Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Приложение 1. История развития государственно-территориального устройства России в XVII – XXI веках





Петровская реформа организации территориального управления стала первой в истории России унификацией системы административно-территориального деления. До конца XVII века эта система складывалась во многом стихийно, государство подразделялось на административно-территориальные единицы разного происхождения и обладающие разными статусами – прежние княжеские земли, уделы, приказы, разряды, чети, уезды, некоторые волости, фактически приравненные к уездам. Число таких единиц в конце XVII века колебалось от 150 до 200. Указом Петра I от 18 декабря 1708 года территория Российского государства была разделена на восемь больших губерний.

Вторая Петровская реформа, провозглашенная указом от 29 мая 1719 года, была направлена на разукрупнение слабо управляемых огромных губерний, которые разделили на провинции, а те, в свою очередь, – на дистрикты. Реформа 1727 года упразднила дистрикты, частично заменив их уездами. Эта реформа также продолжила процесс разукрупнения губерний, начавшийся в 1719 году.

К моменту начала новой реформы административно-территориального деления империя делилась на 23 губернии, 65 провинций и 276 уездов.

Екатерининская реформа, начавшаяся 7 ноября 1775 года с подписания Екатериной II «Учреждения для управления губерний», ознаменовала собой гораздо более существенное разукрупнение административно-территориальных единиц, чем все предыдущие реформы. В ходе этой реформы число губерний (основная часть которых стала называться наместничествами) увеличилось вдвое, провинции были упразднены, а административной единицей второго уровня стали уезды. Процесс реализации реформы растянулся на 10 лет, в течение которых были образованы 40 губерний (наместничеств) и две области на правах губернии, в которых было выделено 483 уезда. Деление на губернии было чисто механическим. Немногие из них имели историческое происхождение. В результате реформы империя стала делиться на 38 наместничеств, три губернии и одну область на правах наместничества (Таврическую). Размер и границы большинства наместничеств, образованных в 1775–1785 годах, практически не менялись до 1920-х годов.



Павловская реформа, следуя логике преобразований государственно-территориального устройства России, преследовала цель укрупнения регионов. Таким образом, в ходе Павловской реформы число административных единиц первого уровня уменьшилось с 51 до 42. Новый император Александр I с 1801 года стал восстанавливать прежнюю сетку губерний, сохранив, однако, ряд павловских преобразований.

Реализацию нового проекта разукрупнения административно-территориального деления России начало Временное правительство. Вслед за Октябрьской революцией 1917 года начался стихийный процесс образования советских республик и несоветских автономий, главным образом на окраинах страны.

После образования СССР, в 1923 году, возникла идея нового районирования страны, разработанная Госпланом. Ее суть состояла в замене старых губерний огромными советскими экономическими областями, разделенными последовательно на округа, районы и сельсоветы. Последним шагом этой реформы стала в 1929 году полная ликвидация губерний и создание областей и краев. Таким образом, в результате первой советской реформы государственно-территориального устройства в России осталось 40 единиц верхнего уровня, в том числе два типа крупных единиц – шесть областей и семь краев. За пределами этих единиц находились 10 автономных республик (АССР) созданных по этническому принципу.

Второй советской реформой государственно-территориального устройства страны стали изменения административно-территориального деления в период 1930–1939 годов. Огромные по площади, населению и числу районов административные единицы были плохо управляемы, поэтому в СССР встал вопрос о разукрупнении краев и областей. С принятием новой сталинской конституции 1936 года территория РСФСР заметно сократилась. Одновременно с таким сокращением территории РСФСР на юге было произведено повышение статуса ряда автономных областей до ранга АССР. В результате реформы сетка административно-территориального деления России получила вид, во многом напоминающий современный[157].

После образования Российской Федерации административные единицы – края, области, автономные республики, области (преобразовались в республики) и округа, а также города Москва и Санкт-Петербург – приобрели статус субъектов Федерации. Новациями государственно-территориального устройства России периода независимости стали объединение ряда субъектов Федерации, учреждение семи федеральных округов, в которые были назначены Полномочные представители Президента РФ[158], а также четкое законодательное разграничение полномочий Федерации, ее субъектов и муниципальных образований[159], распределение между этими уровнями власти бюджетных мандатов в четкой привязке их к реализуемым полномочиям[160]. В стране прошло объединение ряда субъектов Федерации. Прежде всего, начали ликвидироваться так называемые «вложенные» субъекты Федерации (автономные округа и субъекты, в состав которых они входили). Правовой базой для укрупнения субъектов Федерации стал федеральный конституционный закон «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года. К началу 2002 года на региональном и федеральном уровне рассматривались планы изменения существующих административных границ как минимум 12 субъектов Федерации[161]. Старт реформе был дан созданием весной 2004 года Пермского края путем объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа.

Приложение 2. Тезаурус стратегического планирования в регионах и муниципальных образованиях

В 2006 году под патронатом Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов РФ «Сибирское соглашение» было подготовлена серия публикаций методического характера, посвященная вопросам управления регионами и муниципальными образованиями и их развития. Авторы одной из публикаций составили своего рода тезаурус по теме стратегического планирования, включив в него следующие понятия в близкой к приводимой трактовке:

1. Прогнозирование – представление о том, как будут развиваться социальные и экономические процессы в рассматриваемой территории под воздействием внутренних и внешних факторов в тот или иной период времени. Прогноз – научно обоснованная гипотеза о вероятном будущем состоянии территориальной системы или ее составных частей, выраженная в виде экономических и иных понятий, индикаторов, систем показателей.

2. Планирование – четкое представление о наборе мероприятий субъекта территории, необходимом для достижения целей и задач.

3. Концепция территориального развития – документ, содержащий систему взглядов, определяющих долгосрочную (на 15-20 лет) политику органов власти по обеспечению конкурентоспособности в различных областях и сферах экономической и социальной жизни территории, согласованную с интересами бизнес-сообщества, гражданского общества и стратегическими интересами органов вышестоящего уровня власти.

4. Стратегии регионального (муниципального) развития – система действий по достижению долгосрочных основных целей и задач, сбалансированная с ресурсным потенциалом.

5. Цель – ожидаемый (планируемый) результат деятельности, определяемый качественно, количественно и во времени.

6. Приоритеты территориального образования – первоочередные цели.

7. Стратегические цели территориального образования – цели, определяющие будущее (на 15-20 лет вперед) качественное состояние территориального образования.

8. Тактические цели территориального образования – буферные, промежуточные цели, являющиеся этапами в достижении стратегических целей и время реализации которых не превышает 5-10 лет.

9. Оперативные (локальные) цели – цели нижнего уровня, являющиеся необходимым основанием для достижения тактических целей со временем реализации не более 1-3 лет.

10. Приоритетные цели территориального образования – цели (выбранные из числа стратегических, тактических и оперативных), на достижение которых должны быть направлены основные усилия территориального сообщества, соответственно, в долгосрочном, среднесрочном и текущем периодах.

11. Стратегическое партнерство – формализованное в виде документа и реализуемое в виде системы последовательных действий соглашение между ветвями власти, представителями разных слоев гражданского общества и бизнеса о стратегических приоритетах развития территориального образования, путях и формах решения приоритетных задач и достижения согласованных стратегических целей.

12. Стратегическое планирование развития территориального образования – процесс самостоятельного определения территориальным сообществом стратегических приоритетов, основных стратегических целей и направлений развития территориального образования на основе согласования действий власти, хозяйствующих субъектов и населения.

13. Целевая программа – плановый документ, разрабатываемый органом власти соответствующего территориального образования для достижения конкретных целей и задач.

14. Паспорт территориального образования – документ, сформированный в виде системы показателей и индикаторов, характеризующих состояние экономики, экологии и социальной сферы территориального образования.

15. Инвестиционный паспорт территориального образования – экономический документ, содержащий, во-первых, детальный анализ финансового, экономического, рекреационного, трудового, интеллектуального, сырьевого и природного потенциалов территории с точки зрения инвестиционной привлекательности и инвестиционных рисков. Во-вторых, описание инвестиционных проектов, предлагаемых территорией для собственных и внешних инвесторов.

16. План социально-экономического развития территориального образования – плановый документ, определяющий индикаторы развития конкретных видов экономической деятельности и социальной жизни территориального образования по планируемым этапам, описывающий механизмы реализации каждого их плановых этапов, конкретных участников и используемые ресурсы.

17. Стратегический план социально-экономического развития территории – краткий планово-прогнозный документ, включающий в себя стратегические цели и задачи, а также соглашение, формализующее общественное согласие по поводу мероприятий и проектов, включенных в план. В стратегический план включаются система мер и проектов, обеспечивающих достижение стратегических целей, а также сценарии развития территориального образования.

18. Комплексная программа социально-экономического развития территориального образования – документ, включающий в себя концепцию, стратегический (при необходимости тактический и оперативный) планы действий[162].









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.