Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Формализованное описание хозяйственных комплексов муниципальных образований





В традиционном понимании хозяйственный комплекс представляет собой совокупность предприятий различных отраслей экономики, размещенных на определенной территории и производящих определенные виды продукции. Таким образом, в основе определения хозяйственного комплекса лежат понятия территории, отрасли, предприятия и продукции. В соответствии с этим хозяйственный комплекс следует рассматривать как территориально-производственное образование.

Традиционное представление производственной структуры хозяйственного комплекса любого уровня строится по схеме «Отрасль – Предприятие» и рассматривает в качестве системообразующего элемента-модуля производственный объект – обособленное хозяйственное предприятие. Такое представление может считаться удовлетворительным в условиях монопродуктовых предприятий либо полипродуктовых предприятий с фиксированной номенклатурой продукции.

В условиях рыночной экономики, ориентированной на сбыт продукции и потребителя, объектный подход часто не отвечает требованиям эффективного управления предприятиями и их комплексами с позиций маркетинга, логистического и бизнес-процессного представления производства. Причем это проявляется как во внутрифирменном управлении предприятиями, так и в административном управлении хозяйственными комплексами.

На смену объектному приходит продуктовый подход, использующий схему «Отрасль – Предприятие – Продукция», при котором в качестве системообразующего элемента-модуля рассматривается не предприятие в целом, а его обособленная часть, выпускающая определенный вид продукции – так называемый продуктовый сегмент. Для хозяйственного комплекса в целом эта схема может иметь вид «Отрасль – Продукция».



Продуктовый подход присущ именно рыночной экономике и достаточно давно используется в международной практике. Продуктовый подход не противоречит объектному, а дополняет и детализирует его, повышая целенаправленность и адресность управления. А в ряде случаев, например при оценке эффективности деятельности обособленных подразделений предприятий, анализе структуры затрат и прибыли, налоговом планировании, продуктовый подход является единственно возможным.

Особенностью логистических представлений производственного процесса является с одной стороны рассмотрение его как совокупности натуральных потоков ресурсов и продуктов, с другой – включение в состав единого процесса операций по взаимодействию предприятия с рынками ресурсов и продуктов. Рыночные условия требуют именно такого расширенного по сравнению с традиционным представления производственного процесса предприятия и его отдельных продуктовых подпроцессов.

Отметим еще одну особенность современного подхода к структурированию производственных процессов, связанную с охраной окружающей природной среды. Она состоит в том, что в составе продуктов предприятия рассматривается не только товарная продукция, но и отходы производства и загрязнения. Объем и номенклатура отходов и загрязнений прямо связаны с видом выпускаемой продукции, используемым сырьем, основными фондами и применяемой технологией. Продуктовый подход здесь является также единственно возможным.

Продуктовая сегментация предприятий хорошо сочетается с адресностью инвестиционной деятельности. Обособленность продуктового сегмента обеспечивает возможность конкретизации бизнес-планирования инвестиционных процессов и их результатов.

Инвестиционный анализ финансовых потоков, сопровождающих производственный процесс, сегодня также ориентирован на определенный вид продукции. Это касается как затрат на приобретение определенного набора ресурсов по определенным ценам, так и выручки, связанной со сбытом конкретной продукции. В еще большей степени это относится к налогам. Анализ налоговых затрат показывает их прямую взаимосвязь с определенным видом продукции. Основные элементы налогообложения (налоговые объекты, налоговые базы, ставки и льготы) практически всех налогов зависят от вида используемых ресурсов и вида конкретной продукции, которые обладают различной налоговой емкостью и имеют различный налоговый потенциал.

Одним из «официальных» подтверждений целесообразности и необходимости представления предприятия как совокупности нескольких продуктовых сегментов, является ориентация методологии бухгалтерского учета на принципы сегментарного представления информации. ПБУ 12/2000 «Информация по сегментам» отражает «формирование новой модели хозяйственного поведения» предприятий, выпускающих несколько видов продукции и (или) имеющих обособленные территориальные подразделения. Введение «сегментарной информации» по операционным и географическим сегментам имеет своей целью получение дифференцированной по видам продукции информации для оценки эффективности деятельности предприятия, перспектив его развития и подверженности рискам.

Таким образом, сегментирование информации представляет собой не что иное, как раздельный бухгалтерский учет по продуктовым сегментам. Это подтверждает правильность выводов о необходимости продуктового (сегментарного) подхода к производственной структуре промышленного предприятия. В практике деятельности плановых, бухгалтерских и финансовых служб многопрофильных акционерных предприятий в Российской Федерации и за рубежом, обычно по требованию крупных акционеров, уже давно ведется раздельный учет доходов и калькулирование себестоимости по видам продукции.

Второй «официальной» предпосылкой активного использования сегментарно-продуктового подхода в сочетании с нормативным планированием и учетом затрат и налогового потенциала является введение с 01.01.2002 года главы 25 части второй Налогового кодекса РФ, предусматривающей ведение самостоятельного, отдельно от бухгалтерского, налогового учета. Под налоговым учетом понимается «система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов», сгруппированных в специальных учетных регистрах («аналитических регистрах налогового учета») без распределения по счетам бухгалтерского учета.

Сопоставление основных положений налогового учета с принципами расчета налогового потенциала позволяет сделать вывод о том, что налоговый учет представляет собой не что иное, как детализированный учет налогового потенциала, а будущая практика его применения приведет к необходимости детализированного налогового планирования – планирования налогового потенциала. Налоговое планирование и налоговый учет, в свою очередь потребуют применения сегментарно-продуктового подхода.

Таким образом, сегментированный налоговый потенциал становится полноправным комплексным информационным объектом, характеризующим важнейшую составляющую экономической деятельности предприятий. Это, в свою очередь, приведет к созданию полноценной системы управления сегментарным налоговым потенциалом на уровне отдельных предприятий, промышленных комплексов и муниципальных образований.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.