Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Приложение 3. SWOT-анализ возможных сценариев развития Вологодской области





В качестве возможных сценариев социально-экономического развития Вологодской области на долгосрочную перспективу в Концепции стратегии были зафиксированы следующие:

1. «Умеренно-консервативный» – вариант: «как есть». В экономике области сложились мощные интегрированные бизнес-группы, которые являются крупнейшими и устойчивыми налогоплательщиками. Это позволяет надеяться на то, что хуже не будет, «ручеек» бюджетных поступлений не пересохнет полностью, и минимально необходимые потребности общества власть сможет удовлетворять и далее. Основной философией предлагаемого варианта является избежание резких перемен.

2. «Инновационный». Он основан на быстрой и мощной концентрации всех ресурсов на инновационном секторе экономики. Вариант обеспечит технологический прорыв промышленности. Откроет новые ниши и перспективы на новых рынках. Позволит быстро восстановить экономику и получить не только экономические, но и политические дивиденды. Вариант интересен и состоятелен, но риски его развития чрезвычайно велики. Гарантия точности определения «точек роста» (объектов суперконцентрации ресурсов) практически отсутствует.

3. «Инвестиционный», который заключается в развертывании активной деятельности по привлечению в область инвестиций. Развитие региона в этом случае ставится в прямую зависимость от их постоянного и гарантированного притока. Для обеспечения сбалансированного развития территории инвестиции должны рассматриваться не как цель, а как инструмент этого самого развития. В этом сценарии развития существует угроза распыления дефицитных финансовых ресурсов.

4. «Проектно-консервативный», основанный на осознании необходимости развития и стимулирования внутреннего спроса. Реализация консервативной части сценария формирует комфортный бизнес-климат, стимулирует внутренний спрос, способствует формированию и развитию «среднего класса». Проектная часть несет в себе возможности осуществлять «консервативную составляющую» параллельно или одномоментно с развитием и реализацией ряда крупных мегапроектов – институциональных и коммерческих.

SWOT-анализ: «умеренно-консервативный» вариант

S [сильные стороны] W [слабые стороны]
1) полная согласованность действий с федеральным центром; 2) развитые формальные и неформальные институты партнерства - согласованные действия и конструктивное сотрудничество с региональным бизнес-сообществом позволят решать вопросы социально-экономического развития области и далее; 3) низкие социальные и политические риски; 4) вариант спокойный, понятный, достижимый, позволяющий иметь стабильную поддержку населения 1) реализация многих предполагаемых мероприятий зависит от того, что удастся решить на федеральном уровне; 2) низкие темпы роста валового регионального продукта неизбежно приведут к снижению темпов развития экономики, а следовательно, и уровня жизни населения области
O [возможности] T [угрозы]
1) для осуществления варианта имеются все предпосылки - наличие структурированных бизнесгрупп, сформировавшегося слоя эффективных менеджеров и собственников, имеющийся производственный потенциал; 2) достаточная сырьевая база для развития, например, пищевой промышленности и деревообработки (расчетная лесосека используется на 30-40%) 1) возможность кризисных явлений на рынках сбыта основных видов продукции, особенно экспортноориентированной; 2) принятие на федеральном уровне решений, которые могут иметь отрицательные последствия (например, введение в 2002 году единого социального налога на малый бизнес, отмена инвестиционных льгот по налогу на прибыль); 3) кризис развития, или «тупиковость», как основная перспектива для тех, кто не работает в сложившихся бизнесгруппах, которые продолжат в целях повышения своей конкурентоспособности дальнейшее сокращение своих социальных обязательств; 4) снижение конкурентоспособности региона

SWOT-анализ: «инновационный» вариант

S [сильные стороны] W [слабые стороны]
1) реализация варианта использует пока еще имеющийся администрат. ресурс (не экономич. способы поддержки и продвижения); 2) некоторая возможность обеспечения поддержки на законодательном уровне (областные и муниципальные налоги); 3) некоторая возможность бюджетного финансирования первоначальных этапов развития варианта 1) сложность определения точек концентрации усилий; 2) отсутствие чётко сформулированных миссии и целей, адекватных внутренним мотивам; 3) отсутствие адекватной мотивации исполнителей; 4) существует угроза зацикливания на отдельных составляющих сценария; 5) отсутствие научных школ управления и кадровых ресурсов, свободных от решения производственных задач
O [возможности] T [угрозы]
1) идея привлекательности научно-технического прогресса; 2) реализация варианта использует пока еще имеющееся наследие российской (советской) фундаментальной науки и разработок военно-промышленного комплекса; 3) наличие естественной потребности к развитию; 4) накопленный в 80-е годы научный и инженерный потенциал; 5) старение основных фондов в традиционных отраслях и необходимость их замены; 6) интерес национального капитала к самореализации внутри региона; 7) качественно новая информационная среда для поиска решений; 8) стремление традиционных отраслей диверсифицироватьсвойбизнес 1) очень высокие риски; 2) отсутствие традиций соблюдения авторского и патентного права и действенных механизмов защиты; 3) отсутствие современной технической и управленческой культуры; 4) отток предприимчивой части населения в непрозрачный (латентный) бизнес; 5) риск потери перспективных инновационных решений; 6) давление крупных традиционных игроков рынка

SWOT-анализ: «инвестиционный» сценарий

S [сильные стороны] W [слабые стороны]
1) Вологодская область имеет сформировавшийся имидж надежного и проверенного партнера; 2) область на протяжении последних лет обладает достаточно положительной кредитной историей; 3) область позиционируется западными странами как одна из достаточно привлекательных для внешних инвестиций и ведения бизнеса территорий России; 4) суть предлагаемого варианта заключается в том, что он достаточно открыт и понятен, его инфраструктуры и алгоритм действий по его реализации не представляют особой сложности 1) федеральное законодательство не поддерживает региональные особенности «пакетов поддержки» инвестиционной деятельности, надежда только на областной и муниципальные бюджеты, возможности которых уменьшаются; 2) слишком плотная конкурентная среда среди соседних субъектов федерации; 3) отсутствие четких критериев оценки эффективности затрат на инвестиционную деятельность
O [возможности] T [угрозы]
1) эффективный и достаточный экономический рост и, как следствие, увеличение доходов бюджета; 2) создание новых рабочих мест; 3) возможность обеспечения поддержки на законодательном уровне (налоги); 4) дальнейшее повышение инвестиционной привлекательности области 1) отсутствие адекватной оценки направлений и объектов инвестиций, которая должна быть выполнена на основании стратегии развития приоритетных направлений; 2) недостаточность инфраструктуры и необходимость дальнейшего совершенствования законодательства в целях повышения его эффективности по осуществлению инвестиционных вложений, что противоречит федеральной политике в этом направлении; 4) необходимость изменения кадровой политики, проведение подготовки и переподготовки кадров в инвестиционной среде и на производстве; 5) отсутствие адекватной современной технической и управленческой культуры; 6) наличие неэффективных собственников

SWOT-анализ: «проектно-консервативный» сценарий

S [сильные стороны] W [слабые стороны]
1) наличие двух основных факторов – политической воли и профессионализма власти; 2) реальная возможность продолжить имеющийся положительный тренд экономического развития и добиться устойчивых результатов, как для бюджета, так и для повышения доходов и занятости населения; 3) более плотная и диверсифицированная интеграция в мировую экономику   1) сценарий требует единого понимания его философии и поддержки всех сообществ, сложность заключается в том, что процесс формирования гражданского общества в России пока еще не завершен, да и само понятие “среднего класса” не имеет четкого определения, хотя доподлинно известно, что при любом не тоталитарном государственном устройстве именно средний класс формирует национальный архетип поведения; 2) совместная и взаимовыгодная реализация мегапроектов не исключает желание западных инвесторов и европейских партнеров разместить в России первичный цикл производств, что может вызвать некоторые, в том числе и экологические проблемы
O [возможности] T [угрозы]
1) наличие в области условий и сырьевой базы для реализации крупных, прорывных мегапроектов; 2) заинтересованные в развитии промышленных кластеров бизнес-группы и квалифицированные трудовые ресурсы; 3) имеющийся опыт работы с западными инвесторами, понимание совместных целей и задач, владение современными механизмами планирования и проектирования развития 1) неуверенность инвесторов в защищенности капиталовложений в России - слишком большие деньги под очень слабые гарантии; 2) внутренние недостатки Правительства области как организации (ориентация не на проектный менеджмент, а на исполнение указаний); 3) высокая конкуренция среди регионов

По материалам департамента экономики Правительства Вологодской области

Выводы:

1. «Умеренно-консервативный» вариант: является малоперспективным в среднесрочном периоде и абсолютно бесперспективным в долгосрочном периоде, так как предусматривает проведение политики хронического отставания экономики области (и России в целом) от экономики ведущих мировых стран. Он способствует вытеснению России с мировых товарных рынков и усилению сырьевой направленности экспорта, т.е. возрастанию огромной зависимости российской экономики (экономики области) от конъюнктуры внешних рынков.

2. «Инновационный» сценарий: в «чистом виде» является привлекательным, но весьма условным по причине минимального присутствия в области инновационной культуры и опыта. Вариант потребует серьезных финансовых и кадровых вливаний для создания системы разработки, патентования и внедрения инноваций.

3. Может быть принят в качестве базового, однако в ближайшем временном горизонте он приведет к распылению дефицитных финансовых ресурсов и невозможности закончить даже те инвестиционные проекты, которые могли бы в перспективе дать экономический эффект. Этот вариант потребует значительной поддержки из федерального бюджета, что само по себе не гарантировано.

4. Будет способствовать формированию и активизации среднего класса, развитию сектора малого и среднего бизнеса (культуры предпринимательства), повышению уровня менеджмента (культуры управления), совершенствованию управления земельными и имущественными отношениями, повышению капитализации территориальных активов.

 

СПИСОК ТЕРМИНОВ

Государственное прогнозирование социально-экономического развития РФ на краткосрочную, среднесрочную (до 5 лет с ежегодной корректировкой) и долгосрочную (до 10 лет) перспективу – система научно обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития Российской Федерации, основанных на законах рыночного хозяйствования.

Инвестиционный паспорт территориального образования – экономический документ, содержащий, во-первых, детальный анализ финансового, экономического, рекреационного, трудового, интеллектуального, сырьевого и природного потенциалов территории с точки зрения инвестиционной привлекательности и инвестиционных рисков. Во-вторых, описание инвестиционных проектов, предлагаемых территорией для собственных и внешних инвесторов.

Комплексная программа социально-экономического развития территориального образования – документ, включающий в себя концепцию, стратегический (при необходимости тактический и оперативный) планы действий.

Концепция социально-экономического развития РФ – система представлений о стратегических целях и приоритетах социально-экономической политики государства, важнейших направлениях и средствах реализации указанных целей (№ 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации»)

Концепция территориального развития – документ, содержащий систему взглядов, определяющих долгосрочную (на 15-20 лет) политику органов власти по обеспечению конкурентоспособности в различных областях и сферах экономической и социальной жизни территории, согласованную с интересами бизнес-сообщества, гражданского общества и стратегическими интересами органов вышестоящего уровня власти.

Оперативные (локальные) цели – цели нижнего уровня, являющиеся необходимым основанием для достижения тактических целей со временем реализации не более 1-3 лет.

Паспорт территориального образования – документ, сформированный в виде системы показателей и индикаторов, характеризующих состояние экономики, экологии и социальной сферы территориального образования.

Планирование – четкое представление о наборе мероприятий субъекта территории, необходимом для достижения целей и задач.

План социально-экономического развития территориального образования – плановый документ, определяющий индикаторы развития конкретных видов экономической деятельности и социальной жизни территориального образования по планируемым этапам, описывающий механизмы реализации каждого их плановых этапов, конкретных участников и используемые ресурсы.

Приоритеты территориального образования – первоочередные цели.

Приоритетные цели территориального образования – цели (выбранные из числа стратегических, тактических и оперативных), на достижение которых должны быть направлены основные усилия территориального сообщества, соответственно, в долгосрочном, среднесрочном и текущем периодах.

Прогнозирование – представление о том, как будут развиваться социальные и экономические процессы в рассматриваемой территории под воздействием внутренних и внешних факторов в тот или иной период времени. Прогноз – научно обоснованная гипотеза о вероятном будущем состоянии территориальной системы или ее составных частей, выраженная в виде экономических и иных понятий, индикаторов, систем показателей (Источник здесь и до конца разела: Комплексные программы социально-экономического развития муниципальных образования: Опыт, проблемы, рекомендации / И.С. Головко, Т.В. Псарева, Е.В. Репина-Гаврикова, И.А. Назаренко. – Новосибирск: МАСС, 2006. С. 55-59)

Программа социально-экономического развития РФ – комплексная система целевых ориентиров социально-экономического развития Российской Федерации и планируемых государством эффективных путей и средств достижения указанных ориентиров (№ 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации»)

Риски (вызовы) развития региона – факторы, из-за которых прогнозируется существенное ухудшение социально-экономической ситуации в регионе

SWOT-анализ – техника выбора оптимального сценария, основанная на анализе сопоставления сильных, слабых сторон, рисков и возможностей развития

Стратегические цели территориального образования – цели, определяющие будущее (на 15-20 лет вперед) качественное состояние территориального образования.

Стратегический план социально-экономического развития территории – краткий планово-прогнозный документ, включающий в себя стратегические цели и задачи, а также соглашение, формализующее общественное согласие по поводу мероприятий и проектов, включенных в план. В стратегический план включаются система мер и проектов, обеспечивающих достижение стратегических целей, а также сценарии развития территориального образования.

Стратегическое партнерство – формализованное в виде документа и реализуемое в виде системы последовательных действий соглашение между ветвями власти, представителями разных слоев гражданского общества и бизнеса о стратегических приоритетах развития территориального образования, путях и формах решения приоритетных задач и достижения согласованных стратегических целей.

Стратегическое планирование развития территориального образования – процесс самостоятельного определения территориальным сообществом стратегических приоритетов, основных стратегических целей и направлений развития территориального образования на основе согласования действий власти, хозяйствующих субъектов и населения.

Стратегия социально-экономического развития региона – система мер государственного управления», опирающихся на научно обоснованные долгосрочные приоритеты, цели и задачи политики органов государственной власти, направленной на обеспечение социально-экономического развития региона, и реализуемых органами государственной власти субъекта РФ с учетом государственной политики РФ, на основании понимания важнейших проблем развития и оценки сопряженных рисков и ресурсного потенциала органов государственной власти субъекта РФ (из приказа Министра регионального развития РФ № 14 от 27 февраля 2007 года)

Сценарий – вариант развития региона, который зависит от сочетания внешних факторов, воздействующих на него

Тактические цели территориального образования – буферные, промежуточные цели, являющиеся этапами в достижении стратегических целей и время реализации которых не превышает 5-10 лет.

Федеральные целевые программы и межгосударственные целевые программы – увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 25.12.2004 № 842 "О внесении изменений в порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация")

Цель – ожидаемый (планируемый) результат деятельности, определяемый качественно, количественно и во времени.

Целевая программа – плановый документ, разрабатываемый органом власти соответствующего территориального образования для достижения конкретных целей и задач.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ

1. Арутюнов Д.Р. Административно-правовое регулирование предпринимательской деятельности в особых экономических зонах Российской Федерации// «Право и политика», 2006.

2. Веттеберг Г. Новое общество. О возможностях общественного сектора. – М.: Ad Marginem, 1999.

3. Вишневский А.Г. Серп и рубль: Консервативная модернизация в СССР. – М.: ОГИ, 1998.

4. Генисаретский О.И. Пространственное развитие и стратегическое управление // Стратегическое планирование в муниципальном управлении. Введение в предмет. Учебное пособие для муниципальных управляющих. Выпуск 19. – М.: Московский общественный научный фонд, 2000.

5. Гуд Дж. П. Россия при Путине: укрупнение регионов // Логос. 2005.

6. Де Сото Э. Загадка капитала. Почему капитализм торжествует на западе и терпит поражение во всем остальном мире. – М.: Олимп-Бизнес, 2001.

7. Дынкин А., Кондратьев В., Газимагомедов Р. Региональная промышленная политика: зарубежный опыт // Современная национальная промышленная политика России: региональный аспект. Выпуск 2. – М.: РСПП, 2004.

8. Жан К., Савона П. и др. Геоэкономика. – М.: МШПИ, Ad Marginem, 1997.

9. Инновационное образование – инновационной экономике. – СПб, 2007.

10. Истерли У. В поисках роста: Приключения и злоключения экономистов в тропиках. – М.: ИКСИ, 2006.

11. Ишмуратов Б.М. Сибирь в российской и мировой перспективе. – Иркутск: Оттиск, 2003.

12. КЕПС-СОПС. Этапы становления и развития. 1915-1997. – М.: ЭКОСинформ, 1997.

13. Комплексные программы социально-экономического развития муниципальных образования: Опыт, проблемы, рекомендации / И.С. Головко, Т.В. Псарева, Е.В. Репина-Гаврикова, И.А. Назаренко. – Новосибирск: МАСС, 2006.

14. Котлер Ф., Асплунд К., Рейн И., Хайдер Д. Маркетинг мест. Привлечение инвестиций, предприятий, жителей и туристов в города, коммуны, регионы и страны Европы. – СПб: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петрбурге, 2005.

15. Кузнецова О.В. Региональная политика в России в постсоветское время: история развития // Общественные науки и современность, 2005.

16. Кузнецова О.В. Экономическое развитие регионов: теоретические и практические аспекты государственного регулирования. – М.: УРСС, 2004.

17. Лаппо Г.М. Концепция опорного каркаса территориальной структуры народного хозяйства: развитие, теоретическое и практическое значение // Известия АН СССР. Серия географическая, 1983, № 5.

18. Лист Ф. Национальная система политической экономии / Ф. Лист; Сост. и предисл. Фадеева В.А. По поводу национализма. Национальная экономия и Фридрих Лист / С.Ю. Витте. Толковый тариф, или Исследование о развитии промышленности России в связи с ее общим таможенным тарифом 1891 года / Д.И. Менделеев. – М.: Европа, 2005.

19. Лэндри Ч. Креативный город. – М.: ИД «Классика – XXI», 2005.

20. Мельников Р.М. Проблемы теории и практики государственного регулирования экономического развития регионов. – М.: Изд-во РАГС, 2006.

21. Налоговый рай в регионах, И. Плеханов, Консультант, 2006, N 9.

22. Об особых экономических зонах Российской Федерации. Н.Н. Лайченкова, «Современный бухучет», 2006, N 4.

23. О'Салливан А. Экономика города. – М.: ИНФРА-М, 2002.

24. Особенности стратегического планирования развития городов в постсоветских странах. – СПб.: МЦСЭИ Леонтьевский центр, 2000.

25. Пилипенко И.В. Конкурентоспособность стран и регионов в мировом хозяйстве: теория, опыт малых стран Западной и Северной Европы. – М.-Смоленск: МГУ, 2005.

26. Региональное развитие: Опыт России и Европейского Союза / Под ред. А.Г. Гранберга. – М.: Экономика, 2000.

27. Россия. Пространственное развитие. Доклад ЦСИ ПФО. 2004 / Под ред. В.Л. Глазычева и П.Г. Щедровицкого. – М.: Архитектура-С, 2004.

28. Совершаева Л.П. Теория и практика государственного управления региональными системами: опыт Северо-Западного региона России. – СПб.: ИД «Петрополис», 2007.

29. Социально ориентированное местное управление: Опыт городов Германии для России / Под ред. Б.М. Гринчеля и Н.Е. Костылевой. – Спб.: Наука, 1999.

30. Тархов С.А. Историческая эволюция административно-территориального и политического деления России // Регионализация и развитие России: географические процессы и проблемы / Под редакцией А.И. Трейвиша и С.С. Артоболевского. – М.: Эдиториал УРСС, 2001

31. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. – М.: ИД «Классика – XXI», 2005.

32. Шиловский М.В. Изменение функций городов Западной Сибири во второй половине Х1Х – начале ХХ вв. // Сибирская Заимка.

33. Штульберг Б.М., Введенский В.Г. Региональная политика России: теоретические основы, задачи и методы реализации. – М.: Гелиос АРВ, 2000.

34. Malizia, Emil E. and Edward J. Feser. 1999. Understanding Local Economic Development. New Brunswick, NJ: Center for Urban Policy Research, Rutgers University.


Раздел 2







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.