и в поздних списках. Самый старший относился к XVв., но также как и подлинник "Слово о полку Игореве", сгорел в 1812г. в доме Мусина-Пушкина. Шахматов полагает, что был древний единый текст, который возник на основе двух ещё более древних житий святого Владимира XIв. Срезневский, Голубинский и митр. Макарий относят памятник к ХI в. Серебрянский высказывает наиболее вероятное предположение, что в основе памятника лежит похвальное слово второй половины ХI в., составленное неким мнихом Иаковом и это произведение сочетает черты похвального слова и жития. По этому произведению следует, что Корсунь был взят на третий год после крещения князя Владимира. Литература Киевской Руси ХII - нач. ХIII в. 1. СВТ. КИРИЛЛ ТУРОВСКИЙ (о нём сохранились сведения в проложном сказании ХIII в.), родился он в семье состоятельных родителей в городе Туров на территории современной Белоруссии. Принял постриг, был в затворе. Его труды и подвиги принесли ему определённую известность и по желанию князя и горожан он был поставлен епископом. По Лаврентиевской летописи, епископом он был с 1169г. В проложном сказании говорится о полемике с еретиком Феодорцом и переписке с Андреем Боголюбским. В 1182г. в Турове значится другой епископ - Лаврентий, но это прочитывается по Ипатьевской летописи . Несомненно относят к его авторству следующие произведения: "Притча о душе и теле", "Повесть о белоризце и о мнишестве", "Сказание о черноризцем чину" и 8 слов на праздники, а также 30 молитв и 2 канона. "Притча о душе и теле" имеет следующее полное название: "Кирилла мниха притча о человечестей душе и о преступлении Божией заповеди и о воскресении телесе человеча и о будущем суде и о муце". Произведение представляет собой памфлет, направленный против Феодорца. Иначе она ещё именуется "Притча о слепце и хромце". Слепой и хромой были сторожами и ограбили господина, оба были признаны виновными и казнены. "Повесть Кирилла многогрешного мниха к Василию, игумену Печерському, о белоризце человеце и о мнишестве и о душе и о покаянии ". Это произведение представляет собой послание к игумену КПМ Василию. Но здесь есть некоторые несовпадения, потому что Василий стал игуменом тогда, когда Кирилл уже не был епископом. Возможно, имя его попало случайно. "Кирилла, епископа Туровского сказание о черноризчестем чину от Ветхого закона и Нового, оного образ носяща а сего делы свершающа". Сохранилось в 29 списках. Сохранившиеся слова на праздники относятся в основном к периоду Триоди: 1. "Слово в Неделю Цветоносную о сказании евангельском святого Кирилла ". 2. "Слово Кирилла недостойного мниха на Святую Пасху, во светоносный день Христова Воскресения от пророческих сказаний ". 3. "Слово Кирилла недостойного мниха по Пасце, похвалении Воскресения и о артосе и о Фомине испытании ребр Господних". 4. "Святого Кирилла мниха слово о снятии тела Христова с креста и о мироносицах от сказания евангельского и похвала Иосифу в неделю 3-ю по Пасце " - наиболее сильное слово. 5. "Того же грешного мниха слово о расслабленнем от бытия и от сказания евангельского в неделю 4-ю по Пасце ". 6. "Кирилла мниха слово о слепце и о зависти жидов от сказания евангельского в неделю 6-ю по Пасце ". 7. "Кирилла недостойного мниха слово на Вознесение Господне в четверток 6-й недели по Пасце от пророческих сказаний и о воскрешении всеродно Адама из ада ". 8. "Слово на собор святых отец 300 и 18 от святых книг указание о Христе, Сыне Божии, и похвала отцем святого Никейского собора в неделю прежде Пентикостия ". В своих проповедях свт. Кирилл почти не затрагивает злободневных тем. Исключением является "Притча о слепце и хромце". Проповеди отличаются продуманной композицией, очень живым диалогом, ритмической организацией речи. Ощущается явное влияние византийской традиции и чувствуется, что автор очень хорошо знает приёмы церковного красноречия. Однако, в отличие от мнений, бытовавших в XIX в., при внимательном рассмотрении текста, становится понятным, что Кирилл не выступает только, как подражатель, он действительно яркий поэтический талант, его проповеди воодушевлённые, а не являются какими-то копиями. Есть примерно 11 слов, которые ему приписываются. 1. "В неделю 50-ю поучение на пришествие Святого Духа и на святые апостолы". И далее идут поучения этого круга. 2. "В неделю 5-ю по Пасце слово о поучении церковнем ". 3. "В неделю 23-ю поучение некого человека верна к духовному брату". 4. «Слово святого отца Кирилла о страхе Божием». 5. "Слово святого Кирилла епископа о том, яко не забывати учителей своих". Из этих 11 слов довольно спорны где-то 6. Здесь с трудом можно видеть даже какие-то переделки его произведений. Около 30 молитв (молитвы на каждый день). Они полагались в воскресенье (4 молитвы - по заутрени, после часов, перед вечерней, после вечерни). 2 канона - "канон молебен" и "канон на успение преподобныя княгини Ольги, бабы Владимиря ". Слова свт. Кирилла помещались в Торжественниках вместе с проповедями святых отцов и уже младшие современники именовали его "русским Златоустом". 2. КЛИМЕНТ СМОЛЯТИЧ (+ около 1164 г.).Ипатьевская летопись сообщает под 1147г. о его поставлении и характеризует его как "книжника и философа". Это высшая похвала, образованней уже быть не может. Дошло только одно его произведение: "Послание, написано Климентом, митрополитом Русским, Фоме пресвитеру, истолковано Афанасием мнихом". Климент защищается от обвинений в его адрес пресвитера Фомы. Из контекста понятно, что Фома обвинял Климента в тщеславии, в том, что Климент "мнит себя философом и вместо почитателъных Писаний ссылается на Гомера, Аристотеля и Платона". Также обвиняет его в том, что он прибегает к притчам и иносказаниям при толковании Писаний, вместо их буквального повествования. Ему ещё приписываются произведения под названиями "В субботу сыропустную память творим святых отец" и "Слово о любви Климова". Киево-Печерский Патерик. 3. Свт. Симон, епископ Владимирский -один из авторов КПП-ка. О Симоне известно из Патерика и из летописи. Известно, что он был монахом в КПМ, затем игуменом Рождественского монастыря во Владимире, духовником супруги князя Всеволода Большое Гнездо, а с 1214г. занимал кафедру. С 1216г. оставляет её, а в 1217г. он снова на кафедре. Это связано с перипетиями междоусобной борьбы. Его ставил князь Юрий Всеволодович, но потерпел поражение, уступил Владимир брату Константину и вместе с Юрием удалился и Симон. Жил затем в Суздале. Получилось так, что Владимир достался всё же Константину. Юрий какой-то период довольствовался Суздалем, а когда Константин умер, снова оказался во Владимире. Из сказаний Патерика авторству Симона принадлежит 10 слов: "Слово о создании церкви Печерской", "Слово о блаженнем Евстратие постнице", "Слово об Онисифоре", "О смиренном и многотерпеливом Никоне черноризце", "О святем священномученице Кукше и Пимене постнице", "О святем Афанасие затворнице, иже умер и паки в другий день оживе и пребысть лет дванадесять", "О преподобном Святоше, князе Черниговском", "О Еразме черноризце, иже истощи имение свое святым иконам и тех ради спасение обрете", "О Арефе черноризце, емуже татьми украденное имение в милостыню вменися и сего ради спасеся", "О двою брату: о Тите попе и Евагрии диаконе, имевших вражду между собою". Поводом для написания этих произведений послужили послания Поликарпа с жалобами на его монастырскую жизнь. Само послание не сохранилось, мы судим по ответу Симона. Он призывает его не унывать и показывает пример высоких добродетелей. Это его увлекает и возникает целый ряд таких рассказов, положенных затем в основу Патерика. 4. Поликарп, вероятно, был уроженцем Ростова, где был самовидцем чуда от иконы, написанной преп. Алипием Печерским. В юности был в КПМ, потом был игуменом в ещё двух монастырях. Он составил 11 сказаний: "0 Никите затворнице, иже по сем бысть епископ Новуграду", "О Лаврентие затворнице", "О святем и блаженнем Агапите безмезднем враче", "О преп. Моисее Угрине", "О Прохоре черноризце, иже молитвою былие, глаголемое лобода, творяше хлебы, с пепла же соль", "О преп. Марке печернице, егоже повеление мертвии послушаху". Использует исторические литературные источники, причём, если Симон вспоминает некие предания, находясь вдали от Киева, то у Поликарпа все источники рядом. Паломническая литература. 1. "Хождения игумена ДАНИИЛА" - Даниил был игуменом одного из Черниговских монастырей (какого - неизвестно). Посетил Палестину в начале ХII в. Называется произведение - "Житие и хождение Даниила, Русския земли игумена". Предполагают, что он был постриженником КПМ. До Святой Земли добирался 16 месяцев, сначала Константинополь, затем Эфес, Кипр и потом Палестина. Жил в монастыре св. Саввы. Был в Иерихоне, Вифлееме, Галилее, на Тивериадском озере. Составил очень подробное и очень интересное описание. Есть описание святынь, схождение благодатного огня, описание природы, сравнение её с русской природой. Встречается с самим королём Иер-м. До нас дошло в более, чем 100 рукописных списках. 2. "Паломник" АРХИЕПИСКОПА АНТОНИЯ НОВГОРОДСКОГО (+1232г.). Бывший посадник Добрыня Ядрейкович. 1-я Новгородская летопись под 1211г. упоминает, что Добрыня из Константинополя привёз гроб Господень и постригся в Хутынском монастыре. Затем стал архиепископом, а потом оказался на другой кафедре, в Перемышле, о чём также известно из 1-ой Новгородской летописи. Книга его существует в двух редакциях. Обе они авторские. В центре повествования разного рода достопримечательности Византийской столицы. Изложение очень лаконично, но чрезвычайно точно. Вторая редакция завершается известием о разграблении святынь Царьграда латинянами. Всего сохранилось 9 списков (XVI-XVII вв.). Обычно все их помещали в один сборник вместе с "Хождением игумена Даниила".
Литература Владимирской Руси. Святой Благоверный Князь Андрей Боголюбский (1111-1174гг.). С 1169г. великий князь Андрей хочет объединить всю Русь, но, в отличие от отца, на основе Владимирской Руси, перенести туда центр государственности и сплотить вокруг Владимира все русские земли. Летом 1154г. Андрей покидает отца и переселяется на северо-восток без отцовской воли. Долгорукий очень недоволен, потому что Андрей талантливый дипломат, полководец. Более того, он вывозит на северо-восток икону Божией Матери, которая получает затем именование Владимирская. Он пытается создать отдельную митрополию, предвосхищая события (через 100 лет митрополия уже будет во Владимире). В 1168г. во главе большой коалиции князей Андрей захватил Киев, но сам там не остался, а посадил своего сына Глеба. И Киев превращается в заурядный объект васального держания. Андрей вводит принцип единодержавия, его именуют "Царем и Князем всея Руси". Впервые правитель Руси именуется царём в лице Андрея Боголюбского. Предпринимает многочисленные военные походы на половцев, волжских булгар, удельных князей. Принимает смерть от Амбала Ясена, осетина, своего ключника, Иоакима Кучковича и Ефрема Маизовича. Во главе стоит Петр, Кучков зять. Участники заговора, около 20 человек, организуют убийство князя. В литературу Древней Руси Андрей входит, как инициатор создания целого цикла литературных произведений. 1. Слово Андрея Боголюбского на 1 августа. 2. Сказание о победе над волжскими булгарами (1164 г.). 3. Житие Леонтия Ростовского. Эти памятники повлияли на создание сказаний о чудесах Владимирской иконы Божией Матери и слова на Покров. Несомненно самому князю принадлежит Слово на праздник 1 августа (оно представляет собой повествование о событии в первой части и во второй части - благодарственная молитва), сказание о победе над волжскими булгарами. Именно в этом памятнике даётся информация о том, что такая же победа в тот же день была дарована византийскому императору Мануилу Комнину. ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|