Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ПРЕПОДОБНЫЙ ФЕОДОСИЙ ПЕЧЕРСКИЙ.





Рукописная традиция приписывает ему около 20 произведений. Принято считать, что он точно является автором 2-х посланий, 8-ми поучений и 1-й молитвы.

1. Послание князю Изяславу Ярославичу - ответ на вопрос о том, что можно ли по воскресным дням есть мясо, о посте в Ср. и Пт.

2. Послание ему же "О вере крестьянской и латыньской" (около 1069г.).Ему приписывается ещё целый ряд произведений и большинство иссле­дователей склоняются к тому, чтобы относить их к авторству преп. Феодосия: "О терпении и любви ", "О терпении, о любви и о посте ", "О терпении и мило­стыни ", "О терпении и смирении ", "О хождении к церкви и к молитве ", "О пользе душевной " и "Слово к келарю ", молитва за вся крестьяны, «поучение к народу», «поучение к братии».

Поучение, о котором мы в своё время говорили, как о несомненно при­надлежащем преп. Феодосию (такова была точка зрения ХIХ в.) - это "О казнях Божиих". Преподобный, как автор, ассоциируется обычно с этим произведени­ем. Сейчас дискутируется этот вопрос. Написано, вероятно, было по случаю нашествия половцев на Русь, поражение сыновей Ярослава (Изяслава, Свято­слава и Всеволода) и затем мятеж в Киеве. Обличаются здесь суеверия, языче­ские пережитки, пьянство и другие пороки, которые являются, по мнению авто­ра, причинами тех бедствий, которые обрушились на Русь – ПВЛ.

7. ПРЕП. НЕСТОР (50-е годы XIв. и начало Х IIв .). Известен он нам, как агиограф и летописец.

До нас дошло "Чтение о житии и погублении блаженных страсто­терпцев Бориса и Глеба". Содержит весьма пространное введение. Начинает с грехопадения Адамова, пророчества о Спасителе, о воплощении Бога Слова, смерти и воскресения Спасителя. Вот пересказ каких событий предваряет рас­сказ о Борисе и Глебе, ставит задачу вписать русскую историю в контекст Свя­щенной и мировой истории. Борис и Глеб - поборники смирения, воплощают в жизни евангельский идеал - вот главная идея. "Чтение о..." осуждает главный грех русского общества того времени - междоусобицы.

"Житие преподобного отца нашего Феодосия, игумена Печерского". Это пример жития пространной биографии. Начинает от рождения, автор владе­ет сведениями, ему не приходится употреблять длинноты, заполнять пустые места какой-то риторикой. Это живое цельное повествование от детства до кон­чины. Памятник представляет собой ценный материал, потому что это практи­чески единственный источник о жизни одного из отцов нашего монашества.

“Повесть Временных лет" - см. тему Источники. Начало повествует о моровой язве и Церкви новой, о пришествии князя, о землетрясениях. Погодная запись. Шахматов: свод древних записей.

8. МНИХ ИАКОВ, "Сказание о Бо­рисе и Глебе". Оно надписано этим именем, а также ещё "Память и похвала князю Владимиру". Мних Иаков был насельником КПМ в ХIв. В настоящее время его не признают автором этих произведений: «может быть Иаков, но не этот».

"Сказание о Борисе и Глебе" представляет собой повествование о гибе­ли Бориса и Глеба и некоторых политических событиях, в частности борьба Яро­слава со Святополком Окаянным, затем перенесение мощей святого Глеба, ко­торые были обретены под Смоленском, и похвала святым. А потом идёт рассказ о чудесах.

"Память и похвала князю Владимиру" - это похвальное слово в пере­работанном виде и в поздних списках. Самый старший относился к XVв., но также как и подлинник "Слово о полку Игореве", сгорел в 1812г. в доме Муси­на-Пушкина. Шахматов полагает, что был древний единый текст, который воз­ник на основе двух ещё более древних житий святого Владимира XIв. Срезнев­ский, Голубинский и митр. Макарий относят памятник к ХI в. Серебрянский высказывает наиболее вероятное предположение, что в основе памятника лежит похвальное слово второй половины ХI в., составленное неким мнихом Иаковом и это произведение сочетает черты похвального слова и жития. По этому произведению следует, что Корсунь был взят на третий год по­сле крещения князя Владимира.

Литература Киевской Руси ХII - нач. ХIII в.

1. СВТ. КИРИЛЛ ТУРОВСКИЙ (о нём сохранились сведения в проложном сказании ХIII в.), родился он в семье состоятельных родителей в городе Туров на территории современной Белоруссии. Принял постриг, был в затворе. Его труды и подвиги принесли ему определённую известность и по желанию князя и горожан он был поставлен епископом. По Лаврентиевской летописи, епископом он был с 1169г. В проложном сказании говорится о полемике с еретиком Феодорцом и переписке с Андреем Боголюбским. В 1182г. в Турове значится другой епископ - Лаврентий, но это прочитывается по Ипатьевской летописи .

Несомненно относят к его авторству следующие произведения: "Притча о душе и теле", "Повесть о белоризце и о мнишестве", "Сказание о черно­ризцем чину" и 8 слов на праздники, а также 30 молитв и 2 канона.

"Притча о душе и теле" имеет следующее полное название: "Кирилла мниха притча о человечестей душе и о преступлении Божией заповеди и о воскресении телесе человеча и о будущем суде и о муце". Произведение представ­ляет собой памфлет, направленный против Феодорца. Иначе она ещё именуется "Притча о слепце и хромце". Слепой и хромой были сторожами и ограбили господина, оба были признаны виновными и казнены.

"Повесть Кирилла многогрешного мниха к Василию, игумену Печерському, о белоризце человеце и о мнишестве и о душе и о покаянии ". Это произве­дение представляет собой послание к игумену КПМ Василию. Но здесь есть некоторые несовпадения, потому что Василий стал игуменом тогда, когда Кирилл уже не был епископом. Возможно, имя его попало случайно.

"Кирилла, епископа Туровского сказание о черноризчестем чину от Ветхого закона и Нового, оного образ носяща а сего делы свершающа". Сохра­нилось в 29 списках.

Сохранившиеся слова на праздники относятся в основном к периоду Триоди:

1. "Слово в Неделю Цветоносную о сказании евангельском святого Ки­рилла ".

2. "Слово Кирилла недостойного мниха на Святую Пасху, во светонос­ный день Христова Воскресения от пророческих сказаний ".

3. "Слово Кирилла недостойного мниха по Пасце, похвалении Воскресе­ния и о артосе и о Фомине испытании ребр Господних".

4. "Святого Кирилла мниха слово о снятии тела Христова с креста и о мироносицах от сказания евангельского и похвала Иосифу в неделю 3-ю по Пасце " - наиболее сильное слово.

5. "Того же грешного мниха слово о расслабленнем от бытия и от ска­зания евангельского в неделю 4-ю по Пасце ".

6. "Кирилла мниха слово о слепце и о зависти жидов от сказания еван­гельского в неделю 6-ю по Пасце ".

7. "Кирилла недостойного мниха слово на Вознесение Господне в чет­верток 6-й недели по Пасце от пророческих сказаний и о воскрешении всеродно Адама из ада ".

8. "Слово на собор святых отец 300 и 18 от святых книг указание о Христе, Сыне Божии, и похвала отцем святого Никейского собора в неделю прежде Пентикостия ".

В своих проповедях свт. Кирилл почти не затрагивает злободневных тем. Исключением является "Притча о слепце и хромце". Проповеди отличаются продуманной композицией, очень живым диалогом, ритмической организацией речи. Ощущается явное влияние византийской традиции и чувствуется, что ав­тор очень хорошо знает приёмы церковного красноречия. Однако, в отличие от мнений, бытовавших в XIX в., при внимательном рассмотрении текста, стано­вится понятным, что Кирилл не выступает только, как подражатель, он дейст­вительно яркий поэтический талант, его проповеди воодушевлённые, а не явля­ются какими-то копиями.

Есть примерно 11 слов, которые ему приписываются. 1. "В неделю 50-ю поучение на пришествие Святого Духа и на святые апостолы". И далее идут поучения этого круга. 2. "В неделю 5-ю по Пасце слово о поучении церковнем ". 3. "В неделю 23-ю поучение некого человека верна к духовному брату". 4. «Слово святого отца Кирилла о страхе Божием». 5. "Слово святого Кирилла епископа о том, яко не забывати учителей своих". Из этих 11 слов довольно спорны где-то 6. Здесь с трудом можно видеть даже какие-то переделки его произведений.

Около 30 молитв (молитвы на каждый день). Они полагались в воскре­сенье (4 молитвы - по заутрени, после часов, перед вечерней, после вечерни). 2 канона - "канон молебен" и "канон на успение преподобныя княгини Ольги, бабы Владимиря ".

Слова свт. Кирилла помещались в Торжественниках вместе с проповедя­ми святых отцов и уже младшие современники именовали его "русским Злато­устом".

2. КЛИМЕНТ СМОЛЯТИЧ (+ около 1164 г.).Ипатьевская летопись сообщает под 1147г. о его поставлении и характеризует его как "книжника и философа". Это высшая похвала, образованней уже быть не может. Дошло только одно его произведение: "Послание, написано Климентом, митропо­литом Русским, Фоме пресвитеру, истолковано Афанасием мнихом". Кли­мент защищается от обвинений в его адрес пресвитера Фомы. Из контекста понятно, что Фома обвинял Климента в тщеславии, в том, что Климент "мнит се­бя философом и вместо почитателъных Писаний ссылается на Гомера, Ари­стотеля и Платона". Также обвиняет его в том, что он прибегает к притчам и иносказаниям при толковании Писаний, вместо их буквального повествования. Ему ещё приписываются произведения под названиями "В субботу сы­ропустную память творим святых отец" и "Слово о любви Климова".

Киево-Печерский Патерик.

3. Свт. Симон, епископ Владимирский -один из авторов КПП-ка. О Симоне известно из Патерика и из летописи. Известно, что он был монахом в КПМ, затем игуменом Рождественского монастыря во Владимире, духовником супруги князя Всеволода Большое Гнездо, а с 1214г. занимал кафедру. С 1216г. оставляет её, а в 1217г. он снова на кафедре. Это связано с перипетиями междоусобной борьбы. Его ставил князь Юрий Всеволо­дович, но потерпел поражение, уступил Владимир брату Константину и вместе с Юрием удалился и Симон. Жил затем в Суздале. Получилось так, что Владимир достался всё же Константину. Юрий какой-то период довольствовался Сузда­лем, а когда Константин умер, снова оказался во Владимире.

Из сказаний Патерика авторству Симона принадлежит 10 слов: "Слово о созда­нии церкви Печерской", "Слово о блаженнем Евстратие постнице", "Слово об Онисифоре", "О смиренном и многотерпеливом Никоне черноризце", "О святем священномученице Кукше и Пимене постнице", "О святем Афанасие затворнице, иже умер и паки в другий день оживе и пребысть лет дванадесять", "О преподобном Святоше, князе Черниговском", "О Еразме чер­норизце, иже истощи имение свое святым иконам и тех ради спасение обрете", "О Арефе черноризце, емуже татьми украденное имение в милостыню вменися и сего ради спасеся", "О двою брату: о Тите попе и Евагрии диа­коне, имевших вражду между собою".

Поводом для написания этих произведений послужили послания Поли­карпа с жалобами на его монастырскую жизнь. Само послание не сохранилось, мы судим по ответу Симона. Он призывает его не унывать и показывает пример высоких добродетелей. Это его увлекает и возникает целый ряд таких рассказов, положенных затем в основу Патерика.

4. Поликарп, вероятно, был уроженцем Ростова, где был самовидцем чуда от иконы, написанной преп. Алипием Печерским. В юности был в КПМ, потом был игуменом в ещё двух монастырях. Он составил 11 сказаний: "0 Никите затворнице, иже по сем бысть епископ Новуграду", "О Лаврентие затвор­нице", "О святем и блаженнем Агапите безмезднем враче", "О преп. Моисее Угрине", "О Прохоре черноризце, иже молитвою былие, глаголемое лобода, творяше хлебы, с пепла же соль", "О преп. Марке печернице, егоже повеле­ние мертвии послушаху". Использует исторические литературные источники, причём, если Симон вспоминает некие предания, находясь вдали от Киева, то у Поликарпа все ис­точники рядом.

Паломническая литература.

1. "Хождения игумена ДАНИИЛА" - Даниил был игуменом одного из Черниговских монастырей (какого - неизвестно). Посетил Палестину в начале ХII в. Называется произведение - "Житие и хождение Даниила, Русския земли игумена". Предполагают, что он был постриженником КПМ. До Свя­той Земли добирался 16 месяцев, сначала Константинополь, затем Эфес, Кипр и потом Палестина. Жил в монастыре св. Саввы. Был в Иерихоне, Вифлееме, Галилее, на Тивериадском озере. Составил очень подробное и очень интересное описание. Есть описание святынь, схождение благодатного огня, описание при­роды, сравнение её с русской природой. Встречается с самим королём Иер-м. До нас дошло в более, чем 100 рукописных списках.

2. "Паломник" АРХИЕПИСКОПА АНТОНИЯ НОВГОРОДСКОГО (+1232г.). Бывший посадник Добрыня Ядрейкович. 1-я Новгородская летопись под 1211г. упоминает, что Добрыня из Константинополя привёз гроб Гос­подень и постригся в Хутынском монастыре. Затем стал архиепископом, а по­том оказался на другой кафедре, в Перемышле, о чём также известно из 1-ой Новгородской летописи. Книга его существует в двух редакциях. Обе они авторские. В центре по­вествования разного рода достопримечательности Византийской столицы. Из­ложение очень лаконично, но чрезвычайно точно. Вторая редакция завершается известием о разграблении святынь Царьграда латинянами. Всего сохранилось 9 списков (XVI-XVII вв.). Обычно все их помещали в один сборник вместе с "Хождением игумена Даниила".

 

Литература Владимирской Руси.

Святой Благоверный Князь Андрей Боголюбский (1111-1174гг.). С 1169г. великий князь Андрей хочет объединить всю Русь, но, в от­личие от отца, на основе Владимирской Руси, перенести туда центр государст­венности и сплотить вокруг Владимира все русские земли. Летом 1154г. Анд­рей покидает отца и переселяется на северо-восток без отцовской воли. Долгорукий очень недоволен, потому что Андрей талантливый дипломат, полководец. Более того, он вывозит на северо-восток икону Божией Матери, которая получа­ет затем именование Владимирская. Он пытается создать отдельную митропо­лию, предвосхищая события (через 100 лет митрополия уже будет во Владими­ре). В 1168г. во главе большой коалиции князей Андрей захватил Киев, но сам там не остался, а посадил своего сына Глеба. И Киев превращается в заурядный объект васального держания. Андрей вводит принцип единодержавия, его име­нуют "Царем и Князем всея Руси". Впервые правитель Руси именуется царём в лице Андрея Боголюбского. Предпринимает многочисленные военные походы на половцев, волжских булгар, удельных князей. Принимает смерть от Амбала Ясена, осетина, своего ключника, Иоакима Кучковича и Ефрема Маизовича. Во главе стоит Петр, Кучков зять. Участники заговора, около 20 человек, органи­зуют убийство князя.

В литературу Древней Руси Андрей входит, как инициатор создания це­лого цикла литературных произведений.

1. Слово Андрея Боголюбского на 1 августа.

2. Сказание о победе над волжскими булгарами (1164 г.).

3. Житие Леонтия Ростовского.

Эти памятники повлияли на создание сказаний о чудесах Владимир­ской иконы Божией Матери и слова на Покров.

Несомненно самому князю принадлежит Слово на праздник 1 августа (оно представляет собой повествование о событии в первой части и во второй части - благодарственная молитва), сказание о победе над волжскими булга­рами. Именно в этом памятнике даётся информация о том, что такая же победа в тот же день была дарована византийскому императору Мануилу Комнину.







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.