Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Правовой статус ЮЛ в МЧП





 

Любому государству необходимо обозначить ЮЛ, которые подпадают под юрисдикцию данного государства. Для этого государство стремится установить с конкретным ЮЛ политико-правовую связь, которая позволит определить принадлежность ЮЛ к данному государству. Это явление принято называть «определением национальности ЮЛ».

Однако в отличии от ФЛ дать определение национальности ЮЛ чрезвычайно сложно.

В отношении ЮЛ не существует единого публично-правового института определения государственной принадлежности, который был бы признан всеми государствами мира.

 

Таким образом, распространение получили 4 критерия определения национальности, два из которых являются основными, а 2 – факультативными:

1. Критерий инкорпорации.

Установлен в странах англо-саксонской правовой системы. Возник в 18 веке в Великобритании. В соответствии с этим подходом ЮЛ должно иметь государственную принадлежность и личный статут того государства, от которого исходит акт о наделении лица правоспособностью. Данные критерий определен как ведущий в отечественном законодательстве и законодательстве практически всех стран СНГ.

Доктринальное обоснование целесообразности применения данного критерия состоит в следующем: «Правосубъектность ЮЛ зависит от государства, предоставившего эту правосубъектность. ЮЛ становится таковым в силу признания его в качестве субъекта права тем или иным государством. Акт признания правосубъектоности должен носить официальный характер и закрепляться в письменной форме à только в этом случае ЮЛ сможет обоснованно доказать объем правосубъектности».

Данный критерий является предпочтительным для применения на практике, т.к. он позволяет с абсолютной точностью определить национальность ЮЛ.



Однако этот критерий подвергается критике по 2-м основным проблемам, которые этот критерий называет:

o В некоторых государствах не предусмотрена государственная регистрация ЮЛ

o Если на территории государства находится основная деятельность и органы управления ЮЛ, то в этом случае государство не может признавать данное лицо юридическим иностранным только на том основании, что оно зарегистрировано за границей. Это утверждение вытекает из того, что все хозяйственно экономические и правовые связи ЮЛ установлены с государством пребывания, а не с государством регистрации

 

 

2. Критерий оседлости

Т.е. критерий места нахождения административного центра ЮЛ. Согласно этому критерию применимым правом будет право той страны, в которой находится главный административный центр компании.

Наибольшее распространение этот критерий получил в странах Континентальной Европы и Латинской Америки.

В доктрине иностранных государств различают 2 основных способа определения местонахождения административного центра:

§ Статуарная (формальная) оседлость. Она указывается в учредительных документах ЮЛ

§ Эффективная (реальная) оседлость. Она учитывает фактическое местонахождение административного центра в каждый отдельно взятый период времени.

 

Применение критерия статуарной оседлости в большинстве случаев приводит на практике к тем же результатам, что и использование критерия «места учреждения ЮЛ». Это связано с тем, что государство во время государственной регистрации лиц требуют указания юридического адреса на своей территории. Минусы и плюсы аналогичны критерию инкорпорации

 

Что касается критерия эффективной оседлости, то он взят за основу в Германии, Австрии, Португалии, Польше, Литве и Грузии. Впервые критерий появился в конце 19 века и был закреплен в Бельгийском законе «О торговых обществах». Основными недостатками данного критерия является сложность его применения, т.к. зачастую сложно определить фактическое местонахождение административного органа, либо проблемы могут быть связаны с выбором в пользу одного из органов управления, находящихся на территории различных государств.

Использование данного критерия часто порождает конфликты, которые влекут признания за ЮЛ нескольких национальностей, либо непризнания за ним национальности в принципе. Такие конфликты в свою очередь приводят к нарушению единообразия правоприменительной практики.

 

В целом, сравнивая 2 критерия (оседлости и инкорпорации) можно утверждать, что «критерий оседлости» направлен на обеспечение интересов страны, в которой действует ЮЛ. Тогда как критерий инкорпорации защищает интересы учредителей ЮЛ.

 

Основной смысл критерия оседлости можно свести к следующему утверждения: «Необходимо не допустить, чтобы в государстве действовали ЮЛ, которые не выполнили предписаний этого государства относительно учреждения ЮЛ

 

Факультативные критерии:

1) Критерий центра эксплуатации (места осуществления основной деятельности)

В данном случае применяется право того государства, на территории которого ЮЛ осуществляет свою основную, коммерческую или производственную деятельность. Как правило, этот критерий закрепляется в законодательстве развивающихся государств, которые тем самым стремятся обеспечить контроль над ЮЛ, осуществляющими деятельность на их территории. Такая коллизионная привязка используется в праве Египта и Туниса. Однако этот критерий находит субсидиарное применение в законодательстве достаточно развитых стран (п: Испания, Италия, Россия).

В Российском законодательстве данный критерий закреплен в статье 1211 ГК, и касается он определения права, применимого для договорных обязательств.

Главным недостатком этого критерия является его неопределенность и неустойчивость. ЮЛ может в течение короткого периода времени сменить несколько мест осуществления своей деятельности, а так же может осуществлять деятельность на территории нескольких государств одновременно. Таким образом, использование данной привязки с неизбежностью приведет к возникновению коллизионных конфликтов.

2) Критерий контроля (критерий государственной принадлежности участников ЮЛ)

Является наиболее обоснованным с политической и экономической точек зрения, однако несмотря на свои достоинства он не получил большого распространения вследствие неудобств в практическом применении. В частности невозможно применить данный критерий в отношении ЮЛ с многонациональным составом участников.

 

 

Помимо вышеназванных в разное время предлагались другие критерии определения национальности ЮЛ. Например место распространения акций компаний, места заключения договора об учреждении ЮЛ, места нахождения капитала организации.

Однако все эти критерии не получили признания и практической разработки.

 

Так же следует назвать принцип автономии воли ЮЛ.

Согласно данному принципу участники ЮЛ в момент его учреждения вправе самостоятельно определить национальную принадлежность своей организации. Однако данный принцип является несостоятельным, так как определение правового статуса лиц – это императивная возможность публичных субъектов. Учредители ЮЛ вправе использовать свою автономную волю только при решении вопроса о месте регистрации данного ЮЛ.

 

 

В России иностранными ЮЛ признаются те организации, которые были учреждены в иностранных государствах. При этом, участвую в гражданском обороте на территории России, иностранная компания одновременно подчиняется двум правопорядкам:

1) В соответствии со статьей 2 ГК на иностранную компанию будут распространяться нормы российского права, т.к. действующее гражданское законодательство не предусматривает каких либо изъятий по сравнению с требованиями для российских ЮЛ

2) С другой стороны ряд вопросов статуса иностранной организации будут регулироваться её национальным законом. Перечень этих вопросов содержится в пункте 2 статьи 1202 ГК

 

Так же законодательство России позволяет участвовать в гражданском обороте иностранным организациям, не обладающим статусом ЮЛ по национальному праву. Они будут признаны ЮЛ на территории России в том случае, если будут соблюдены требования российского законодательства (п: противоречие в определении статуса ЮЛ в отношении товарищества. В России все товарищества – ЮЛ, а вот в Германии или Италии – не все. Если немецкое товарищество придет на территорию России, то по российскому праву оно будет признаваться ЮЛ)

Вопрос о правоспособности компании, с которой российская организация вступает в договорные отношения, имеет важное значение для признания контракта действительным. Объем правосубъектности ЮЛ следует искать в учредительных документах компании, а так же в законодательстве соответствующего государства.

Правовой статус иностранной компании должен быть подтвержден выпиской из торгового реестра государства, либо иными эквивалентными доказательствами юридического статуса, признаваемыми в качестве таковых в соответствующем государстве. При этом следует иметь в виду, что все документы, исходящие от иностранного государства, должны быть легализованы.

Статья 1202 ГК устанавливает одну важную оговорку относительно право и дееспособности иностранной организации. Эта оговорка связана с полномочиями представителей ЮЛ на совершение юридически значимых действий. В частности при совершении сделки с российским лицом иностранное ЮЛ не может ссылаться на ограничение полномочий её представителя, если такое ограничение не известно праву российской стороны. Исключением из этого правила будет случай, когда контрагент по сделке знал о существующих ограничениях.

 

Иностранное ЮЛ вправе создавать на территории России свои филиалы и представительства. Эти вопросы решаются как по личному закону ЮЛ, так и на основе норм российского законодательства.

Согласно федеральному закону «Об иностранных инвестициях» филиал иностранного ЮЛ создается в целях осуществления на территории России той деятельности, которую ведет головная организация за пределами России. Кроме того филиал может быть создан и ликвидирован на основании решения головной организации.

 

Филиал иностранной организации должен получить аккредитацию в государственной регистрационной палате при министерстве юстиции. Для такой аккредитации необходимо представить учредительные документы головной организации, положение о филиале и другие документы, предусмотренные законом.

С момента аккредитации филиалу выдается разрешение на право осуществления деятельности в России. Однако в любом случае ответственность по долгам филиала будет нести головная организация.

 

Помимо филиалов иностранное ЮЛ может открывать свои представительства. Порядок их открытия и функционирования регламентируется положением о порядке открытия и деятельности представительств иностранных фирм, банков и организаций (30 ноября 1989г).

Согласно положению: «Представительство иностранного ЮЛ может быть открыто только на основе специального разрешения, которое выдается министерством экономического развития и торговли, министерством юстиции и ЦБ РФ».

В какой орган обращаться – зависит от цели и характера деятельности представительств. ЮЛ, заинтересованное в открытии представительства, должно подать письменное заявление, в котором указывается цель открытия представительства, помещается информация о деятельности самого ЮЛ а так же сведения о наличии деловых связей с российскими организациями. К заявлению прилагаются учредительные документы фирмы, выписка из торгового реестра (либо иной идентичный документ) а так же информация об уставном капитале иностранного ЮЛ.

Разрешение на открытие и функционирование представительства выдается на срок не более 3-х лет, однако закон предусматривает возможность продления разрешения.

В нём указываются:

§ Цель и условия открытия представительства

§ Срок действия разрешения

§ Количество сотрудников из числа иностранных граждан

Свою деятельность представительство осуществляет в соответствии с российским законодательством, однако ответственность за его действия несет иностранная компания.

 

Иностранные кредитные организации в праве открывать свои представительства только с разрешения ЦБ РФ. При этом подобное представительство не имеет права заниматься коммерческой деятельностью, а создается с целью оказания консультационных услуг своим клиентам.

Открыть представительство на территории России может только та кредитная организация, которая в своей стране функционирует не мене 5 лет и имеет устойчивое финансовое положение.

 

 

Помимо иностранных ЮЛ на территории России функционируют международные хозяйственные объединения.

Они создаются государствами на основе международного договора с целью извлечения прибыли. Примером таких организаций являются межгосударственные финансово-промышленные группы, которые создаются на основе специальных межправительственных соглашений.

Особое развитие транснациональные финансово-промышленные группы получили в рамках СНГ. Другие формы международных хозяйственных объединений предусмотрены законодательством Европейского союза. В частности можно назвать Европейские объединения и Европейские компании.

 

Европейские объединения создаются с целью оказания экономической помощи своим участникам. Такое объединение не имеет собственного уставного капитала, а ответственность по его долгам несут его участники солидарно.

Европейские компании являются аналогами национальных акционерных обществ, и за ними признается статус самостоятельного ЮЛ.

 

На сегодняшний день ни в литературе ни в законодательстве не выработано единого подхода к природе феномена «Транснациональной корпорации».

Отдельные теории подчеркивают только отдельные аспекты в деятельности транснациональных корпораций, при этом не претендую на полномасштабную характеристику явления.

В современной экономической литературе транснациональная корпорация характеризуется как фирма, осуществляющая основную часть своих операций за пределами страны в которой она зарегистрирована. Однако данное определение непригодно с правовой точки зрения.

С правовой точки зрения транснациональная корпорация не является единым субъектом права, а представляет собой совокупность формально-самостоятельных ЮЛ, созданных в соответствии с законодательством различных стран.

В качестве главного критерия определения «транснациональной корпорации» следует применять признак единого управления при наличии нескольких правосубъектных образований в структуре транснациональной корпорации.

 

В настоящее время выделяются 2 основные разновидности Т-Н корпораций:

 

1) Группы, основанные на системе участий

 

Речь идет об институциональных Т-Н корпорациях. В их основе лежит участие материнской компании в уставном капитале дочерних организаций. Соответственно из преобладающего участия в уставном капитале вытекает возможность назначения большинства членов органов управления дочерних компаний.

 

2) Группы, связанные договорными отношениями

 

Договорные Т-Н корпорации. В их основе лежат договоры подчинения, которые дают основной компании право определять основные решения, принимаемые подконтрольными компаниями. Однако подобные договоры запрещены антимонопольным законодательством ряда государств. Соответственно их заключение не порождает юридических последствий. В этом случае компания скрывает свои отношения путем заключении договоров простого товарищества, либо договоров франчайзинга.

 

Основной проблемой определения применимого права к Т-Н корпорациям является тот факт, что на национальном уровне урегулировать деятельность этих компаний не представляется возможным, так как изначально провозглашается, что таким организации имеют наднациональную природу. Таким образом необходимо проводить материально-правовую унификацию деятельности транснациональных корпораций на международном уровне. В данном направлении лидируют государства Европейского Союза. На уровне ЕС ещё в 1883г была принята седьмая директива совета министров ЕС «О сводных счетах групп компаний». Данная директива устанавливает подробный анализ и правовое регулирование порядка деятельности и отчетности Европейских Хозяйственных Объединений. При этом формулировки директивы отражают компромисс между юридическим и экономическим подходами к пониманию природы Т-Н корпораций.

 

В целом унифицированное правовое регулирование предоставляет возможность установить единый режим ведения коммерческой деятельности транснациональными корпорациями. Это позволит унифицировать их правовой статус в целом.

 

 

09.10.09

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.