Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Анкета: «Интересы подростков»





Цель: определять, что и в какой мере в школе является значимым для детей, влияет на их отношение к окружающему миру; изучить эффективность воспитательных средств, степень их влияния на результаты воспитательного процесса.

Проведение. Каждому ученику предлагается оценить степень вли­яния нижеперечисленных средств на:

а) его отношение к жизни; формирование у него положительных
качеств;

б) обстановку и психологический климат в школе.
Оценивать предлагается по следующей шкале:

б — повлияло очень сильно;

5 — повлияло сильно}

4 — повлияло в значительной мере;

3 — повлияло, но незначительно;

2 — почти не повлияло;

1 — не повлияло;

О — отрицательно повлияло.

 

Таблица 5

 

№ п/п Название средств Степень влияния
    А Б
Общешкольное дело «За честь школы»    
Общешкольное дело «Праздник знаний и творчества»    
3-5 Другие общешкольные дела (перечисляются)    
Уроки математики    
Уроки географии    
8—17 Уроки по другим предметам (перечисляются)    
Классные дела    
Взаимоотношения с учителями    
Взаимоотношения с одноклассниками    
Взаимоотношения с родителями    
Занятия в клубе, кружке, секции или другом объединении по интересам    
Обстановка в классе    
Пример родителей    
Пример педагогов    
Отношение к вам ваших товарищей    
Ваше увлечение в свободное время    
28—30 Другие средства (элементы) воспитательного процесса (перечисляются)    

 



Обработка результатов. По дочитывается средний балл из всех оце­нок каждого средства и определяется эффективность его влияния на учащихся в сопоставлении с другими.

Основным средством, влияющим на развитие детей, педаго­гов, отношения в коллективе, является деятельность, в кото­рую включаются участники педагогического процесса и кото­рая организуется в различных формах.

Изучение эффективности формы воспитательной работы предусматривает определение ее результатов и соотнесение этих результатов с затратами, усилиями педагогов, организа­торов проводимой работы.

Результаты мероприятия характеризуются степенью реше­ния воспитательных задач, мерой его влияния на развитие от­ношений между детьми, на развитие их активности и творче­ства, проявление их индивидуальности, самореализацию. Для изучения результатов и эффективности мероприятия исполь­зуются различные способы.

1)Наблюдение за поведением учащихся в процессе подготов­ки и проведения мероприятия, когда предоставляется возмож­ность фиксировать позицию каждого ребенка по определенным показателям. Сравнение данных наблюдений для различных ситуаций позволяет оценить эффективность отдельных педаго­гических средств, используемых при проведении мероприятия, и в целом эффективность формы воспитательной работы.

2)Наблюдение за поведением детей, их отношениями после проведения мероприятия. Так, например, после беседы о куль­туре поведения или обсуждения отношений в коллективе важ­но найти факты, подтверждающие положительные изменения в поведении и действиях детей, чтобы убедиться в полезности проведенной формы воспитательной работы. Если после завер­шения разговора по какой-либо теме на классном часе учащие­ся продолжают обсуждать затронутую проблему, можно пред­положить, что классный час в определенной мере достиг своей цели.

3)Анкетирование участников деятельности. Данный метод нецелесообразно использовать часто. Опрос надо провести в том случае, если мероприятие проходило впервые или есть сомне­ния в эффективности и целесообразности тех или иных исполь­зуемых средств.

Можно использовать открытые вопросы, например: что по­лучилось и почему? Что не получилось и почему? Нужно ли было данное дело и почему? Если бы снова проводилось это дело (мероприятие), стал бы ты принимать в нем участие?

Ответы на эти вопросы позволяют представить педагогам видение детей, выявить значимые для них элементы, сопоста­вить свои замыслы с реальной оценкой воплощения этих за­мыслов.

В ряде случаев полезную и объективную информацию мо­жет дать шкалированная анкета, которая быстро заполняется и обрабатывается. Например, учащимся предлагается дать от­веты на вопросы:

—В какой мере ты смог проявить свои способности и талан­ты в этом деле?

—В какой мере тебе удалось проявить активность, заинте­ресованность? и т.п.

При этом используется следующая шкала: 4 — полностью проявил; 3 — в основном; 2 — частично; 1 — мало; О — не смог проявить.

Или:

—Оцени полезность этого мероприятия для развития отно­шений в нашем коллективе.

—Оцени полезность этого дела для развития твоих творчес­ких способностей.

Предлагается шкала: 4 — полезно; ,

3 — скорее полезно, чем бесполезно; 2 — трудно сказать; 1 — скорее бесполезно, чем полезно; О — бесполезно.

Учащиеся в анкете по соответствующей шкале могут оценить эффективность, полезность и значимость для себя отдельных фрагментов, приемов, элементов, из которых состояла данная форма работы.

4) Цветограмма. Каждый ученик оценивает конкретную форму работы с помощью цветных жетонов. Содержание оце­нок может зависеть от характера и целей мероприятия. Напри­мер, каждый ученик оценивает занятия, которые посетил.

5) Символическая оценка настроения после мероприятия. Например, после завершения мероприятия предлагается за­фиксировать свое настроение, опустив жетон в один из паке­тов со следующими рисунками:

а) светит солнце;

6) тучи на небе, и пробиваются лучи солнца;
в) идет дождь.

Символическая оценка используется не во всех случаях, так как есть такие формы работы, в которых на первый план вы» ступает не эмоциональное состояние участника , а полезность и важность проделанного. В ряде случаев эмоциональная оцен­ка не является критерием эффективности мероприятия. (На­пример, серьезный и сложный разговор, дискуссия, которые могут побудить к осмыслению, переживанию, но при этом эмо­циональное состояние может быть противоречивым, неодно­значным.)

в) Отдаленная оценка формы воспитательной работы. В кон­це года учащимся предлагается вспомнить все дела, в которых они участвовали или которые организовали в коллективе, и оценить их с помощью цветограммы, шкалы, словесно. У де­тей есть возможность оценить эти дела в сравнении, а педаго­гам остается проанализировать результаты оценок и выявить наиболее действенные средства.

Важным показателем результативности любого дела (меро­приятия) является последействие, т. е. когда в процессе прове­дения очередного дела, подведения его итогов рождается новая идея, система действий по ее реализации или новое дело.

Об эффективности формы воспитательной работы можно судить по тому, как учащиеся включились в коллективный анализ, насколько глубоко и сущностно они характеризуют проделанную работу на этапе подготовки и осуществления ме­роприятия.

Перед коллективным анализом формы работы очень важно оценить результативность (как дело повлияло на каждого ре­бенка и на взаимоотношения детей), а также знать мнение уча­щихся о действенности используемых приемов и средств в ходе проведенной работы.

Целесообразно учитывать, что эффективность форм воспи­тательной работы изучается для того, чтобы педагоги и орга­низаторы могли внести коррективы в последующие действия, в организацию очередных дел с учетом поставленных целей и задач, постоянно отслеживать развитие воспитательного про­цесса.


 

Методика: «День творчества»

Цели развитие творчества и познавательных интересов учащих­ся, изучение состояния воспитательной работы.

Подготовка:

1. Методическая и организационная работа педагогического кол» лектива (обсуждение целей дня, выбор уроков, занятий, обсуждение выборов предыдущих дней творчества).

2.Психологический настрой педагогов на возможные результаты выбора уроков (были случаи, когда к учителю никто не приходил).

3. Знакомство с планом дня, его организацией.

4. Подготовка методик для изучения состояния воспитательной
работы, результатов самого Дня творчества.

5. Составление расписания.

Методики изучения эффективности воспитательной работы

I. Создание ситуаций выбора:

а) выбор уроков;

б) выбор занятий по интересам с различной направленностью;

в) выбор учителя, с которым можно пообщаться по любой проблеме.

II. Анкета для учащихся

1. Какие уроки вы выбрали?

2.Почему именно эти уроки?

а) Нравится предмет;

б) нравится учитель;

в) заинтересовала тема;

г) пошел за компанию с товарищем;

д) случайно;

е) посоветовали;

ж) у этого учителя спокойно себя чувствуешь на уроке;

з) на этом уроке можно не отвечать;

и) другие причины (укажите).

3. Что вам понравилось на уроке?

а) Содержание заданий;

б) рассказ учителя;

в) форма рассказа;

г) отдельные фрагменты урока;

д) содержание вашей работы на уроке;

е) отношение к вам учителя;

ж) отношения между учащимися;

з) что еще (допишите).

4. Что для вас на уроке было неожиданным, удивительным?

а) Содержание заданий;

б) материал, который узнал на уроке;

в) форма урока;


г) форма работы ученика на урок;

д) отношение к вам учителя;

е) отношения между учащимися;

ж) что еще (допишите).

5. Что вам понравилось? Что бы вы хотели изменить, улучшить на уроке?

в. Удовлетворены ли вы тем, что пошли на эти уроки?

а) Полностью удовлетворен;

б) скорее удовлетворен, чем не удовлетворен;

в) затрудняюсь ответить;

г) скорее не удовлетворен, чем удовлетворен;

д) не удовлетворен.

III. Анкета для педагогов

1. Оцените День творчества по следующим параметрам:

а) что было полезного;

б) что было интересного;

в) что было неожиданного.

2.Какие проблемы в проведении урока по выбору вы увидели?

3.Какие проблемы остались неразрешенными?

4.Какая помощь вам необходима для решения этих проблем?

5. С какими проблемами в организации часа по интересам вы столк-
нулись?

6. Какие трудности вы испытывали при проведении часа общения?

7. Какую методическую помочь вы хотели бы получить, чтобы ус-
пешно проводить час общения?

8.Что нового, неожиданного открыл этот день в детях?

9.Что вам не понравилось в проведении этого дня?

10. Что бы вы предложили для улучшения подготовки и проведе-
ния Дня творчества?

IV. Анкета для тех, кто не пришел на встречу с педагогами

1. Почему вы не пришли на урок общения с учителем?

а) Не нравятся педагоги;

б) ушел за компанию;

в) не знаю, о чем спрашивать;

г) не знаю, как спрашивать;

д) помешали другие ребята;

е) другие причины (назовите).

2. Что нужно изменить, чтобы вы захотели прийти на следующую
встречу?

V. Цветограмма

В этот день каждый ученик оценивает занятия, которые посетил, с помощью цветных жетонов. Содержание оценок может зависеть от характера и целей занятия (см. таблицу 7).



VI. Сочинение-размышление на темы (по выбору):

1.День творчества. Что это такое?

2.Каким я вижу (представляю) День творчества.

VII. Коллективный анализ — обсуждение учащимися и педагога-
ми следующих вопросов и заданий:

1.Что было в День творчества: а) полезного; б) удивительного; в) неожиданного?

2.Что понравилось: а) на уроках; б) на занятиях по интересам; в) на часах общения?

 

3.Кто (что) удивил (о) вас?

4.Что понравилось? Кто (что) огорчил(о) вас?

5.Внесите предложения по улучшению проведения таких дней.

6.Нарисуйте эмблему Дня творчества.

7.Выразите ваше настроение в этот день с помощью рисунка.

Если изучение ведется открыто, например при анкетирова­нии, педагог предварительно разъясняет его полезность для самих школьников, для улучшения дальнейшей работы в шко­ле, классе, показывает важность откровенного и заинтересован­ного отношения детей при ответах на поставленные вопросы. В этом случае полезно познакомить опрашиваемых с результа­тами исследования. Итоги сообщаются в интерпретированном, обобщенном, систематизированном виде, без указания авторов того или иного мнения. Знакомство с итоговой информацией изучения может быть завершено обсуждением и разработкой путей решения выявленных недостатков, проблем.

Анкета по выявлению трудностей в общении детей 3—9-х классов

1. Испытываешь ли ты трудности в общении с (со):

— родителями;

— другими членами семьи;

— учителями;

— сверстниками.

(да, нет, иногда, никогда)

2. В чем заключаются трудности общения:

— не понимают меня;

— требуют только хороших оценок;

— мало друзей;

 

Внешние признаки: бледность кожи;

♦ расширенные или суженные зрачки; покрасневшие или мутные глаза; замедленная речь; потеря аппетита, похудение; хронический кашель;

плохая координация движений (пошатывание или спотыкание).

Очевидные признаки:

следы от уколов на руках в области внутренних поверхностей лок­тевых сгибов;

бумажки, свернутые в трубочку;


— нет общих интересов;

— не замечают моих хороших качеств;

— испытываю страх в общении:

— избегаю общения из-за своих комплексов.

3. В трудную минуту к кому обращаешься за помощью:

— к родителям (отцу, матери, бабушке, брату, сестре);

— к учителю;

— к другу по классу;

— к друзьям во дворе.

Для обработки полученных данных необходимо составить таблицу результатов ответов и вносить в нес первичные данные в начале года, затем повторные в конце года. Для этого можно использовать метод ранжирования.

 

Методика «Пословицы» (разработана к.п.н. СМ. Петровой).

Цель определить уровень нравственной воспитанно­сти учащихся и выяснить особенности ценностных отно­шении к жизни, людям, самим себе.

Ход проведения. Учащимся предлагается бланк с шестью­десятью пословицами. Возможны лва варианта работы с этим бланком. В первом случае требуется внимательно про­читать каждую пословицу и оценить степень согласия с ее содержанием по следующей шкале:

1 балл — согласен в очень незначительной степени;

2 балла —- частично согласен;

3 балла — в общем согласен;

4 балла — почти полностью согласен;

5 баллов — совершенно согласен.

Во втором случае каждому ученику необходимо внима­тельно прочитать пару пословиц («и» и «б», «в» и н») и выбрать ту из пары, с содержанием которой согласен в наибольшей степени.

Предлагаются следующие пословицы.

1 а) Счастлив тот, у кого совесть спокойна.

б) Стыд не дым, глаза не выест.

в) Лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом.

г) Что за честь, коли нечего есть.

2 а) Не хлебом единым жив человек.

б) Живется, у кого денежка ведется.

в) Не в деньгах счастье.

г) Когда деньги вижу, души своей не слышу.

3 а) Кому счастье служит, тот ни о чем не тужит.

б) Где счастье плодится, там и зависть родится.

в) Кто хорошо живет, тот долго живет.
4) Жи ни, прожить - не иоле перейти.

I а) Бояться несчастья - - и счастья не видать.

б) Людское счастье, что вода в бредне.

в) Деньги — дело наживное.

г) Голым родился, гол и умру.

5 а) Только тот не ошибается, кто ничего не делает.

б) Береженого Бог бережет.

в) На Бога надейся, а сам не плошай.

г) Не зная броду, не суйся в воду.

6 а) Всяк сам своего счастья кузнец.

б) Бьется как рыба об лед.

в) «Хочу» — половина «могу».

г) Лбом стены не прошибешь.

7 а) Добрая слава лучше богатства.

б) Уши выше лба не растут.

в) Как проживешь, так и прослывешь.

г) Выше головы не прыгнешь.

8 о) Мир не без добрых людей.

б) На наш век дураков хватит.

в) Люди — всё. а деньги — сор.

г) Деньгам все повинуются.

9 а) Что в людях живет, то и нас не минет.

б) Живу как живется, а не как люди хотят.

в) От народа отстать — жертвою стать.

г) Никто мне не указ.

10 а) Всякий за себя отвечает.

б) Моя хата с краю, я ничего не знаю.

в) Своя рубашка ближе к телу.

г) Наше дело — сторона.

11 а) Сам пропадай, а товарища выручай.

б) Делай людям добро, да себе без беды.

в) Жизнь дана на добрые дела.

г) Когда хочешь себе добра, то никому не делай зла.

12 а) Не имей ста рублей, а имей сто друзей.

б) На обеде все — соседи, а пришла беда — они прочь,
как вода.

в) Доброе братство лучше богатства.

г) Черный день придет — приятели откажутся,

13 а) Ученье — свет, неученье — тьма.

б) Много будешь знать — скоро состаришься.

в) Ученье лучше богатства.


г) Век живи, век учись, а дураком помрешь. 14 а) Без труда нет добра.

б) От трудов праведных не наживешь палат каменных.

в) Можно тому богатым быть, кто от трудов мало спит.

г) От работы не будешь богат, а скорее будешь горбат.
\5а) На что и законы писать, если их не исполнять.

б) Закон — паутина, шмель проскочит, муха увязнет.

в) Где тверд закон, там всяк умен.

г) Закон — что дышло, куда поворотишь, туда и вы-
шло.

11) а, в
  б, г
22) а, в
  б, г __
33) а, в
  б, г
44) а, в
  б, г
55) а, в
  б, г
66) а, в
  б, г  
77) а, в
  б, г
88) а, в
  б, г
99) а, в
  б, г
110) а,в
  б, г
111) а, в
  б, г
112) а, в
  б, г

Обработка полученных данных. Текст методики содержит 30 пар ценностных суждений о жизни, людях, самом че­ловеке, зафиксированных в содержании пословиц и про­тиворечащих друг другу по смыслу. Ценностные отноше­ния человека к жизни, к людям, к самому себе конкре­тизируются в отдельных пословицах и в тексте методики располагаются следующим образом:

духовное отношение к жизни, бездуховное отношение к жизни; незначимость материального благополучия в жизни;

материально благополучная жизнь; счастливая, хорошая жизнь, трудная, сложная жизнь;

оптимистическое отношение к жизни, пессимистическое отношение к жизни;

решительное отношение к жизни, осторожное отношение к жизни; самоопределение в жизни, отсутствие самоопределения в жизни; стремление к достижениям в жизни, отсутствие стремления к достижениям в жизни;

хорошее отношение к людям, плохое отношение к людям;

 

коллективистское отношение к людям, индивидуалистическое отношение к людям;

эгоцентрическое отношение к людям, б, г — эгоистическое отношение к людям;

альтруистическое отношение к людям, паритетное отношение к людям; значимость дружбы, незначимость дружбы;


 

13) о, в — значимость ученья,

б, г — незначимость ученья;

14) я, в — значимость труда,

б, г —- незнач и мреть труда;

15) а. в — значимость соблюдения законов,

б, г — незначимость соблюдения законов.

Подсчитывается сумма баллов (по варианту I) или ко­личество выборов (по варианту 2) отдельно по ответам «а», «в» и отдельно по ответам «б», «г».

Основной принцип оценивания полученных результа­тов — сравнение суммы баллов или количества выборов. Более высокие оценки или большее количество выборов по ответам «а» и «в» свидетельствуют об устойчивости же­лательных ценностных отношений учащихся к жизни, к людям, к самим себе; по ответам «б» и «г» — об устойчи­вости нежелательных ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе.

Показатель нравственной воспитанности определяется со­отношением: чем больше степень согласия с содержанием пословиц «а», «в» и меньше степень согласия с содержани-ем пословиц «б» и «г», тем выше уровень нравственной вое- ' питанности учащихся, и наоборот — чем меньше степень согласия с содержанием пословиц «а», «в» и больше сте­пень согласия с содержанием пословиц «б», «г»у тем он ниже.

Допускается использование сокращенного варианта дан­ной методики. В этом случае учащимся предъявляются от­дельные пословицы под буквами «а» и «б» либо послови-| цы под буквами «в» и «г».

 

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.