Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ: ОСНОВОПОЛОГАЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ, МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ГОРОДОВ И РОССИЙСКАЯ СПЕЦИФИКА





Тема 2.1

ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Цель темы:

Понять сущность идеи устойчивого развития.

Вы будете изучать:

Основные понятия, относящиеся к устойчивому развитию, историю возникновения идеи устойчивого развития и её дальнейшую разработку в ходе различных международных форумов, вопросы устойчивого развития применительно к уровню муниципального образования.

После изучения темы вы сможете:

Ориентироваться в соответствующих понятиях и осознавать их важность и актуальность.

ОСНОВНОЙ ТЕКСТ

Основные понятия и определения

В 1992 году в Рио-де-Жанейро на Конференции ООН по окружающей среде и развитию были приняты документы, определяющие мировую экологическую политику в XXI веке. В частности, были выработаны принципы Всемирного плана действий в области международного сотрудничества, названные «Повесткой дня на ХХI век»[163], в котором определены основные направления развития человечества и сформулированы принципы устойчивого развития планеты, страны, региона, города как основополагающие для всех жителей Земли:

· экологическое равновесие

· экономическая стабильность

· социальное благополучие

· международная солидарность.

«Повестка дня на ХХI век» (в английском варианте – «Agenda – 21») представляет собой глобальный план действий по достижению устойчивого развития в 21 веке. Этот документ был принят мировыми лидерами и по своей юридической силе близок к многостороннему международному соглашению. Будучи принятой путём консенсуса представителей государств – участников Конференции, «Повестка дня на ХХI век» является актом международного права, который оказывает влияние, главным образом, в силу высокого научного и политического авторитета.

Ключевым понятием этой политики стал термин «устойчивое развитие», по предложению Международной комиссии по окружающей среде и развитию (Комиссии Брутланд) и обнародованный в докладе «Наше общее будущее» в 1987 году[164].

«Устойчивое развитие – это развитие, удовлетворяющее потребности настоящего, не ставя под угрозу возможности удовлетворения потребности будущих поколений». Другими словами под «устойчивым развитием» следует понимать такое развитие человечества, при котором не разрушается природная база этого развития, то есть воспроизводится пригодная для существования человека окружающая среда, поддерживается достаточная ресурсная база, сохраняется геном человека.

Учёными-биологами был предложен термин «экологически устойчивое развитие (или устойчивая биосфера)»- это та биосфера, которая воспроизводит саму себя и окружающую среду в пределах её естественных колебаний[165]. При этом биологический закон распределения потоков энергии в биосфере устанавливает коридор, в котором должна развиваться цивилизация без деградации окружающей среды (закон Ле Шателье)[166].

Наша цивилизация, впрочем, уже вышла за пределы установленного законами биосферы коридора. Это случилось на рубеже XIX и XX веков, когда человек стал строить цивилизацию за счёт переключения потоков энергии на себя, изымая её из природы путём разрушения экосистем.

К концу XX века это привело к самым крупным глобальным изменениям на Земле. Сложились тенденции глобальной экологической катастрофы: истощения ресурсов (прежде всего наиболее «экологичных» – пресной воды, пашни, леса), прогрессирующего распада генома человека.

В целом понятие «устойчивое развитие» шире понятия «экологически устойчивое развитие». Существуют также и другие характеристики устойчивого развития – социальные, экономические, политические, культурные и т.п. Однако важно не забывать, что достижение именно природно-экологической устойчивости требует от человечества формирования принципиально новой системы ценностей при решении всех практических вопросов и устройстве социальной жизни.

Вторым исходным положением для устойчивого развития является экономика, которая не предлагает сегодня ничего, кроме рыночной системы.

В биосфере конкурентное взаимодействие (аналог рыночной системы) служит основным фактором поддерживаемого развития и стабилизации окружающей среды. Оно записано в геноме человека и выражается в виде стремления повысить свой престиж в той группе, или в том окружении, в котором функционирует данный человек (слесарь хочет быть лучшим слесарем, художник – лучшим художником, альтруист – лучшим альтруистом и т.д.). Другими словами, рыночная система – это приспособление основных законов жизни к существующей культуре и цивилизации.

Безусловно, рыночная экономика сформировалась на ограблении вначале людей, а затем природы. Но эта же рыночная система, начиная с середины XX века, осознала экологическую угрозу и предпринимает усилия по её ограничению (внедрение принципов ресурсо- и энергосбережения, сокращение человеческих потребностей и т.п.). Она же поставила проблему устойчивого развития как проблему смены традиционных отношений с природой, смены экономических и социальных целей.

Третьим исходным положением для устойчивого развития являются социальные проблемы (наиболее сложно решаемые). Сегодня в мире половина человечества живёт плохо, а более пятой его части – очень плохо. Тенденции при этом таковы, что нищета через рост численности населения порождает нищету (часто это связано с менталитетом, традициями, конфессиональными особенностями, образованием и так далее, то есть с неэкономическими факторами). Таким образом, с решением социальных проблем тесно связаны демографические проблемы.

При решении социальных проблем главная социальная функция - это социальная справедливость, то есть распределение богатства, снижающее уровень голодных, бездомных и безработных, обеспечение человеческого достоинства и уважения.

Следующей важной по значимости проблемой является общественное сознание, которое пока ещё очень далеко от уровня, необходимого для практической реализации устойчивого развития. Тем не менее, в общественное сознание необходимо последовательно и настойчиво внедрять идеи устойчивого развития, поскольку только при участии мирового научного сообщества, международных организаций, средств массовой информации и системы образования, их коллективные усилия способны принести необходимый эффект – изменить массовое сознание людей в пользу новой системы ценностей, отвечающей принципам устойчивого развития.

Устойчивое развитие невозможно обеспечить в одной, отдельно взятой стране. Необходима международная солидарность - согласованные усилия всех стран, включающие такие формы сотрудничества, как партнёрство и системы соглашений, основанные на взаимном уважении; формирование международной системы финансовой поддержки устойчивого развития; объединение усилий в инвестиционной деятельности и множестве других её видов.

Многие проблемы и задачи, поставленные в «Повестке дня на ХХI век», наиболее эффективно решаются на местном уровне. Любой район, муниципалитет, город уникален в своём роде и, следовательно, должен располагать своим собственным планом по достижению устойчивого развития. С этой целью создаются «Местные повестки дня на ХХI век»[167], ориентированные на решение местных проблем в более детальном масштабе и базирующиеся на принципах всемирной «Повестки дня на ХХI век».

В мировом опыте наблюдается устойчивая тенденция постепенного отказа от преимущественно административных методов управления в сфере экологии в пользу экономических методов, то есть включения элементов экономической заинтересованности и ответственности в механизмы регулирования природоохранной деятельности.

В большинстве экономически развитых стран применяется принцип сочетания экономических методов с мерами юридической ответственности (гражданско-правовой, уголовной, административной и т. п.). При этом государственное управление осуществляется как через нормативно–правовые документы (запреты и распоряжения), так и путём применения рыночно–хозяйственных механизмов, создающих заинтересованность в бережном отношении к природной среде, но не предписывающих выполнение природоохранных мероприятий.

Необходимыми условиями применения экономических методов управления природопользованием являются развитая законодательная система регулирования экологических и финансово-кредитных отношений, технически совершенная система мониторинга и контроля за загрязнением окружающей среды и высокая правовая культура.

Отсутствие в необходимой степени этих трёх условий делает использование в настоящее время этих рыночных механизмов в наших условиях весьма сложным.

Применительно к современной политической и социально-экономической ситуации в России «Местная повестка дня на ХХI век»представляет собой план социально-экономического развития, подготовленный с учётом рыночных методов управления, экологических ограничений развития и принимаемый при широком участии общественности при подготовке управленческих решений (в отличие от традиционных планов развития, спускаемых «сверху»).

«Местная повестка дня на ХХI век» – это новая форма диалога между администрацией, промышленностью, наукой, бизнесом, общественными организациями, местным населением, позволяющая учитывать различные интересы в процессе принятия решений, способствующая достижению взаимопонимания между ними. На основе коллегиального «видения будущего» составляются планы конкретных действий по достижению поставленных целей.

Применительно к градостроительной практике устойчивое развитие населённых пунктов означает обеспечение градостроительными средствами благоприятных условий проживания населения, в т.ч. ограничение вредного воздействия хозяйственной или иной деятельности на окружающую природную среду и ее рациональное использование в интересах настоящего и будущего поколений.

На первой Конференции Организации Объединенных Наций по населенным пунктам (Хабитат I), состоявшейся в 1976 году в Ванкувере, Канада, было объявлено о Международном годе обеспечения жильем бездомного населения и Глобальной стратегии в области жилья на период до 2000 года. Эти мероприятия внесли вклад в повышение глобальной информированности о проблемах населенных пунктов и стали призывом к принятию мер в целях обеспечения надлежащего жилья для всех.

На Конференции ООН по населённым пунктам (Хабитат II), прошедшей в Стамбуле (Турция) 3-14 июня 1996 г., была принята «Стамбульская декларация по населенным пунктам».

«Стамбульская декларация» и «Повестка дня Хабитат» – представляют собой международные документы, содержащие глобальный план действий в области устойчивого развития населённых пунктов в урбанизирующемся мире, наметившие такие глобальные взаимосвязанные проблемы, наиболее полно соответствующих целям и принципам Устава Организации Объединённых Наций и международному праву, как:

· обеспечение надлежащего жилья для всех и

· превращение населённых пунктов в более безопасные, здоровые, пригодные для жизни места обитания человека.

Важнейшим положением «Повестки дня Хабитат» является требование рассматривать проблемы населённых пунктов в политической, экономической, экологической, этической и духовной перспективе, исходя из принципов равенства, солидарности, партнёрства, человеческого достоинства, уважения и сотрудничества.

В целях повышения качества жизни в населенных пунктах провозглашается необходимость бороться с ухудшением условий, которое в большинстве случаев, особенно в развивающихся странах, приобрело кризисный характер. Для этого необходимо всесторонне заняться, в частности, проблемами неустойчивых структур потребления и производства, особенно - в промышленно развитых странах; проблемами неустойчивых демографических изменений, включая изменения в структуре и распределении населения, с акцентированием особого внимания на тенденциях к чрезмерной концентрации населения, бездомности, росту нищеты, безработицы, социальной изоляции, неустойчивости семей, неадекватных ресурсов, отсутствия базовой инфраструктуры и услуг, отсутствия адекватного планирования; всё возрастающего отсутствия безопасности и росте насилия, деградации окружающей среды и уязвимости к стихийным бедствиям.

Проблемы, связанные с населёнными пунктами, носят глобальный характер, однако многие страны и регионы отягощены и своими особыми проблемами, требующими специфических решений. Отсюда вытекает необходимость активизации усилий по сотрудничеству в целях улучшения условий жизни в больших и малых городах и деревнях во всем мире, в том числе – в развивающихся странах, где сложилось особенно тяжелое положение, и в странах с переходной экономикой. В этой связи следует отметить, что глобализация мировой экономики одновременно открывает возможности и создает проблемы для процессов развития, а также сопряжена с риском и неопределенностью.

Достижению целей «Повестки дня Хабитат» должны способствовать, в частности, позитивные действия по проблемам финансирования развития, внешней задолженности, международной торговли и передачи технологий. Города должны быть такими, чтобы в них люди могли жить полнокровной жизнью, сохраняя достоинство, здоровье, безопасность, счастье и надежду.

Развитие сельских и городских районов носит взаимозависимый характер. Помимо улучшения условий жизни в городах, необходимо также стремиться к обеспечению адекватной инфраструктуры, общественных услуг и возможностей трудоустройства в сельских районах в целях повышения их привлекательности, создания комплексной сети населенных пунктов и сведения к минимуму миграции населения из сельских районов и города. Особое внимание рекомендуется уделять малым и средним городам.

Поскольку центральное место в стремлении к устойчивому развитию занимает человек, то он поставлен во главу угла всех действий по осуществлению «Повестки дня Хабитат». Это означает, что признаются особо значимыми потребности женщин, детей, молодежи и инвалидов в стабильных и безопасных условиях жизни и активизируются усилия по искоренению нищеты и дискриминации, поощрению и защите прав человека, основных свобод и удовлетворению основных потребностей (включая образование, питание и медицинское обслуживание) и, в особенности, надлежащего жилья для всех.

В этих целях признаётся необходимость анализа глобальных экономических, социальных и экологических тенденций для создания более совершенной среды обитания всех людей, а государственные, частные и неправительственные партнеры на всех уровнях призываются к активному участию в обеспечении юридических гарантий владения жильем, защиты от дискриминации и равного доступа всех лиц к доступному и надлежащему жилью.

Основными путями увеличения доступного жилья признаны: обеспечение эффективного и ответственного в социальном и экологическом плане функционирование рыночных механизмов, расширение доступа к земле и кредитам и оказание помощи тем, кто не в состоянии воспользоваться самостоятельно рынками жилья.

В целях сохранения глобальной окружающей среды и повышения качества жизни в населенных пунктах избран путь сотрудничества в духе глобального партнерства в целях охраны и восстановления здорового состояния и целостности экосистемы планеты на принципе осмотрительности, который должен широко применяться с учетом возможностей различных стран. Приоритетами объявлено способствование сохранению, восстановлению и надлежащему обслуживанию зданий, памятников, незастроенных участков, ландшафтов и населенных пунктов, имеющих историческую, культурную, архитектурную, природную, религиозную и духовную ценность.

Вышеизложенная стимулирующая стратегия и принципы партнерства признаны в качестве наиболее демократического и эффективного подхода на пути к реализации намеченных обязательств.

Поскольку местные власти являются наиболее важными партнерами в деле осуществления «Повестки дня Хабитат», то, в рамках правовой системы каждой страны, необходимо стремиться к децентрализации через демократические местные органы управления и добиваться укрепления их финансовых и организационных потенциалов. Одновременно главным требованием к органам управления на всех уровнях признаётся обеспечение подотчетности и отзывчивости этих органов к нуждам людей.

Действия на местном уровне должны направляться и стимулироваться через местные программы, основанные на «Повестке дня на XXI век», «Повестке дня Хабитат» или любой иной эквивалентной программе, а также опираться на опыт общемирового сотрудничества, начатого в Стамбуле Всемирной ассамблеей городов и местных органов управления, без ущерба для национальных политики, целей, приоритетов и программ. Стимулирующая стратегия предусматривает обязанности правительств в соответствующих случаях принимать специальные меры в интересах обездоленных и уязвимых групп населения.

Поскольку для осуществления «Повестки дня Хабитат» требуется надлежащее финансирование, оно обеспечивается путём мобилизации финансовых ресурсов на национальном и международном уровнях, включая новые и дополнительные ресурсы из всех источников – многосторонних и двусторонних, государственных и частных.

В этой связи намечено содействие наращиванию потенциалов и стимулированию передачи соответствующих технологий и «ноу-хау». Обязательства в области финансирования и передачи технологий были заявлены в ходе конференций Организации Объединенных Наций, в частности, они содержатся в «Повестке дня на XXI век» и были подтверждены в «Повестке дня Хабитат».







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.