|
Управление развитием хозяйственных комплексовВ основе процесса управления развитием хозяйственных комплексов муниципального образования лежат общие принципы управления инвестиционными процессами с учетом особенностей административного управления на муниципальном уровне. Управление муниципальными инвестициями осуществляется в настоящее время на основе системы нормативных правовых актов федерального, регионального и местного уровня. При принятии решения о реализации любого инвестиционного проекта предварительно проводится оценка его эффективности. При оценке эффективности участия в проекте отдельных регионов и муниципального образования в целом основной составляющей эффективности является так называемая бюджетная эффективность. Бюджетная эффективность определяется как эффективность участия государства (муниципалитета) в проекте с точки зрения расходов и доходов бюджетов всех уровней. Показатели бюджетной эффективности рассчитываются на основании потока бюджетных средств. Потоки бюджетных средств делятся на «притоки» и «оттоки». Под притоками понимаются потоки налоговых и других бюджетных платежей, под оттоками – бюджетные инвестиции в проект. Бюджетный поток рассматривается как сумма разнонаправленных потоков налоговых доходов и бюджетных расходов. Сопоставление данного подхода и понятия налогового потенциала позволяет сделать вывод о том, что налоговый потенциал характеризует накопленный за определенный период времени бюджетный приток. Расщепление налогового потенциала по уровням бюджета и срокам уплаты налогов позволяет полностью воспроизвести структуру доходной налоговой составляющей бюджетного потока. Необходимо использовать параметры налогового потенциала как в варианте его преобразования в «бюджетный приток», так и как самостоятельного комплексного показателя бюджетной эффективности при оценке инвестиционных проектов. Оценка инвестиционных проектов по величине налогового потенциала характеризует их эффективность только с позиции формирования бюджета. Бюджетная эффективность отражает их общественную (социальную) значимость – значимость для муниципального образования в целом. Однако действующие предприятия (и, соответственно, инвестиционные проекты) имеют вторую, не менее важную составляющую, отражающую их значимость для самих предприятий, их собственников, менеджмента и персонала. Эта эффективность характеризуется величиной чистой прибыли предприятия. По аналогии с бюджетной эффективностью она может быть названа корпоративной. Отметим, что параметр чистой прибыли предприятия является общепризнанным критерием эффективности предпринимательской деятельности в условиях рынка. В связи с тем что корпоративная эффективность есть результат эффективного функционирования предприятия, целесообразно говорить, по аналогии с налоговым, о его функциональном потенциале. Таким образом, оценивая общую экономическую эффективность действующих предприятий и инвестиционных проектов в условиях рынка, следует рассматривать обе составляющие – бюджетную, характеризуемую налоговым потенциалом (налоговой отдачей), и корпоративную, характеризуемую функциональным потенциалом (чистой прибылью). Совокупность налогового и функционального потенциала может быть названа функционально-налоговым или экономическим потенциалом. Целесообразность использования функционально-налогового (бюджетно-корпоративного) подхода к оценке эффективности действующих предприятий и инвестиционных проектов должна подтверждаться анализом задач, решаемых при реализации муниципальной инвестиционной политики. Анализ бюджетной эффективности действующих предприятий осуществляется органами исполнительной власти муниципального образования и имеет своей целью определение их муниципальной полезности путем оценки налогового потенциала с последующим анализом его налоговой и бюджетной структуры. При анализе эффективности инвестиционных проектов производится выбор наиболее эффективных направлений технического перевооружения, модернизации, замены или расширения ассортимента выпускаемой продукции действующего промышленного предприятия или организации новых производств. Органы исполнительной власти муниципального образования решают эти задачи при формировании инвестиционного портфеля (инвестиционной программы) муниципального образования, проведении конкурсов инвестиционных проектов, оценке инвестиционных проектов, предлагаемых в качестве объектов муниципальной поддержки. Помимо названных, решаются также задачи, связанные с выбором наиболее целесообразной формы муниципальной инвестиционной поддержки. В общем случае муниципальная инвестиционная поддержка может реализовываться в следующих, наиболее распространенных, формах: · прямое бюджетное инвестирование (долевое участие в реализации инвестиционных проектов); · предоставление бюджетных кредитов; · предоставление субвенций и субсидий; · предоставление обеспечения исполнения обязательств; · предоставление налоговых преференций (инвестиционных налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов, налоговых льгот); · вовлечение в инвестиционный процесс муниципального имущества. В случае предоставления муниципальной поддержки, связанной с налоговыми преференциями, одновременно с решением основных задач проводится анализ целесообразности и выбор наиболее эффективных форм по отдельным видам налогов в конкретных условиях внешней среды и для конкретных предприятий. Анализ содержания рассмотренных задач управления развитием муниципального хозяйственного комплекса позволяет сделать вывод, что все они представляют собой задачи одиночной (выполняемой для одного предприятия) или сравнительной (выполняемых для нескольких предприятий) оценки величины и структуры экономического (функционально-налогового) потенциала действующего предприятия или инвестиционного проекта. При этом в одних случаях преобладает интерес к функциональной составляющей экономического потенциала (корпоративной эффективности), в других – к налоговой составляющей (бюджетной эффективности). Сопоставляя выделенные задачи управления развитием хозяйственного комплекса и государственные требования по проведению экспертизы бюджетной эффективности инвестиционных проектов, можно сделать вывод о целесообразности проведения специальной экономической (функционально-налоговой) экспертизы – экспертизы экономической (бюджетно-корпоративной) эффективности продуктовых сегментов, предприятий и хозяйственных комплексов. Для обеспечения возможностей оперативного проведения экономической экспертизы инвестиционных проектов на ранних стадиях их рассмотрения целесообразно создание в структуре экономических служб администраций муниципального образования специализированных подразделений или автоматизированных рабочих мест, располагающих средствами многовариантных расчетов экономического потенциала отдельных продуктовых сегментов, предприятий и хозяйственных комплексов. Хозяйственный комплекс и его инфраструктура, развивающаяся на территории муниципального образования, являются объектом управления местного уровня. Они образуют экономический субрегион, который можно рассматривать как вполне устойчивый объект управления с позиций системного анализа. Бюджетное регулирование развития хозяйственного комплекса территории предусматривает не столько прямое ассигнование финансовых средств в различные отрасли экономики, сколько решение инфраструктурных проблем муниципального образования, на базе которого он развивается. Население, проживающее на территории такого субрегиона, является источником трудовых ресурсов и требует решения комплекса других вопросов, вытекающих из необходимости обеспечения условий его жизнедеятельности, воспроизводства и социальной защиты. Помимо этого, решение вопросов местного значения должно прямо и косвенно преследовать цель стимулирования хозяйственного комплекса муниципального образования, служащего образующей базой и создающего основу для формирования финансовых ресурсов муниципального бюджета. Использование бюджетных ресурсов в процессе решения задач местного значения в муниципальном образовании не оказывает прямого воздействия на результаты функционирования хозяйственного комплекса территории. Оно проявляется косвенно, в основном через создание благоприятных условий при работе местной инфраструктуры, проведении социальной политики, образования, здравоохранения, охране законности и общественного порядка и других функций. В этих условиях основными финансовыми инструментами для оптимизации решения задач местного значения должны стать абсолютное значение и относительный вес статей расходной части местного бюджета. СПИСОК ТЕРМИНОВ Индекс-дефлятор – индекс цен, используемый для пересчета сводных показателей, выраженных в текущих ценах (т.е. в ценах на данный период) в цены базисного периода (т.е. цены года, принятого за базу отсчета). Индекс-дефлятор позволяет исчислять динамику физического объема валового национального продукта, фонда накопления, потребления и т.д. Индикативное планирование – (от лат. indicator – указатель) советующее, ориентирующее планирование на государственном уровне. Индикативные планы, представляющие планы-прогнозы, составляются с целью помочь хозяйствующим субъектам, фирмам ориентироваться, разрабатывать собственные планы, исходя из видения экономического будущего государственными органами и привлеченными ими научными организациями. Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ 1. Бюджетный кодекс РФ 2. Вачугов И.В. Налоги и налоговый потенциал региона. – Нижний Новгород, 2003. 3. Бюджетная система РФ: Учебное пособие / Романовский М.В. и др; Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – М.: Юрайт, 2000. Тема 3.5 ПОДДЕРЖКА БИЗНЕСА И ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С НИМ КАК РЕСУРС СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Цель данной темы – сформировать у слушателей видение муниципального бизнес-сообщества как одного из ключевых субъектов стратегического планирования. При этом особенно важно обеспечить проработку роли бизнес сообщества как «потребителя» и пользователя стратегии. Очень часто стратегии пишутся для «вышестоящих органов», а бизнес-сообщества не рассматриваются разработчиками как целевая аудитория, что делает стратегии нереализуемыми. Другой крайностью является сведение стратегии к совокупности бизнес-проектов на территории муниципального образования. В рамках данного раздела задача преподавателя обозначить эти две крайности и показать возможности для эффективного включения бизнеса в стратегическое планирование. Вторым ключевым аспектом темы, на который должен обратить внимание слушателей преподаватель, является выявление и сопоставление намерений и интересов разных бизнес-групп и типов бизнесов. Несовпадение интересов – «больших» и «маленьких», «чужих» и «своих», «индустриального» и «постиндустриального» – является объективной реальностью. И искусство стратегического планирования как раз строится на выявлении, управлении и разрешении возможных конфликтов и противоречий. ОСНОВНОЙ ТЕКСТ Бизнес-сообщество как элемент местного сообщества [192] В России баланс интересов между бизнесом, государственной властью, местным самоуправлением и местными сообществами в вопросе об ответственности за благосостояние территорий пока не найден. Изначально проблемы обусловлены тем, что многие города, построенные исходя из интересов советской мобилизационной экономики, не обеспечивают эффективный уровень занятости и приемлемое качество жизни в рыночных условиях. Налоговое устройство таково, что бюджеты даже вполне благополучных муниципалитетов не могут обойтись без трансфертов, а подавляющее большинство местных бюджетов годами находится в бедственном положении. Координация и взаимный контроль бизнеса и власти ведут к повышению прозрачности расходов. Их основа – общий системный, стратегический подход к развитию территории. Партнерские действия на местном уровне обычно затрагивают три области: · Участие в социально-экономическом развитии территорий присутствия по направлениям, затрагивающим основную деятельность компаний (содействие малому бизнесу, профессионально-техническое образование и др.). · Развитие социальной инфраструктуры, не относящейся к основной деятельности компании (учебные заведения, больницы, музеи и др.). · Поддержка социальных проектов муниципальных учреждений и некоммерческих организаций, инициатив населения. Партнерские действия не ограничиваются финансированием региональных и муниципальных программ и других нужд муниципалитетов. Роль бизнеса шире, все чаще он занимает активную, стратегическую позицию. Хотя многие компании признают, что для них значимы только те социальные проблемы, которые непосредственно влияют на основную деятельность, все чаще бизнес, понимая стратегию своего развития, способен дать прогноз изменения занятости быстрее органов власти и первым выходит с предложениями по предотвращению критических ситуаций. Поэтому компании, особенно градообразующие, принимают более активное участие в разработке муниципальных программ перспективного развития. Хотя стратегическое планирование на местном уровне развивается уже почти десять лет, участие бизнеса в этих процессах оставалось до недавнего времени экзотикой. Прецеденты в российской практике созданы компаниями «ЮКОС», СУАЛ, «Норникель». Участие в стратегическом планировании не является прерогативой только крупных градообразующих компаний. Местный бизнес, включая средний и малый, также вносит значительный вклад в создание и реализацию муниципальных стратегий социально-экономического развития. Характерный пример такого подхода – разработка Стратегического плана развития города Вологды. Сама идея создания Стратегического плана развития города Вологды была инициирована местным бизнес-сообществом, объединенным в Клуб делового общения. Клуб, возглавляемый председателем правления «Севергазбанка» А.В. Железовым, не только сформулировал перед городской и региональной ассоциацией свою потребность в видении долгосрочных перспектив развития города Вологды, но и принимает непосредственное активное участие в разработке Стратегического плана. При организационной, финансовой и экспертной поддержке Клуба работает городская экспертная Группа планирования и разработки Стратегического плана. Можно сказать, что, несмотря на объективные и субъективные сложности во взаимоотношения бизнеса и территорий присутствия, партнерские отношения возможны и приносят пользу обеим сторонам, а главное – населению. Лучшие образцы в этой области отличает: · комплексный и непредвзятый анализ ситуации, · направленность на долгосрочную стратегию развития территорий, · предоставление финансирования на конкурсной основе, долевое финансирование, · мониторинг и оценка эффективности профинансированных проектов, · сопровождение корпоративных социальных программ мероприятиями по повышению квалификации государственных и муниципальных служащих, · организация обмена опытом между муниципалитетами, информационная поддержка, · сотрудничество с общественностью, · привлечение независимых экспертов и консультантов, · совместные программы с Российскими и международными благотворительными фондами, · привлечение сотрудников компании к реализации проекта. Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|