|
СОСТАВ РЕДАКЦИОННОЙ КОЛЛЕГИИСтр 1 из 13Следующая ⇒ ОГЛАВЛЕНИЕ
Серия «Воспитание и дополнительное образование детей» задумана как совместный проект Управления воспитания и дополнительного образования детей и молодежи Министерства образования Российской Федерации, «Гуманитарного издательского центра ВЛАДОС». Цель проекта — обеспечить методической литературой руководителей различных образовательных учреждений, педагогов дополнительного образования, классных руководителей, воспитателей, вожатых, организаторов детского отдыха. Многие книги могут быть полезны социальным педагогам, студентам и преподавателям педагогических колледжей и вузов, работникам системы повышения квалификации, педагогам учреждений культуры и спорта, тем, кто занимается детскими общественными организациями. Редакционная коллегия искренне надеется, что книги этой серии помогут решить хотя бы некоторые проблемы, волнующие сегодня педагогическую общественность — развитие социальной, познавательной, творческой активности детей и подростков, формирование у них качеств гражданина и патриота, воспитание личности, стремящейся к нравственному совершенствованию. Основное содержание серии строится по двум направлениям: нормативно-правовому и программно-методическому. Пособия, рекомендации, справочники, программы, изобразительные, музыкально-игровые материалы, сценарии праздников и другие издания предназначены для реализации многообразной внеурочной и внешкольной деятельности. В них будут освещаться вопросы организации, нормативного обеспечения, содержания воспитания и дополнительного образования, методики работы с детьми в творческих объединениях по интересам: в художественных, музыкальных студиях и клубах, кружках технического творчества, спортивных секциях, школьных научных обществах. Не будут забыты вопросы работы с классным коллективом, проблемы духовно-нравственного воспитания школьников, их самореализации в общественной, культурной и профессиональной жизни. К работе над серией привлечены ученые и педагоги-практики, руководители учреждений дополнительного образования и школ. Руководители проекта приглашают к сотрудничеству всех, кого волнуют проблемы воспитания и дополнительного образования детей, тех, кто хочет стать одним из авторов серии. СОСТАВ РЕДАКЦИОННОЙ КОЛЛЕГИИ
Посвящается моим детям Шемшуриной М. А. Шемшурину А. А. Этика — область деятельности человека, направленная на внутреннее совершенствование личности. А. Швейцер ВВЕДЕНИЕ ЭТИКА И ВОСПИТАНИЕ СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ ОСНОВ ЭТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ ЭТИЧЕСКАЯ ГРАММАТИКА КАК ПРЕДМЕТ ВОСПИТАНИЯ Содержание и программа курса этической грамматики Включение в педагогическую систему образования специализированного предмета этики как мощного педагогического инструмента нравственного влияния на развивающуюся личность школьника продиктовано сегодня самой жизнью. Этот предмет в том или ином виде, под разными названиями (граждановедение, человековедение, этика, этическая грамматика) включается в учебно-воспитательный процесс многих школ разных регионов страны. Этическая грамматика, как один из вариантов такого предмета, рассчитан на регулярную (час в неделю) работу с детьми с 1-го по 8-й класс по приобщению их к основам этической культуры. Каждый из четырех разделов в соответствии с возрастными особенностями детей от класса к классу последовательно расширяет и углубляет знания, представления, сферу эмоционального восприятия и раздвигает поведенческие рамки школьников в сфере общечеловеческих ценностей. 1-й раздел посвящен этике общения. Он призван раскрывать взаимосвязь внутреннего и внешнего в этике поведения людей по отношению к окружающим, приобщать учащихся к нормам воспитанности. Воспитанность охватывает ту группу социальных норм, которые, аккумулируя не только внешние формы поведения, но и внутреннее их содержание, преобразованы в привычку. Это находит выражение в различных формах проявления уважения к другому человеку, доброжелательности в отношениях. . С нормами воспитанности тесно связан этикет, составляющий содержание 2-го раздела. Его цель — приобщение учащихся к нормам регламентированного поведения среди людей. К этикету правомерно отнести так называемые правила «хорошего тона», т. е. специальные навыки поведения в гостях, за столом, в театре, специфические знаки внимания младших к старшим, мужчины к женщине. 3-й раздел посвящен нормам этики, регулирующим отношения к окружающим. Он призван способствовать развитию эмоциональной отзывчивости на переживания другого человека, созданию условий для воспитания самоуважения, чувства собственного достоинства, проявлению эмпатии, сопереживания. Овладение моральными нормами поведения, этической культурой усиливает интерес ребенка к своей внутренней жизни, к качествам собственной личности, потребность в самооценке, в сопоставлении себя с другими людьми. 4-й раздел рассматривает этику отношений в коллективе. Как известно, основной чертой взаимодействия детей в коллективе является стремление влиять на другого, общаться со сверстниками. Если общение, которое психологами провозглашается особой деятельностью, морально окрашено, оно способствует познанию учениками другого и самих себя. При этом жизненные ситуации и решаемые проблемы в многообразной деятельности коллектива становятся предметом специального внимания на этических занятиях, связываются с анализом и самоанализом поступков, чувств, реакций детей, с миром разнообразных эмоций в сфере отношений. То, что эмоционально воспринято, что находит отклик чувств, становится побудительной основой опыта поведения. I. Этика общения 1. Доброе слово, что ясный день 2. Ежели вы вежливы 3. Да здравствует мыло душистое 4. Когда идешь по улице 5. Узнай себя 6. Нам счастья не сулит обида чья-то II. Этикет 1. Простые правила этикета 2. Повседневный этикет 3. Веселые правила хорошего тона 4. Сказка об этикете 5. Продолжаем сказку об этикете 6. Путешествие в страну этикета 7. Просим к столу: новогодний праздник Й класс I. Этика общения 1. С песней весело шагать 2. Добрым жить на белом свете веселей 3. Добро творить — себя веселить 4. Подумай о других 5. Подарок коллективу 6. Делу — время, потехе — час 7. Чего в других не любишь, того и сам не делай II. Этикет 1. По правилам этикета 2. Приглашение к столу 3. Вот школа, дом, где мы живем 4. Вот магазин, куда идем 5. Дорога, транспорт, пеший путь 6. Лес, речка, луг, где можно отдохнуть 7. В гостях у Вежи Й класс I. Этика общения 1. Здравствуйте все 2. Будем беречь друг друга 3. Дружим с добрыми словами 4. Любим добрые поступки 5. Подари учителю дело и слово доброе 6. Умеем общаться 7. Каждый интересен 8. Подарок коллективу (коллективная деятельность) II. Этикет 1. Премудрости дедушки Этикета 2. За столом с дедушкой Этикетом 3. Школьные правила этикета 4. Когда рядом много людей 5. Как решать семейные проблемы 6. Чистый ручеек нашей речи 7. За новогодним столом Й класс Введение: «Пусть добрым будет ум у вас, а сердце умным будет» (С. Маршак) II. Этика и этикет 1. Этические нормы этикета 2. Вот это стол — за ним едят 3. Вот это стул — на нем сидят 4. Дома и в гостях 5. В школе ты хозяин и гость 6. Правила на каждый день IV. До дружбы надо вырасти 1. Дружба начинается с улыбки 2. Одноклассник, товарищ, друг 3. Отчего бывает одиноко? 4. Чтобы быть понятым 5. Дружили мальчик с девочкой 6. «Без друзей меня чуть-чуть» Заключение: В дела ты добрые вложи все лучшее своей души Й класс Введение: «При мысли великой, что я человек, всегда возвышаюсь душою» (В. Жуковский) II. Этикет в твоей жизни 1. «Обычай — деспот меж людей» (А. Пушкин) 2. Твой стиль поведения 3. Мальчики, девочки 4. Поиграем и подумаем 5. Когда какое слово молвить 6. За общим столом III. Добру откроется сердце 1. Доброта и доброжелательность. 2. «Спешите делать добро».(Ф. Гааз) 3. «Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки» (Л. Толстой) 4. Родительский дом 5. Любите ваших матерей 6. О тех, кто сердце отдал людям 7. Умей быть щедрым 8. Праздник благодарности 9. Добрыми делами славен человек • И класс Введение: «А растет человек до самой смерти» (М. Шагинян) I. Основы порядочности 1. Познай себя 2. В тебе взрослеет гражданин 3. Где нет труда, сады там не цветут 4. Праздник школьного вальса 5. О порядочности 6. Наедине с собой II. Традиции этикета 1. Основные требования этикета 2. Речь и этикет 3. Тон делает музыку 4. Советы одинаковые и разные 5. Чтобы быть привлекательным 6. За общим столом Й класс Введение: «Мы живем, чтобы оставить след» (Р. Гамзатов) II. Этикет в нашей жизни 1. Из чаши мудрости испей 2. Азы народного этикета 3. Об истинно высоком нраве судить мы по манерам вправе 4. Приходим не наедаться, а повидаться 5. Что для кого существенно 6. Важные мелочи повседневного этикета 7. Скажи себе сам IV. Человек — мера всему 1. Полюби себя — полюбишь другого 2. Быть благодарным — ценить благо 3. Такт — это разум сердца 4. Сберечь обязаны различье, данное природой 5. Сущность свою сохраните навек 6. Опасайтесь потерять друзей Заключение: Люди милые, примите в человечество меня! Структурными компонентами занятий являются разнообразные формы нравственного просвещения в естественном сочетании и взаимосвязи с игрой, деятельностью, творчеством, психологическими экспериментами, тестами и другими формами включения учащихся в сферу анализа и осмысления нравственных норм человеческой жизни. Такое сочетание предполагает объединение знаний, чувств и поведения ребенка в единый процесс его приобщения к этической культуре. Этические занятия, как показывает опыт их включения в учебно-воспитательный процесс школы, помогают осознанию учащимися известных сведений о нравственных нормах и познанию неизвестных им правил и норм поведения, способствуют корректированию собственных проявлений с этических позиций, развитию у школьников способности соотносить нравственные знания со своим поведением. Начинать этические занятия с детьми важно с начальных классов. Тогда они с раннего возраста стимулируют пробуждение в ребенке гуманистических основ личности, утверждают их в повседневной жизни детского общения, в построении взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, а также создают условия для эмоционального переживания приобретаемых знаний, а значит, их осознания и закрепления. Отработанная и проверенная практикой структура этических уроков рассчитана на творческий процесс познания детьми этических норм. Занятия ведутся в увлекательной форме. Они эмоциональны, методически разнообразно построены, насыщены игрой, творчеством, деятельностью, упражнениями, педагогическими задачами. Все это сочетается с необходимым чувством меры, без морализирующего воздействия на детей. Педагог стремится к живому и опосредованному включению ребенка с помощью различных методических приемов в мир этических категорий. Последовательно и постепенно овладевая этическими знаниями и умениями их применять в повседневной жизни, ребенок учится видеть состояние другого человека, откликаться на это состояние. Так посредством этических уроков незаметно формируется и чувство эмпатии, а значит, и богатство духовного мира человека. Многолетний опыт внедрения этических занятий, анализ деятельности учителей показывают, что в детском коллективе постепенно накапливается опыт нравственных взаимоотношений, формируется привычка морального самоконтроля в общении, предотвращении конфликтных ситуаций. Показателен и тот факт, что работа с детьми в этическом направлении приводит учителя к оптимистической позиции по отношению к каждому ученику, доброжелательной и уважительной к детям линии поведения. Многие педагоги считают этическую грамматику воспитательным предметом классного руководителя, поскольку она способствует прямому и опосредованному включению детей во все нравственные сферы и компоненты общей жизнедеятельности классного коллектива. Могу быть добрым. — А что значит быть добрым? — Быть внимательным, чутким и отзывчивым по отношению к близким и окружающим людям. Могу думать о других. — В чем это проявляется? — В заботливом отношении к близким, внимательном к окружающим, в отсутствии эгоизма. ЭТИКА 9-ый класс Введение: Созидается общество началами нравственными. Й класс Введение: Возвращение к истокам II. Вечные истины 1. Десять веков и судьба человека (этика Средневековья) 2. Евангелие — превосходный трактат морали (Д. Локк) 3. Взлет индивидуальности (эпохи Возрождения) 4. Жить согласно разуму (М. Монтень) 5. Нравственность — это разум сердца (Г. Гейне) 6. Добродетель разума — истина 7. Человек как источник духовности 8. Самостоянье человека — залог величия его (А. Пушкин) Й класс Введение: Этика есть живое отношение к живой жизни (А. Швейцер) III. Властители умов 1. «Чувство жизни в мире» В. В. Розанова 2. Идея «положительного всеединства» Вл. Соловьева 3. Программа «гуманистического активизма» Н. Ф. Федорова 4. «Умозрение» как основание философии Б. Н. Чичерина 5. Сознательность нравственной жизни в этике Л. М. Лопатина 6. Нераздельность бытия и ценности в этических воззрениях Н. О. Лосского 7. Вера в смысл жизни в этических позициях А. И. Введенского 8. Понятие личности как центральное в этике С. И. Гессена 9. Воззрение на мир как на явление этического порядка Н. Я. Грота 10. «Аксиома реальности» в эволюции идей В. И. Вернадского Й уровень - Понимание значимости этических знаний и осознанное стремление к их расширению. - Ясное осознание того, что нравственность проявляется в поведении и отношениях с окружающими людьми. - Способность к осмыслению собственных поступков с этических позиций. - Стремление к нравственной самооценке. - Способность к этической рефлексии. Й уровень - Проявление потребности в этических знаниях. - Стремление с этических позиций оценивать собственные поступки и поступки окружающих в различных жизненных ситуациях. - Наличие реакций эмоционального переживания по результатам своего нравственного выбора, поступка, игровой коллизии этической направленности. Устойчивость таких переживаний как факт длительного проживания и осмысления своих этических результатов. - Стремление к этической самооценке, самоконтролю как отдаленный результат эмоциональных реакций на свое проявление в различных ситуациях. - Потребность в этической рефлексии как на занятиях, так и в повседневной жизни. Й уровень - Устойчивая ориентация на этические знания. - Стремление поступать согласно этическим нормам, устойчивость нравственного выбора согласно этическим эталонам. - Наличие адекватной самооценки, стремление учитывать и прогнозировать последствия своих поступков. О Стремление к нравственно-ориентированной самореализации на этических занятиях и в повседневной жизни. - Устойчивость этической рефлексии. Уровни нравственного развития школьников соотносятся с педагогически выстроенными этапами их нравственного продвижения, так как именно акцент на развитие нравственных знаний ребенка, его эмоциональной сферы, опыта реального поведения и адекватной самооценки, способность к этической рефлексии дают основание нравственному развитию личности. В изучении нравственного развития детей можно использовать многообразие средств и приемов: - наблюдение за действиями воспитанников в повседневной жизнедеятельности школы и в специально созданных ситуациях; - применение и анализ эффективности специальных методик на этических занятиях с детьми; - педагогический срез-анализ с использованием комплекса методик. Остановимся на этом подробнее. Наблюдения ведутся в основном, чтобы выявить: О характер отношений ученика с одноклассниками (доброжелательные, напряженные, невыраженные); - специфику его нравственной самооценки (положительная, отрицательная, неопределенная); - своеобразие поведения в конфликтных ситуациях (адекватное ситуации, пассивно-зависимое, агрессивное). Процесс наблюдения осуществляется классным руководителем или учителем этики. Материал наблюдений (дневниковые записи, протоколы этических занятий или специально создаваемых ситуаций, анализ опросов, анкет) собирается в конверты по каждому классу, что позволяет корректировать воспитательную логику влияния на детей и определять перспективы дальнейших наблюдений за конкретными детьми. Что касается специальных методик в логике этических занятий с детьми, то они позволяют фиксировать процесс развития нравственных знаний детей, опыта поведения, эмоциональных реакций на состояние другого человека и степень продвижения или изменения в ценностных ориентациях личности. Этому служат такие методики, как: «продолжи предложение», «творческий рассказ», «мой выбор», «педагогические задачи», «свиток». В качестве методик изучения могут быть использованы игры, также включенные в канву этических занятий: «ромашка», «замри», «свет мой, зеркальце», «молва», «собери букет», «солнечный лучик», «палитра чувств» и др. Приведем некоторые примеры: Сентябрь 1992 г.
Апрель 1993 г.
В педагогические срез-анализы, которые рекомендуется проводить дважды в год, можно включить тематический опрос, анкетирование, интервьюирование, независимые характеристики, диагностические карты, а также специальные психолого-педагогические методики. Вопросы анкеты и логика опроса ставят своей задачей определить следующие аспекты в нравственной характеристике личности: - нравственные знания и ценностные ориентации; - ориентации на себя или других в процессе эмоциональных переживаний; - направленность нравственного выбора в повседневных и конфликтных ситуациях (соотнесение альтруистических и эгоистических побуждений); а нравственная оценка других (доброжелательная, недоброжелательная, нейтральная); - нравственная самооценка (заниженная, завышенная, адекватная); - направленность на самовоспитание, самосовершенствование (задание себе, выбор задания); - самореализация (выражена, не выражена, отдельные попытки). В качестве специальных методик, выявляющих значимость для ученика нравственных качеств, их иерархический статус, динамику развития нравственных представлений школьников, изменение ценностных ориентации, самооценки могут применяться такие, как «пять качеств», «человечек», «моя самооценка», «цветочек», «ступеньки», «мой выбор» и др. Например, отслеживая динамику развития нравственных знаний воспитанников подросткового возраста, изменения в их нравственных ориентациях, параметрах самооценки, можно использовать методику «пять качеств». Цель: выявление значимости нравственных качеств, определение их иерархического статуса, самооценки подростков относительно них. Задание учащимся: 1. Написать пять наиболее значимых для вас нравственных качеств. 2. Расположить эти качества в иерархической последовательности. 3. Оценить в баллах по пятибалльной системе степень обладания данными качествами одноклассников. Обработка результатов:
Сводная таблица:
Изменение самооценки можно проследить по следующей методике: 1. Внимательно прочтите слова, характеризующие отдельные качества личности (черты характера): аккуратность, беспечность, вдумчивость, восприимчивость, гордость, грубость, жизнерадостность, заботливость, завистливость, застенчивость, злопамятность, искренность, изысканность, капризность, легковерность, медлительность, мечтательность, мнительность, мстительность, настойчивость, нежность, непринужденность, нервозность, нерешительность, несдержанность, обаятельность, обидчивость, осторожность, отзывчивость, педантичность, подвижность, подозрительность, принципиальность, поэтичность, презрительность, радушие, развязность, рассудочность, решительность, самозабвение, сдержанность, сострадательность, стыдливость, терпеливость, трусость, увлекаемость, упорство, уступчивость, холодность, энтузиазм. 2. Составьте два ряда слов по 10—20 в каждом. В первый столбец — «Мой идеал» — поместите слова, которые характеризуют ваш идеал. Во второй — «Антиидеал» — слова, обозначающие качества, которыми ваш идеал обладать не должен. 3. Из первого («Мой идеал») и второго («Антиидеал») рядов выберите те черты, которыми вы, как вам кажется, обладаете. При этом выбор надо делать по системе «да-нет»: есть эта черта у вас или нет независимо от степени ее выраженности. Обработка результатов: число положительных черт, которые вы себе приписываете, поделите на число слов, помещенных в столбик «Мой идеал». Если результат близок к единице, вы скорее всего себя переоцениваете. Результат, близкий к нулю, свидетельствует о недооценке и повышенной самокритичности. При результате, близком к 0,5, — нормальная средняя самооценка, и вы достаточно критически себя воспринимаете. Таким же способом делаются выводы и на основании подобного сравнения выделенных отрицательных качеств со столбцом «Антиидеал». Здесь результаты, близкие к нулю, свидетельствуют о повышенной самооценке, к единице — о заниженной,.^ 0,5 — нормальной. Бланк для ответов
К1= Количество «Я» Количество «Идеал» К2= Количество «Я» Количество «Антиидеал» Опыт показывает, что нравственное развитие учащихся в системе воспитания основ этической культуры имеет следующие параметры: - в нравственное содержание своего Я учащиеся вкладывают качества, связанные с гуманизмом (доброта, доброжелательность, уважительное отношение к любому человеку); с проявлением сострадания, сочувствия, сопереживания, чуткости; с чувством ответственности (быть верным слову, обязательность, честность, порядочность); с чувством собственного достоинства (честь, благородство, интеллигентность, достоинство, сдержанность); - при характеристике качеств воспитанники выходят на богатую палитру нравственных наименований; - в ситуациях нравственного выбора учащихся, особенно подросткового возраста, отличает осознанная и аргументированная позиция, стабильность нравственных решений; - в эмоциональной сфере личности развивается способность к нравственному чувству, проявляется чувство эмпатии.
Й класс Доброе слово, что ясный день. Доброта, что солнце. Й класс Добрым жить на белом свете веселей. Добро творить — себя веселить. Не стесняйся доброты своей. Й класс Дружим с добрыми словами. Любим добрые поступки. Отворите волшебные двери добра и доверия. Вот и стали добрей и умней. Й класс Пусть добрым будет ум у вас, а сердце умным будет. Добротой себя измерь. В дела ты добрые вложи все лучшее своей души. Й класс Доброта и доброжелательность. «Спешите делать добро». Добрыми делами славен человек. Й класс Истоки доброты. Й класс Глаголь добро — добро есть жизнь. Добродетель требует усилий. Й класс Гуманность — сгусток всех других добродетелей. Добродетель есть не что иное, как душевная деликатность. Добро есть жизнь. Обратимся к фрагментам занятий, чтобы проследить, как категория добра в них представлена и как происходит углубление и расширение понятия в соответствии с возрастными особенностями детей. Истоки доброты (7-й класс) — Мы много говорили с вами о доброте. Как вы считаете, насколько важно ее проявление в жизни людей? — Что вы можете сказать о самом понятии доброта? — Верите ли вы в добро? Выскажетесь, используя известный нам прием «свитка». Педагог передает лист бумаги на каждый ряд. Подростки записывают свои мысли и, заворачивая написанное, передают «свиток» дальше. Когда он возвращается к педагогу, тот читает его и вместе с учащимися суммирует их ответы. Сам учитель тоже высказывает свою позицию: — Я верю в человека и добро. В этом истина и мудрость жизни, ведь творит ее человек. И только добрые его дела продолжают жить и остаются навсегда в сердцах людей. — Где же истоки доброты? — Да, в человеческом, в человеке. — А где начало этого истока? — Да, в детстве. В том первом опыте вашей жизни и отношениях к людям и всему окружающему, который вы приобретаете, входя в жизнь среди людей. — В чем первые ростки добра у малышей? — Конечно, в умении поделиться, пожалеть, уступить, посочувствовать. — А в вашем возрасте? Через решение педагогических задач, проведение психологических экспериментов школьники приходят к пониманию психологического термина «установка». Установка на добро закладывается с детства и культивируется самим человеком в течение его жизни, в процессе самоопределения. Так, от занятия к занятию происходит нравственное осознание себя и собственных поступков, а также осмысление этических категорий. Проследим осмысление добра как этической категории на примере занятия в 9-м классе: Добро есть жизнь — Как вы думаете, что есть человеческая жизнь? — Каково ваше отношение к жизни как таковой — как благу или как к испытанию? — Аристотель относился к понятию бытия как творящей активности. А вы как? Раз вам суждено быть, должны ли вы осознанно творить свою жизнь? — Если не творить самому, то жизнь, как течение реки, понесет человека по своей воле. Так что выбор невелик. Задумайтесь и сделайте его: творить свою жизнь или плыть по течению. — Спрогнозируйте перспективу своей жизни согласно выбору. Работа выполняется письменно на листочках. — Что в этой перспективе вы рассматриваете как благо? — Аристотель разделил блага человеческой жизни на три группы: блага внешние, духовные и телесные. Углубитесь в ваш прогноз: какая группа преобладает? — Попытайтесь теперь осознать, почему? — Философ Метродор, ученик Эпикура, считал, что «то, что находится внутри нас, более влияет на наше счастье, чем то, что вытекает из вещей внешнего мира». Можно ли и сегодня утверждать это? — А известный философ Артур Шопенгауэр, как бы продолжая эту мысль, уже в другом столетии говорил: «Мир, в котором живет человек, зависит прежде всего от того, как его данный человек понимает». Задумаемся над его словами и постараемся их соотнести со своими мыслями. «Различие в богатстве, в чине отводят каждому особую роль, но отнюдь не ею обусловливается распределение внутреннего счастья и довольствия.» — Чем же? Как вы думаете? — Вот ответ А. Шопенгауэра: «Так как все существующее и происходящее существует и происходит непосредственно лишь в сознании человека, то, очевидно, свойства этого сознания существеннее всего и играют более важную роль, чем отражающиеся в нем образы. Все наслаждения и роскошь, воспринятые туманным сознанием глупца, окажутся жалкими по сравнению с сознанием Сервантеса, пишущего в тесной тюрьме своего Дон-Кихота». — Следовательно, получается, что жизнь воспринимается человеком как стремление к счастью, и от него самого, от возможностей и направленности его сознания, а следовательно, от личных усилий зависит его достижение. Значит, жизнь — это благо, добро, данное человеку. И это добро дано каждому живущему на земле. Скажите, что же может быть ценнее этого доброго дара — жизни? — Уже известный вам Альберт Швейцер именно в соответствии с этим п Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|