|
Конференция ООН «Хабитат II»Конференция Организации Объединенных Наций по населенным пунктам (Хабитат II) проходила в Стамбуле (Турция) с 3 по 14 июня 1996 года, через 20 лет после первой Конференции Организации Объединенных Наций по населенным пунктам, состоявшейся в Ванкувере, Канада, в 1976 году. На Конференции Хабитат II правительства 171 государства приняли Стамбульскую декларацию и «Повестку дня Хабитат» (принципы, обязательства и план действий) для решения в следующем столетии вопросов и проблем, касающихся населенных пунктов, – как городских, так и сельских. В Конференции приняли участие свыше 3000 делегатов, направленных правительствами 171 государства – члена Организации Объединенных Наций, около 600 представителей местных органов власти, свыше 2000 аккредитованных представителей неправительственных объединений (НПО) и примерно 3000 журналистов. Кроме того, в работе Конференции участвовали представители профсоюзов, межправительственных организаций и других основных групп. На пленарных сессиях было сделано около 180 общих заявлений, а в ходе трехдневного этапа высокого уровня выступили примерно 110 ораторов, в том числе пять президентов, два вице-президента, шесть премьер-министров, один заместитель премьер-министра и большое число министров, заместителей министров, постоянных секретарей и послов, а также официальных представителей местных органов власти и НПО. Функции Генерального секретаря Конференции выполнял доктор Валли Ндоу. Это была первая конференция с участием представителей гражданского общества. Конференция была многоплановым мероприятием. Центральным элементом Конференции были межправительственные переговоры по Стамбульской декларации и Повестке дня Хабитат, но параллельно с ними проводилось большое число других мероприятий. В их числе - выставка, посвященная передовому опыту, диалоги Хабитат II по проблемам XXI века, Университет Хабитат (серия тематических семинаров), специальные мероприятия, которые проводились партнерами, включая Всемирную ассамблею городов и местных органов власти и ряд форумов, проводившихся международными деловыми кругами, профсоюзами, фондами, парламентариями, специалистами и исследователями и т.п. Была проведена также международная торговая ярмарка «Лучшие идеи для усовершенствования городов», в которой приняли участие свыше 1000 компаний из 40 стран. В рамках Конференции были проведены также День молодежи и церемония, посвященная Десятилетию коренных народов. Конкретный вклад Конференции Хабитат II заключается в том, что основное внимание на ней уделялось вопросам устойчивого развития населенных пунктов в эпоху беспрецедентного и ускоряющегося роста городских конгломераций, городов и мегаполисов. В этой связи в числе наиболее трудных и спорных вопросов, рассматривавшихся на Конференции, были такие, как «право на жилье», принудительные выселения и другие вопросы. На Конференции были также глубоко рассмотрены глобальные проблемы, с которыми сегодня сталкиваются сельские населенные пункты, а также отношения, силы и процессы, связывающие городские и сельские населенные пункты во всем мире. Конференция Хабитат II и процесс подготовки к ней характеризовались также беспрецедентной ролью неправительственных организаций (НПО), местных органов власти и других основных групп в проведении прений в рамках Конференции и в определении её итогов. Стамбульская декларация. В результате деятельности Рабочих групп Конференции была предложена и полностью ею согласована Стамбульская декларация – заявление высокого уровня о политических обязательствах, вытекающее из «Повестки дня Хабитат» и одобряющее ее. В пункте 15 Декларации правительства обязались выполнять рекомендации, содержащиеся в «Повестке дня Хабитат», и подтвердили свою решимость «добиваться повышения качества жизни всех людей в условиях большей свободы». В Стамбульской декларации правительства обязались заняться проблемами неустойчивых структур потребления и производства, особенно в промышленно развитых странах; неустойчивых демографических изменений; бездомности; безработицы; неадекватных ресурсов; отсутствия базовой инфраструктуры и услуг; все большего отсутствия безопасности и расширяющегося насилия; и возросшей уязвимости к стихийным бедствиям. В Декларации признается необходимость активизации сотрудничества в целях улучшения условий жизни во всем мире, в частности в развивающихся странах, и подтверждается принцип, согласно которому страны имеют общие, но дифференцированные обязанности с учетом их различного вклада в создание глобальных проблем. «Глобализация мировой экономики открывает возможности и создает проблемы для процесса развития, а также сопряжена с риском и неопределенностью», – говорится в Декларации. В Декларации также признается, что достижению целей «Повестки дня Хабитат» должны способствовать позитивные действия по проблемам финансирования развития, внешней задолженности, международной торговли и передачи технологий. Правительства выразили решимость активизировать усилия в целях искоренения нищеты и обязались способствовать обеспечению «равенства между мужчинами и женщинами с точки зрения политики, программы и проектов» в области обеспечения жильем. Подтверждается также «приверженность всестороннему и прогрессивному осуществлению права на надлежащее жилье, предусмотренного международными документами». С этой целью государства будут стремиться заручиться активным участием партнеров в целях обеспечения юридических гарантий владения жильем, защиты от дискриминации и равного доступа всех лиц к доступному и надлежащему жилью. В Декларации также говорится, что принимаемые меры должны соответствовать подходу, основанному на принципе осмотрительности, который должен применяться с учетом возможностей стран. «Повестка дня Хабитат». Проанализировав опыт, накопленный со времени проведения первой Конференции Организации Объединенных Наций по населенным пунктам в Ванкувере, Канада, в 1976 году, участники Хабитат II подтвердили результаты недавних соответствующих всемирных конференций и обобщили их в плане действий в области населенных пунктов, озаглавленном «Повестка дня Хабитат». «Повестка дня Хабитат» содержит принципы, обязательства и программу, являющимися глобальным призывом к действиям. В них определены и закреплены подходы и стратегии, необходимые для обеспечения устойчивого развития крупных и малых городов и сельских населенных пунктов мира в последующие 25 лет. «Повестку дня Хабитат» открывает преамбула, состоящая из девяти частей, излагающих цели и принципы, а также шесть обязательств, касающихся мер, которые должны быть приняты правительствами в целях содействия достижению целей Хабитат II. В четвертой части «Повестки дня Хабитат» излагаются программа действий и стратегии, политика и методы их осуществления. Итоги Хабитат II подтверждают, укрепляют и развивают в новых направлениях международные соглашения по вопросам устойчивого социально - экономического развития и создают необходимые прецеденты, а также открывают новые и более широкие возможности для участия гражданского общества в деятельности Организации Объединенных Наций и в последующей деятельности по итогам Конференции. Хабитат II удалось сфокусировать повестку дня в области устойчивого развития на деревни, малые и крупные города и мегаполисы мира, где проживает основная часть населения мира и где необходимы огромные изменения в условиях, политике, подходах и действиях в целях созидания устойчивого будущего. Хабитат II оставила двойное наследие: во-первых, набор принципов и обязательств, а также план действий, согласованные правительствами большинства стран мира и направленные на решение основных проблем, с которыми сегодня сталкиваются населенные пункты во всем мире; во-вторых, целый ряд беспрецедентных достижений в деле участия гражданского общества в международном диалоге и переговорах по вопросам политики и практическое укрепление концепции партнерства между Организацией Объединенных Наций, правительствами государств-членов, местными органами власти и организациями гражданского общества. Все это должно служить надежным фундаментом в период, когда Организация Объединенных Наций перешла к осуществлению решений конференций и последующей деятельности в связи с ними. «Повестка дня Хабитат» – это глобальный призыв к действиям на всех уровнях. В ее целях, принципах и обязательствах нашла свое отражение позитивная идея устойчивого развития населенных пунктов, в условиях которого всем будет обеспечено надлежащее жилье, здоровая и безопасная окружающая среда, основные услуги и производительная и свободно выбранная работа. Повестка дня Хабитат служит руководством для всех усилий, направленных на воплощение этой идеи в жизнь» («Повестка дня Хабитат», пункт 21). В разделе «Обязательства» главы III «Повестки дня Хабитат» приведен перечень действий, ответственность за которые приняли на себя участники Конференции «Хабитат II». Поскольку они носят достаточно конкретный характер, то приведены ниже и классифицированы по двум центральным темам – «Надлежащее жилье для всех» и «Устойчивое развитие населённых пунктов». А. Надлежащее жильё для всех. По этой теме приняты обязательства осуществлять «Повестку дня Хабитат» посредством местных, национальных, субрегиональных и региональных планов действий и/или других директивных документов и программ, разрабатываемых и осуществляемых в сотрудничестве с заинтересованными сторонами на всех уровнях и при содействии международного сообщества, с учетом того что человек занимает центральное место в деле устойчивого развития и что он имеет право на здоровую и продуктивную жизнь в гармонии с природой. Ниже приводится перечень принятых обязательств: 1. Обеспечение согласованности и координации макроэкономической и жилищной политики и стратегий в качестве одного из социальных приоритетов в рамках программ национального развития и политики развития городов в целях содействия мобилизации ресурсов, созданию новых рабочих мест, ликвидации нищеты и социальной интеграции. 2. Обеспечение юридических гарантий против необоснованного выселения и равного доступа к земле для всего населения, включая женщин и лиц, живущих в нищете; и проведение законодательных и административных реформ с целью предоставления женщинам полного и равного доступа к экономическим ресурсам, включая право на наследование и владение землей и другой собственностью, получение кредитов, доступ к природным ресурсам и соответствующим технологиям. 3. Расширение доступа всех лиц к безопасной питьевой воде, санитарии и другим основным услугам, объектам и удобствам, в особенности лиц, живущих в нищете, и лиц, принадлежащих к группам, которые находятся в уязвимом и неблагоприятном положении. 4. Обеспечение транспарентных, всеобъемлющих и доступных систем в области передачи земельных прав и юридических гарантий против необоснованного выселения. 5. Содействие широкому, недискриминационному доступу к открытым, действенным, эффективным и надлежащим механизмам финансирования жилья всего населения, включая мобилизацию новаторских финансовых и других ресурсов – государственных и частных. 6. Поощрение во всех странах, в частности в развивающихся странах, на местном, национальном, региональном и субрегиональном уровнях имеющихся на местах надлежащих, приемлемых по цене, безопасных, эффективных и учитывающих экологические требования методов и технологий строительства, которые делают упор на оптимальное использование местных людских ресурсов, поощряют энергосберегающие методы и обеспечивают охрану здоровья людей. 7. Разработка и осуществление стандартов, обеспечивающих доступ также для инвалидов, в соответствии со Стандартными правилами обеспечения равных возможностей для инвалидов. 8. Расширение возможностей по обеспечению доступным по цене жильем, в том числе путем поощрения и пропагандирования доступного по цене домовладения и расширения возможностей по обеспечению доступным по цене арендуемым, коммунальным, кооперативным и другим жильем с помощью инициатив государственного, частного и общинного секторов, создания и поощрения рыночных стимулов при надлежащем уважении прав и обязанностей как съемщиков, так и владельцев. 9. Оказание содействия благоустройству имеющегося жилищного фонда путем восстановления, технического обслуживания и адекватного обеспечения основными услугами, объектами и удобствами. 10. Ликвидация дискриминации в доступе к жилью и основным услугам и обеспечение правовой защиты от такой дискриминации, без каких-либо различий по таким признакам, как раса, цвет кожи, пол, язык, религия, политические или другие убеждения, национальное или социальное происхождение, имущественное положение, рождение или иной статус; следует обеспечить аналогичную защиту от дискриминации по признаку инвалидности и возраста. 11. Оказание помощи семье в рамках ее жизнеобеспечивающей, образовательной и воспитательной ролей в деле признания ее важного вклада в социальную интеграцию и поощрение социальной и экономической политики, направленной на удовлетворение жилищных потребностей семей и их отдельных членов, в особенности тех, которые находятся в наиболее неблагоприятном и уязвимом положении, с уделением особого внимания уходу за детьми. 12. Содействие обеспечению жильем и жизнеобеспечивающими основными услугами и объектами в сфере образования и здравоохранения бездомных, перемещенных лиц, представителей коренного населения, женщин и детей, являвшихся жертвами насилия в семье, инвалидов, престарелых лиц, жертв стихийных и антропогенных бедствий, а также лиц, принадлежащих к группам, находящимся в уязвимом или неблагоприятном положении, включая временное жилье и основные услуги для беженцев. 13. Защита в национальном контексте законных традиционных прав коренного населения на землю и другие ресурсы и совершенствование землепользования. 14. Защита всех лиц от принудительного выселения, противоречащего закону, и обеспечение их правовой защиты и восстановления в правах, принимая во внимание права человека; в тех случаях, когда выселение является неизбежным, обеспечение, надлежащим образом, подходящих альтернативных решений. 15. Оказание последовательной международной поддержки беженцам в целях удовлетворения их потребностей, а также оказание им содействия в нахождении справедливого и долгосрочного решения согласно соответствующим резолюциям Организации Объединенных Наций и нормам международного права. Эти обязательства по достижению цели улучшения условий жизни и работы на справедливой и устойчивой основе приняты ради того, чтобы каждый человек имел надлежащее жилье, которое должно соответствовать медико-санитарным нормам и быть надежным, безопасным, доступным и приемлемым по цене и включать основные услуги, объекты и удобства, а также не подвергаться дискриминации в сфере жилья и юридических гарантий против необоснованного выселения. Б. Устойчивое развитие населенных пунктов. По разделу «Устойчивое развитие населённых пунктов» участники Конференции приняли на себя обязательства по реализации следующих задач: 1. Содействие, по мере необходимости, созданию социально интегрированных и доступных населённых пунктов, включая надлежащие объекты здравоохранения и учебные заведения; проведение борьбы с сегрегацией и дискриминационными и другими направленными на социальную изоляцию видами политики и практики и признание и уважение прав всех людей, и в первую очередь детей, инвалидов, людей, живущих в нищете, и лиц, принадлежащих к группам, находящимся в уязвимом и неблагоприятном положении. 2. Создание на международном и национальном уровне условий, стимулирующих экономическое развитие, социальное развитие и защиту окружающей среды в качестве взаимозависимых и взаимоукрепляющих компонентов устойчивого развития, что позволит привлекать инвестиции, создавать новые рабочие места и содействовать искоренению бедности и обеспечит доходы для целей устойчивого развития населенных пунктов. 3. Увязка процессов городского планирования и управления с вопросами жилищного строительства, транспорта, занятости, состояния окружающей среды и коммунально-бытовых служб. 4. Создание в кратчайшие сроки во всех населенных пунктах адекватной и комплексной системы охраны окружающей среды с целью улучшения здоровья населения путем обеспечения доступа всех людей к водопроводным системам, обеспечивающим достаточное и постоянное снабжение безопасной питьевой водой, санитарным и канализационным системам и системам удаления отходов с уделением особого внимания вопросам охвата этими видами услуг бедных слоев населения. 5. Содействие комплексному планированию системы водопользования с целью определения эффективных и рентабельных альтернативных средств, позволяющих задействовать устойчивые источники водоснабжения для обслуживания общин и удовлетворения других потребностей. 6. Осуществление уже согласованных международным сообществом социальных целей и целей развития в области начального образования, первичного медико-санитарного обслуживания и равноправия полов. 7. Признание, использование и развитие, по мере необходимости, усилий и потенциала производственного неформального и частного секторов в процессе создания устойчивой системы обеспечения населения средствами к существованию и работой и повышения доходов при одновременном обеспечении жильем и услугами бедных слоев населения. 8. Содействие, по мере необходимости, благоустройству неформальных населенных пунктов и городских трущоб в качестве оперативного и прагматичного средства решения проблемы жилищного дефицита в городах. 9. Содействие развитию более сбалансированных и устойчивых населенных пунктов путем поощрения капиталовложений в производство, создания новых рабочих мест и развития социальной инфраструктуры в малых и средних городах, поселках и деревнях. 10. Содействие изменению неустойчивых моделей производства и потребления, особенно в промышленно развитых странах, стратегиям в области народонаселения и структурам населенных пунктов, обеспечивающим более устойчивый характер развития, снижение давления на окружающую среду, поощрение эффективного и рационального использования природных ресурсов – включая воду, воздух, биологическое разнообразие, леса, энергоресурсы и землю – и удовлетворение основных потребностей, создавая тем самым здоровую жилую и трудовую среду для всех и снижая благоприятное воздействие населенных пунктов на окружающую среду. 11. Содействие, когда это необходимо, созданию сбалансированной с географической точки зрения структуры населенных пунктов. 12. Уделение первоочередного внимания программам и стратегиям в области населенных пунктов, направленным на снижение в городах уровня загрязнения, обусловленного неадекватными водопроводными и санитарно-канализационными системами, неудовлетворительной ситуацией с удалением промышленных и бытовых отходов, включая удаление твердых отходов, и загрязнением воздуха. 13. Содействие развитию диалога между заинтересованными сторонами государственного, частного и неправительственного секторов с целью разработки развернутой концепции «балансового отчета», в рамках которой признается, что при принятии решений о распределении ресурсов необходимо принимать во внимание их экономические, экологические, социальные и политические последствия для прямо и косвенно затрагиваемых сторон, включая будущие поколения. 14. Облегчение доступа к работе, товарам, услугам и бытовым удобствам, в частности путем содействия созданию эффективных и экологически безопасных, доступных, менее шумных и энергосберегающих транспортных систем и содействие внедрению пространственных моделей развития и коммуникационных стратегий, снижающих потребность в транспорте, и, по мере необходимости, содействие применению мер, позволяющих возложить бремя возмещения расходов в связи с загрязнением на источник загрязнения, с учетом особых потребностей и нужд развивающихся стран. 15. Содействие применению энергосберегающей технологии и альтернативных возобновляемых источников энергии для населенных пунктов и снижению негативного воздействия производства и использования энергии на здоровье человека и окружающую среду. 16. Содействие оптимальному использованию плодородных земель в городских и сельских районах и обеспечение защиты неустойчивых экосистем и экологически уязвимых районов от негативного воздействия населенных пунктов, в частности путем развития и поощрения более рациональных методов землепользования, обеспечивающих всесторонний учет потенциальных противоречивых земельных требований, касающихся сельского хозяйства, промышленности, транспорта, городского развития, зон зеленых насаждений, охраняемых зон и удовлетворения других жизненно важных потребностей. 17. Решение проблем в области народонаселения, с которыми сталкиваются населенные пункты, и всестороннее включение демографических аспектов в стратегии развития населенных пунктов. 18. Охрана и сохранение исторического, культурного и природного наследия, включая соответствующие традиционные виды жилья и населенных пунктов коренных и иных народов, а также ландшафта и городской флоры и фауны на открытых и зеленых пространствах. 19. Охрана священных мест и мест культурной и исторической значимости. 20. Содействие перепланировке и новой застройке уже обслуживаемых, но неэффективно используемых промышленных и жилых районов в городских центрах с целью их восстановления и сокращения последствий процессов развития на плодородные сельскохозяйственные земли на периферии. 21. Содействие пропаганде экологически безопасных технологий, материалов и продуктов и организация соответствующих учебных курсов. 22. Содействие равному доступу и полноценному участию инвалидов во всех сферах, связанных с населенными пунктами, и внедрение адекватных стратегий и средств правовой защиты в связи с дискриминацией по признаку инвалидности. 23. Разработка и оценка стратегий и программ по снижению нежелательных отрицательных последствий и повышению позитивного воздействия структурной перестройки и преобразования экономики на процесс устойчивого развития населенных пунктов, и в особенности на уязвимые и обездоленные группы населения и женщин, в частности, путем анализа воздействия структурной перестройки на социальное развитие путем применения систем оценки гендерных аспектов социального воздействия и других соответствующих методов. 24. Разработка и осуществление программ, способствующих сохранению и укреплению жизнеспособности сельских районов. 25. Обеспечение признания в рамках национальных усилий в целях развития важного значения прибрежных районов и того факта, что все эти усилия предпринимаются с целью обеспечения их устойчивого использования. 26. Предупреждение антропогенных бедствий, включая крупные технические аварии, путем применения адекватных регламентирующих и иных мер с целью их избежания, и снижение воздействия стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций на населенные пункты, в частности, путем применения надлежащих механизмов и средств планирования мер оперативного реагирования, нацеленных в первую очередь на оказание помощи людям и способствующих плавному переходу от мероприятий по оказанию помощи путем проведения восстановительных работ к реконструкции и строительству с учетом культурных аспектов и аспектов устойчивого развития; а также перестройка затронутых бедствием населенных пунктов в целях снижения степени опасности возможных будущих бедствий и обеспечение всеобщей доступности реконструированного населенного пункта. 27. Принятие надлежащих мер по контролю за безопасным и эффективным использованием тяжелых металлов, в частности свинца, и, по возможности, исключение вероятности бесконтрольного их воздействия на человека в целях защиты здоровья людей и окружающей среды. 28. Скорейший отказ от использования свинца при производстве бензина. 29. Строительство жилья, которое может служить функциональным рабочим местом для женщин и мужчин. Стороны договорились давать оценку активизации деятельности Центра Организации Объединенных Наций по населенными пунктам (ныне Программа ООН по населённым пунктам - ООН-ХАБИТАТ), чьи обязанности, в частности, включают координацию и оказание помощи всем странам в осуществлении «Повестки дня Хабитат». «Декларация тысячелетия» как руководство к действию по выживанию и развитию человечества Организация Объединенных Наций является организацией государств, призванной внедрять новые принципы в международные отношения, вносить качественные изменения в их повседневный процесс. Это – единственная в своем роде структура, являющаяся универсальной по своему членскому составу и всеобъемлющей по сфере интересов. Цели и принципы Организации Объединенных Наций изложены в Уставе и во Всеобщей декларации прав человека. Приход в 2000 году нового тысячелетия явился поводом не только для празднования, но и для размышлений. В связи с этим в 2000 году Генеральная Ассамблея созвала встречу глав государств и правительств на Саммит тысячелетия, чтобы рассмотреть роль Организации Объединенных Наций в XXI веке. На Саммите тысячелетия Генеральным секретарём ООН Кофи Аннаном был сделан доклад «Мы, народы: роль Организации Объединенных Наций в XXI веке», целью которого было – подвести итоги за предыдущие годы и вдохнуть новую энергию в деятельность Организации Объединённых Наций, сфокусировать её усилия на предстоящие десятилетия, определить новые вызовы времени и наметить сложные задачи, стоящие перед народами мира в новом столетии. Наряду с техническим прогрессом и повышением общего уровня жизни населения в развитых странах, по-прежнему наблюдаются ужасающая нищета и поразительное неравенство между странами и внутри стран, причем это – на фоне беспрецедентного по масштабам богатства. Только что закончившееся столетие то и дело сотрясали жестокие конфликты. Болезни – старые и новые – угрожают свести на нет прогресс, достигнутый с таким трудом. Природная система жизнеобеспечения, от которой зависит само выживание человечества, подвергается серьезным потрясениям и разрушается в результате повседневной деятельности. В Уставе ООН определены цели организации. Среди них: разрешать споры с помощью мирных средств; решать экономические, социальные, культурные и гуманитарные проблемы на основе сотрудничества; широко поощрять поведение, согласующееся с принципами справедливости и международного права. Таким образом, цель Организации Объединенных Наций состоит в том, чтобы изменить отношения между государствами и методы управления мировыми делами. В нем также утверждаются достоинство и ценность человеческой личности, уважение к правам человека и равноправие мужчин и женщин, приверженность социальному прогрессу, критерием которого является улучшение условий жизни при отсутствии как нужды, так и страха. В соответствии с этими целями в докладе были очерчены неотложные задачи, стоящие перед народами мира, из них выделен ряд приоритетных и рекомендованы неотложные меры, которые необходимо принять, чтобы улучшить жизнь людей. Эти предложения были приведены в контексте глобализации, которая меняет мир на пороге XXI века. Глобализация открывает широкие возможности, но в настоящее время ее блага распределяются очень неравномерно, а за её издержки расплачиваются все. В нынешнюю новую эпоху действия людей постоянно – хотя во многих случаях и непреднамеренно – затрагивают жизни других людей, находящихся далеко от них. Таким образом, главная задача сегодня – добиться, чтобы глобализация стала для всех народов мира позитивной силой, а не фактором, обрекающим миллиарды людей на нищету. Всеохватная глобализация должна быть обеспечена, прежде всего, мощной движущей силой рынка, однако одних лишь рыночных сил для этого недостаточно. Она требует более широких усилий для формирования общего будущего, основанного на нашей общей принадлежности к роду человеческому во всем его разнообразии. Многие задачи, с которыми сегодня сталкиваются государства, в одиночку они решить не в состоянии. На национальном уровне необходимо улучшить управление, а на международном уровне – научиться управлять лучше сообща. По материалам Доклада, когда Организация Объединенных Наций была создана (после окончания Второй мировой войны), две трети ее нынешних членов еще не существовали в виде суверенных государств, а их народы все еще находились под колониальным господством. Общая численность жителей на нашей планете не достигала и 2,5 миллиардов человек – по сравнению с 6 миллиардами сегодня. Торговые барьеры были высокими, торговые потоки очень незначительными, а механизмы регулирования движения капитала очень прочными. Большинство крупных компаний действовали в пределах одной страны и выпускали продукцию для внутреннего рынка. Стоимость телефонных звонков за океан была непомерно высокой для простого человека, и даже бизнесмены звонили за океан лишь в исключительных обстоятельствах. Годовой объем выплавки стали служил ценным показателем достижений национальной экономики. Первый в мире компьютер был только что создан; и в нём, занимавшем огромную комнату, было 18000 электронных ламп и полмиллиона паяных соединений, а выполнение каждой новой задачи требовало перемонтирования схемы. Экология представляла собой лишь тему, изучавшуюся в рамках биологии, а упоминаний о киберпространстве невозможно было найти даже в научно-фантастической литературе. Мы все являемся свидетелями процессов, происходящих на наших глазах в последние годы. Мировой объем экспорта с 1950 года возрос в десятки раз – даже с учетом поправки на инфляцию – и неуклонно продолжает расти более быстрыми темпами, нежели мировой объем ВВП. Объем иностранных инвестиций увеличивался еще быстрее; объем продаж, осуществляемых многонациональными компаниями, намного превышает объем мирового экспорта, а внутрифирменные операции составляют быстро растущий сегмент мировой торговли. Ежедневный объем валютных операций составляет в наши дни триллионы долларов, в то время как в 1973 году, когда произошло крушение системы фиксированных валютных курсов, он составлял 15 миллиардов долларов. Сегодня, к примеру, бизнесмены или политики, испытывающие острую нехватку времени, могут пересечь любой океан всего за несколько часов, причем в течение этого времени они, при желании, могут решать государственные вопросы с помощью Интернета или телефона. Это и есть мир в процессе глобализации, привносящей в жизнь новые виды экономической деятельности по всему миру и новые каналы связи между субъектами. Глобализация стала возможной благодаря постепенной ликвидации барьеров, препятствовавших торговле и движению капитала, а также благодаря основополагающим техническим достижениям и неуклонному снижению стоимости транспорта, связи и компьютеров. Её объединительная логика кажется неотвратимой. Ясно видны выгоды: более быстрый экономический рост, более высокий уровень жизни, ускоренное внедрение и распространение технических новшеств и навыков управления, новые экономические возможности как для отдельных лиц, так и для целых стран. Почему же глобализация вызывает отрицательную реакцию значительной части населения? Протест обусловлен порождаемым ею неравенством. Во-первых, выгоды и новые возможности, являющиеся результатом глобализации, сконцентрированы в относительно небольшом числе стран и неравномерно распределяются даже в самих этих странах. Во-вторых, в последние десятилетия возникло несоответствие между успешными усилиями по разработке совокупности правил, способствующих расширению глобальных рынков, и не очень активными действиями в поддержку социальных целей, будь то условия труда, окружающая среда, права человека или сокращение масштабов нищеты. Для многих людей глобализация означает уязвимость к воздействию непредсказуемых сил, которые способны вызвать экономическую нестабильность и непредсказуемые социальные неурядицы, иногда происходящие с молниеносной скоростью (как, например, это было во время Азиатского финансового кризиса 1997-1998 годов, в процессе которого пострадала и Россия). Растет тревога по поводу того, что под угрозу может быть поставлена целостность культур и суверенитет государств. Даже в самых могущественных странах люди задаются вопросом о том, кто осуществляет руководство, беспокоятся за свои рабочие места и опасаются, что их голоса могут быть не услышаны в шквале глобализации. В основе озабоченности людей лежит следующий общий постулат: глобализация должна трансформироваться в нечто большее, нежели просто создание всё более расширяющихся рынков. Деятельность в экономической сфере нельзя отделять от более сложной структуры социальной и политической жизни и пускать её на самотек. Чтобы выжить и процветать, мировая экономика должна учитывать общечеловеческие ценности и институциональную практику, сочетая экономический прогресс с достижением более широких по своему охвату социальных целей. И Саммит тысячелетия открывает перед мировыми лидерами беспрецедентную возможность перестроить Организацию Объединенных Наций с учетом перспективных задач XXI века, что позволит ей внести реальные и ощутимые изменения в жизнь людей. На пятьдесят пятой сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций, состоявшейся в сентябре 2000 года, в которой приняли участие 147 глав государств и правительств и представители из 189 стран мира, была принята «Декларация тысячелетия Организации Объединённых Наций». Она провозгласила коллективную ответственность за утверждение принципов человеческого достоинства, справедливости и равенства на глобальном уровне – как итог широких дискуссий и обсуждений идей, высказанных на Саммите тысячелетия. Фундаментальными ценностями XXI века были провозглашены: · Свобода. Все люди имеют право жить в достойных условиях, свободных от голода, страха и насилия, несправедливости и угнетения. Гарантией является демократическая форма правления, основанная на волеизъявлении всего народа. · Равенство.Каждый человек и каждая страна не должны лишаться возможности пользоваться благами развития. Необходимо соблюдать гендерное равенство. · Солидарность.Распределение издержек и бремени между странами должны распределяться с учётом фундаментальных принципов равенства и социальной справедливости. Те, кто находятся в наименее благоприятном положении, заслуживают помощи со стороны тех, кто находится в наиболее благоприятном положении. · Терпимость.При огромном разнообразии культур, вероисповеданий и языков они должны восприниматься как ценнейшее достояние человечества. Следует всячески развивать диалог между цивилизациями. · Бережное отношение к природе. Охрана и рациональное использование природы должны основываться на постулате устойчивого развития, в основу которого заложена осмотрительность. Нынешние неустойчивые модели производства и потребления должны быть изменены во имя нашего экологического благополучия и будущего наших потомков. · Управление глобализацией на коллегиальной основе. Ответственность за управление глобальным экономическим и социальным развитием должна принадлежать всем народам мира, управление должно осуществляться на многосторонней основе. Для того чтобы претворить вышеперечисленные ценности в конкретные дела, были определены приоритетные ключевые цели. Российская Федерация, Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|