Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Пример №1. Построение профессиональной педагогической задачи.





1. Обобщенная формулировка задачи. Современный учитель - это педагог-профессионал, способный организовывать педагогическую деятельность в области конкретного предмета и профессиональной деятельности классного руководителя в контексте требований к системе образования на определенном этапе развития общества.

2. Ключевое задание. Дайте описание организуемого вами в течении практики педагогического процесса, направленного на реализацию образовательно-воспитательных задач в конкретной предметной и надпредметной сфере профессиональной деятельности учителя, классного руководителя.

3. Контекст решения задачи. Вы являетесь учителем-предметником и классным руководителем закрепленного за вами класса.

4. Задания, которые приведу к решению:

· Определите, какое теоретическое знание поможет вам решить задачу;

· Соберите информацию о том, как решают эту задачу педагоги в современной практике работы с учащимися конкретной возрастной группы;

· Продумайте свои возможные действия на каждом этапе педагогического процесса, которые будут способствовать реализации образовательно-воспитательных задач в конкретной предметной и надпредметной сфере профессиональной деятельности учителя и классного руководителя;

· Обсудите возможные варианты решения поставленной задачи с учителем-педметником, классным руководителем, руководителем практики по педагогике;

· Оформите вариант решения задачи в индивидуальном плане прохождения практики и представьте его руководителю практики по педагогике.

5. Контекст предложенной задачи в реальной жизни. Обратитесь к
учителю-предметнику, классному руководителю, которые ставят перед собой
задачу реализации образовательно-воспитательных задач на уроках
внеклассной работе по предмету, воспитательной деятельности классного руководителя.

Методическая подсказка студенту-практиканту:

1. Внимательно прочитайте текст задачи. Осмыслите (уясните) её содержание.

2. Выделите профессиональные задачи, которые требуется решить (например, определение цели обучения на предстоящем уроке, цели урока как частного случая целей образования, педагогического процесса, цели урока как единства цели обучения, воспитания и развития, определение цели воспитания урока, деятельности классного руководителя и т.д.)

3. Определите, в виде, какого «продукта» вы представите решение профессиональной задачи (выполнения задания по педагогике на практике: анализ урока по предмету с точки зрения его воспитательных возможностей, конспект зачетного воспитательного мероприятия, описание обоснования выбранной воспитательной исследовательской задачи, отчета о реализации воспитательной задачи в деятельности классного руководителя и др.).

4. Проанализируйте условия задачи как контекста школьной реальности, который необходимо учитывать.

5. Проанализируйте перечень заданий по педпрактике, который позволит вам решить задачу.

6. Обратите внимание на исследование целевых ориентиров педагогической деятельности.

7. Разработайте вариант решения задачи, опираясь на перечень заданий, данных преподавателем, или собственный план действий.

8. Спланируйте работу по решению профессиональной задачи в соответствии с направлениями деятельности классного руководителя, закрепленными Уставом общеобразовательного учреждения.

Методическая подсказка к рефлексии процесса решения профессиональной задачи педагога.

После решения профессиональной задачи педагога полезно провести рефлексию процесса её решения. Это можно сделать по-разному. Например, предложить один из вариантов, построенных по методике «Незаконченное предложение».

Для решения профессиональной задачи педагога Я:

ü Определил такое информационное «поле» её решения

ü Познакомился со следующими источниками информации, которые раскрывают такие основные аспекты знания, необходимых для
решения задачи____________________________________________

ü Заранее подобрать аргументы по дискуссионным вопросам___________

ü Принял участие в обсуждении_________________________________

ü Решил задачу_____________________________________________

ü Представил её решение в виде следующего «продукта»_______________

ü Продемонстрировал достижения_______________________________

ü Столкнулся с такими трудностями______________________________

ü Проявил инициативу и_______________________________________

ü Сотрудничал с_____________________________________________

ü С наибольшим интересом_____________________________________

ü С наименьшим интересо м _____________________________________

ü В дальнейшем предполагаю___________________________________

 

Пример №2.

 

Задача. Методологическое осмысление педагогической задачи как основной единицы педагогического процесса.

 

 

Изучите теоретические основы целостного педагогического процесса.

 

Контекст задания:

1. В осмысление теоретических основ вы предполагаете включить понимание педагогического процесса как целостного явления. Целостность имеет смысл только применительно к системным объектам, педагогической системе «школа», альтернативным учебным заведениям: гимназии, лицею, колледжу и др.

2. В осмысление теоретических основ вы предполагаете включить понимание сущности педагогического процесса как динамической педагогической системы, воспитательной и дидактической системы. Как выражение доминирующих задач педагогической системы.

3. В осмысление теоретических основ вы предполагаете включить педагогическую задачу, как развивающуюся во времени основную единицу педагогического процесса, обладающую всеми существенными признаками педагогического процесса, являющуюся общей при реализации любых педагогических целей.

4. В понимание решения педагогической задачи вы предполагаете включить следующие взаимосвязанные этапы организации целостного педагогического процесса:

- методологическое осмысление целостного педагогического процесса;

- диагностику – анализ - прогнозирование;

- целеполагание – планирование - проектирование (конструирование);

- практические действия по организации педагогического процесса (технологии, взаимодействия);

- оценку результата деятельности, коррекцию.

 

Уточнение задания:

· Изучите тему: «Целостный педагогический процесс» по учебным пособиям;

· Предложите свой вариант организации педагогической деятельности при выполнении задания по педагогике;

· Продумайте способы организации этапов целостного педагогического процесса.

 

Задача может решаться как индивидуально, так и в группе студентов, проходящих педпрактику в школе или другом типе образовательного учреждения – гимназии, лицее, УПК, колледже и др. Ее решение предполагает изучение педагогических источников, учебных пособий, в том числе и ресурсов Интернет, а так же проведение консультаций преподавателями кафедры педагогики.

Контекст предложенной задачи в реальной жизни. Обратитесь к классному руководителю, который ставит перед собой задачу «Методологическое осмысление педагогической задачи как основной единицы педагогического процесса». Опишите контекст реальной ситуации в конкретном классе. Решите эту задачу с учетом нового контекста.

 

Литература:

1. Гребенюк, О.С., Гребенюк, Т.Б. Теория обучения: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / С.23-33.

2. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. Вузов Кн.1[Текст] / С.161-179.

3. Сластенин, В.А. Педагогика: Учебное пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений [Текст] / С.127-149/

 

Пример №3

Задача: «Организация воспитательной деятельности учащихся».

Разработайте проект1 (программу воспитательных мероприятий), направленный на реализацию целевых ориентиров и способов организации воспитательной работы классного руководителя.

Контекст задачи:

1. При выборе целевых ориентиров воспитательной деятельности используйте описательные методы педагогической диагностики (наблюдение, беседы с классным руководителем и учащимися, анкетирование, изучение планов работы классных руководителей и др.) или психодиагностирующие методы и методики.

2. При выборе целевых ориентиров сосредоточьте внимание на наиболее значимых аспектах жизнедеятельности и развитии классного сообщества.

3. При выборе целевых ориентиров обратите внимание на педагогическое целеполагание программы воспитания классного руководителя или плана воспитательной работы, концепцию развития школы (или другого типа образовательного учреждения гимназии, лицея, МУПК и др.).

Уточнение задания:

· Выберите один из аспектов жизнедеятельности или развития классного коллектива;

· Для его изучения подберите соответствующие методы педагогического исследования или психодиагностирующие методики;

· Проведите психоло-педагогическое исследование целевых ориентиров воспитательной деятельности классного руководителя;

· Спланируйте способы реализации целевых ориентиров (КТД, классные часы, экскурсии, посещение театров, конкурсы и др.);

· Разработайте содержание форм воспитательной деятельности с учетом возрастных особенностей учащихся, информационных ресурсов;

· Организуйте подготовку учащихся к проведению воспитательного мероприятия;

· Проведите мероприятие в соответствии со сроками индивидуального плана прохождения педпрактики;

· Проанализируйте со студентами проведенное вами воспитательное мероприятие;

· Спроектируйте последующие воспитательные мероприятия тематической направленности в соответствии с выбранным целевым ориентиром;

· Оцените его эффективность.

Задача может решаться как индивидуально, так и в группе студентов. Ее решение требует диагностики, анализа педагогической ситуации с последующим выбором приоритетного ориентира воспитательной деятельности классного руководителя.

[2] Методическая подсказка к выбору целевых ориентиров профессиональной деятельности классного руководителя

Содержательная сторона воспитывающей деятельности студентов-практикантов определяется в соответствии с деятельностью классного руководителя в каждой школе исходя из наличных воспитательных ресурсов и педагогических ориентиров: ценностей, миссии, устава школы. Функции классного руководителя формируются на основе использования Приложения к Приказу №21 Минобрнауки России от 3 февраля 2006 г. с поправкой на особенности и условия образовательного учреждения.

Студенту-практиканту необходимо знать:

· основные воспитательные ценности школы;

· главные цели воспитания в школе;

· задачи деятельности классных руководителей в школе;

· сферы деятельности классных руководителей в школе:

ü непосредственное педагогическое взаимодействие с детьми, организация жизнедеятельности и развития классного коллектива;

ü создание условий для развития своих воспитанников;

ü взаимодействие с администрацией, учителями, родителями школьников и другими взрослыми, имеющими отношение к воспитанию школьников;

ü работа с активом и другими группами детей;

ü проведение классных часов и мероприятий;

ü индивидуальная работа с детьми;

ü работа с родителями;

ü другая работа с детьми (подготовка и участие в школьных мероприятиях; текущее повседневные дела; работа в экстремальных ситуациях);

ü организация дежурства по классу;

ü работа с документацией (ведение классного журнала и личных дел учащихся);

ü работа с материалами диагностики;

ü участие в школьных совещаниях и семинарах; во внешкольных совещаниях, связанных с деятельностью классного руководителя; методическая работа; разработка классных мероприятий.

Педагогические ориентиры воспитывающей деятельности классного руководителя задают приоритеты целям и воспитательным задачам, которые студенты-практиканты должны реализовать при решении профессиональных педагогических задач.

Правильность выбора целевых ориентиров, направлений и способов организации воспитательной работы студента-практиканта в качестве классного руководителя (помощника классного руководителя) с воспитанниками закрепленного класса во многом зависит от наличия у него достаточной, достоверной и постоянно пополняющейся информации о процессах формирования классного коллектива и развития его членов. Для получения такой информации педагог-воспитатель должен систематически изучать детское сообщество вверенного ему класса, применять педагогические приемы и методы обучения, а также психологические методики исследования. Корректное использование последних значительным образом способствует повышению эффективности диагностической деятельности педагогов, поскольку психология обладает широким арсеналом средств диагностики личности и коллектива. Студент может воспользоваться прсиходиагностирующими методиками (см. приложение Электронный ресурс «Психолого-педагогическая диагностика деятельности классного руководителя»)

Приоритетные воспитательные задачи деятельности классного руководителя.*

· формирование коллектива:

ü состояние межличностных эмоционально-психологических отношений между учащимися класса;

ü развитость деловых отношений между одноклассниками;

ü сформированность совместной деятельности в классном сообществе;

ü наличие в спектре совместной деятельности доминирующего вида активности школьников, формирующего «лицо» (индивидуальность класса);

ü активность учащихся в жизнедеятельности класса;

ü развитость ученического самоуправления в классном коллективе;

ü стиль и культура общения в среде одноклассников;

ü наличие и развитость внешних связей и отношений класса с другими коллективами.

· изучение процесса развития учащихся:

ü интеллектуальное развитие коллектива;

ü ценностное (нравственное) самоопределение;

ü формирование коммуникативной культуры;

ü развитие эстетического потенциала;

ü здоровье и физическое становление;

ü развитие творческих способностей;

ü формирование эмоционально-волевой сферы;

ü организация досуга;

ü условия жизнедеятельности и развития ребенка в семье.

Студент на практике решает возможные воспитательные задачи, учитывает условия (реальный контекст) педагогических задач.

· создание в общеобразовательных учреждениях условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников:

ü изучение здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений и организации учебного процесса;

ü изменение ценностного отношения детей и молодежи к наркотикам, формирование личной ответственности за свое поведение, обуславливающие снижение спроса на психоактивные вещества;

ü формирование стратегий поведения школьников, направленных на уменьшение факторов риска употребления наркотиков и других психоактивных веществ среди подростков;

ü формирование мотивации у подростков и старшеклассников к здоровому образу жизни;

ü снижение риска попадания подростков в девиантную группу;

ü привлечение к профилактической работе преподавателей и родителей.

· формирование гражданско-патриотических качеств школьников:

ü совершенствование процесса патриотического воспитания школьников;

ü создание системы патриотического воспитания школьников;

ü повышение качества патриотического воспитания в общеобразовательном учреждении;

ü роль средств массовой информации в патриотическом воспитании при освещении событий и явлений общественной жизни;

ü формирование правовой культуры школьников.

· формирование экологической культуры школьников:

ü исследование типа доминирующей установки в отношении природы;

ü проектирование воспитательного пространства, ориентированного на цели экологического образования.

 

· взаимодействие с субъектами образовательного процесса, имеющими отношении к воспитанию школьников:

ü общение с детьми на основе гуманистических принципов;

ü совместная деятельность с детьми на основе отношений сотрудничества и сотворчества;

ü создание воспитывающих ситуаций в учебной, трудовой, игровой, художественной и других видах деятельности школьников;

ü раскрытие и реализация воспитательного потенциала процесса обучения, предметно-эстетической среды, окружающей детей;

ü взаимодействие со школьниками как с субъектами школьного самоуправления;

ü поддержка процессов самопознания, саморазвития, самореаабилитации, ценностно-смыслового поиска ребенка;

ü предоставление реальных возможностей для личностной самореализации, жизненного самоопределения ребенка в пространстве воспитательной системы школы.

· взаимодействие с семьей:

ü поддержание положительной направленности семьи на воспитание ребенка;

ü организация совместной деятельности педагогов, родителей и детей в условиях воспитательной системы школы;

ü активизация воспитательного потенциала семьи и др.

· сотрудничество в решении воспитательных задач с социальными педагогами, психологами, педагогами дополнительного образования, валеологами, медицинскими работниками, работниками учреждений культуры, спорта и пр.;

· защита интересов детей;

· содействие реабилитации ребенка, оказавшегося в условиях конфликтного социума;

· воспитательный потенциал организационных форм обучения;

· педагог – субъект личностного и профессионального развития себя как воспитателя:

ü изучение личного опыта воспитания школьников;

ü совершенствование профессиональных знаний и умений в сфере воспитания и др.

В определении приоритетов воспитательных (исследовательских) задач учтены гуманистические ориентиры профессиональной педагогической деятельности классного руководителя.

 







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.