|
ЭТИЧЕСКИЕ ДИАЛОГИ СО СТАРШЕКЛАССНИКАМИПринципы диалогового взаимодействия старшеклассников на этических занятиях
На принципах диалоговой педагогики построены этические курсы с учащимися 9-го класса — Этика, 10-го — История развития этической мысли, 11-го — История развития русской этической мысли. Рассматривая принципы построения диалогового взаимодействия со старшеклассниками, мы опираемся на концепцию развивающего обучения Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова, концепцию диалога культур В. С. Библера. Понятия не даются как готовые знания, учащиеся сами приходят к осознанию потребности их введения. Процесс поиска истины в решении проблемы, ответа на волнующий вопрос определяет канву взаимодействия ребят. При этом ответа может и не быть, истина не найдена, но сам процесс в итоге продолжается в индивидуальном сознании школьника и тем совершает свое воспитательное действие — старшеклассник находит собственное решение, свой ответ. В работе со старшеклассниками диалог — равновправное взаимодействие педагога и учеников по самым главным, «вечным» вопросам человеческой жизни с целью выработки и актуализации индивидуального взгляда и личностной позиции старших подростков. Диалог — это и общение, где ученик — субъект мышления. Голос каждого, выражающего свои представления о мире, незаглушим и важен для всех как голос в «диалоге голосов». «Истина не рождается и не находится в голове отдельного человека, — говорит М. М. Бахтин, — она рождается между людьми, совместно ищущими истину, в процессе их диалогического общения»[1]. Между содержанием этического диалога со старшеклассниками и технологией его построения тесная взаимосвязь, ибо, по словам Шопенгауэра, «проповедовать мораль легко, обосновать ее трудно». Этический диалог — четко и логически выстроенный педагогом сюжет, начало, развитие и кульминация которого позволяют погружать учеников на уровне их личностного восприятия в мир этических категорий и культур, сферу мышления выдающихся философов, противоречия этических учений, временное пространство истории развития этической мысли. В процессе такого погружения, как показывает опыт работы, раздвигаются рамки этического кругозора учеников, выкристаллизовывается собственное отношение старшеклассника к проблеме, проявляется видение нравственной сущности своего Я. Конструирование этического диалога включает следующие составляющие: — Завязка, выявляющая проблему. Такой завязкой может быть диагностирующая методика, проблемная ситуация, альтернативное суждение, нравственная коллизия. — Процесс развивающегося взаимодействия в логике диалогического общения по выявленной проблеме. Здесь могут быть использованы индивидуальные и групповые обоснования альтернативных суждений, вычленение доказательств, формулирование определившихся позиций, выбор высказываний, афоризмов. — Точка интеллектуального и эмоционального напряжения как кульминация сопряжения альтернативных позиций, суждений. Суждение, выводящее на «вечные» проблемы человеческого бытия, не заканчивается в данном диалоге. Оно оставляется для индивидуального размышления. — Нравственный выбор как внутренний диалог старшеклассника с собой, как самоопределение. — Открытый финал как последующее личностное раздумье. Эти компоненты диалога могут быть творчески использованы педагогом в любых сочетаниях. Важно, чтобы они развивали общение, были подчинены логической канве взаимодействия подростков, сензитивны их возрасту и уровню восприятия. Такое построение этического диалога создает условия для углубленного взаимодействующего размышления учеников по затронутой проблеме и заинтересованной сопричастности каждого. А согласно А. Швейцеру, любое размышление над проблемами этики имеет своим следствием рост этического сознания. Содержание и методика этических диалогов со старшеклассниками Выбор методической канвы диалога зависит от степени сложности этических проблем, которая должна соответствовать возрастным возможностям старшеклассников. Для девятиклассников целесообразны: — «диалог голосов», как размышление по актуальным проблемам человеческой жизни и индивидуального самосознания. Для такого диалога характерен процесс «совершения мысли в слове» (Л. С. Выготский). — «диалог образов», как осмысление художественных, литературных и исторических образов в их этическом контексте. В процессе диалогового общения образная идентификация подростков способствует обогащению их этических представлений и суждений, многообразию альтернатив в аргументации этических позиций. Для учащихся 10—11 классов продуктивно включение в интеллектуально более напряженный диалог — «диалог логик». Он мыслится как равноправное общение разных культур (Античность, Средневековье, Новое время, XX в.) по «вечным» вопросам бытия. Каждая исторически существующая культура «по-своему права» и обнаруживает бесконечные резервы развития в диалоге с другими культурами.
Программа этических курсов со старшеклассниками (9—11 классы) ЭТИКА 9-ый класс Введение: Созидается общество началами нравственными. I. Гуманность — основа этики 1. Мой разум — основа моего поведения, а мое сердце — мой закон (С. Марешаль) 2. Разумное и нравственное всегда совпадают (Л. Толстой) 3. Гуманность — сгусток всех других добродетелей (Гельвеций) 4. Добродетель есть не что иное, как душевная деликатность (О. Бальзак) 5. Прекрасно там, где пребывает милосердие (Конфуций) 6. Кто не любит природы, тот не любит и человека, тот не гражданин (Ф. Достоевский) 7. Духовность есть норма человеческой жизни (Феофан Затворник) 8. Одно существо неразлучно с человеком — это он сам (Н. Чернышевский) II. Жизнь как познание добра 1. Основа сущего — постигаемое умом бытие (Платон) 2. Смысл жизни — это то, что придает ей ценность 3. Цель жизни — самовыражение 4. Кто не живет на родине, не знает вкуса жизни 5. Добро есть жизнь 6. Страдание, боль — это сторожевой крик жизни (А. Герцен) 7. Уменьшай страдания около себя и в себе (П. Лавров) 8. Зло надо зажить (П. Лавров) 9. Пропитать и наполнить душу внутренней порядочностью (Ф. Бэкон) III. Стремление к счастью — закон жизни 1. Мы родимся и живем со множеством влечений и потребностей (Вл. Соловьев) 2. Цель всех человеческих стремлений состоит в получении наслаждений? 3. Стремление к счастью — это стремление стремлений (Л. Фейербах) 4. Счастье — это состояние души (К. Станиславский) 5. Источник счастья берет свое начало в самом человеке (А. Шопенгауэр) 6. Высшее счастье в том, что вас любят (В. Гюго) 7. Счастье — есть дело судьбы, ума и характера (Н? Карамзин) 8. Дружба как источник счастья 9. В согласии с самим собой IV. Нравственный закон в душе каждого 1. Честь и собственное достоинство сильнее всего (Ф. Достоевский) 2. Честь — это поэзия долга (А. Виньи) 3. Твердое сознание долга — есть венец характера (Н. Шелгунов) 4. Долг основан на чувстве справедливости (Н. Шелгунов) 5. Справедливость — это истина в действии (Ж. Жубер) 6. Источник всех действий человека есть его воля (Вл. Соловьев) 7. Совесть — это наш внутренний судья (П. Гольбах) 8. Будь слугой совести и хозяином воли Заключение: Будущая жизнь — завтрашний день жизни настоящей I. Чаадаев).
ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|