Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Налогообразующая система муниципального образования





Налоговая политика муниципального образования должна быть ориентирована на создание экономических условий для реализации налогового потенциала в инвестировании социальной сферы экономики. Налоговое стимулирование заключается в целенаправленном воздействии на развитие территории с учетом использования налоговых инструментов для непрерывности инвестиционных процессов. Одним из основных компонентов инвестирования на местном уровне является налоговый потенциал, который, с одной стороны, характеризуется совокупностью платежей, увеличивающих налоговую нагрузку на хозяйствующие субъекты, и тем самым снижает объем инвестиционных ресурсов, с другой – уменьшает величины бюджетных средств, направленных в социальную сферу экономики.

Варьирование элементами налогового компонента позволяет влиять на потенциал и оптимизировать налоги, формирующие инвестиции социальной сферы. Одним из основных компонентов является налог на имущество, переходящего в порядке наследования и дарения. Инвестиционная деятельность муниципального образования ограничена возможностями их бюджетов, а поэтому оценка налогового потенциала может быть определена двумя путями: по фактическому поступлению налоговых платежей или по показателю налоговой нагрузки

Исходной составляющей налогового планирования должно быть определение налоговой базы, которая согласно ст. 52 ч. 1 Налогового кодекса РФ представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения и определяется для каждого вида налога. Расчет налоговой базы должен проводиться в муниципальном разрезе с учетом отраслевой структуры по каждому виду налогов. При этом налоговое планирование должно основываться на результатах анализа исполнения текущих налоговых обязательств, а также мониторинга и прогноза макроэкономической ситуации в муниципальном образовании.



Предпосылкой для объективного определения налоговой базы муниципального образования и расчета на этой основе налогового потенциала должно быть формирование системы показателей, определяющих развитие макроэкономической ситуации в муниципальном образовании, а также воздействие отраслевых и региональных факторов, а также сложившейся структуры финансовых потоков, влияющих на состояние налоговой базы и перспективу ее развития. При этом в расчет налоговой базы должны в первую очередь включаться показатели, оказывающие ключевое влияние на ее формирование, такие как:

· место и роль муниципального образования в общей системе регионального хозяйства;

· специализация муниципального образования по отраслям хозяйства, особенности размещения и функционирования основных отраслей хозяйства;

· численность населения муниципального образования, доля городского населения (коэффициент урбанизации);

· валовой продукт в разрезе основных отраслей;

· объем выпуска промышленной продукции в физическом и денежном выражении в разрезе основных отраслей промышленности;

· финансово-экономическое состояние предприятий основных отраслей муниципального образования, количество прибыльных и убыточных предприятий;

· уровень и динамика заработной платы (информация о задолженности по заработной плате позволяет определить выпадающие доходы бюджета по подоходному налогу);

· крупнейшие налогоплательщики муниципального образования;

· объемы экспортных поставок в разрезе отраслей экономики муниципального образования (для прогноза сумм возмещения НДС предприятиям-экспортерам).

При расчете налоговой базы муниципального образования должны учитываться оценки доходности территориальной собственности муниципального образования и бюджетной эффективности, качества производственной и социальной инфраструктуры и потребностей в технологическом обновлении отраслей муниципального образования, ресурсной базы, транспортной обеспеченности и т.д. Кроме того, необходимо учитывать ряд факторов, оказывающих значительное влияние на налогооблагаемую базу: неплатежи в экономике, задолженность по заработной плате, практикуемые формы расчетов (денежные, бартерные, вексельные) и т.д. Обязателен анализ влияния основных и крупных налогоплательщиков (включая финансово-банковские и финансово-промышленные холдинги) на изменение налоговой базы в муниципальном образовании, их финансового состояния, форм расчетов, правового статуса и холдинговой структуры.

Приведенные показатели должны составить основу информационной базы расчета совокупного дохода муниципального образования, его экономического, финансового и налогового потенциала. Эта информационная база будет свидетельствовать о возможностях экономического роста муниципального образования и соответствующем росте объемов налоговых поступлений. Данное обстоятельство имеет значение при очередном формировании бюджетов всех уровней, поскольку в них должны более достоверно отражаться потребности муниципального образования в федеральных и региональных ресурсах в виде субсидий, субвенций, дотаций и трансфертного финансирования. Особенно важна названная информация при стратегическом планировании развития муниципального образования.

Оценка налогового потенциала осуществляется в определенной последовательности:

1. Определяется перечень основных и прочих налогов (удельный вес которых в налоговых доходах местного бюджета в пределах 90%), по которым будет производиться расчет налогового потенциала.

2. Остальные налоги и сборы, определенные налоговым законодательством РФ, отнесены к категории “прочие налоги и сборы”. По ним налоговый потенциал рассчитывается на основе фактических и ожидаемых налоговых сборов в базовом (текущем) году и прогнозируемого индекса роста потребительских цен.

3. Производится расчет налоговой базы на планируемый год, по каждому виду основных налогов, в соответствии с налоговым законодательством РФ. В качестве исходных данных для расчета налогооблагаемой базы используются данные отчета налоговых органов за отчетный и текущий периоды. При этом прогнозирование налогооблагаемой базы по каждому налогу в отдельности должно учитывать:

· оценку макроэкономической ситуации в стране в целом, в отдельных регионах и муниципалитетах с учетом различия их географических и социально-экономических условий в виде системы показателей и основных параметров социально-экономического развития;

· оценку результатов изменения налогового законодательства;

· прогноз оценки развития отраслей экономики страны с учетом отраслевой структуры муниципального образования.

4. Налоговый потенциал муниципального образования по основным видам налогов на планируемый год может быть рассчитан как сумма произведений прогнозируемой налогооблагаемой базы, ставки налога и коэффициента собираемости по каждому виду основных налогов.

5. Налоговый потенциал по прочим налогам исчисляется как произведение ожидаемых налоговых сборов по этим налогам в текущем году на индекс роста потребительских цен.

6. Налоговый потенциал муниципального образования равен сумме налоговых потенциалов по основным и прочим видам налогов.

Отметим, что прогноз налоговых доходов бюджетов должен учитывать и погашение части недоимки прошлых лет и размер предоставляемых налоговых льгот в планируемом году субъектом РФ и муниципальным образованием

Измерение налоговых доходов с помощью показателей налогового потенциала дает следующие преимущества:

· повышается заинтересованность органов местного самоуправления в сокращении налоговых недоимок, т.к. снижение собираемости налогов не будет компенсироваться увеличением объемов финансовой помощи из вышестоящего бюджета;

· повышается заинтересованность использования налоговой базы, что предполагает отказ от предоставления необоснованных налоговых льгот.

Стратегическое планирование развития налогового потенциала

Стратегия развития налогового потенциала муниципального образования прямо и косвенно зависит от наличия различных видов ресурсов, которыми он располагает, независимо от того, используются они или нет. И эти ресурсы, прежде всего, должны быть оценены. Стоимостная оценка ресурсов муниципального образования может колебаться во времени; точно также может изменяться и их способность приносить доходы (степень «ликвидности»).

Стратегическое планирование развития налогового потенциала – это разновидность экономического (в целом) и налогового (в частности) планирования и представляет собой деятельность органов власти местного уровня, реализующих функцию управления налоговым потенциалом. При таком планировании, в отличие от налогового либерализма, государство, региональные и местные власти с учетом положений налогового законодательства стремятся точно определить и учесть в стратегиях, программах социально-экономического развития муниципального образования максимально возможный объем сбора налогов на его территории путем комбинации между федеральными и региональными, основными и регулирующими, альтернативными, выпадающими, замещающими, прямыми и косвенными налогами, их ставками, областями использования и т.п.

Стратегическое планирование развития налогового потенциала муниципального образования может быть императивным и индикативным.

Императивное планирование во многом аналогично планированию, которое имеет место в деятельности ФНС России, когда вышестоящие налоговые органы в директивном порядке устанавливает нижестоящим налоговым инспекциям плановые показатели по сборам налогов в бюджеты разных уровней.

Индикативное планирование предполагает определение группы приоритетных целей в развитии налогового потенциала муниципального образования, косвенное стимулирование определенных видов экономической деятельности и/или вывод их, если это имеет место, из «тени». Приоритетами здесь могут быть: расширение сферы малого предпринимательства, диверсификация основных (градообразующих) производств, развитие индустрии туризма, создание технопарков и т.п.

В целом основой формирования системы управления налоговым потенциалом муниципального образования, равно как и стратегического планирования его развития является объективное определение, точная оценка налогового потенциала, что, в свою очередь, обусловлено внедрением налоговых паспортов муниципальных образований в практику налогового планирования и прогнозирования.

Основой формирования системы управления налоговым потенциалом муниципального образования и стратегического планирования его развития является объективное определение, точная оценка налогового потенциала. Наиболее оправдал себя метод оценки налогового потенциала муниципального образования на основе показателя валового продукта. Суть его в расчете поправочных коэффициентов, отражающих различия в налоговой нагрузке на разные отрасли экономики муниципального образования. Для этого был разработан показатель «индекс налогового потенциала», характеризующий относительные (в расчете на душу населения по сравнению со средне-российским уровнем) возможности экономики муниципального образования генерировать налоговые доходы местного бюджета.

Значимый элемент формирования стратегии развития налогового потенциала муниципального образования – качество налогового планирования как комплекса мер по определению объемов, структуры и этапов мобилизации налоговых изъятий в местный бюджет в соответствии с программами социально-экономического развития. Целью налогового планирования на местном уровне является оценка соотношения налоговых потенциалов территорий и фактических поступлений налогов, а целью налогового прогнозирования – определение возможных объемов налоговых платежей в плановом и прогнозном периодах. Планирование и прогнозирование налогового потенциала муниципального образования можно рассматривать как взаимосвязанные этапы единого процесса управления, в рамках которого должна производиться корректировка управленческих решений по достижению намеченных показателей на основании мониторинга существующей ситуации.

Особую роль в формировании налогового потенциала муниципального образования играет и повышение уровня качества налогового обслуживания налогоплательщиков, для чего необходим соответствующий уровень модернизации, программного обеспечения и организации процесса налоговых изъятий. Основная цель – повышение удобства, снижение финансовых и временных затрат ведения бухгалтерского учета и предоставления налоговой отчетности при сохранении необходимой частоты и полноты этой отчетности для осуществления эффективного налогового контроля со стороны контролирующих органов.









Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2021 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.