|
Могу научиться видеть зло, жестокость, несправедливость и противодействовать этому.— В заключение послушайте об одном мальчике вашего возраста из книги Анатолия Маркуши «Азбука мужества» и подумайте, насколько в нем уже развиты эти могу, сравните с собой. Свои размышления запишите на листочке, который лежит перед вами. «...Вы моего кота видели? Думаете, это обыкновенный одноглазый кот неизвестно какой породы? Ничего подобного! Тришка не просто кот. Тришка — герой ненаписанной поэмы, ну в крайнем случае — повести. Вот что такое Тришка. Я говорю это совершенно серьезно... Два года назад приходит ко мне мальчик. Обыкновенный такой, шустренький паренек, правда, весь изодранный и исцарапанный... Я смотрю на него и в шутку спрашиваю: «Вы, молодой человек, случайно, не укротитель тигров?» Что ж вы думаете, он мне отвечает? «Нет, я не укротитель тигров. Я, наверное, бешеный и очень прошу вас, доктор, дайте мне справку с печатью...» Он бешеный, а я пиши справку! Но не в этом дело. Интересно же знать, почему он бешеный, во-первых, и для чего ему справка, во-вторых! Вы согласны? Короче говоря, через пятнадцать минут выясняется следующая картина: Володя Кострикин, ученик 5-го класса «б» Первой железнодорожной школы, шел после уроков домой. Около тупика он, Володя Кострикин, увидел Славу Недригайло, ученика шестого класса «а» той же школы, и Ивана Коломийцева, ученика шестого класса «в». Последние — Слава Недригайло и Иван Коломийцев — привязали к телеграфному столбу котенка и «расстреливали» его камнями. Володя Кострикин подошел к Славе Недригайло и выразил свое возмущение. Но Слава не только не прекратил издевательства над котенком, а обругал еще Володю Кострикина совершенно неприличными словами. Теперь, вы меня извините, и я все же попытаюсь нарисовать эту картину... На углу заброшенного тупика стоят три человека. Два — я имею в виду Недригайло и Коломийцева — здоровенные лоботрясы, а третий — я имею в виду Володю Кострикина — обыкновенный мальчик-шпингалет. Два здоровенных парня терзают беспомощного котенка. Откуда у них такая жестокость — вопрос особый. В данный момент мы его не касаемся. Что может сделать третий человек — добрый, порядочный, словом, совершенно нормальный мальчик? Лезть в драку? Но ему явно не сладить с двумя большими парнями. Бежать за людьми? Но два балбеса успеют замучить котенка раньше, чем Володя кого-нибудь найдет. И тогда Володя Кострикин, ученик пятого класса, подступив к Славе Недригайло, ученику шестого класса, неожиданно кидается на последнего и кусает его в живот. Ивану Коломийцеву с трудом удается оторвать Володю Кострикина от живота Славки Недригайло. При этом Володя Кострикин выкрикивает: «Я бешеный! Я бешеный! Имейте в виду, я бешеный...» Кошачьи палачи впадают в панику и ретируются. Володя относит домой котенка, который, не разобрав, кто правый, кто виноватый, отчаянно царапается, и является ко мне. Володя требует справку с печатью. Для чего? Он собирается отнести эту справку на эпидемиологическую станцию: «И пусть им, гадам, вкатают по двадцать уколов. Будут тогда знать, как над маленькими издеваться!» Мы идем с Володей к нему домой. В сарае, в старом посылочном ящике, ворочается и жалобно пищит изуродованный серенький котенок. Не понимаю, какое надо иметь сердце, чтобы так отделать живую тварь! By знаете, я был на войне военным врачом, я видел много страшного. Но война — другое дело, война есть война, а тут просто так... Ну и что с того — пусть котенок, пусть зайчонок, в конце концов... без всякого смысла... Не понимаю! Два часа я, старый дурак, вожусь с котенком: вправляю ему лапы, бинтую голову... И мне не стыдно в этом признаться — все эти два часа я чуть не плачу... Из котенка вырос мой кривой Тришка. Володя мне его подарил потом... Когда я рассказал отцу Недригайло всю историю от начала до конца... он спросил...: «А мальчишка-то на самом деле не опасный, т. е. не бешеный?» «Кострикин не опасный. За это я вам как врач ручаюсь. Опасный ваш сын, Недригайло Слава. Сегодня он устроил расстрел котенка, а вы знаете, что он будет делать завтра? Вы можете сказать, что котенок — мелкий, случайный факт. Тогда я спрошу вас: а какой крупный садист начинал сразу с больших акций? Не трудитесь вспоминать — таких не было». В прошлое воскресение Володя Кострикин занял на областных соревнованиях по борьбе первое место среди мальчиков. В тот день, когда искалеченный Тришка пришел в себя, Володя мне вдруг заявил: «Вы знаете, я решил тренироваться. Я хочу стать самым сильным из всех ребят. Я буду бить этих гадов, которые не понимают слов. Чем они лучше фашистов?...» Вообще я против насилия, я сторонник разума, внушения... но в данном конкретном случае как я мог сказать мальчику «нет»? Не мог. Я сказал «да». И не жалею. «Спешите делать добро» (Ф. Гааз) (6-й класс) — Сегодняшнее занятие мы начнем с двух маленьких экспериментов. В первом требуется в течение одной минуты записать на лежащих листочках любые слова. Спустя минуту учитель просит детей по желанию прочитать тот набор слов, который они записали. Несколько человек читают. Затем учитель просит подчеркнуть те, которые имеют отношение к нравственности, этике, и подсчитать, какой процент они составят от общего количества. — Какой вывод мы могли бы сделать? — Второй эксперимент: назовите 10 прилагательных. Работа выполняется аналогично первому эксперименту. — Что получилось? — Видите, человеческая мысль постоянно направлена на нравственные оценки, этику отношений, в чем вы могли убедиться в процессе нашей работы. В связи с этим мы на занятии сосредоточим внимание на том, как не только в мыслях, но и в действиях стремиться к добру. «Спешите делать добро». — Это был девиз жизни Федора Петровича (Фридрих Иозеф) Гааза, прославленного врача, посвятившего свои знания и силы беднейшим из бедняков, униженным и бесправным. Спешите делать добро, потому что коротка человеческая жизнь, спешите, потому что многие вокруг страдают от несправедливости, унижений. — Готовы ли вы соотнести с вашей жизнью этот девиз? — Подумайте, встречались ли похожие моменты в вашей жизни? Ситуация первая. Воскресенье. По телевизору должна идти интересная передача. Но мама просит по какой-то причине в это время погулять с маленьким братом. — Какой вариант поведения вы выберете: — Предложу посмотреть передачу вместе с братом. — Сначала посмотрю передачу, потом пойду гулять с братом. — Выясню, по какой причине мама не может сама погулять, потом решу, как поступать. — Пойду погуляю с братом. — Придумаю брату какую-нибудь интересную игру, пока будет идти передача, чтобы он не захотел идти гулять. — Почему вы выбрали данный вариант? Ситуация вторая. Классный руководитель объявила, что на елку в цирк (клуб) удалось достать 18 билетов и сказала: «Вас в классе 35 человек. Я вас всех люблю и не могу сама решить, кому не идти. Сделайте сами свой выбор. Поднимите руку те, кто сам решил не пойти, или предложите, как сделать по-другому». — Как ты поступишь: — Предложу тянуть жребий, чтобы было не обидно. — Предложу решить голосованием, кто достоин получить билет. — Предложу дать эти билеты тем, кто заслужил хорошей учебой и активной работой. — Подниму руку, что не пойду. — Предложу распределить по рядам, а каждый ряд выберет достойных. — Объясни выбранный вариант. Ситуация третья. Ребята готовили спектакль к Новому году. Всем хотелось играть главные роли. Как вы советуете учителю поступить при распределении ролей? Выбери вариант: — Главные роли дать тем, кто уже проявил свои способности. — Главные роли дать желающим. — Главные роли дать тем, кто еще ни разу ни в чем не участвовал. — Желающим тянуть жребий. — Пусть решают сами участники спектакля. Во всех ситуациях выбор делается письменно, поскольку это одновременно и методики нравственной направленности решений. — А теперь разнесите выбранные вами решения по следующим колонкам: для себя, для других, для коллектива. — Подумайте над тем, что у вас получилось? В чью пользу вы принимали решения? Проанализируем, какой вариант поступка в каждой ситуации говорит о доброте в отношении к другому. Этот анализ очень важен, так как в процессе него ребята осмысливают, что считать добрым и, главное, тонкость и сложность принятия наиболее чуткого решения. Здесь можно с детьми затронуть вопрос: всегда ли справедливое решение соответствует доброму? Пусть учащиеся подумают, поспорят. Ведь, например, бросить жребий — значит, поставить всех в одинаковую ситуацию, чтобы никому не было обидно. Но равные условия для всех — это не значит самое доброе решение. Может быть, именно во имя доброго по отношению к кому-то следует нарушить формальную справедливость, когда всем поровну. Очень важно, чтобы дети задумались над этим. А отсюда с ними важно обсудить вопрос: — Что же такое справедливость? (Стремление соответствовать истине в решениях и поступках, быть беспристрастным.) — А можно ли быть беспристрастным, стремясь к добру? Следовательно, доброта, добро требует от человека проявления чувств. И без этого не может быть истинной, настоящей. Вспомните слова А. С. Пушкина в его стихотворении «Памятник»: «И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал». Поэт видит главное назначение и заслугу своего творчества в том, что рождал в людях доброе, сеял семена добра. — Поразмыслим в связи с этим над такими изречениями и пословицами: Давай вершить добро, пока есть силы. Не то потом и ты, и я В преддверии могилы лишь зло пожнем.
Посеем семена добра, Покуда сеять можем, Пока земля, что столь щедра, Для нас не станет ложем Фирдоуси
Добро и зло творить всегда Во власти всех людей. Но зло творится без труда. Добро — творить трудней.
Рождает зверя зверь, Рождает птица птицу. От доброго добро, От злого зло родится.
Добро, сколь ни было оно мало, Гораздо лучше, чем большое зло.
Твори добро, чтобы, любя, добро тебя нашло. Зла не верши, чтобы тебя не погубило зло. Низами — Вы обратили внимание на то, что рядом с добром часто упоминается зло. Как вы думаете, почему? — Верно, добро всегда противодействует злу, борется с ним. — Попробуйте охарактеризовать разницу между добром и злом. Пусть ребята поразмыслят, попытаются найти точные характеристики. — Один из известных философов Альберт Швейцер очень образно определил сущность добра и зла: «Добро — то, что служит сохранению и развитию жизни, зло есть то, что уничтожает жизнь или препятствует ей». Следовательно, основное назначение человека — творить добро. Может быть, именно поэтому еще в старой азбуке, когда буквы алфавита обозначались самыми близкими человеку словами: 3 — «Земля», Л — «Люди», М — «Мыслите», Д — «Добро». Азбука как бы призывала: Люди Земли. Мыслите и Творите Добро! — Помните этот призыв, всегда следуйте ему. И чтобы он не забывался, закончим наше занятие следующими тремя заветами. Пусть они служат вам ориентиром в жизни и в отношениях с людьми. Не обижай людей — придет расплата. Нам счастья не сулит обида чья-то.
Ты будешь ближними любим И радость доброты познаешь, Не пожелав другим Того, чего себе не пожелаешь.
Без зла смотри на мирозданье, А взглядом разума, добра, любви. Жизнь — это море из благих деяний. Построй корабль и по волнам плыви. Рудаки ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|