|
Примеры решения исследовательских воспитательных задачПримеры решения профессиональных педагогических задач Цель: Формирование эмоционально-психологических отношений в детском коллективе. Задачи: 1. Определите состояние эмоционально-психологических отношений в детском коллективе. 2. Разработайте цикл воспитательных дел, направленных на вовлечение учащихся в их подготовку и проведение. Методические рекомендации. 1. Для определения состояния эмоционально – психологических отношений в детском коллективе используйте метод социометрии. 2. Узнайте, кто из учащихся является лидером или отвергнутым, принятым или не принятым в сообщества одноклассников. 3. Предложите школьникам ответить на четыре вопроса: · Если бы у тебя было возможность пригласить кого-либо из учащихся своего класса к себе на день рождения, то кого ты пригласил(а) бы? · А кого пригласил(а) бы на день рождения в последнюю очередь? · Кому ты доверяешь свою тайну? · Кому никогда не доверяешь свою тайну? 3. Для полноты изучения состояния эмоционально-психологических отношений в детском коллективе воспользуйтесь психодиагностирующей социометрической методикой.
1Использованы материалы статей: Программная деятельность классного руководителя// Газета «Первое сентября» №78/2004; Степанов Е.Н. 9-я лекция. Изучение состояния эффективности воспитательного процесса в классе// Кл.руков - №1,2007.
Цель: Формирование культуры общения между одноклассниками. Литература: 1. Ишкулова, Ш. Использование средств массовой коммуникации в социализации подростков [Текст] // Воспитание школьников. – 2007. -№9. – С.30-35. 2. Коммуникативная культура в системе социально-педагогического формирования понятия о другом человеке как личности [Текст] / А.А. Бодалев. - М., 1980. 3. Личность и общение [Текст] / А.А. Бодалев. - М., 1983. 4. Основы профессионально-педагогического общения [Текст] / В.А. Кан-Калик. - Грозный, 1979. 5. Образования [Текст] / В.П. Сморчкова. - М.: Изд-во МГСУ Союз, 2003. 6. Основы социокультурного проектирования [Текст] / Т.М. Дридзе, Э.А. Орлова. - М., 1995. 7. Педагогическая психология [Текст] / Л.Д. Столяренко. - Ростов-на-Дону, 2000. 8. Психология в работе учителя [Текст] / Б.Ц. Бадмаев. – М., 2000. 9. Психология общения. / Леонтьев А.А. // М, 1997. 10. Социальная работа как феномен культуры [Текст] / Е.П. Агапов. - Ростов-на-Дону, 1999. 11. Учителю о педагогическом общении. [Текст] / В.А. Канн-Калик. - М., 1987
Цель: Изучение микроклимата в классе (школе). Задачи: 1. Изучите микроклимат в классе (школе) 2. Спланируйте воспитательную деятельность с целью улучшения микроклимата в классе (школе). 3. Организуйте воспитательную работу с классом, психолого-педагогическое просвещение родителей по улучшению микроклимата отношений. Методические рекомендации 1. Провести комплексное анкетирование родителей и учащихся. Все четыре анкеты позволяют получить большой слой информации для анализа. (Анкеты “Изучение микроклимата отношений между учителями и родителями в школе”, “ Жизнь в школе (для учащихся)”, “ Интересы и досуг” и “Мир вокруг тебя (для учащихся)) В данном исследовании можно использовать другие методики изучения микроклимата (см. Рогов Е.И.). 2. Полученную информацию использовать в целях планирования и организации воспитывающей деятельности. 3. Разработать и реализовать программу улучшения микроклимата отношений. Литература: 1. Аникеева, Н.П. Психологический климат в коллективе [Текст] / - М.: Просвещение, 1989. — 224 с. 2. Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе [Текст] / - М.: Просвещение, 1989. 3. Бабурова И. Психологический климат класса [Текст] / И. Бабурова // Народное образование. - 2005. - №2 – С.164-169. 4. Бойко, В.В., Ковалев, А.Г., Панферов В.Н. Социально-психологический климат коллектива и личность [Текст] / -М.: Мысль, 1983. - 207 с. 5. Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности) [Текст] / - Мн., Изд-во БГУ, 1976. - 352 с. 6. Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах: Учеб. пособие - 2-е изд., доп. [Текст] / - Мн.: ТетраСистемс, 2000. 7. Кричевский, Р.Л., Дуборская, Е.М. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты [Текст] / - М.: МГУ, 1991.- С.30-31 8. Рогов Е.И. Психология группы [Текст] / Е.И. Рогов. - М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 430 с.: ил. - (Азбука психологии) Цель: Развитие интеллектуального потенциала учащихся. Задачи: 1. Диагностируйте интеллектуальный потенциал учащихся. 2. Разработайте программу развития интеллектуального потенциала учащихся (группы учащихся) 3. Разработайте содержание программы развития интеллектуального потенциала учащихся (группы учащихся)
Методические рекомендации. 1. В диагностирующий инструментарий включите: школьный тест умственного развития (ШТУР), методы экспериментальной оценки педагогов и самооценки учащихся, методы изучения развития мышления, понятий, внимания, воспитания и воображения. 2. При выборе методик проконсультируйтесь со школьным психологом. 3. Обратите внимание на освоение ребенком образовательной программы, на формулирования общеучебных умений и навыков, стиля учебной деятельности, на развитие познавательных процессов и интересов. 4. Опробуйте содержание программы интеллектуального развития. Цель: Развитие нравственного потенциала школьников. Задачи: 1. Диагностировать нравственный потенциал школьников. (ценностное отношение учащихся к себе, родине, школе, классному коллективу, себе, природе, учебе и труду). 2. Определить систему работы по развитию нравственного потенциала школьников. 3. Разработать воспитательные дела, направленные на развитие нравственного потенциала школьников.
Методические рекомендации. 1. В проведении диагностики используйте тест И.Е.Щурковой «Размышляем о жизненном опыте», методику С.М.Петровой «Пословицы», разработанную Б.П.Битинасом стандартизированную характеристику личности школьника, подготовленные П.В.Степановым, Д.В.Григорьевым и И.В.Кулешовой опросники для диагностики личностного роста учащихся шестых-восьмых и девятых-одиннадцатых классов. 2. Выберете одну-две конкретные методики диагностики нравственного потенциала школьников. 3. Разработайте два-три воспитательных дела, направленных на развитие нравственного потенциала школьников (по одному из аспектов ценностного отношения, в зависимости от результатов диагностики)
Цель: Духовно-нравственное воспитание. Литература: 1. Акутина, С.П. Развитие нравственных ценностных ориентаций учащихся. Программа занятий со школьниками [Текст]/ С.П. Акутина // Классный руководитель. – 2007. - №3 – С.5-25. 2. Власова, Т.И. Духовно ориентированная парадигма воспитания в отечественной педагогике [Текст] / Т.И. Власова // Педагогика. – 2006. - №10 – С.36-42. 3. Духовно-нравственное воспитание [Электронный ресурс]: научно-просветительный журнал [Текст] / ред. Фурсов А.П. – Режим доступа: http://www.schoolpress.ru/jornal/issues/duh_nrav/index.php 4. Зимина, А.И. Организация работы классного руководителя в 8-10-х классах: Организация по направлению «Нравственность» [Текст] / А.И. Зимина // Классный руководитель. – 2007. - №6 – С.5-93. 5. Игумен Георгий (Е.В.Шестун) Духовно-нравственное становление личности в православной традиции [Текст] / Е.В.Шестун // Педагогика. – 2006. - №4 – С.53-61. 6. Игумен Владимир (Перевертайло) Методологические основания духовно-нравственного воспитания в православной педагогике [Текст] / Игумен Владимир // Педагогика. – 2007. - №5 – С.76-84. 7. Коледа, В.Н. Программа воспитания школьников 5-11-х классов на традициях русской национальной культуры [Текст] / В.Н. Коледа // Классный руководитель. – 2008. - №3 – С.28-33. 8. Корольков А.А. Русская школа и стратегия духовного просвещения / А.А. Корольков // Педагогика. – 2003. - №5 – С.97-105. 9. Лихачев, А.Е. Воспитание и духовность [Текст] / А.Е. Лихачев // Педагогика. – 2001. - №3 – С.33-36. 10. Малякова, Н.С. Диагностика состояния духовно-нравственных качеств личности учащегося / Н.С. Малякова // Классный руководитель. – 2005. - №5. – С.30-32. 11. Чернилевский, Д.В. Духовные и нравственные ценности детей и молодежи [Текст] / Д.В. Чернилевский, Т.И. Петракова // Педагогика. – 2004. - №3 – С.103-108. 12. Якунин, В.Н. Духовное образование в России в годы Великой Отечественной войны [Текст] / В.Н. Якунин // Педагогика. – 2003. - №1 – С.88-91.
Цель: Этическое (нравственное) воспитание. Литература: 1. Ахматов, А.Ф. Нравственность и одухотворенное образование [Текст] / А.Ф. Ахматов // Педагогика. – 2003. - №7 – С.35-41. 2. Бабаян, А.В. Н.Г. Дебольский о нравственности и нравственном воспитании [Текст] / А.В. Бабаян // Педагогика. – 2005. - №2 – С.67-78. 3. Вершинин, В. Десять «золотых» способов воспитания нравственного опыта. [Текст] / В. Вершинин // Народное образование. – 2004. - №8 – С.177 4. Воробьев, Н.Е. Идеи нравственного воспитания И.Канта и немецкая педагогика XIX в. [Текст] / Н.Е. Воробьев, А.Ю. Шачина // Педагогика. – 2005. - №8 – С.102-107. 5. Воробьев, Н.Е. Система нравственного воспитания И.Канта [Текст] / Н.Е. Воробьев, А.Ю. Шачина // Педагогика. – 2005. - №5 – С.109-117 6. Воронина, М. Этическое воспитание в старших классах средней школы. [Текст] / М. Воронина // Народное образование. – 2005. - №7 – С.158 7. Гасанов, З.Т. Морально-этическое и религиозные основы воспитания патриотизма и веротерпимости [Текст] / З.Т. Гасанов // Педагогика. – 2003. - №5 – С.18-26. 8. Ерина, Э.Г. «Этика». Программа классных часов для учащихся 5-11-х классов [Текст] / Э.Г. Ерина, Л.И. Лаврентьева // Классный руководитель. – 2007. - №3 – С.74-93. 9. Зосимовский, А.В. Нравственно-волевое воспитание с позиций конфликтологии / А.В. Зосимовский // Педагогика. – 2004. - №3. – С. 48-52 10. Клепиков, В.Н. Этическая культура школьников в контексте триады «Истина-Добро-Красота» [Текст] / В.Н. Клепиков // Педагогика. – 2006. - №2 – С.29-37. 11. Лизинский, В.М. Этические и культурологические проповеди на каждую неделю [Текст] / В.М. Лизинский // Классный руководитель. – 2006. - №5 – С.82-98. 12. Лизинский, В.М. Этические и культурологические проповеди на каждый день(окончание) [Текст] / В.М. Лизинский // Классный руководитель. – 2006. - №6 – С.105-117. 13. Стрельникова, О.М. «На пороге семьи» – программа этического, нравственного, полового воспитания учащихся [Текст] / О.М. Стрельникова // Классный руководитель. – 2008. - №7 – С.76-82. 14. Фоменко, Н. Е. От нравственности к нравст.венным поступкам [Текст] / Н.Е. Фоменко // Классный руководитель. – 2003. - №3 – С.78-91.
ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|