|
Методика «Что мы ценим в людях»Назначение теста window.google_render_ad(); Методика предназначена для выявления нравственных ориентации ребенка. Описание теста Ребенку предлагается мысленно выбрать двух своих знакомых: один из них хороший человек, на которого ребенок хотел бы быть похожим, другой - плохой. После чего просят его назвать те их качества, которые ему нравятся в них и которые не нравятся, и привести по три примера поступков на эти качества. Исследование проводится индивидуально. В протоколе фиксируются эмоциональные реакции ребенка, а также его объяснения. Ребенок должен дать моральную оценку поступкам, что позволит выявить ero отношение к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т. п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т. п.) - на безнравственный. Обработка и интерпретация результатов теста Для обработки результатов можно воспользоваться следующей ориентировочной шкалой: · 0 баллов - ребенок не имеет четких нравственных ориентиров. Отношение к нравственным нормам неустойчивое. Неправильно объясняет поступки (они не соответствуют тем качествам, которые он называет), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют. · 1 балл - нравственные ориентиры существуют, но соответствовать им ребенок не стремится или считает это недостижимой мечтой. Адекватно оценивает поступки, однако отношение к нравственным нормам неустойчивое, пассивное. Эмоциональные реакции неадекватны. · 2 балла - нравственные ориентиры существуют, оценки поступков и эмоциональные реакции адекватны, но отношение к нравственным нормам еще недостаточно устойчивое. · 3 балла - ребенок обосновывает свой выбор нравственными установками; эмоциональные реакции адекватны, отношение к нравственным нормам активное и устойчивое. Методика исследования доминирующего типа Установки в отношении природы Описание Вербальная ассоциативная методика "ЭЗОП" направлена на исследование типа доминирующей установки в отношении природы. В ней использовались принципы вербальных ассоциативных методик [-12, 18, 19. 26, 41]. Условно можно выделить четыре типа таких установок: личность воспринимает природу как объект красоты ("эстетическая" установка), как объект изучения, знаний ("когнитивная"), как объект охраны ("этическая") и как объект пользы ("прагматическая"). "ЭЗОП' — это "эмоции", "знания", "охрана", "польза" — такие рабочие названия типов установок использовались во время создания методики. Методика состоит из 12 пунктов. Каждый пункт содержит стимульное слово и пять слов для ассоциаций. Например: ЛОСЬ: следы, лесник, трофей, камни, рога. Эти слова отобраны как наиболее характерные, но "неявные" ассоциации, возникающие у людей, с четко выраженным доминированием соответствующей установки. (Четыре слова соответствуют четырем типам установки, пятое — для отвлечения внимания, "мусорное" слово). Методика проводится в устной форме. На бланке фиксируется только ответ. Возможен индивидуальный и групповой вариант. В письменном варианте методика может использоваться с испытуемыми начиная с 10 — 11 лет. (Возраст ограничен лишь умением быстро писать). В индивидуальном варианте испытуемый может сообщать их экспериментатору устно. В этом случае минимальный возраст испытуемого б — 7 лет и ограничен только его способностью понять инструкцию. Испытуемому предъявляется стимульное слово и предлагается выбрать одно из пяти следующих, которое больше всего "к нему подходит". Слова предъявляются в крайне высоком темпе, у испытуемого не остается времени осмыслить варианты (5 вариантов оказалось для этого наиболее оптимальным) и он вынужден выбирать тот, который "первым пришел в голову", как раз и характеризующий доминирующую у него установку. Количество выборов того или иного типа представляется в про центном отношении от максимально возможного, а затем им присваиваются соответствующие ранги: 1, 2, 3 и 4. Тип установки, получивший наибольший удельный вес (1 ранг), рассматривается как ведущий у данной личности. Опыт показывает, что, как правило, у испытуемых существует не один, а два преобладающих типа установки.
Текст методики Вербальная ассоциативная методика «ЭЗОП» Инструкция Вам будут предложены слова и к каждому из них еще по пять слов. Выберите то из этих пяти, которое для Вас лучше всего связывается с предложенным, лучше всего к нему "подходит". Например, дается слово "МЯЧ" и к нему следующие слова: "красный", "футбольный", "большой", "резиновый", "детский". В качестве ответа Вы записываете только выбранное слово, например, "резиновый". Отвечать нужно быстро, так как первая реакция наиболее точно отражает Ваш выбор: 1. ЛЕС: поляна (К) 2. ЛОСЬ: следы (И) муравейник (И) лесник (О) заповедник (О) трофей (П) дрова (П) камни песок рога (К)
3. ТРАВА: поливать (О) 4. ОЗЕРО: улов (П) силос (П) шерсть кора острова (К) роса (К) моллюск (И) стебель (И) очищать (О)
5. МЕДВЕДЬ: берлога 6. ДЕРЕВО: осень (К) хозяин (К) кольца (И) малина (И) вырастить (О) редкий (О) мебель (П) шкура (П) сено
7. БОЛОТО: головастик (И) 8. УТКА: запрет (О) заказник (О) жаркое (П) торф (П) рассвет (К) яблоки ветка туман (К) кольцевание (И)
9. РЫБА: жабры (И) 10. САД: паутина серебристая (К) цветущий (К) нерестилище (О) опыление (И) жарить (П) ухаживать (О) перо урожай (П)
11. БОБР: ловкий (К) 12. ПРИРОДА резцы (И) красота (К) расселение (О) изучение (И) шуба (П) охрана (О) грибы польза (П) Примечание. В скобках после стимульного слова указывается, к какому типу установки относится данный ответ испытуемого; этот ключ, естественно, не зачитывается. (К) — природа воспринимается как объект красоты — "эстетическая" установка (И) — природа воспринимается как объект изучения — "когнитивная" установка (О) — природа воспринимается как объект охраны — "этическая установка" (П) — природа воспринимается как объект пользы — "прагматическая' установка Обработка результатов Каждый ответ испытуемого сравнивается с ключом и записывается в графу соответствующего типа установки. Количество выборов того или иного типа представляется в процентном отношении от максимально возможного, а затем им присваиваются соответствующие ранги: 1, 2, 3 и 4. Необходимо отметить, что нужно обращать внимание на количество ответов, не совпадающих ни с одним типом установки в ключе - "мусорные слова". Опыт показывает, что если испытуемый выбрал 3 и более "мусорных" слова, то его результаты необходимо забраковать, так как он, вероятно, стремился специально использовать наиболее "неподходящие" ассоциации.
Пример Первичные данные и обработка результатов 1. Поляна — К тип колич. доля ранг 2. Трофеи — П 3. Роса — К К 7 58% I 4. Острова — К 5. Шкура — П 6. Осень — К И 2 17% III 7. Туман — К 8. Кольцевание — О О 0 0% IV 9. Жабры — И 10. Цветущий — К П 3 25% II 11. Шуба — П 12. Красота — К Интерпретация В данном случае у испытуемого доминирующей является установка на природу как объект красоты ("эстетическая" установка), а установка на природу как объект охраны ("этическая") не проявляется вообще. Интересную информацию может дать сопоставление доминирующей установки, полученной по первым 11 пунктам, и выбором в 12 пункте. В 12 пункте исследуемые установки даны "открытым текстом", и экспериментальная ситуация является практически получением ответа испытуемого на прямой вопрос "Природа есть... (красота, изучение, охрана, польза)?" Естественно, что при этом вступает в силу фактор социальной "желательности — нежелательности": из более тысячи испытуемых только единицы выбрали ответ "польза". — ведь откровенно прагматические установки на» природу социально не одобряются. Опыт показал, что существует интересный "перевертыш": подавляющее большинство тех, у кого в целом по методике выявлена прагматическая установка, выбирают в последнем пункте ответ "охрана", ведь "природу надо охранять!"; и наоборот, только для нескольких из тех, кто выбрал ответ "охрана", характерна этическая установка на природу и по другим пунктам, а для очень многих как раз прагматическая. Этот факт является своеобразным показателем достоверности (валидности) методики: испытуемые действительно не могут "расшифровать" стимульные слова и сознательно фальсифицировать ответ. Опросник: ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|