Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







СОСТАВ РЕДАКЦИОННОЙ КОЛЛЕГИИ





ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение. Этическая культура как педагогическая проблема.....  
Этика и воспитание................................  
Воспитательные функции этики...................  
История развития этической мысли.................  
Этическое воспитание в современной школе...........  
Система воспитания основ этической культуры школьников.....  
Психолого-педагогические условия системного подхода к воспитанию основ этической культуры детей........  
Структурные компоненты системы воспитания основ этической культуры школьников  
Принципы реализации системного подхода к воспитанию основ этической культуры школьников.............  
Этическая грамматика как предмет воспитания..............  
Содержание и программа курса этической грамматики.... .24
Методика этических занятий с учащимися разных возраст­ных групп..............................  
Этические диалоги со старшеклассниками..................  
Принципы диалогового взаимодействия старшеклассников на этических занятиях....  
Содержание и методика этических диалогов со старшекласс­никами..........................  
Процесс нравственного развития личности как результат системы воспитания основ этической культуры школьников.........  
Этапы процесса нравственного развития личности........  
Изучение нравственного развития школьников..........  
Условия эффективности нравственного развития школьников.... . 78
Актуализация нравственного потенциала личности....... 110  
Дифференцированный подход к учащимся в процессе эти­ческого воспитания............. .88
Управление процессом воспитания этической культуры школьников......................... .99
Заключение..................................  
Библиография................................  

 

Серия «Воспитание и дополнительное образование детей» задумана как совместный проект Управления воспитания и дополнительного образования детей и молодежи Министерства образования Российской Федерации, «Гу­манитарного издательского центра ВЛАДОС».

Цель проекта — обеспечить методической литературой руководителей различных образовательных учреждений, педагогов дополнительного образо­вания, классных руководителей, воспитателей, вожатых, организаторов дет­ского отдыха. Многие книги могут быть полезны социальным педагогам, сту­дентам и преподавателям педагогических колледжей и вузов, работникам сис­темы повышения квалификации, педагогам учреждений культуры и спорта, тем, кто занимается детскими общественными организациями.

Редакционная коллегия искренне надеется, что книги этой серии помогут решить хотя бы некоторые проблемы, волнующие сегодня педагогическую общественность — развитие социальной, познавательной, творческой актив­ности детей и подростков, формирование у них качеств гражданина и патрио­та, воспитание личности, стремящейся к нравственному совершенствованию.

Основное содержание серии строится по двум направлениям: норматив­но-правовому и программно-методическому. Пособия, рекомендации, спра­вочники, программы, изобразительные, музыкально-игровые материалы, сце­нарии праздников и другие издания предназначены для реализации многооб­разной внеурочной и внешкольной деятельности. В них будут освещаться во­просы организации, нормативного обеспечения, содержания воспитания и до­полнительного образования, методики работы с детьми в творческих объеди­нениях по интересам: в художественных, музыкальных студиях и клубах, кружках технического творчества, спортивных секциях, школьных научных обществах. Не будут забыты вопросы работы с классным коллективом, про­блемы духовно-нравственного воспитания школьников, их самореализации в общественной, культурной и профессиональной жизни.

К работе над серией привлечены ученые и педагоги-практики, руководи­тели учреждений дополнительного образования и школ.

Руководители проекта приглашают к сотрудничеству всех, кого волнуют проблемы воспитания и дополнительного образования детей, тех, кто хочет стать одним из авторов серии.

СОСТАВ РЕДАКЦИОННОЙ КОЛЛЕГИИ

Чепурных Е. Е. — заместитель министра образования Российской Федера­ции, кандидат педагогических наук;
Бруднов А. К. — начальник Управления воспитание и дополнительного образования детей и молодежи Минобразования России;
Вульфов Б. 3. — зав. кафедрой педагогики Университета РАО, доктор пе­дагогических наук;
Волохов А. В. — заместитель председателя Союза пионерских организаций федерации детских организаций, кандидат педагогичес­ких наук;
Евладова Е. Б. — зав. лабораторией дополнительного образования Иститу-та общего образования Минобразования России, канди­дат педагогических наук;
Караковский В. А. — директор средней школы № 825 Москвы, академик РАО, доктор педагогических наук;
Киселев В. Н. — директор Санкт-Петербургского городского Дворца дет­ского творчества;
Клятова Н. И. — директор Московского городского Дворцу детско-юноше-ского творчества;
Кучер Н. И. - начальник отдела Управления воспитания и дополнитель­ного образования детей и молодежи Минобразования России;
Лебедев 0. Е. - член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор Санкт-Петербургского Университета педаго­гического мастерства;
Остапец-Свешников А. А. — академик Академии детско-юношеского туризма, руково­дитель клуба «Родина», доктор педагогических наук.

 

Посвящается моим детям Шемшуриной М. А. Шемшурину А. А.

Этика — область деятельности че­ловека, направленная на внутрен­нее совершенствование личности. А. Швейцер

ВВЕДЕНИЕ

ЭТИКА И ВОСПИТАНИЕ

СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ ОСНОВ ЭТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ

ЭТИЧЕСКАЯ ГРАММАТИКА КАК ПРЕДМЕТ ВОСПИТАНИЯ

Содержание и программа курса этической грамматики

Включение в педагогическую систему образования специализи­рованного предмета этики как мощного педагогического инстру­мента нравственного влияния на развивающуюся личность школь­ника продиктовано сегодня самой жизнью.

Этот предмет в том или ином виде, под разными названиями (граждановедение, человековедение, этика, этическая грамматика) включается в учебно-воспитательный процесс многих школ раз­ных регионов страны.

Этическая грамматика, как один из вариантов такого предмета, рассчитан на регулярную (час в неделю) работу с детьми с 1-го по 8-й класс по приобщению их к основам этической культуры. Каж­дый из четырех разделов в соответствии с возрастными особеннос­тями детей от класса к классу последовательно расширяет и углуб­ляет знания, представления, сферу эмоционального восприятия и раздвигает поведенческие рамки школьников в сфере общечелове­ческих ценностей.

1-й раздел посвящен этике общения. Он призван раскрывать взаимосвязь внутреннего и внешнего в этике поведения людей по отношению к окружающим, приобщать учащихся к нормам воспи­танности. Воспитанность охватывает ту группу социальных норм, которые, аккумулируя не только внешние формы поведения, но и внутреннее их содержание, преобразованы в привычку. Это нахо­дит выражение в различных формах проявления уважения к дру­гому человеку, доброжелательности в отношениях.

. С нормами воспитанности тесно связан этикет, составляющий содержание 2-го раздела. Его цель — приобщение учащихся к нор­мам регламентированного поведения среди людей. К этикету пра­вомерно отнести так называемые правила «хорошего тона», т. е. специальные навыки поведения в гостях, за столом, в театре, спе­цифические знаки внимания младших к старшим, мужчины к жен­щине.

3-й раздел посвящен нормам этики, регулирующим отношения к окружающим. Он призван способствовать развитию эмоциональ­ной отзывчивости на переживания другого человека, созданию ус­ловий для воспитания самоуважения, чувства собственного досто­инства, проявлению эмпатии, сопереживания.

Овладение моральными нормами поведения, этической культу­рой усиливает интерес ребенка к своей внутренней жизни, к каче­ствам собственной личности, потребность в самооценке, в сопо­ставлении себя с другими людьми.

4-й раздел рассматривает этику отношений в коллективе. Как известно, основной чертой взаимодействия детей в коллективе яв­ляется стремление влиять на другого, общаться со сверстниками. Если общение, которое психологами провозглашается особой дея­тельностью, морально окрашено, оно способствует познанию уче­никами другого и самих себя. При этом жизненные ситуации и решаемые проблемы в многообразной деятельности коллектива становятся предметом специального внимания на этических заня­тиях, связываются с анализом и самоанализом поступков, чувств, реакций детей, с миром разнообразных эмоций в сфере отноше­ний. То, что эмоционально воспринято, что находит отклик чувств, становится побудительной основой опыта поведения.

I. Этика общения

1. Доброе слово, что ясный день

2. Ежели вы вежливы

3. Да здравствует мыло душистое

4. Когда идешь по улице

5. Узнай себя

6. Нам счастья не сулит обида чья-то

II. Этикет

1. Простые правила этикета

2. Повседневный этикет

3. Веселые правила хорошего тона

4. Сказка об этикете

5. Продолжаем сказку об этикете

6. Путешествие в страну этикета

7. Просим к столу: новогодний праздник

Й класс

I. Этика общения

1. С песней весело шагать

2. Добрым жить на белом свете веселей

3. Добро творить — себя веселить

4. Подумай о других

5. Подарок коллективу

6. Делу — время, потехе — час

7. Чего в других не любишь, того и сам не делай

II. Этикет

1. По правилам этикета

2. Приглашение к столу

3. Вот школа, дом, где мы живем

4. Вот магазин, куда идем

5. Дорога, транспорт, пеший путь

6. Лес, речка, луг, где можно отдохнуть

7. В гостях у Вежи

Й класс

I. Этика общения

1. Здравствуйте все

2. Будем беречь друг друга

3. Дружим с добрыми словами

4. Любим добрые поступки

5. Подари учителю дело и слово доброе

6. Умеем общаться

7. Каждый интересен

8. Подарок коллективу (коллективная деятельность)

II. Этикет

1. Премудрости дедушки Этикета

2. За столом с дедушкой Этикетом

3. Школьные правила этикета

4. Когда рядом много людей

5. Как решать семейные проблемы

6. Чистый ручеек нашей речи

7. За новогодним столом

Й класс

Введение: «Пусть добрым будет ум у вас, а сердце умным будет» (С. Маршак)

II. Этика и этикет

1. Этические нормы этикета

2. Вот это стол — за ним едят

3. Вот это стул — на нем сидят

4. Дома и в гостях

5. В школе ты хозяин и гость

6. Правила на каждый день

IV. До дружбы надо вырасти

1. Дружба начинается с улыбки

2. Одноклассник, товарищ, друг

3. Отчего бывает одиноко?

4. Чтобы быть понятым

5. Дружили мальчик с девочкой

6. «Без друзей меня чуть-чуть»

Заключение: В дела ты добрые вложи все лучшее своей души

Й класс

Введение: «При мысли великой, что я человек, всегда возвышаюсь душою» (В. Жуковский)

II. Этикет в твоей жизни

1. «Обычай — деспот меж людей» (А. Пушкин)

2. Твой стиль поведения

3. Мальчики, девочки

4. Поиграем и подумаем

5. Когда какое слово молвить

6. За общим столом

III. Добру откроется сердце

1. Доброта и доброжелательность.

2. «Спешите делать добро».(Ф. Гааз)

3. «Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки» (Л. Тол­стой)

4. Родительский дом

5. Любите ваших матерей

6. О тех, кто сердце отдал людям

7. Умей быть щедрым

8. Праздник благодарности

9. Добрыми делами славен человек •

И класс

Введение: «А растет человек до самой смерти» (М. Шагинян) I. Основы порядочности

1. Познай себя

2. В тебе взрослеет гражданин

3. Где нет труда, сады там не цветут

4. Праздник школьного вальса

5. О порядочности

6. Наедине с собой

II. Традиции этикета

1. Основные требования этикета

2. Речь и этикет

3. Тон делает музыку

4. Советы одинаковые и разные

5. Чтобы быть привлекательным

6. За общим столом

Й класс

Введение: «Мы живем, чтобы оставить след» (Р. Гамзатов)

II. Этикет в нашей жизни

1. Из чаши мудрости испей

2. Азы народного этикета

3. Об истинно высоком нраве судить мы по манерам вправе

4. Приходим не наедаться, а повидаться

5. Что для кого существенно

6. Важные мелочи повседневного этикета

7. Скажи себе сам

IV. Человек — мера всему

1. Полюби себя — полюбишь другого

2. Быть благодарным — ценить благо

3. Такт — это разум сердца

4. Сберечь обязаны различье, данное природой

5. Сущность свою сохраните навек

6. Опасайтесь потерять друзей

Заключение: Люди милые, примите в человечество меня!

Структурными компонентами занятий являются разнообраз­ные формы нравственного просвещения в естественном сочетании и взаимосвязи с игрой, деятельностью, творчеством, психологичес­кими экспериментами, тестами и другими формами включения учащихся в сферу анализа и осмысления нравственных норм чело­веческой жизни. Такое сочетание предполагает объединение зна­ний, чувств и поведения ребенка в единый процесс его приобще­ния к этической культуре.

Этические занятия, как показывает опыт их включения в учеб­но-воспитательный процесс школы, помогают осознанию учащи­мися известных сведений о нравственных нормах и познанию не­известных им правил и норм поведения, способствуют корректи­рованию собственных проявлений с этических позиций, развитию у школьников способности соотносить нравственные знания со своим поведением.

Начинать этические занятия с детьми важно с начальных клас­сов. Тогда они с раннего возраста стимулируют пробуждение в ре­бенке гуманистических основ личности, утверждают их в повсе­дневной жизни детского общения, в построении взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, а также создают условия для эмоци­онального переживания приобретаемых знаний, а значит, их осо­знания и закрепления.

Отработанная и проверенная практикой структура этических уроков рассчитана на творческий процесс познания детьми этичес­ких норм. Занятия ведутся в увлекательной форме. Они эмоцио­нальны, методически разнообразно построены, насыщены игрой, творчеством, деятельностью, упражнениями, педагогическими за­дачами. Все это сочетается с необходимым чувством меры, без мо­рализирующего воздействия на детей. Педагог стремится к живо­му и опосредованному включению ребенка с помощью различных методических приемов в мир этических категорий.

Последовательно и постепенно овладевая этическими знаниями и умениями их применять в повседневной жизни, ребенок учится видеть состояние другого человека, откликаться на это состояние. Так посредством этических уроков незаметно формируется и чувст­во эмпатии, а значит, и богатство духовного мира человека.

Многолетний опыт внедрения этических занятий, анализ дея­тельности учителей показывают, что в детском коллективе посте­пенно накапливается опыт нравственных взаимоотношений, фор­мируется привычка морального самоконтроля в общении, предот­вращении конфликтных ситуаций.

Показателен и тот факт, что работа с детьми в этическом на­правлении приводит учителя к оптимистической позиции по отно­шению к каждому ученику, доброжелательной и уважительной к детям линии поведения. Многие педагоги считают этическую грамматику воспитательным предметом классного руководителя, поскольку она способствует прямому и опосредованному включе­нию детей во все нравственные сферы и компоненты общей жизне­деятельности классного коллектива.

Могу быть добрым.

А что значит быть добрым?

— Быть внимательным, чутким и отзывчивым по отношению к близ­ким и окружающим людям. Могу думать о других.

— В чем это проявляется?

— В заботливом отношении к близким, внимательном к окружающим, в отсутствии эгоизма.

ЭТИКА 9-ый класс

Введение: Созидается общество началами нравственными.

Й класс

Введение: Возвращение к истокам

II. Вечные истины

1. Десять веков и судьба человека (этика Средневековья)

2. Евангелие — превосходный трактат морали (Д. Локк)

3. Взлет индивидуальности (эпохи Возрождения)

4. Жить согласно разуму (М. Монтень)

5. Нравственность — это разум сердца (Г. Гейне)

6. Добродетель разума — истина

7. Человек как источник духовности

8. Самостоянье человека — залог величия его (А. Пушкин)

Й класс

Введение: Этика есть живое отношение к живой жизни (А. Швейцер)

III. Властители умов

1. «Чувство жизни в мире» В. В. Розанова

2. Идея «положительного всеединства» Вл. Соловьева

3. Программа «гуманистического активизма» Н. Ф. Федорова

4. «Умозрение» как основание философии Б. Н. Чичерина

5. Сознательность нравственной жизни в этике Л. М. Лопатина

6. Нераздельность бытия и ценности в этических воззрениях Н. О. Лосского

7. Вера в смысл жизни в этических позициях А. И. Введенского

8. Понятие личности как центральное в этике С. И. Гессена

9. Воззрение на мир как на явление этического порядка Н. Я. Грота

10. «Аксиома реальности» в эволюции идей В. И. Вернадского

Й уровень

- Понимание значимости этических знаний и осознанное стремление к их расширению.

- Ясное осознание того, что нравственность проявляется в по­ведении и отношениях с окружающими людьми.

- Способность к осмыслению собственных поступков с этичес­ких позиций.

- Стремление к нравственной самооценке.

- Способность к этической рефлексии.

Й уровень

- Проявление потребности в этических знаниях.

- Стремление с этических позиций оценивать собственные по­ступки и поступки окружающих в различных жизненных си­туациях.

- Наличие реакций эмоционального переживания по результа­там своего нравственного выбора, поступка, игровой колли­зии этической направленности. Устойчивость таких пережи­ваний как факт длительного проживания и осмысления своих этических результатов.

- Стремление к этической самооценке, самоконтролю как отда­ленный результат эмоциональных реакций на свое проявле­ние в различных ситуациях.

- Потребность в этической рефлексии как на занятиях, так и в повседневной жизни.

Й уровень

- Устойчивая ориентация на этические знания. - Стремление поступать согласно этическим нормам, устойчи­вость нравственного выбора согласно этическим эталонам. - Наличие адекватной самооценки, стремление учитывать и

прогнозировать последствия своих поступков. О Стремление к нравственно-ориентированной самореализа­ции на этических занятиях и в повседневной жизни. - Устойчивость этической рефлексии.

Уровни нравственного развития школьников соотносятся с пе­дагогически выстроенными этапами их нравственного продвиже­ния, так как именно акцент на развитие нравственных знаний ре­бенка, его эмоциональной сферы, опыта реального поведения и адекватной самооценки, способность к этической рефлексии дают основание нравственному развитию личности.

В изучении нравственного развития детей можно использовать многообразие средств и приемов:

- наблюдение за действиями воспитанников в повседневной жизнедеятельности школы и в специально созданных ситуа­циях;

- применение и анализ эффективности специальных методик на этических занятиях с детьми;

- педагогический срез-анализ с использованием комплекса ме­тодик. Остановимся на этом подробнее.

Наблюдения ведутся в основном, чтобы выявить:

О характер отношений ученика с одноклассниками (доброже­лательные, напряженные, невыраженные);

- специфику его нравственной самооценки (положительная, отрицательная, неопределенная);

- своеобразие поведения в конфликтных ситуациях (адекват­ное ситуации, пассивно-зависимое, агрессивное).

Процесс наблюдения осуществляется классным руководителем или учителем этики.

Материал наблюдений (дневниковые записи, протоколы эти­ческих занятий или специально создаваемых ситуаций, анализ оп­росов, анкет) собирается в конверты по каждому классу, что позво­ляет корректировать воспитательную логику влияния на детей и определять перспективы дальнейших наблюдений за конкретными детьми.

Что касается специальных методик в логике этических занятий с детьми, то они позволяют фиксировать процесс развития нравст­венных знаний детей, опыта поведения, эмоциональных реакций на состояние другого человека и степень продвижения или измене­ния в ценностных ориентациях личности.

Этому служат такие методики, как: «продолжи предложение», «творческий рассказ», «мой выбор», «педагогические задачи», «свиток». В качестве методик изучения могут быть использованы игры, также включенные в канву этических занятий: «ромашка», «замри», «свет мой, зеркальце», «молва», «собери букет», «солнеч­ный лучик», «палитра чувств» и др.

Приведем некоторые примеры:

Сентябрь 1992 г.

 

Задание Результат
1. Продолжи предложение
Когда мама сердится, я... • злюсь (21) • молчу (9) • стараюсь ее утешить (5)
Когда ко мне обращаются невежливым тоном, я... • срываюсь (19) • молчу (4) • кричу (8) • улыбаюсь (4)
Когда от меня требуют послушания, я... • делаю наоборот (17) • кричу (8) • плачу (3) • не обращаю внимания (7)
Когда меня просят не грубить я... • грублю еще больше (7) • не обращаю внимания (9) • злюсь (6) • молчу (13)
2. Игра -«Ромашка»
Оторвать лепесток. Тому, чье имя на­писано на лепестке, назвать его луч­шие качества • не пожелали дтого сделать (13) • назвали качества: добрый, веселый, хороший, умный (11) • назвали характеристики ученика: хорошо учится, дисциплинированный (9) • выделили нравственные качества благородный, порядочный (2) •
3. Игра «Свет мой, зеркальце, скажи»  
По желанию ученик выходит со слова­ми: «Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи: с коллективом я дружу, коллективу подхожу?» назвали больше положительных проявлений ученика (11) • назвали больше отрицатель­ных проявлений ученика (13) • уклонились от ответа (11)  
         

Апрель 1993 г.

Задание Результат  
1. Творческий рассказ  
В моем поведении устойчивым стало... • нормальное отношение к дру­гим (3) • проявление доброжелатель­ности (15) • уважение к другим (13) • приветливость в общении (5)  
Особенно мне приятно, когда... • другие меня понимают (14) • я кому-то доставляю ра­дость (8) • у всех хорошее настроение (7) • все проходит дружно (6)  
2. Игра «Замри». Цель: торопись обрадовать  
Лента передается по рядам. На слове «замри» тот, у кого она окажется, раду­ет своего соседа, сказав, что больше всего ценит в нем • не пожелали этого сделать (3) • назвали нравственные качества: добрый, доброжелательный, теплый, чуткий (17) • тактичный, деликатный, воспитанный (9) • благородный, порядочный, достойный, совестливый (6)  
3. Игра в «Молву»
Ученик (по желанию) выходит, назвав себя каким-то предметом. Остальные высказывают характеристики предме­ту. Ведущий собирает «молву» • назвали больше положитель­ ных характеристик (21)   • отрицательных (7) • уклонились от ответа (7)

 

В педагогические срез-анализы, которые рекомендуется прово­дить дважды в год, можно включить тематический опрос, анкети­рование, интервьюирование, независимые характеристики, диа­гностические карты, а также специальные психолого-педагогичес­кие методики. Вопросы анкеты и логика опроса ставят своей зада­чей определить следующие аспекты в нравственной характеристи­ке личности:

- нравственные знания и ценностные ориентации;

- ориентации на себя или других в процессе эмоциональных переживаний;

- направленность нравственного выбора в повседневных и кон­фликтных ситуациях (соотнесение альтруистических и эго­истических побуждений);

а нравственная оценка других (доброжелательная, недоброже­лательная, нейтральная);

- нравственная самооценка (заниженная, завышенная, адекват­ная);

- направленность на самовоспитание, самосовершенствование (задание себе, выбор задания);

- самореализация (выражена, не выражена, отдельные попыт­ки).

В качестве специальных методик, выявляющих значимость для ученика нравственных качеств, их иерархический статус, динами­ку развития нравственных представлений школьников, изменение ценностных ориентации, самооценки могут применяться такие, как «пять качеств», «человечек», «моя самооценка», «цветочек», «ступеньки», «мой выбор» и др.

Например, отслеживая динамику развития нравственных зна­ний воспитанников подросткового возраста, изменения в их нрав­ственных ориентациях, параметрах самооценки, можно использо­вать методику «пять качеств».

Цель: выявление значимости нравственных качеств, определе­ние их иерархического статуса, самооценки подростков относи­тельно них.

Задание учащимся:

1. Написать пять наиболее значимых для вас нравственных ка­честв.

2. Расположить эти качества в иерархической последовательности.

3. Оценить в баллах по пятибалльной системе степень облада­ния данными качествами одноклассников.

Обработка результатов:

Имя, фамилия   Качество (в баллаx)
  добрый честный скромный чуткий вежливый
С. Иванов          
А. Силко          

Сводная таблица:

 

Нравственные качества по степени убывания Кол-во выборов Баллы в самооценке
         
Доброта            
Честность            

 

Изменение самооценки можно проследить по следующей мето­дике:

1. Внимательно прочтите слова, характеризующие отдельные качества личности (черты характера): аккуратность, беспечность, вдумчивость, восприимчивость, гордость, грубость, жизнерадост­ность, заботливость, завистливость, застенчивость, злопамят­ность, искренность, изысканность, капризность, легковерность, медлительность, мечтательность, мнительность, мстительность, настойчивость, нежность, непринужденность, нервозность, нере­шительность, несдержанность, обаятельность, обидчивость, осто­рожность, отзывчивость, педантичность, подвижность, подозри­тельность, принципиальность, поэтичность, презрительность, ра­душие, развязность, рассудочность, решительность, самозабвение, сдержанность, сострадательность, стыдливость, терпеливость,

трусость, увлекаемость, упорство, уступчивость, холодность, эн­тузиазм.

2. Составьте два ряда слов по 10—20 в каждом. В первый стол­бец — «Мой идеал» — поместите слова, которые характеризуют ваш идеал. Во второй — «Антиидеал» — слова, обозначающие каче­ства, которыми ваш идеал обладать не должен.

3. Из первого («Мой идеал») и второго («Антиидеал») рядов выберите те черты, которыми вы, как вам кажется, обладаете. При этом выбор надо делать по системе «да-нет»: есть эта черта у вас или нет независимо от степени ее выраженности.

Обработка результатов: число положительных черт, которые вы себе приписываете, поделите на число слов, помещенных в стол­бик «Мой идеал». Если результат близок к единице, вы скорее всего себя переоцениваете. Результат, близкий к нулю, свидетель­ствует о недооценке и повышенной самокритичности.

При результате, близком к 0,5, — нормальная средняя само­оценка, и вы достаточно критически себя воспринимаете.

Таким же способом делаются выводы и на основании подобного сравнения выделенных отрицательных качеств со столбцом «Антиидеал». Здесь результаты, близкие к нулю, свидетельствуют о повышенной самооценке, к единице — о заниженной,.^ 0,5 — нормальной.

Бланк для ответов

Фамилия, имя, вс озраст        
Мой идеал «Я» Антиидеал «Я»
             
             
Всего: Всего: Всего: Всего:

 

К1= Количество «Я»

Количество «Идеал»

К2= Количество «Я»

Количество «Антиидеал»

Опыт показывает, что нравственное развитие учащихся в систе­ме воспитания основ этической культуры имеет следующие пара­метры:

- в нравственное содержание своего Я учащиеся вкладывают качества, связанные с гуманизмом (доброта, доброжелатель­ность, уважительное отношение к любому человеку); с прояв­лением сострадания, сочувствия, сопереживания, чуткости; с чувством ответственности (быть верным слову, обязатель­ность, честность, порядочность); с чувством собственного до­стоинства (честь, благородство, интеллигентность, достоин­ство, сдержанность);

- при характеристике качеств воспитанники выходят на бога­тую палитру нравственных наименований;

- в ситуациях нравственного выбора учащихся, особенно под­росткового возраста, отличает осознанная и аргументирован­ная позиция, стабильность нравственных решений;

- в эмоциональной сфере личности развивается способность к нравственному чувству, проявляется чувство эмпатии.

 

Й класс

Доброе слово, что ясный день. Доброта, что солнце.

Й класс

Добрым жить на белом свете веселей. Добро творить — себя веселить. Не стесняйся доброты своей.

Й класс

Дружим с добрыми словами.

Любим добрые поступки.

Отворите волшебные двери добра и доверия.

Вот и стали добрей и умней.

Й класс

Пусть добрым будет ум у вас, а сердце умным будет. Добротой себя измерь.

В дела ты добрые вложи все лучшее своей души.

Й класс

Доброта и доброжелательность. «Спешите делать добро». Добрыми делами славен человек.

Й класс

Истоки доброты.

Й класс

Глаголь добро — добро есть жизнь. Добродетель требует усилий.

Й класс

Гуманность — сгусток всех других добродетелей. Добродетель есть не что иное, как душевная деликатность. Добро есть жизнь.

Обратимся к фрагментам занятий, чтобы проследить, как кате­гория добра в них представлена и как происходит углубление и расширение понятия в соответствии с возрастными особенностя­ми детей.

Истоки доброты (7-й класс)

— Мы много говорили с вами о доброте. Как вы считаете, насколько важно ее проявление в жизни людей?

— Что вы можете сказать о самом понятии доброта?

— Верите ли вы в добро? Выскажетесь, используя известный нам прием «свитка».

Педагог передает лист бумаги на каждый ряд. Подростки записывают свои мысли и, заворачивая написанное, передают «свиток» дальше. Когда он возвращается к педагогу, тот читает его и вместе с учащимися сумми­рует их ответы. Сам учитель тоже высказывает свою позицию:

— Я верю в человека и добро. В этом истина и мудрость жизни, ведь творит ее человек. И только добрые его дела продолжают жить и остаются навсегда в сердцах людей.

— Где же истоки доброты?

— Да, в человеческом, в человеке.

— А где начало этого истока?

— Да, в детстве. В том первом опыте вашей жизни и отношениях к людям и всему окружающему, который вы приобретаете, входя в жизнь среди людей.

— В чем первые ростки добра у малышей?

— Конечно, в умении поделиться, пожалеть, уступить, посочувство­вать.

— А в вашем возрасте?

Через решение педагогических задач, проведение психологи­ческих экспериментов школьники приходят к пониманию психо­логического термина «установка». Установка на добро закладыва­ется с детства и культивируется самим человеком в течение его жизни, в процессе самоопределения.

Так, от занятия к занятию происходит нравственное осознание себя и собственных поступков, а также осмысление этических ка­тегорий.

Проследим осмысление добра как этической категории на примере занятия в 9-м классе:

Добро есть жизнь

— Как вы думаете, что есть человеческая жизнь?

— Каково ваше отношение к жизни как таковой — как благу или как к испытанию?

— Аристотель относился к понятию бытия как творящей активности. А вы как? Раз вам суждено быть, должны ли вы осознанно творить свою жизнь?

— Если не творить самому, то жизнь, как течение реки, понесет челове­ка по своей воле. Так что выбор невелик. Задумайтесь и сделайте его:

творить свою жизнь или плыть по течению.

— Спрогнозируйте перспективу своей жизни согласно выбору. Работа выполняется письменно на листочках.

— Что в этой перспективе вы рассматриваете как благо?

— Аристотель разделил блага человеческой жизни на три группы:

блага внешние, духовные и телесные. Углубитесь в ваш прогноз: какая группа преобладает?

— Попытайтесь теперь осознать, почему?

— Философ Метродор, ученик Эпикура, считал, что «то, что находится внутри нас, более влияет на наше счастье, чем то, что вытекает из вещей внешнего мира». Можно ли и сегодня утверждать это?

— А известный философ Артур Шопенгауэр, как бы продолжая эту мысль, уже в другом столетии говорил: «Мир, в котором живет человек, зависит прежде всего от того, как его данный человек понимает».

Задумаемся над его словами и постараемся их соотнести со своими мыслями. «Различие в богатстве, в чине отводят каждому особую роль, но отнюдь не ею обусловливается распределение внутреннего счастья и до­вольствия.»

— Чем же? Как вы думаете?

— Вот ответ А. Шопенгауэра: «Так как все существующее и происходя­щее существует и происходит непосредственно лишь в сознании человека, то, очевидно, свойства этого сознания существеннее всего и играют более важную роль, чем отражающиеся в нем образы.

Все наслаждения и роскошь, воспринятые туманным сознанием глуп­ца, окажутся жалкими по сравнению с сознанием Сервантеса, пишущего в тесной тюрьме своего Дон-Кихота».

— Следовательно, получается, что жизнь воспринимается человеком как стремление к счастью, и от него самого, от возможностей и направлен­ности его сознания, а следовательно, от личных усилий зависит его дости­жение. Значит, жизнь — это благо, добро, данное человеку. И это добро

дано каждому живущему на земле. Скажите, что же может быть ценнее этого доброго дара — жизни?

— Уже известный вам Альберт Швейцер именно в соответствии с этим п







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.