Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ЭТИЧЕСКИЕ ДИАЛОГИ СО СТАРШЕКЛАССНИКАМИ





Принципы диалогового взаимодействия старшеклассников на этических занятиях

 

На принципах диалоговой педагогики построены этические курсы с учащимися 9-го класса —Этика, 10-го— История разви­тия этической мысли, 11-го —История развития русской этичес­кой мысли.

Рассматривая принципы построения диалогового взаимодействия со старшеклассниками, мы опираемся на концепцию развивающего обучения Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова, концепцию диалога культур В. С. Библера. Понятия не даются как готовые знания, уча­щиеся сами приходят к осознанию потребности их введения.

Процесс поиска истины в решении проблемы, ответа на вол­нующий вопрос определяет канву взаимодействия ребят. При этом ответа может и не быть, истина не найдена, но сам процесс в итоге продолжается в индивидуальном сознании школьника и тем со­вершает свое воспитательное действие — старшеклассник находит собственное решение, свой ответ.

В работе со старшеклассниками диалог — равновправное взаи­модействие педагога и учеников по самым главным, «вечным» во­просам человеческой жизни с целью выработки и актуализации ин­дивидуального взгляда и личностной позиции старших подростков.

Диалог — это и общение, где ученик — субъект мышления. Голос каждого, выражающего свои представления о мире, незаглушим и важен для всех как голос в «диалоге голосов».

«Истина не рождается и не находится в голове отдельного чело­века, — говорит М. М. Бахтин, — она рождается между людьми, совместно ищущими истину, в процессе их диалогического обще­ния»[1].

Между содержанием этического диалога со старшеклассника­ми и технологией его построения тесная взаимосвязь, ибо, по словам Шопенгауэра, «проповедовать мораль легко, обосновать ее трудно».



Этический диалог — четко и логически выстроенный педагогом сюжет, начало, развитие и кульминация которого позволяют по­гружать учеников на уровне их личностного восприятия в мир этических категорий и культур, сферу мышления выдающихся фи­лософов, противоречия этических учений, временное пространст­во истории развития этической мысли.

В процессе такого погружения, как показывает опыт работы, раздвигаются рамки этического кругозора учеников, выкристалли­зовывается собственное отношение старшеклассника к проблеме, проявляется видение нравственной сущности своего Я.

Конструирование этического диалога включает следующие со­ставляющие:

— Завязка, выявляющая проблему.

Такой завязкой может быть диагностирующая методика, про­блемная ситуация, альтернативное суждение, нравственная колли­зия.

— Процесс развивающегося взаимодействия в логике диалогичес­кого общения по выявленной проблеме.

Здесь могут быть использованы индивидуальные и групповые обоснования альтернативных суждений, вычленение доказа­тельств, формулирование определившихся позиций, выбор выска­зываний, афоризмов.

— Точка интеллектуального и эмоционального напряжения как кульминация сопряжения альтернативных позиций, суждений.

Суждение, выводящее на «вечные» проблемы человеческого бытия, не заканчивается в данном диалоге.

Оно оставляется для индивидуального размышления.

Нравственный выбор как внутренний диалог старшеклассни­ка с собой, как самоопределение.

— Открытый финал как последующее личностное раздумье. Эти компоненты диалога могут быть творчески использованы педагогом в любых сочетаниях. Важно, чтобы они развивали обще­ние, были подчинены логической канве взаимодействия подрост­ков, сензитивны их возрасту и уровню восприятия.

Такое построение этического диалога создает условия для уг­лубленного взаимодействующего размышления учеников по за­тронутой проблеме и заинтересованной сопричастности каждого. А согласно А. Швейцеру, любое размышление над проблемами этики имеет своим следствием рост этического сознания.

Содержание и методика этических диалогов со старшеклассниками

Выбор методической канвы диалога зависит от степени слож­ности этических проблем, которая должна соответствовать возрас­тным возможностям старшеклассников.

Для девятиклассников целесообразны:

— «диалог голосов», как размышление по актуальным пробле­мам человеческой жизни и индивидуального самосознания. Для такого диалога характерен процесс «совершения мысли в слове» (Л. С. Выготский).

— «диалог образов», как осмысление художественных, литера­турных и исторических образов в их этическом контексте.

В процессе диалогового общения образная идентификация под­ростков способствует обогащению их этических представлений и суждений, многообразию альтернатив в аргументации этических позиций.

Для учащихся 10—11 классов продуктивно включение в интел­лектуально более напряженный диалог — «диалог логик».

Он мыслится как равноправное общение разных культур (Античность, Средневековье, Новое время, XX в.) по «вечным» во­просам бытия.

Каждая исторически существующая культура «по-своему права» и обнаруживает бесконечные резервы развития в диалоге с другими культурами.

 

Программа этических курсов со старшеклассниками (9—11 классы)

ЭТИКА 9-ый класс

Введение: Созидается общество началами нравственными.

I. Гуманность — основа этики

1. Мой разум — основа моего поведения, а мое сердце — мой закон (С. Марешаль)

2. Разумное и нравственное всегда совпадают (Л. Толстой)

3. Гуманность — сгусток всех других добродетелей (Гельвеций)

4. Добродетель есть не что иное, как душевная деликатность (О. Бальзак)

5. Прекрасно там, где пребывает милосердие (Конфуций)

6. Кто не любит природы, тот не любит и человека, тот не гражда­нин (Ф. Достоевский)

7. Духовность есть норма человеческой жизни (Феофан Затвор­ник)

8. Одно существо неразлучно с человеком — это он сам (Н. Черны­шевский)

II. Жизнь как познание добра

1. Основа сущего — постигаемое умом бытие (Платон)

2. Смысл жизни — это то, что придает ей ценность

3. Цель жизни — самовыражение

4. Кто не живет на родине, не знает вкуса жизни

5. Добро есть жизнь

6. Страдание, боль — это сторожевой крик жизни (А. Герцен)

7. Уменьшай страдания около себя и в себе (П. Лавров)

8. Зло надо зажить (П. Лавров)

9. Пропитать и наполнить душу внутренней порядочностью (Ф. Бэкон)

III. Стремление к счастью — закон жизни

1. Мы родимся и живем со множеством влечений и потребностей (Вл. Соловьев)

2. Цель всех человеческих стремлений состоит в получении на­слаждений?

3. Стремление к счастью — это стремление стремлений (Л. Фейер­бах)

4. Счастье — это состояние души (К. Станиславский)

5. Источник счастья берет свое начало в самом человеке (А. Шо­пенгауэр)

6. Высшее счастье в том, что вас любят (В. Гюго)

7. Счастье — есть дело судьбы, ума и характера (Н? Карамзин)

8. Дружба как источник счастья

9. В согласии с самим собой

IV. Нравственный закон в душе каждого

1. Честь и собственное достоинство сильнее всего (Ф. Достоев­ский)

2. Честь — это поэзия долга (А. Виньи)

3. Твердое сознание долга — есть венец характера (Н. Шелгунов)

4. Долг основан на чувстве справедливости (Н. Шелгунов)

5. Справедливость — это истина в действии (Ж. Жубер)

6. Источник всех действий человека есть его воля (Вл. Соловьев)

7. Совесть — это наш внутренний судья (П. Гольбах)

8. Будь слугой совести и хозяином воли

Заключение: Будущая жизнь — завтрашний день жизни настоящей I. Чаадаев).

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.