|
Эвристическая программа анализа ситуации и решения педагогических задачИсходное теоретическое положение: все задачи в любой педагогической ситуации, так или иначе, являются задачами социально-педагогического управления и помощи студентам в решении. Студенты вместе с учителями решают задачи стратегические, тактические и оперативные. Цели стратегических задач – достижение некоторого педагогического идеала. Для этого требуется длительное время. Цели тактических задач – формирование качеств и состояний у воспитуемых Цели оперативной задачи – это элементы решения тактических задач. Они отличаются тем, что их цели осуществляются немедленно после их возникновения. Преподаватели кафедры педагогике ориентируют студентов на решение тактических и оперативных задач. Решение тактических задач целесообразно осуществлять на основе учета структуры этапов цикла педагогического управления. Используя этот подход, мы можем распределить все задачи так: · задачи этапа педагогической диагностики; · задачи этапа педагогического целеполагания; · задачи этапа педагогического планирования (прогнозирования) предстоящей педагогической деятельности; · задачи этапа практического осуществления намеченного плана; · задачи анализа результатов выполненной работы. Рассмотрим эти задачи к конкретно выполненной педагогической деятельности студентов на практике. Первым этапом деятельности студентов является решение педагогических задач по изучению учащихся, состояния педагогической ситуации образовательно-воспитательного процесса, иными словами педагогическая диагностика. Здесь умелому решению подлежат следующие группы задач: · Задачи организации наблюдений за учащимися. Диагностические выводы используются для принятия последующего решения о выборе воспитательной задачи, над реализацией которой студент будет работать в течение педагогической практики. · Задачи организации беседы с классным руководителем, с учащимися. Требования задач: ü найти варианты целесообразных, точных, ясных, четких форм ü постановки воспитательных задач; ü установить контакт с детьми и классным руководителем; ü добиться заинтересованности ребят в разговоре; ü постараться достигнуть атмосферы откровенности и доверия; ü сделать правильные обобщающие диагностические заключения о выборе воспитательной задачи. · Задачи изучения характеристики класса. Требования задач: ü найти вариант обобщенной характеристики класса, индивидуального «лица» класса, педагогические прогнозы к планированию воспитательных задач на период практики; ü получить определенную информацию о социальной ситуации развития учащихся; ü выявить возможные факторы риска, а также особенности семейных отношений, межличностных отношений учащихся в классе и вне школы; ü зафиксировать ту информацию, которая необходима и достаточна для диагностирующих выводов о воспитательной деятельности классного руководителя: фронтальной работе с классом, индивидуальной работы с детьми и детьми группы «риска». · Задачи изучения школьной документации в диагностических процедурах. Требования задач: - найти варианты постановки воспитательных задач в концепции развития общеобразовательного учреждения, программе воспитания классного руководителя, в плане классного руководителя, воспитательных задачах ближайших классных часов, других формах деятельности классного руководителя. · Задачи использования опросов в диагностических процедурах. Требования задач: - найти варианты научно-обоснованных программ опросов (интервью, анкет), педагогических и психодиагностических методик с целью определения воспитанности (направленности личности по одному из аспектов жизнедеятельности класса; - во время опросов точно и экономно зафиксировать изучаемые качества и состояния школьников; - обсчитать результаты опроса и диагностирующих методик; - сделать достоверные психолого-педагогические диагностические выводы на основе собранного материала. Второй этап процесса педагогической деятельности связан с целеполаганием, с определением тактических целей воспитательных задач. Студент на основе изучения сложившихся педагогических ситуаций и индивидуально-психологических характеристических особенностей с позиций демократии и гуманизма, определяет комплекс целей, которые необходимо реализовать, выбирает приоритетную воспитательную задачу, над реализацией которой будет работать в период педагогической практики. На этом этапе решаются: · Задачи использования диагностических знаний для определения конкретных целей воспитательных задач. Требования задач: - найти и обосновать на основе имеющейся информации конкретную, приоритетную цель (задачу) в реальной педагогической ситуации по отношению к конкретным учащимся, в закрепленном за студентом классе (группе учащихся) с учетом целевых ориентиров воспитательной деятельности классного руководителя: формирование коллектива, развитие личности, гражданско-патриотическое воспитание, сохранение здоровья и другое. Третий этап процесса педагогической деятельности связан с прогнозированием, планированием и проектированием (конструированием) педагогического процесса по достижению поставленной цели (задачи) воспитания. Здесь оптимальному решению подлежат следующие группы задач: · Задачи определения основных условий достижения поставленной цели на уровне прогноза. Требования задач: - определить необходимые и достаточные условия, реализация которых может обеспечить успешное решение воспитательных задач в реальной педагогической ситуации (в ситуации реальной воспитательной деятельности школы, класса как воспитательной системы образовательной учреждения). · Задачи планирования методов и приемов, форм организации педагогической деятельности классного руководителя. Требования задач: - наметить варианты методов и приемов, форм организации воспитательной деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся класса, закрепленного за студентом. · Задачи планирования своих взаимоотношений (сотрудничества, сотворчества) с учащимися. Требования задач: -прогнозирование систем отношений с учащимися; - планирование общения в разнообразных учебно-воспитательных ситуациях. · Задачи организации совместного планирования работы с другими педагогами (с другими педагогами субъектами педагогического процесса). Требования задач: найти целесообразные варианты привлечения других педагогов (родителей и т.д.) к планированию предстоящей работы на основе учета уровня их заинтересованности в оказании помощи; творческое использование передового педагогического опыта в процессе планировании, а также совместного анализа индивидуально-типологических характерологических особенностей учащихся с целью оптимального решения проблем. · Задачи итогового оформления программы (проекта) предстоящей воспитательной работы. Требования задач: найти целесообразные формы отражения разработанный программы (проекта) воспитательной работы; добиться обеспечения четких записей, полноты содержания воспитательных мероприятий, отражения разнообразных форм организации деятельности как своей (студента – практиканта), так и учащихся. Четвертый этап связан с практическим осуществлением разработанного плана, с творческим его претворением в жизнь. На этом этапе работы решаются следующие группы задач: · Задачи сообщения информации и убеждения учащихся. Требования задач осуществить наиболее подходящие формы целеполагания педагогически целесообразной информации, то есть высказать свои суждения и взгляды ясно, откровенно, прямо, логично, кратко, эмоционально-выразительно, своевременно; провести разговоры целеустремленно, аргументировано; создать благоприятный психологический микроклимат, увлечь рассказом (доказательством, оперативно исправляя ощибочные суждения учащихся, если они возникают в ходе разговора). · Задачи показа выполнения отдельных видов деятельности, демонстрация определенных форм, приемов и способов воспитательной работы. Требования задач: - осуществить наиболее подходящие формы показа (демонстрации) конкретных приемов и способов деятельности, показать личный положительный пример. Заключительный этап цикла педагогической деятельности – анализ (обдумывание) результатов выполнения деятельности классного руководителя, самокритичная оценка достигнутого. Здесь выясняется мера достижения намеченных целей для того, чтобы определять на следующий период учебно-воспитательной работы новые цели. В этот момент решаются такие задачи: · Задачи определения степени достижения ставившихся целей. Требования задач: определить те микроизменения, которые произошли с учащимися в результате проделанной работы: какие появились новые знания, умения, состояния, потребности, желания; изменилась ли система межличностных отношений в ходе общения; начали ли формироваться и закрепляться новые стереотипы поведения. · Задачи установления причин недостатков в проделанной работе и определение резервов повышения ее уровня в будущем. Требования задач: произвести самокритичный анализ выполненной работы; выяснить причины недостатков, используя данные психолого-педагогической теории и передового опыта; зафиксировать свои достижения и недостатки (ошибки) и на основе этого определить пути улучшения нового этапа работы. Полученные при этом конкретные диагностико-аналитические выводы становятся основанием для следующего этапа целеполагания, планирования и преобразования в практических ситуациях. Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|