|
Этическая культура как педагогическая проблемаИсторический прогресс общечеловеческой культуры оценивается степенью гуманизации отношений в обществе, расширением сферы действия нравственности в жизни людей. При деморализации и дегуманизации общества, которые мы наблюдаем сегодня, чрезвычайно актуальна проблема этического воспитания подрастающего поколения. Школа как социальный институт воспитания может существенно помочь обществу, если решение данной проблемы посчитает одной из важнейших задач учебно-воспитательного процесса. Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый школой, — системообразующий фактор организации жизнедеятельности детей, и этическое воспитание должно стать его органичной составной частью. Назрела необходимость в целостной системе этического воспитания учащихся с 1-го по 11-й класс, с помощью которой ученик мог бы постичь важность и справедливость гуманистических основ жизни человека, почувствовать меру своей ответственности в их реализации в обществе, осознать значимость чувства собственного достоинства в моральном самоопределении. Сегодня особенно нужна активная работа разума школьника и его души, нужны особо выделенное время и специальные усилия, чтобы процесс освоения нравственности был не кратковременным и стихийным, а глубоким и долговременным. Основы этической культуры — гуманистическая система воспитания. Она вбирает в себя благотворные источники этического знания о человеке, которые мы черпаем: - в трудах выдающихся мыслителей, выразивших и отразивших процесс формирования и развития этики как науки; - в народной педагогике, вобравшей в себя этическое содержание народных традиций, праздников, фольклорного наследия; - в нравственном потенциале религиозных учений и проповедей, на протяжении тысячелетий игравших существенную роль в усвоении народом общечеловеческих ценностей; - в духовном богатстве произведений искусства, в которых художник воплотил свое представление о должном, об идеале. Приобщение ребенка с раннего детства к этической культуре должно вылиться в педагогически инструментированный процесс активного познания и усвоения ребенком общечеловеческих ценностей, обусловленный возрастом, построенный на тесной взаимосвязи знания, чувства, поведения, приоритетности подхода к ребенку как субъекту воспитания. Осмысливая проблему этического воспитания, мы опирались на такие ключевые понятия как личность, этика, мораль, нравственность, этическая культура, нравственная культура, общечеловеческие ценности, образ жизни. Эти понятия мы рассматривали в следующем контексте: Личность — нравственно ориентированный человек, способный взять на себя моральную ответственность за решение или действие, персонифицирующий свое Я в контексте с другими, стремящийся к нравственной самооценке и самосовершенствованию. Этика — наука о нравственной жизни человека, вобравшая в себя исторический опыт моральной культуры «многих поколений, особенности этнических традиций, народной педагогики. Мораль — обусловленная жизненным опытом поколений совокупность норм, принципов и идеалов, определяющая ценностные основы жизнедеятельности человека среди людей, воспринимающаяся им как личностное достояние. • Нравственность — выработанное личностью в соответствии с традициями, социальной средой, воспитанием и опытом поведения убеждение в необходимости моральной нормы отношений к окружающему миру, людям и самому себе. Этическая культура — сформированность и гуманистическая направленность ценностных ориентации, духовных потребностей и мотивов поведения в образе жизни личности, основой которого является служение жизни, человеку, прогрессу. Нравственная культура — осознанно выработанный на основе традиций и постоянно совершенствуемый личностью индивиду- альный опыт нравственно ценных отношений к жизни, человеку, окружающему миру, самому себе. Общечеловеческие ценности — гуманистические нормы общечеловеческой морали, в основе которых лежит убеждение в безграничности возможностей человека, его способности к совершенствованию, утверждение свободы и достоинства личности в ее социальном бытии. Образ жизни — устоявшиеся нормы индивидуальной жизни и деятельности личности, характеризующие особенности ее поведения, общения, нравственную связь между способом действия и мышления, когда мотивы и стимулы повседневного поведения становятся выражением сознательного выбора, сориентированного на нравственные ценности. Таким образом, мораль как сущностная основа жизни общества и нравственность как личностное качество являются предметом этики, этического воспитания, а нравственная культура отношений человека — основой этической культуры. С нашей точки зрения, нравственная культура является составной частью этической культуры личности, поскольку лежит в основе образа жизни человека, охватывая широкий круг его ценностных ориентации и духовных потребностей, преобразующих саму личность и определяющих нравственные параметры ее самосовершенствования. Этической культуре мы придавали значение широкого осмысления жизнедеятельности человека, включающей в себя моральные принципы поведения и сферу нравственных отношений к окружающему миру. Здесь мы разделяем позиции А. Швейцера, исходный принцип которых — благоговение перед жизнью как таковой. Все, что способствует сохранению жизни, ее развитию, прогрессу, представляется добром, а уничтожающее жизнь, причиняющее ей вред — злом. Путь к возрождению культуры, которую А. Швейцер толковал как прогресс, он усматривал в нравственном совершенствовании индивида, в творчестве, происходящем в сфере духа. Данные позиции стали ведущими в разработанной нами модели системы воспитания основ этической культуры школьников. Содержание и технология этой системы создают психолого-педагогические условия для личностного роста ребенка, становления и развития его этической культуры. При этом мы исходим из концепции воспитания, которая во главу ставит личность и именно личности отводит значимую роль в нравственном совершенствовании общества. Нормы общечеловеческой морали призваны регулировать поведение людей, выражать направленность повседневного человеческого общения, ориентировать человека как сознательного субъекта поведения на дружелюбие и вежливость, уважение и чуткость по отношению к другому, сочувствие и помощь по отношению к слабому, проявление великодушия, порядочности, благородства. Они не допускают лживости, предательства, вероломства, грубости, высокомерия, трусости, осуждая их как зло. В педагогической науке известна тенденция ученых к выделению этических категорий в нравственном просвещении школьников, к расстановке этических акцентов в процессе воспитания, решении проблемы общения и отношений учащихся (О. С. Богданова, Б. В. Бушелева, Е. В. Бондаревская, К. В. Гавриловен, Д. М. Гришин, И. Ф. Харламов, Н. Е. Щуркова). В то же время несоблюдение педагогической меры в методике этической информации, что, к сожалению, имело место в педагогической практике, нарушает гармонию освоения этических знаний, перехода их в эмоциональную сферу ученика, в нравственную практику поступка. Это проявляется в возникающем отрыве знания от поведения, что противоречит самой природе нравственного воспитания. Предпосылки для решения этого противоречия создают методические материалы, ориентирующие педагогов на культурологические корни национальной духовности, использование глубинных истоков народной педагогики с ее богатой палитрой форм эмоционального включения ребенка в процесс практического освоения нравственных норм жизнедеятельности через коллективные праздники, игры, народные традиции, фольклор, своеобразную школу народного календаря. В последние годы проявляется тенденция к разработке специализированных этических курсов с целью обеспечения вводимых в школах, особенно в новых структурах школьных учреждений, уроков человековедения, граждановедения, этики (П. С. Гуревич, Л. И. Маленкова, А. Ф. Никитин, Я. В. Соколов, Ю. К. Шрейдер, Н. Е. Щуркова). Наметившаяся тенденция подчеркивает насущную потребность педагогической практики в теоретическом и методическом осмыслении процесса этического воспитания школьников и в то же время обнаруживает недостаточность имеющейся литературы в научном и методическом его оснащении. Данная, книга адресуется учителю, реализующему в своей педагогической деятельности этическое воспитание детей, с надеждой приобщить его к целостной системе воспитания основ этической культуры школьников. Мы исходим из убеждения, что в теоретическом и методическом плане современная система воспитания этической культуры школьников должна аккумулировать прогрессивные научные идеи и эффективные способы воспитания, выявленные научной инновационной деятельностью и передовым педагогическим опытом. Мы учитываем также, что в практике современной школы наметился некоторый «конфликт ожидания», обусловленный, с одной стороны, тем, что практики надеются на немедленный эффект научных разработок без должного их творческого осмысления и преломления в собственном опыте, а, с другой стороны, преувеличивают собственную роль в организации этико-воспитательной деятельности, самостоятельно «изобретая велосипед». Свою задачу мы видим в теоретическом обосновании и методическом обеспечении целостной системы этического воспитания школьников, выявлении ее гуманистического воспитательного потенциала в условиях обновления школы и социальных перемен в обществе. Педагогическое решение задачи основано на рассмотрении этики как фактора воспитания, целью которого является актуализация нравственного потенциала личности, что имеет огромное значение на современном этапе общественной жизни. ЭТИКА И ВОСПИТАНИЕ ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|