|
Принципы реализации системного подхода к воспитанию основ этической культуры школьниковПроцесс реализации системного подхода в педагогической практике позволяет вычленить, систематизировать и усовершенствовать наиболее эффективные методические формы и приемы воспитательного воздействия, используемые как на этических уроках, так и во внеурочной деятельности творчески работающими учителями, педагогическими коллективами школ. Анализ опыта творчески работающих педагогов дает возможность сформулировать следующие принципы обеспечения эффективной деятельности по воспитанию этической культуры школьников: ¨ Обеспечение субъектной позиции ребенка Существенный результат нравственного развития детей — их стремление к самоопределению, самосовершенствованию, самовоспитанию. Он обусловлен актуализацией субъектной позиции школьников в процессе этического воспитания, когда ученикам не только представлена возможность, но и обеспечены педагогические условия для принятия самостоятельного решения, поступка, нравственного выбора, нравственной оценки, самооценки. Поэтому на этических занятиях с применением разнообразных форм работы с детьми должны преобладать методики, акцентирующие стремление ребенка самостоятельно действовать, решать, выбирать. Учителю отводится роль опосредствующего звена. Ему важно в педагогической канве этического воспитания своевременно и грамотно помочь ученику выстроить пути собственного нравственного развития, поощрить, ободрить, поддержать его устремления, создать ситуацию успеха. ¨ Осознание школьником ценности человеческой личности, самоценности как основы нравственного развития Нравственность — то вечное и обязательное социальное явление, которое, возникнув с появлением человеческого общества, проходит через всю его историю. «Суть культуры, — говорит И. Кант, — в общественной ценности человека.» Этическая культура сориентирована на восприятие индивидом каждого человека как носителя «внутреннего нравственного закона». Это должно определять ценностные ориентации школьников, значимость нравственных критериев, незыблемость нравственных принципов. ¨ Обеспечение этической рефлексии учащихся Психолого-педагогическое моделирование как каждого этического занятия, так и всей системы этического воспитания с позиций взаимосвязи знания — чувства — поведения призвано стимулировать этическую рефлексию школьников. Переживание детьми конструируемых педагогом ситуаций, коллизий, игровых приемов, психологических экспериментов, их нравственное осмысление соотносится каждым со своим Я.
ЭТИЧЕСКАЯ ГРАММАТИКА КАК ПРЕДМЕТ ВОСПИТАНИЯ Содержание и программа курса этической грамматики Включение в педагогическую систему образования специализированного предмета этики как мощного педагогического инструмента нравственного влияния на развивающуюся личность школьника продиктовано сегодня самой жизнью. Этот предмет в том или ином виде, под разными названиями (граждановедение, человековедение, этика, этическая грамматика) включается в учебно-воспитательный процесс многих школ разных регионов страны. Этическая грамматика, как один из вариантов такого предмета, рассчитан на регулярную (час в неделю) работу с детьми с 1-го по 8-й класс по приобщению их к основам этической культуры. Каждый из четырех разделов в соответствии с возрастными особенностями детей от класса к классу последовательно расширяет и углубляет знания, представления, сферу эмоционального восприятия и раздвигает поведенческие рамки школьников в сфере общечеловеческих ценностей. 1-й раздел посвящен этике общения. Он призван раскрывать взаимосвязь внутреннего и внешнего в этике поведения людей по отношению к окружающим, приобщать учащихся к нормам воспитанности. Воспитанность охватывает ту группу социальных норм, которые, аккумулируя не только внешние формы поведения, но и внутреннее их содержание, преобразованы в привычку. Это находит выражение в различных формах проявления уважения к другому человеку, доброжелательности в отношениях. . С нормами воспитанности тесно связан этикет, составляющий содержание 2-го раздела. Его цель — приобщение учащихся к нормам регламентированного поведения среди людей. К этикету правомерно отнести так называемые правила «хорошего тона», т. е. специальные навыки поведения в гостях, за столом, в театре, специфические знаки внимания младших к старшим, мужчины к женщине. 3-й раздел посвящен нормам этики, регулирующим отношения к окружающим. Он призван способствовать развитию эмоциональной отзывчивости на переживания другого человека, созданию условий для воспитания самоуважения, чувства собственного достоинства, проявлению эмпатии, сопереживания. Овладение моральными нормами поведения, этической культурой усиливает интерес ребенка к своей внутренней жизни, к качествам собственной личности, потребность в самооценке, в сопоставлении себя с другими людьми. 4-й раздел рассматривает этику отношений в коллективе. Как известно, основной чертой взаимодействия детей в коллективе является стремление влиять на другого, общаться со сверстниками. Если общение, которое психологами провозглашается особой деятельностью, морально окрашено, оно способствует познанию учениками другого и самих себя. При этом жизненные ситуации и решаемые проблемы в многообразной деятельности коллектива становятся предметом специального внимания на этических занятиях, связываются с анализом и самоанализом поступков, чувств, реакций детей, с миром разнообразных эмоций в сфере отношений. То, что эмоционально воспринято, что находит отклик чувств, становится побудительной основой опыта поведения. Программа этического курса с 1-го по 8-й класс 1-й класс I. Этика общения 1. Доброе слово, что ясный день 2. Ежели вы вежливы 3. Да здравствует мыло душистое 4. Когда идешь по улице 5. Узнай себя 6. Нам счастья не сулит обида чья-то II. Этикет 1. Простые правила этикета 2. Повседневный этикет 3. Веселые правила хорошего тона 4. Сказка об этикете 5. Продолжаем сказку об этикете 6. Путешествие в страну этикета 7. Просим к столу: новогодний праздник III. Этика отношений к окружающему 1. Путешествие в волшебную сказку 2. Я могу быть волшебником 3. Маленькое дело лучше большого безделья 4. Любимый утолок родной отчизны 5. У каждого народа свои герои 6. Мы соберем большой хоровод 7. Я люблю маму милую мою 8. Поздравляем наших мам: коллективный праздник 9. Люби все живое IV. Этика отношений в коллективе 1. Если радость на всех одна 2. Мой класс — мои друзья 3. Самолюб никому не люб 4. Поиграем и подумаем 5. О дружбе мальчиков и девочек 6. Путешествие в мир мудрых мыслей 7. Доброта, что солнце (итоговое занятие) Й класс I. Этика общения 1. С песней весело шагать 2. Добрым жить на белом свете веселей 3. Добро творить — себя веселить 4. Подумай о других 5. Подарок коллективу 6. Делу — время, потехе — час 7. Чего в других не любишь, того и сам не делай II. Этикет 1. По правилам этикета 2. Приглашение к столу 3. Вот школа, дом, где мы живем 4. Вот магазин, куда идем 5. Дорога, транспорт, пеший путь 6. Лес, речка, луг, где можно отдохнуть 7. В гостях у Вежи Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|