Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Система программных документов регионального и пространственного развития





Первоначально система программных документов регионального и пространственного развития РФ определялась Федеральным законом от 20 июля 1995 года № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации». Законом определялись требования к государственным прогнозам и программам социально-экономического развития РФ, а также общий порядок их разработки. При этом под «государственным прогнозированием социально-экономического развития Российской Федерации» (на краткосрочную, среднесрочную (до 5 лет с ежегодной корректировкой) и долгосрочную (до 10 лет) перспективу) понималась «система научно обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития Российской Федерации, основанных на законах рыночного хозяйствования» (п. 1 ст. 1). Предполагалось, что программные документы могут формироваться как «концепции социально-экономического развития» (п. 2 ст. 1: «система представлений о стратегических целях и приоритетах социально-экономической политики государства, важнейших направлениях и средствах реализации указанных целей») и «программы» (п. 3 ст. 1: «комплексная система целевых ориентиров социально-экономического развития Российской Федерации и планируемых государством эффективных путей и средств достижения указанных ориентиров»).

Прогнозы должны были разрабатываться в целом по Российской Федерации, по народно-хозяйственным комплексам и отраслям экономики, по регионам, исходя из комплексного анализа демографической ситуации, научно-технического потенциала, накопленного национального богатства, социальной структуры, внешнего положения Российской Федерации, состояния природных ресурсов и перспектив изменения указанных факторов. Предполагалось, что прогнозы должны иметь вариативный (сценарный) характер и включать количественные показатели и качественные характеристики развития макроэкономической ситуации, экономической структуры, научно-технического развития, внешнеэкономической деятельности, динамики производства и потребления, уровня и качества жизни, экологической обстановки, социальной структуры, а также систем образования, здравоохранения и социального обеспечения населения.



Концепции социально-экономического развития РФ и ее регионов также должны были иметь вариативный (сценарный) характер и в основе иметь долгосрочный прогноз (ст. 3). Первое после вступления в должность Президента Российской Федерации послание, с которым он обращается к Федеральному Собранию, содержит специальный раздел, посвященный концепции социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (п. 4 ст. 4), а в ежегодных посланиях Президента должны включаться разделы с прогнозами (ст. 5).

Порядок разработки программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу определяется Правительством Российской Федерации (ст. 4). В данной программе должны быть отражены: 1) оценка итогов социально-экономического развития Российской Федерации за предыдущий период и характеристика состояния экономики РФ; 2) концепция программы социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу; 3) макроэкономическая политика; 4) институциональные преобразования; 5) инвестиционная и структурная политика; 6) аграрная политика; 7) экологическая политика; 8) социальная политика; 9) региональная экономическая политика; 10) внешнеэкономическая политика. Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу официально представляется Правительством Российской Федерации в Совет Федерации и Государственную Думу.

В дальнейшем перечень документов, регулирующих региональное развитие РФ, существенным образом расширился:

1. На федеральном уровне органы исполнительной власти могут принимать помимо прогнозов и программ социально-экономического развития, в которых должны быть разделы, посвященные состоянию регионов, разного рода стратегии (так, приняты «Энергетическая стратегия России до 2020 года», «Транспортная стратегия России» и т.п.), стратегии регионов (например, развития Сибири), федеральные целевые программы, ведомственные целевые программы (например, Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики). Могут реализовываться специальные федеральные программы, в частности, комплекс приоритетных национальных проектов (2006-2007 годы).

2. На субфедеральном уровне принимаются, как минимум, предусмотренные федеральными нормативными актами долгосрочные стратегии социально-экономического развития субъектов РФ (стандарт утвержден приказом Министра регионального развития РФ № 14 от 27 февраля 2007 года[126]) и среднесрочные программы экономического и социального развития субъектов РФ (типовой макет утвержден приказом Министра экономического развития и торговли РФ № 170 от 17 июня 2002 года). Стратегии рассматриваются Межведомственной комиссией по разработке стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации при МРР РФ и регистрируются данным министерством. Программы согласуются с федеральными органами исполнительной власти. Данную работу курирует МЭРиТ РФ. Кроме того, широкую практику получает заслушивание Правительством РФ докладов субъектов Федерации о результатах и основных направлениях деятельности региональных органов исполнительной власти (ДРОНДов)[127]. Поскольку главные должностные лица (главы исполнительной власти в регионах) утверждаются региональными представительными органами по предложению Президента РФ, постольку Указом Президента РФ установлены критерии оценки деятельности высших должностных лиц региона. В то же время в регионах существуют собственные нормативные акты, устанавливающие статус документов стратегического планирования и порядок их разработки[128].

3. К числу документов стратегического планирования регионального развития, пусть и не носящих государственно-директивного характера, относятся инвестиционные программы крупных инфраструктурных компаний (энергетических компаний, ОАО «Российские железные дороги», ОАО «Газпром» и т.п.)

См.: Дополнительные материалы к теме. Приложение 2. «Тезаурус стратегического планирования в регионах и муниципальных образованиях».

На особом месте в системе документов стратегического планирования в сфере регионального и пространственного развития РФ стоят градостроительные планы, документы территориального планирования, предусмотренные Градостроительным кодексом РФ. Согласно ст. 28 Градостроительного Кодекса РФ в состав градостроительной документации по «градостроительному планированию развития территорий городских и сельских поселений, других муниципальных образований» входят: территориальные комплексные схемы градостроительного планирования развития территорий районов (уездов), сельских округов (волостей, сельсоветов); генеральные планы городских и сельских поселений; проекты черты городских и сельских поселений, черты других муниципальных образований.

Кроме того, градостроительная документация по застройке территорий городских и сельских поселений включает в себя: проекты планировки частей территорий городов и иных поселений; проекты межевания территорий; проекты застройки кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры городских и сельских поселений. Во 2 пункте статьи 35 этого же Кодекса устанавливается, что в генеральном плане городского или сельского поселения должны быть определены: основные направления развития территории поселения с учетом особенностей социально-экономического развития, природно-климатических условий, численности населения городского или сельского поселения; зоны различного функционального назначения и ограничения на использование территорий указанных зон; меры по защите территории городского или сельского поселения от воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, развитию инженерной, транспортной и социальной инфраструктур; соотношение застроенной и незастроенной территории городского или сельского поселения; территории резерва для развития городского или сельского поселения; иные меры по развитию территории городского или сельского поселения. В генеральных планах городских и сельских поселений содержатся предложения об установлении границ поселений, а также об обеспечении ресурсами в целях комплексного развития территорий поселений.

Документы территориального планирования должны приниматься на местном, региональном и федеральном уровне. По сути дела, они должны закреплять пространственную локализацию деятельности и связанных с нею объектов на территории. Следовательно, документы терпланирования должны в той или иной мере отражать долгосрочные стратегии социально-экономического развития территорий. Исходя из этого, Министерство регионального развития РФ подготовило проект постановления Правительства РФ о комплексных программах социально-экономического развития субъектов Федерации, закрепив в качестве их составных частей, три документа: 1) Стратегии социально-экономического развития субъекта на 15-25 лет; 2) среднесрочную программу; 3) схему территориального планирования.









Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2021 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.