Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Кэйрэцу - эффективная форма интеграции бизнеса в японии.





Кэйрэцу - объединение фирм в устойчивые промышленно-финансовые группы, характерные для Японии. Несколько десятков разнопрофильных фирм образуют универсальный многоотраслевой концерн, в котором часто большой удельный вес тяжелой и химической промышленности. Высокая эффективность этих организаций определяется характером связей между ними, которые являются долговременными и в результате их действия образуют стабильные группы - кэйрэцу. Из 100 крупнейших фирм Японии 70 являются членами той или иной кэйрэцу.

Начало развития экономики Японии связывают с так называемой революцией императора Мейдзи в 1868 году, когда правительство императора по крайне низким ценам продало ряд государственных предприятий семьям крупных чиновников и феодалов. Эти корпорации в семейном владении получили название дзайбацу. Их было всего 4 - «Мицубиси», «Мицуи», «Сумитомо», «Ясуда». Постепенно превратившись в холдинговые компании и владея контрольным пакетом акций, они контролировали развитие всей японской экономики, которая с этого момента начала открываться миру, торговать, открывать свои отделения в странах Запада. Дзайбацу той поры выполняли роль универсальных торговых домов, которые не только занимались в основном экспортом риса, но и ведали ввозом и поставками в страну необходимого сырья для промышленности, материалов, продукции. До 1945 года эти компании доминировали в японской экономике.

После поражения во Второй мировой войне крупнейшие дзайбацу под давлением американских властей были распущены, а акции семейных кланов пущены в свободную продажу. С 1947 году написанный американцами для Японии антимонопольный закон вступил в силу и запрещал деятельность холдингов, что положительно повлияло на развитие экономики, т.к. ослабляло сопротивление новшествам и способствовало их восприятию. К концу 50-х годов чрезмерно жесткие положения закона были отменены, а раздробленные дзайбацу фактически вновь организовались. Но это были уже отличные от довоенных универсальные торговые фирмы (УТФу. Запрет на холдинги действует и по сей день, а каждая из компаний, входящих в ФПГ, владеет небольшим количеством акций многих своих партнеров по группе (децентрализация власти). Вместе взятые компании владеют уже 20-30% акций какой-либо компании, что позволяет им влиять на ее развитие. Проводимые регулярно совещания президентов компаний, образующих кэйрэцу, являются собранием крупнейших акционеров, что не лишает самостоятельности компаний и позволяет пользоваться преимуществом объединения.



Кэйрэцу - инструмент монополизации рынка и достижения группового соглашения неформальными методами.

Признаки кэйрэцу: наличие собственной системы финансовых учреждений; взаимное владение акциями; объединение фирм внутри группы для реализации крупных или перспективных проектов; наличие обязательств о взаимных поставках внутри группы; организация общей универсальной торговой системы; наличие системы регулярных совещаний руководителей фирм; взаимный обмен сотрудниками и руководителями разного уровня.

2 типа кэйрэцу:

1 Горизонтальный (конгломератный) тип -объединение десятков крупных компаний нескольких отраслей промышленности, связанных взаимным владением капиталов, установившимися взаимными поставками. Во главе таких объединений стоит банк, обеспечивающий фирмы=участники кэйрэцу кредитами под малые проценты;

2)вертикальный тип объединяет группу фирм, обслуживающих одного крупного изготовителя, который диктует цены и условия поставки комплектующих изделий сотням поставщиков, которым может быть даже запрещено торговать своей продукцией вне кэйрэцу.

Кэйрэцу существует как сеть взаимозависимых компаний с банком в центре, торговой компанией или большой промышленной фирмой.

Условно все кэйрэцу по специализации делят на 3 ТИПЛ финансовые, производственные и торговые.

Финансовые кэйрэцу: объединены вокруг банка или общей торговой фирмы; высока доля взаимного владения акциями; развита система взаимных поставок, если по качеству и ценам они не уступают продукции сторонних фирм. Представители: «Мицуи», «Мицубиси», «Сумитомо», «Фуджи», «Даи-Ичи», «Санва». Эти 6 групп играют очень важную роль в экономике страны. В результате образования у фирм многочисленных филиалов и дочерних компаний появились новые объединения - «Хитачи», «Мацусита», «НЕК», «Фудзицу», в которых сохранились тесные финансовые взаимоотношения между собой и с центральной фирмой.

Г1йО-ИАВОД£1денмые кэйрэцу; для них характерна вертикальная интеграция крупных промышленных срирм с фирмами-поставщиками. Поставщики и их субподрядчики вовлекаются в производственный процесс центральной фирмой, получая от нее конкретные задания по объему и срокам поставок, по стоимости заказанных комплектующих изделий. Одновременно центральная фирма занимается финансовой поддержкой поставщиков и оказывает им помощь в решении организационных и технических проблем. Представитель- «Тойота Моторс», которая сотрудничает со 178 поставщиками, обладает акциями 14 из них с долей от 10 до 49%.

Торговые кэйрэцу; многие являются составной частью кэйрэцу другого типа и в первую очередь обслуживают то объединение, в которое входят. Они осуществляют коммерческие операции по очень широкой номенклатуре, содержат штат специалистов по маркетингу, могут рассчитывать на финансовую поддержку центральной фирмы. Наиболее известные из них реализуют бытовую радиоэлектронную аппаратуру. Например, у торговой кэйрэцу «Мцусита» около 25 тысяч магазинов розничной торговли, у «Тосиба» - 12, 5 тысяч. Конкурируя между собой, эти и другие кэйрэцу поставляют изделия высокого качества. Однако в настоящее время роль торговых кэйрэцу несколько снизилась, т.к. содержание магазинов обходится дорого. Поэтому многие из них сокращают свои магазины, а товар продают в существующую сеть магазинов и универмагов независимых фирм.

Контроль и управление в кэйрэиу осуществляется децентрализованно, отсутствует видимое подчинение центру, что позволяет избежать обвинений в нарушении антимонопольной политики и законодательства. Холдинг заменен советом президентов компаний-участниц, он и осуществляет контроль и координацию за счет владения частью акций; финансовая и технико-экономическая взаимозависимость делают этот контроль крайне необходимым.

Ни один из перечисленных типов не подходят для американской промышленности, однако, наблюдая положительный опыт японцев, многие корпорации начинают перенимать их опыт.

Горизонтальные объединения обеспечивают надежность и стабильность, необходимые для долгосрочных инвестиций и исследований. За счет исследовательских лабораторий и их объединения с производственными предприятиями быстрее поставляется новая продукция на рынок («Тойота моторе» (кэйрэцу «Мицуи») разрабатывает новый вариант автомобиля за 4 года, а американские компании - за 5-9 лет).

Культ индивидуализма не позволяет европейским и американским компаниям перейти к кооперации, хотя и очевидны положительные результаты в развитии компании. Многие производители продолжают менять поставщиков в погоне за более низкой ценой, что не позволяет им модернизировать свою производственную базу.

Наиболее активные шаги в сторону кэйрэцу делает «ИБМ», которая стала задумываться о долгосрочных и стабильных связях, выплачивая своим поставщикам средства на контрактные исследования и будущие заказы. Переход на партнерские отношения с поставщиками ведет к сокращению их числа, установлению доверительных отношений и обмену информацией.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.