|
Отворите волшебные двери добра и доверия (раздел III, занятие 2)— Сегодня, ребята, нас, наши душевные достоинства ждут сказочные испытания — мы открываем волшебные двери сказки. И пусть ваши любимые сказочные герои и душевные усилия помогут вам. — А произошло вот что... Девочка Маша и мальчик Алеша Гуляли однажды. Вечерней порошей Вдруг все замело, закружило вокруг. И рядом уже ни друзей, ни подруг.
Какие-то тропки вились вкруг детей, Какие-то звуки лились в темноте. Какая-то тайна звучала в тиши, И кто-то шептался в темной глуши.
Все так непонятно, и чудно, и дико, Все так неприятно и многолико. Что дети невольно застыли в испуге И крепко прижались с вопросом друг к другу. — Что же делать? — Какие наши усилия могут изменить ситуацию? — Войдем и мы в сказку, чтобы дети не остались одни. Согласны? Ведь с вами ваши сказочные герои. Поместим их на сказочной поляне. Может быть, они помогут ребятам. Рисунки со сказочными героями размещают на стенде или на доске, раздается тихая музыка. Но вот что-то тонко и тихо запело, На тропке одной лучом заалело, Дети несмело по тропке пошли... Все дальше и дальше... и в сказку вошли. (Музыка играет громче).
А в сказке сияло кругом и сверкало, И ласковым было сказки начало. И песня детей по тропинке звала К дороге широкой сплошь из стекла.
В ней отражались все дивные дива, Было вокруг необычно красиво, И дети внимали всему не дыша, И тихо ступали, боясь помешать.
Вдруг перед ними замок явился. Светлый и тонкий, он нежно светился. Дети несмело остановились. Ворота и двери тотчас открылись. — Войдем вместе с героями в замок? — Что бы вы хотели там увидеть? — Чего вы опасаетесь? — Что подсказывают ваши сказочные герои? — Ну что же, теперь заглянем в замок. . А там так красиво все, чисто и ладно. Уютно, тепло, необычно, нарядно, Что трудно решить, куда встать или сесть, Куда посмотреть, что сделать, что съесть. Растерянно Маша с Алешей стоят. На все тихо смотрят, не пьют, не едят. Не знают, к кому обратиться, как быть. Что дальше их ждет? Как свой дом возвратить? — А вы как думаете, что нужно, чтобы свой дом возвратить? — Пусть каждый представит свой дом и душой обратится ко всему хорошему дома. — Напишите, что самого хорошего в вашем доме, пусть это поможет детям. Ребята пишут на листочках и складывают их в конверт. Учитель читает написанное. Сказка продолжается. Только о доме подумали, вдруг На стенном полотне обозначился круг. В круге написано было письмо. И дети решили — поможет оно.
В письме говорилось, что дети должны Волшебные чары, что злобы полны, Развеять, рассеять и сразу домой Они попадут по дороге прямой.
Задумались дети, что делать, как быть, Как зло обнаружить и как победить, Как им волшебные чары понять, Их разгадать и на них повлиять. — Так как же быть? — Что подскажут вам сказочные герои? Думали долго — решенье пришло, И было простое, конечно, оно: Все злое не терпит доброго рядом. Добро им поможет, для зла станет ядом.
Дети тут дружно переглянулись, Друг друга ободрили и улыбнулись. Яствами сладкими подкрепились, Вышли из замка и в путь пустились.
Долго ли, коротко шли они, Вдруг видят — опушка. На ней только пни. Потрескались все от долгой жары.
Удушливый запах идет от коры. Надо, решили, воду найти. Нельзя же мимо такого пройти. Долго искали — воды нет нигде. Вокруг все вскопали, чтоб путь дать воде. — Какие сказочные герои добывали воду и могут подсказать, как ее добыть? И вот из земли ручеек зазвенел, Он песню веселую сразу запел. Под корни пустил он прозрачной воды,
И сразу в природе не стало беды. Пни потянулись к солнцу стволами, Стали красивыми вдруг деревами, Вместо опушки — зеленая роща. Птицы запели, и стало жить проще.
— Ну, а что же дальше? Придумайте сами. Я буду придумывать вместе с вами. Дети пытаются продолжить сказку, вводя своего героя. Его можно изобразить, можно предложить ребятам готовую ситуацию: выход сказочного героя. Желающий выходит с фразой своего героя и этим как бы разбивает чары. Можно окончательно разрушить чары, если с ребятами спеть волшебную песню вслед за птицами. — Так мы, став невольными участниками сказки, поняли, что человек — творец добра, и добрые поступки нужны сказке, нужны нам в жизни и зависят от наших душевных усилий. Поэтому и в нашей сказке: Поняли дети, осталось немного, Чтобы открылась из сказки дорога. Чтобы домой все вернуться могли И добрую память с собой унесли. Для этого надо доброе дело Сказке вернуть незаметно, умело. — Ребята, вот это мы сегодня и сделали. Мы затратили наши душевные усилия и вернули сказке доброе дело. — Как вы думаете, какая же основная мысль нашего "занятия? — Основная мысль: отворите волшебные двери сказки и своего сердца, вслушайтесь в него. Что подсказывает оно вам в сказке и*в жизни? — Ведь отворить волшебные двери своего сердца — это отворить двери добра и доверия. Протяженность этических уроков в начальное школе с учетом их динамичности и эмоциональной насыщенности не должна быть больше 40 мин. Систематически проводя уроки этической грамматики, учитель убеждается, что в детском коллективе постепенно формируется доброжелательная атмосфера взаимоотношений, коллективного общения, что благоприятно сказывается в работе на других уроках, во всех сферах жизнедеятельности детей в школе. Опосредованно содержание, и атмосфера этических занятий с детьми влияет и на семейный климат взаимоотношений с ребенком, стимулируя стремление к пониманию другого, рождая чувство эмпатии в детской душе. Способствует этому и взаимосвязь урока с другими компонентами системы: повседневной методикой этического заряда и внеурочной деятельностью этической направленности. Большие возможности для формирования нравственных представлений, этических знаний, эмоциональной сферы ребенка и опыта поведения имеет подростковый возраст. Ведь именно в этом возрасте актуальным для школьника становится процесс познания себя в сравнении с окружающими, самоосознания, определения внутренней сущности своего Я. В соответствии с этим на этических занятиях с детьми подросткового возраста важно содержательно и доступно для восприятия детского и юношеского ума представить основные категории морали, а также показать на практике преимущество следования моральным нормам. Рассмотрение этических категорий необходимо. максимально связать с жизненным опытом подростков, опираясь на который педагог сможет формировать нравственные представления и понятия детей, опыт их поведения. Методика построения этических занятий с подростками как бы вытекает из повседневной жизни класса, вопросов, которые волнуют и с которыми сталкиваются дети. Они насыщены педагогическими ситуациями, творческими заданиями, игровыми методиками, тестами, психологическими экспериментами, упражнениями по самоанализу, нравственной оценке, а также общей деятельностью. Длительный опыт внедрения этической грамматики в практику современной школы, анализ результатов деятельности учителей позволяют вычленить основные методические принципы, определяющие эффективность этических занятий с подростками: - Этические занятия построены на материале, духовно близком и понятном подросткам, связанным с актуальными для них проблемами. Методические приемы адекватны возрасту. Поиск нравственного решения, стимулирование нравственной самооценки, осознание школьником своего Я педагог ведет через сравнение учеником себя со сверстниками, поскольку подростки оценивают других, особенно сверстников, полнее и правильнее, чем себя. - Логически и продуманно расположен материал занятий, чтобы действия и упражнения, игры и ситуации вплетались в нить непрерывного и развивающегося разговора, поскольку для подростков «самое интересное — разговаривать». Строя вопросы и ставя перед учащимися нравственные проблемы, педагог вызывает различные позиции и мнения, столкновение которых рождает поиск нравственного решения. - Этические занятия всегда направлены на формирование эмоционально-чувственной стороны нравственного сознания. Чем ярче и сильнее воздействие на эмоциональную сферу личности, чем глубже отклик чувств на воздействие, тем эффективнее результат. - В этические занятия всегда включен элемент новизны. Новый поворот, неожиданное эмоциональное решение, по-новому осмысленный нравственный вывод смогут удовлетворить потребность в чувстве нового. - Этические занятия нацелены на достижение моральной истины. Это связано с процессом научно-этического анализа моральных явлений, что предполагает умение педагога глубоко и педагогически грамотно анализировать явления и факты. Как это непосредственно воплощается в этических занятиях, можно увидеть на примере трех занятий в разных возрастных группах: 5, 6, 7-й классы. Занятия отражают один раздел — «Этика отношений к окружающим» (III раздел). Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|