|
Стандарт разработки долгосрочных стратегий социально-экономического развития регионов РФ
Стандарт разработки стратегий социально-экономического развития регионов РФ (далее – Стратегии) установлен приказом Министра регионального развития РФ № 14 от 27 февраля 2007 года. Стратегия понимается как «система мер государственного управления», опирающихся на научно обоснованные долгосрочные приоритеты, цели и задачи политики органов государственной власти, направленной на обеспечение социально-экономического развития региона, и реализуемых органами государственной власти субъекта РФ с учетом государственной политики РФ, на основании понимания важнейших проблем развития и оценки сопряженных рисков и ресурсного потенциала органов государственной власти субъекта РФ. Стратегия как система мер государственного управления предполагает наличие документа Стратегия социально-экономического развития субъекта РФ на долгосрочную перспективу. Этот документ, как правило, должен быть рассчитан на 20 лет. Он разрабатывается органами государственной власти субъекта РФ и согласовывается с органами федеральной власти.
В Стратегии должны быть представлены:
1. Исходная ситуация, в которой находится регион. Должна быть дана комплексная оценка ключевых факторов, оказывающих влияние на социально-экономическое развитие региона:
а) внешних, т.е. условий, мало зависящих от действий региональных властей и бизнеса, но оказывающих существенное влияние на развитие региона:
· макроэкономическая ситуация в РФ;
· действия федеральных властей, оказывающие влияние на развитие региона;
· экономико-географическое положение региона;
См.: Картосхема 1.3.1. «Положение Пензенской области в ПФО»
· степень включенности в систему глобальных товарных, информационных и финансовых обменов;
· чрезвычайно важна оценка рыночной конъюнктуры, хотя ее прогнозирование в долгосрочном отношении является одним из самых сложных моментов (см. табл. 1.3.1);
Таблица 1.3.1. Перспективы рынков продукции традиционной региональной специализации Воронежской области на долгосрочную перспективу
Рынки
| Перспективы роста
| Гражданское авиастроение
| На долю самолетов старого поколения в настоящий момент в РФ приходится 90% авиаперевозок. Летный ресурс этих лайнеров во многом будет исчерпан к 2015 году. По данным ГосНИИГА, потребность в новых пассажирских самолетах гражданской авиации РФ в 2006-2015 годах по пессимистическому и оптимистическому прогнозам составляет: магистральные лайнеры – 121 и 477 соответственно; региональные лайнеры – 439 и 519. По прогнозу Airbus, к 2013 году на рынке авиаперевозок РФ вместо эксплуатируемых 560 магистральных лайнеров должны работать 610 самолетов, при том что не менее 250 (в основном советского производства) к тому времени уже будет списано.
| Транспортное (железнодорожное) машиностроение
| Парк российских железнодорожных транспортных средств нуждается в масштабном обновлении[129]. Объявленная ОАО «РЖД» программа модернизации предусматривает заказ техники ежегодно на сумму 3,5 млрд. долл. до 2010 года. Эксперты оценивают рынок железнодорожного оборудования в СНГ и Восточной Европе в 12 млрд. дол. в год. При этом рост железнодорожных грузоперевозок формирует запрос на выпуск современной техники (локомотивов повышенной мощности, легких, в том числе алюминиевых, вагонов для сыпучих грузов и проч.). В частности, только прогнозируемый перевод в европейской части РФ 27 ТЭС на уголь потребует дополнительного парка в 40 тыс. вагонов и 2 тыс. локомотивов.
| Рынок средств связи
| По оценке Информационно-маркетинговой редакции «ИМС «Созвездие», общий объем рынка профессионального оборудования связи до 2015 года составит около 135 млрд. руб., при этом не менее 70-80% этой техники может быть изготовлено отечественными предприятиями. Пока доля российских производителей на рынке электроники в среднем составляет 10-15% при объеме рынка средств связи в России в 95 млрд. руб. в год. Этот сектор представляется достаточно перспективным, т.к. в ближайшее время получат развитие системы беспроводных сетей передачи информации (локальные и региональные), IP-телефония, аппаратура систем прямого спутникового вещания, оборудование «последней мили», аппаратура различного рода специальной связи, цифровое радиовещание и др. Рост рынка микроэлектроники составляет около 15% в год (со 3 320 млрд. руб. в 2002 году до 5 022 млрд. руб. в 2005 году). На ближайший период (до 2010 года) рост продолжится, хотя и прогнозируется замедление ежегодных темпов до 8-11%. Объем продукции отечественных производителей рос примерно теми же темпами (с 6 183 млн. руб. в 2002 году до 11 853 млн. руб. в 2005 году), однако основной прирост объемов связан с увеличением объемов продукции устаревающего образца, имеющей специфический сбыт.
| Производство продукции химии и нефте-, газохимии
| В 2005 году рост производства в отрасли составил 2,6% (рост в 2005 году производства удобрений составил 5,2%, лакокрасочных материалов – 12%, синтетических резин – 10,2% и проч.). При этом последние 5-7 лет данный комплекс демонстрировал темпы роста, превышавшие десять процентов. Соответственно, физические объемы производства химической и нефтехимической промышленности Воронежской области (16% объема производства промышленности региона, доля занятых – около 9% от занятых в промышленном производстве) за 2000-2004 годы выросли на 53%. По прогнозам Минпромэнерго РФ, российский рынок химической продукции будет поступательно расти. В последние годы на душу населения в России производится примерно 4,6 кг/год химической продукции, при среднемировом показателе - 29-32 кг/год. А потребление на душу населения по отдельным видам продукции меньше, чем в развитых странах, в 3 -10 раз. Данный разрыв в уровне потребления химической продукции будет постепенно сокращаться, причем в первую очередь за счет наращивания и диверсификации производства внутри страны. К 2015 году более чем в 2 раза должно вырасти производство полиэтилена, поливинилхлоридной смолы и сополимеров винилхлорида, синтетических каучуков, от 2,5 до 3 и более раз – производство полипропилена, полистирола и сополимеров стирола, химических волокон и нитей, в 1,5-2 раза – производство шин для легковых и грузовых автомобилей
| Энергомашиностроение
| Минпромрэнерго РФ в 2006-2010 годах планируется привлечь 1 трлн. 952 млрд. рублей инвестиций в электроэнергетику. Из этой суммы в тепловую генерацию предполагается привлечь 687 млрд. руб., в гидрогенерацию – 250 млрд. руб., в магистральные сети - 383 млрд. руб., в распределительные сети - 632 млрд. руб. Объем рынка продукции энергетического машиностроения в 2006-2010 годы оценивается от 25 (департамент научно-технической политики РАО «ЕЭС России») до 34 млрд. дол. (Институт энергетических исследований РАН), а с учетом атомной энергетики – 40,6 млрд. дол. ИЭИ РАН оценивает объем рынка энергетического машиностроения в РФ в 2011-2015 годы в 58,27 млрд. дол., в 2016-2020 годы – в 68,46 млрд. дол. Утвержденная ФЦП «Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007-2010 годы и на перспективу до 2015 года» определила стоимость строительства только 10 первых энергоблоков (всего обсуждается постройка 40 энергоблоков) в 1471,4 млрд. руб.[130]
| Деревообработка
| Отдельные сегменты рынка будут расти в длительной перспективе темпами, опережающими средние по промышленности. В 2004-2005 годах производство мебели в России растет на 15─20% в год (в 2006 году рост оценивается в 16%). Доля импорта за три-четыре года снизилась с более половины до одной трети российского мебельного рынка. В настоящий момент его объем составляет 3-4,5 млрд. долл. в год и в течение ближайших 5-7 лет как минимум удвоится, рост будет связан не только с увеличением торгового оборота, но и с выходом на рынок новых российских производителей, формированием ими собственных брендов, дистрибуционных систем и решением логистических проблем, во многом препятствующих развитию отрасли в настоящий момент.
| Производство строительных материалов
| 1. Рынок цемента – растущий. Дефицит цемента в ЦФО (производится 33% цемента РФ, потребляется 38%). Данный рынок является локальным, т.к. эффективное расстояние поставки цемента составляет 500 км. В Воронежской области производится около 600 000 тонн цемента в год или 30 млн. долл. (примерно 70% этого объема ввозится из других регионов), а по мере роста строительства жилья и развертывания работ по замене энергоблоков Нововоронежской АЭС рынок существенно вырастет в своих размерах. Для Воронежской области данная проблема частично может быть решена после ввода в 2009 году нового завода на базе Подгоренского месторождения мощностью 2 000 млн. тонн в год.
2. Рынок щебня является локальным. Эффективное расстояние поставки – до 50-100 км. Объем потребления щебня на рынке области - около 1 млн. куб. м в год, или 15 млн. дол.[131] Рынок будет далее расти.
3. Рынок кирпича относится к локальным. В 2005 году спрос на мелкоштучные стеновые материалы в области составил 550 млн. шт. усл. кирпича в год, или около 90 млн. дол. Местные производители обеспечивали около 70% спроса[132], остальные материалы в область ввозились. В случае благоприятной конъюнктуры рынка к 2015 году спрос на мелкоштучные стеновые материалы достигнет 1500 миллионов штук условного кирпича в год.
4. В 2005 году спрос на керамическую плитку в области - около 1,1 млн. кв. м, или около 4,5 млн. дол. Около 40% этого объема было произведено местными производителями[133], 60% - ввезено из других регионов. Рынок в стадии насыщения.
| Производство сельскохозяйственной и пищевой продукции
| 1. Российский рынок бутилированного подсолнечного масла достиг потребления продукции в 0,9 - 1 млрд. в год. В то же время Россия и область могут выступить в качестве одного из крупных поставщиков растительного масла на мировой рынок.
2. Объем потребления сахара в РФ 5,5-5,8 млн. тонн, при производстве свекловичного сахара – 2,5 млн. тонн (цены на сахар в последнее время фиксируются в интервале 510-700 долл. за тонну). Эксперты Института конъюнктуры аграрного рынка считают, что потребление сахара в РФ сильно расти не будет. Эффективность поставок российских производителей сахара на внутренний рынок будет зависеть от таможенно-тарифной политики РФ. Экспорт сахара из России оценивается как малоперспективный.
3. Российский рынок мяса оценивается в 15-18 млрд. долл. Рынок обладает значительным потенциалом роста. Кроме того, будет расширяться доля на нем российских производителей. В этом отношении для российских поставщиков мясной продукции ситуация оценивается как имеющая значительный потенциал роста.
4. В советское время среднедушевое потребление молочных продуктов в пересчете на сырое молоко достигало 360 л. В настоящее время оно составляет порядка 230 л и в последние годы снова медленно растет. По оценке Института конъюнктуры аграрного рынка, оно уже никогда не достигнет советского уровня, а стабилизируется на уровне порядка 250-270 л. В стране будет несколько расти потребление различных кисломолочных продуктов – йогуртов, «здоровых», «обогащенных» и т.д. Несколько повысится потребление масла, и особо быстро будет возрастать спрос на сыр. Хотя, в связи с большими проблемами с качеством молока и сыра, значительную часть растущего спроса на сыр «съест» импорт из развитых стран.
5. Емкость российского рынка зерновых культур (базис поставки - франко-элеватор) в 2005-2006 сельскохозяйственном году может составить на уровне первичной продажи около 6,1 млрд. долл. (2004/05 - 6 млрд. долл.), на экспорт - 1,4 млрд. долл. (2004/05 - 1 млрд. дол.). В ближайшие три-четыре года экспорт российского зерна может увеличиться вчетверо - с нынешних 7,5-8 млн. тонн до 30 млн. тонн. Кроме того, по мере роста сектора животноводства будет расти внутрироссийское потребление кормового зерна. В целом до 2020 года мировые цены на пшеницу будут устойчиво расти на 2-3% в год.
| Источник: материалы к проекту «Стратегии социально-экономического развития Воронежской области» (ЦСР «Северо-Запад», 2006)
См. также:
Картосхема 1.3.2. «Карта локализации российского автопрома: автосборка и производство компонентов;
Картосхема 1.3.3. «Оценка потенциала рынка авиапассажирских перевозок для размещения в г. Твери аэропорта-дискаунтера».
б) внутренних факторов, т.е. наличных ресурсов и потенциала, на базе которых регион строит свою стратегию и реагирует на различные изменения внешних факторов:
· природно-ресурсный потенциал региона;
· демографическая ситуация и человеческий потенциал;
· сложившаяся система расселения;
· инфраструктурная обеспеченность территории региона;
· сложившаяся структура экономики (отраслевая, корпоративная, существующие либо возможные кластеры) и существующие тренды развития;
· конкурентоспособность экономики региона;
См.: Картосхема 1.3.4. «Демографическая ситуация на Дальнем Востоке и в Забайкалье»;
Картосхема 1.3.5. «Система расселения Дальнего Востока и Забайкалья»;
Картосхема 1.3.6. «Система высшего образования Дальнего Востока и Забайкалья»;
Картосхема 1.3.7. «Транспортная инфраструктура Дальнего Востока и Забайкалья»;
Картосхема 1.3.8. «Доходы и финансовая обеспеченность бюджетов регионов Дальнего Востока и Забайкалья».
в) риски[134] и вызовы/проблемы, стоящие перед регионом, как в среднесрочной, так и долгосрочной перспективе. Их точное определение позволяет впоследствии зафиксировать основные направления развития региона. Стратегические планы и проекты должны быть направлены на решение ключевых проблем региона и снятие тех или иных проблем, их преодоление, устранение или эффективное блокирование существующих рисков проводит к смене стратегической «повестки дня» для региона. В Стратегии должен быть проведен анализ и оценка ограничений, связанных с развитием региона и ресурсных возможностей органов государственной власти субъекта РФ по проведению активной экономической и социально политики. Анализу и оценке подлежат:
· кадровые ограничения;
· бюджетные возможности и ограничения;
· организационные возможности и ограничения;
· возможности выстраивать взаимодействие с другими игроками в сфере региональной экономики и социальной системы.
2. Определение 2-3 наиболее вероятных сценариев социально-экономического развития региона на долгосрочную перспективу – сценарный анализ должен осуществляться с использованием многофакторной модели развития. Каждый сценарий – вариант развития региона, который зависит от сочетания внешних факторов, воздействующих на него. Отдельной процедурой является выбор целевого сценария развития региона (на основании оценки рисков и ресурсных возможностей региона). Можно использовать различные техники выбора целевого сценария. Наиболее распространенной, хотя и сильно устаревшей является техника SWOT-анализа. Например, в «Концепции стратегии социально-экономического развития Вологодской области на долгосрочную перспективу» (2005 год) для региона в качестве основных были выбраны четыре сценария, по каждому из которых был проведен соответствующий анализ сопоставления сильных, слабых сторон, рисков и возможностей. Наиболее оптимальный сценарий должен содержать:
а) общую характеристику места и специализации субъекта Федерации в национальной экономике с учетом международного разделения труда на 15-25 лет;
б) комплекс показателей, характеризующих это место и специализацию, оптимальное значение этих показателей на 15-25 лет;
в) перспективный план действий региональных органов исполнительной власти;
г) прогноз развития субъекта РФ, оценку экономической эффективности и рисков реализации Стратегии.
См.: Дополнительные материалы к теме. Приложение 3. «SWOT-анализ возможных сценариев развития Вологодской области».
См.: Картосхема 1.3.9. «Типология регионов РФ: новая специализация и иерархия регионов. Сценарии для Пензенской области».
3. Разработку системы приоритетных направлений развития региона в рамках выбранного целевого сценария. Цели Стратегии должны быть увязаны с наиболее значимыми для региона в настоящий момент проблемами, разворачиваться в систему задач и мероприятий (см. Таблицу 1.3.2). Кроме того, Стратегия может содержать систему индикативных (сбалансированных) показателей оценки деятельности органов государственной власти субъекта РФ с установленными целевыми показателями на среднесрочную перспективу. Система индикативных (сбалансированных) показателей разрабатывается как инструмент контроля, количественной оценки и управления деятельностью органов государственной власти субъекта РФ по реализации мер государственного управления, предусмотренных Стратегией. Система показателей должна согласовываться с целями и задачами, реализуемыми органами государственной власти региона. Целевые показатели должны устанавливаться на глубину 3х летнего периода и в дальнейшем должны учитываться при формировании среднесрочной программы социально-экономического развития региона.
Таблица 1.3.2. Развитие стратегического планирования в Мюнхене: проблемная ориентация,
цели и направления действий
| Первый стратегический план развития Мюнхена (1963)
| Второй стратегический план города «Город в равновесии»: жилье, транспорт, свободное время, занятость (1975)
| Третий стратегический план города (1983)
| Стратегическая концепция экономического развития Мюнхена (1994)
| «Перспективный Мюнхен» (1998)
| Основные проблемы (вызовы) города
| 1. Разрушение во время 2-й мировой войны 40% территории Мюнхена и 70% территории в историческом центре.
2. Несоответствие сложившейся системы застройки и инфраструктурного хозяйства города быстрым темпам роста населения и количества рабочих мест.
| 1. Концентрация мест работы в центре, а жилья на окраинах города. Транспортные проблемы для населения, дисгармоничное развитие отдельных районов города.
2. Рост сегрегации города и пригородов.
3. Риск формирования районов – гетто бедных.
| 1. Ограниченность территории Мюнхена для роста. Недоступность инфраструктур и производственных площадей для малых и средних предприятий.
2. Структурные диспропорции экономики.
2. Недостаток социального жилья, жилищные проблемы.
| 1. Барьеры включения Мюнхена в процессы европейской интеграции, объединения Германии и глобализации.
2. Социальное расслоение.
3. Исчерпание естественных ресурсов роста (экологические, территориальные ограничения и проч.).
| 1. Утрата глобальной конкурентоспособности. Несомасштабность города и глобальных процессов.
2. Исчерпание ресурсов роста (природно-экологических, технологических, трудовых).
3. Риск социальных конфликтов.
| Главная цель стратегического плана
| Создание метрополии мирового значения, являющейся высокоразвитым центром
| Интегрированное развитие метрополии и согласование всех сфер деятельности городских властей с долгосрочными целями
| Развитие города в условиях ограниченных возможностей роста городской территории
| Основополагающие цели:
1. Содействие достаточному, постоянному и социально ориентированному предложению рабочих мест.
2. Обеспечение поступлений в городской бюджет.
3. Поддержка социально ориентированного развития экономики.
Перспективные цели:
1. Ориентированное на будущее развитие структуры экономики.
2. Поддержка экологического развития.
3. Улучшение регионального и международного сотрудничества
и дальнейшее «открытие» экономически Мюнхена.
| Продолжительное развитие города под лозунгом «компактный, урбанистический, зеленый»
| Основные направления стратегического плана
| 1. Формирование лучеобразно расходящихся транспортных магистралей, которые связывают все городские районы, имеющие собственные центры с центром и окрестностями.
2. Создание кольцевой магистрали в центре города, а также «среднего кольца».
3. Строительство многоуровневых транспортных развязок.
4. Восстановление и сохранение исторического центра.
5. Создание замкнутой системы пешеходных зон.
6. Включение в план развития города всего мюнхенского региона.
| 1. Население: расширение функций отдельных городских районов, предотвращение сегрегации населения.
2. Экономика: рост объемов производства, структурное и пространственное развитие хозяйства.
3. Пространственное развитие: «полицентрическое» развитие.
4. Транспорт: приоритетное развития общественного транспорта
5. Социальная сфера: единая социальная политика в городе, развитие социальной инфраструктуры.
| 1. Программа обеспечения жильем.
2. Качественное развитие экономики.
3. Повышение качества образования.
4. Пространственное развитие – продолжены традиции планов 1963 и 1975 годов.
5. Приоритетное развитие условий для проведения конгрессов и ярмарок
| 1. Инфраструктурные проекты, дающие импульс развитию городской экономики.
2. Усиление роли перспективных секторов экономики.
3. Туризм.
4. Поддержка инноваций, содействие отраслям с высоким инновационным потенциалом.
5. Поддержка занятости и роста квалификации.
6. Поддержка малых и средних предприятий.
7. Поддержка создания новых предприятий.
8. Частно-государственные партнерства.
9. Региональное и международное сотрудничество.
| 1. Содействие занятости. 2. Развитие информационного общества.
3. Компактное развитие города за счет повторного использования промышленных и транспортных площадей, уплотнения пространства и смешения функций.
4. Улучшение бизнес-климата и усиление конкурентоспособности экономики.
5. Усиление внимания к городской социальной политике.
6. Усиление региональной кооперации и повышение роли городских окрестностей
7. Сохранение визуального образа города.
8. Повышение качества городских услуг
| Источник: «Евроград», Костылева Н.Е., Лебедева Н.А.
4. Организационный механизм реализации Стратегии. В Стратегии должны содержаться указания на основные механизмы реализации, такие как:
· экономическая политика органов власти субъекта РФ;
· бюджет субъекта РФ;
· механизм частно-государственного партнерства;
· региональные целевые программы;
· система ФЦП-ФАИП и прочих инструментов целевого финансирования из средств федерального бюджета.
Стратегия может согласовываться с крупнейшими налогоплательщиками региона, иными заинтересованными лицами и должна утверждаться органами власти субъекта РФ.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|