|
Федеральные целевые программыФедеральные целевые программы и межгосударственные целевые программы представляют собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации[136]. Реализация федеральных целевых программ осуществляется в рамках следующих основных нормативно-правовых актов: · Федерального закона РФ от 13.12.1994 № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд»; · Федеральный закон РФ от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных муниципальных нужд»; · Постановление Правительства РФ от 26.06.1995 № 594 «О реализации федерального закона «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» и др. Механизм федеральных целевых программ был существенно реформирован в период 2003-2004 гг.[137], вследствие чего были: · определены основные этапы в работе над ФЦП; · сформированы критерии для отбора проблем для программной разработки и решения на федеральном уровне; · закреплен стандарт Концепции целевой программы; · закреплен институт экспертизы федеральной целевой программы и основные критерии; · сформированы требования к управлению ФЦП (в том числе порядок предоставления отчетности о ходе реализации ФЦП, система мониторинга); · определены основные разделы ФЦП и требования к ним. В середине 2007 года в РФ действовало 46 федеральных программ по пяти направлениям: 1) развитие инфраструктуры; 2) новое поколение; 3) безопасность жизнедеятельности и сохранение окружающей среды; 4) наука, инновации и передовые технологии; 5) региональный паритет. Помимо ФЦП для осуществления государственных инвестиций используется механизм Федеральной адресной инвестиционной программы. Федеральная адресная инвестиционная программа определяет объемы расходов на государственные капитальные вложения, в том числе в форме субсидий и субвенций, предусматриваемые на реализацию федеральных целевых программ (подпрограмм), ведомственных целевых программ, а также на решение отдельных важнейших социально-экономических вопросов, не включенных в эти программы (подпрограммы) – непрограммная часть[138]. В перечень строек и объектов ФАИП включаются объекты федеральной собственности. По стройкам и объектам, находящимся в государственной собственности субъектов РФ и в муниципальной собственности и включенным в непрограммную часть перечня, средства федерального бюджета предоставляются бюджету другого уровня в форме субсидий. Особые экономические зоны Использование механизма особых экономических зон является общемировой практикой стимулирования инвестиционной деятельности, формирования благоприятных условий для развития отдельных видов деятельности и, соответственно, развития отдельных территорий[139]. В РФ использование механизма свободных экономических зон (СЭЗ) началось в начале 1990-х гг., когда было создано несколько типов СЭЗ: 1. СЭЗ федерального уровня, которые включали внешнеторговые зоны («Шерри-зон» около аэропорта «Шереметьево»); свободные таможенные зоны «Московский Франко-Порт» (возле аэропорта «Внуково»), «Франко-Порт Терминал»; научно-технические зоны (СЭЗ в Зеленограде со специализацией в области микроэлектроники, информатики и связи); туристическо-курортные зоны («Кавказские Минеральные Воды»). 2. СЭЗ для реализации отдельных экономических программ – «Экологическая мини-модель общества будущего» на Алтае, ПО «ЕлАЗ» в Татарстане, аэропорт «Ульяновск-Восточный». 3. Закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО) или наукограды 4. СЭЗ офшорного типа территории со специальным налоговым режимом – Калмыкия, Ингушетия, СЭЗ «Алтай», ЭЭР «Алтай» и г. Барнаул в Алтайском крае, Бурятия (и т.д.)[140]. Первый опыт функционирования СЭЗ оказался неудачным по ряду причин: · отсутствие общего федерального закона о свободных экономических зонах, соответственно общей концепции функционирования СЭЗ и единого правового поля; · отсутствие четких критериев для формирования СЭЗ и в результате отсутствие единого подхода к формированию СЭЗ[141]; · отсутствие четких требований к системе управления СЭЗ, необходимого уровня контроля за бюджетными субсидиями; · низкая инвестиционная привлекательность России в целом. Опираясь на предыдущий негативный опыт формирования СЭЗ, в 2000-х годах была сформирована новая концепция развитию ОЭЗ, предполагающая институциональное закрепление, ограничения по территории и сроку действия, внедряющая новую систему управления ОЭЗ. Федеральным законом «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» № 116-ФЗ от 22 июля 2005 года был закреплен статус и механизм развития ОЭЗ на территории Российской Федерации. Основной целью формирования ОЭЗ стало развитие обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции, транспортной инфраструктуры, а также туризма и санаторно-курортной сферы(ст. 3 ФЗ № 116 от 22 июля 2005 г.). В настоящее время существует три типа особых экономических зон (далее ОЭЗ): 1) промышленно-производственные особые экономические зоны, которые созданы в Республике Татарстан, в Липецкой области; 2) технико-внедренческие особые экономические зоны, которые созданы в Томской области, Московской области (ОЭЗ «Дубна»), г. Москва (ОЭЗ «Зеленоград», Санкт-Петербурге (ОЭЗ «Нойдорф»); 3) туристско-рекреационные особые экономические зоны, которые будут созданы в Краснодарском и Ставропольском краях, Калининградской области, Алтайском крае, Республике Алтай, в Иркутской области и Республике Бурятия. Таблица 1.3.3. Характеристики созданных технико-внедренческих и промышленно-производственных зон[142]
Промышленно-производственные особые экономические зоны могут быть созданы на участках территории, которые имеют общую границу и площадь которых составляет не более чем двадцать квадратных километров. Технико-внедренческие особые экономические зоны создаются не более чем на двух участках территории, общая площадь которых составляет не более чем три квадратных километра. Туристско-рекреационные особые экономические зоны создаются на одном или нескольких участках территории, определяемых Правительством Российской Федерации. Особая экономическая зона создается на двадцать лет[143]. Инфраструктура ОЭЗ, которая является одним из основных факторов инвестиционной привлекательности, создается за счет средств федерального, регионального, местного бюджетов. Так, в рамках соглашений, подписанных 18 января 2006 года между Министерством экономического развития РФ и исполнительными органами власти субъектов федерации, о создании особых экономических зон технико-внедренческого и промышленно-производственного типов определены объем и сроки финансирования создания инженерной, транспортной и социальной инфраструктур ОЭЗ из бюджетов разных уровней: · Санкт-Петербург: федеральный бюджет 50%, бюджет Санкт-Петербурга – 50%. · Московская область (Дубна): федеральный бюджет – 70%, бюджет Московской области – 17,7%, местный бюджет – 12,3%. · Москва: федеральный бюджет 50%, бюджет Москвы – 50%. · Томская область (Томск): федеральный бюджет – 74%, бюджет Томской области – 22%, местный бюджет – 4%. · Татарстан: федеральный бюджет 49%, бюджет Татарстана – 51%. · Липецкая область: федеральный бюджет 49%, бюджет Липецкой области – 51%. Также резиденты ОЭЗ имеют существенные налоговые льготы и другие преференции. Таблица 1.3.4. Виды налоговых льгот или преференций в ОЭЗ разного типа[144]
В настоящее время прошел первое чтение законопроект о формировании ОЭЗ портового типа, основной целью которого является стимулирование развития портового хозяйства и развитие портовых услуг, конкурентоспособных по отношению к зарубежным аналогам[147]. Кроме специализированных ОЭЗ, в Российской Федерации функционируют ОЭЗ в Калининградской[148] и Магаданской[149] областях. Особенностью Калининградской ОЭЗ является определение статуса ее резидентов: резидентом ОЭЗ может стать юридическое лицо, зарегистрированное и ведущее основную хозяйственную деятельность на территории Калининградской области, включенное в единый реестр резидентов, и реализующее инвестиционный проект с объемом капитальных вложений не менее 150 млн. рублей. Подобные требования по отношению к резидентам были сформированы с целью улучшения качества инвестиций и стимулирования реализации на территории региона крупных проектов. Срок действия режима ОЭЗ рассчитан на 25 лет. В отношении юридических лиц, осуществлявших свою деятельность на основании Федерального закона от 22 января 1996 г. № 13-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области», действует переходный период в течение 10 лет, а соответственно, могут использовать режим свободной таможенной зоны[150]. Особенности налогообложения касаются лишь налога на прибыль и налога на имущество организаций. В связи с принятием Закона N 16-ФЗ НК РФ был дополнен ст. 288.1 и 385.1. В течение первых шести лет с момента включения юридического лица в реестр резидентов ОЭЗ прибыль, которая была получена от реализации инвестиционного проекта, облагается по нулевой ставке. В период с седьмого по двенадцатый год включительно ставка налога будет составлять 24%, а при условии что будут соблюдены требования абз. 2 и 3 п. 1 ст. 284 НК РФ, т.е. размеры поступлений в федеральный и региональный бюджеты в долевом соотношении не изменятся, – 12%. Налог на имущество организаций, созданное или приобретенное в рамках реализации инвестиционного проекта, в течение первых шести лет со дня включения юридического лица в реестр резидентов ОЭЗ взимается по ставке 0%. На протяжении следующих шести лет налоговая ставка по данному налогу в отношении такого имущества будет составлять величину, установленную законом Калининградской области и уменьшенную на 50%. Такие послабления не касаются стоимости имущества, созданного или приобретенного для реализации инвестиционного проекта, которое используется для производства товаров (работ, услуг), не имеющих отношения к инвестиционному проекту[151]. Действие ОЭЗ на территории Магаданской области рассчитано до 31 декабря 2014 г. В период с 1 января 2007 года до 31 декабря 2014 г. участники Особой экономической зоны при осуществлении ими хозяйственной деятельности на территории Особой экономической зоны и в пределах Магаданской области освобождаются от уплаты налога на прибыль, инвестируемую в развитие производства и социальной сферы на территории Магаданской области. Налоговые льготы предоставляются при условии ведения участниками Особой экономической зоны отдельного учета операций финансово-хозяйственной деятельности, осуществляемых ими в пределах Особой экономической зоны и Магаданской области. На территории ОЭЗ также действует таможенный режим свободной таможенной зоны. Технопарки Другим эффективным инструментом регионального развития, широко используемым в мировой практике, являются технопарки. «Родиной» технопарков считается стенфордский университет, в котором в начале 1950-х годов был создан первый технопарк. По разным оценкам в США в настоящее время насчитывается 150-160 технопарков. В 1970-е года создание технопарков началось в Европе. Но бурное развитие технопарков началось в 1980-е года. В России формирование технопарков имеют давнюю историю. В СССР в 1956 был создан Новосибирский научный городок (Академгородок), который являлся достаточно удачным экспериментом по созданию «научно-исследовательского поселения». С начала 1990-х годов в России, по разным оценкам, создано от 60 до 90 технопарков[152], функционирует «Ассоциация технопарков». При этом пока единицы российских технопарков отвечают современным мировым требованиям. Таблица 1.3.5. Показатели функционирования российских технопарков
Одной из причин существенного отставания российских технопарков от мировых аналогов являлось отсутствие поддержки при создании инфраструктуры технопарка со стороны федеральных и региональных органов власти. Для изменения этой ситуации распоряжением Правительства № 328 от 10 марта 2006 г. была одобрена государственная «Программа создания в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий». В рамках реализации данной программы технопарки в сфере высоких технологий в 2006 – 2010 годах планируется создавать на территориях Московской, Новосибирской, Нижегородской, Калужской, Тюменской областей, Республики Татарстан и г. Санкт-Петербурга. Именно этими регионами ведется активная политика по формированию инфраструктуры инновационной деятельности на протяжении многих лет. Основной целью создания технопарков в РФ является обеспечение ускоренного развития высокотехнологичных отраслей экономики и превращение их в одну из основных движущих сил экономического роста страны. Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|