Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Могу научиться видеть зло, жестокость, несправедливость и противодействовать этому.





В заключение послушайте об одном мальчике вашего возраста из книги Анатолия Маркуши «Азбука мужества» и подумайте, насколько в нем уже развиты эти могу, сравните с собой. Свои размышления запиши­те на листочке, который лежит перед вами.

«...Вы моего кота видели? Думаете, это обыкновенный одноглазый кот неизвестно какой породы? Ничего подобного! Тришка не просто кот. Тришка — герой ненаписанной поэмы, ну в крайнем случае — повести. Вот что такое Тришка. Я говорю это совершенно серьезно...

Два года назад приходит ко мне мальчик. Обыкновенный такой, шу­стренький паренек, правда, весь изодранный и исцарапанный... Я смотрю на него и в шутку спрашиваю: «Вы, молодой человек, случайно, не укро­титель тигров?» Что ж вы думаете, он мне отвечает? «Нет, я не укроти­тель тигров. Я, наверное, бешеный и очень прошу вас, доктор, дайте мне справку с печатью...» Он бешеный, а я пиши справку! Но не в этом дело.

Интересно же знать, почему он бешеный, во-первых, и для чего ему справка, во-вторых! Вы согласны?

Короче говоря, через пятнадцать минут выясняется следующая карти­на: Володя Кострикин, ученик 5-го класса «б» Первой железнодорожной школы, шел после уроков домой. Около тупика он, Володя Кострикин, увидел Славу Недригайло, ученика шестого класса «а» той же школы, и Ивана Коломийцева, ученика шестого класса «в». Последние — Слава Не­дригайло и Иван Коломийцев — привязали к телеграфному столбу котен­ка и «расстреливали» его камнями. Володя Кострикин подошел к Славе Недригайло и выразил свое возмущение. Но Слава не только не прекратил издевательства над котенком, а обругал еще Володю Кострикина со­вершенно неприличными словами.

Теперь, вы меня извините, и я все же попытаюсь нарисовать эту карти­ну...

На углу заброшенного тупика стоят три человека.

Два — я имею в виду Недригайло и Коломийцева — здоровенные лобо­трясы, а третий — я имею в виду Володю Кострикина — обыкновенный мальчик-шпингалет. Два здоровенных парня терзают беспомощного ко­тенка. Откуда у них такая жестокость — вопрос особый. В данный момент мы его не касаемся. Что может сделать третий человек — добрый, поря­дочный, словом, совершенно нормальный мальчик? Лезть в драку? Но ему явно не сладить с двумя большими парнями. Бежать за людьми? Но два балбеса успеют замучить котенка раньше, чем Володя кого-нибудь найдет.

И тогда Володя Кострикин, ученик пятого класса, подступив к Славе Недригайло, ученику шестого класса, неожиданно кидается на последнего и кусает его в живот.

Ивану Коломийцеву с трудом удается оторвать Володю Кострикина от живота Славки Недригайло. При этом Володя Кострикин выкрикива­ет: «Я бешеный! Я бешеный! Имейте в виду, я бешеный...» Кошачьи пала­чи впадают в панику и ретируются. Володя относит домой котенка, кото­рый, не разобрав, кто правый, кто виноватый, отчаянно царапается, и яв­ляется ко мне.

Володя требует справку с печатью. Для чего? Он собирается отнести эту справку на эпидемиологическую станцию: «И пусть им, гадам, вката­ют по двадцать уколов. Будут тогда знать, как над маленькими издевать­ся!»

Мы идем с Володей к нему домой. В сарае, в старом посылочном ящике, ворочается и жалобно пищит изуродованный серенький котенок. Не понимаю, какое надо иметь сердце, чтобы так отделать живую тварь! By знаете, я был на войне военным врачом, я видел много страшного. Но война — другое дело, война есть война, а тут просто так... Ну и что с того — пусть котенок, пусть зайчонок, в конце концов... без всякого смысла... Не понимаю!

Два часа я, старый дурак, вожусь с котенком: вправляю ему лапы, бин­тую голову... И мне не стыдно в этом признаться — все эти два часа я чуть не плачу...

Из котенка вырос мой кривой Тришка. Володя мне его подарил потом...

Когда я рассказал отцу Недригайло всю историю от начала до конца... он спросил...:

«А мальчишка-то на самом деле не опасный, т. е. не бешеный?»

«Кострикин не опасный. За это я вам как врач ручаюсь. Опасный ваш сын, Недригайло Слава. Сегодня он устроил расстрел котенка, а вы знае­те, что он будет делать завтра? Вы можете сказать, что котенок — мелкий, случайный факт. Тогда я спрошу вас: а какой крупный садист начинал сразу с больших акций? Не трудитесь вспоминать — таких не было».

В прошлое воскресение Володя Кострикин занял на областных сорев­нованиях по борьбе первое место среди мальчиков. В тот день, когда иска­леченный Тришка пришел в себя, Володя мне вдруг заявил: «Вы знаете, я решил тренироваться. Я хочу стать самым сильным из всех ребят. Я буду бить этих гадов, которые не понимают слов. Чем они лучше фашистов?...» Вообще я против насилия, я сторонник разума, внушения... но в данном конкретном случае как я мог сказать мальчику «нет»? Не мог. Я сказал «да». И не жалею.

«Спешите делать добро» (Ф. Гааз) (6-й класс)

— Сегодняшнее занятие мы начнем с двух маленьких экспериментов. В первом требуется в течение одной минуты записать на лежащих лис­точках любые слова. Спустя минуту учитель просит детей по желанию прочитать тот набор слов, который они записали. Несколько человек чи­тают. Затем учитель просит подчеркнуть те, которые имеют отношение к нравственности, этике, и подсчитать, какой процент они составят от обще­го количества.

— Какой вывод мы могли бы сделать?

— Второй эксперимент: назовите 10 прилагательных. Работа выполняется аналогично первому эксперименту.

— Что получилось?

— Видите, человеческая мысль постоянно направлена на нравственные оценки, этику отношений, в чем вы могли убедиться в процессе нашей работы. В связи с этим мы на занятии сосредоточим внимание на том, как не только в мыслях, но и в действиях стремиться к добру. «Спешите де­лать добро». — Это был девиз жизни Федора Петровича (Фридрих Иозеф) Гааза, прославленного врача, посвятившего свои знания и силы беднейшим из бедняков, униженным и бесправным. Спешите делать добро, потому что коротка человеческая жизнь, спешите, потому что мно­гие вокруг страдают от несправедливости, унижений.

— Готовы ли вы соотнести с вашей жизнью этот девиз?

— Подумайте, встречались ли похожие моменты в вашей жизни? Ситуация первая. Воскресенье. По телевизору должна идти интерес­ная передача. Но мама просит по какой-то причине в это время погулять с

маленьким братом.

— Какой вариант поведения вы выберете:

— Предложу посмотреть передачу вместе с братом.

— Сначала посмотрю передачу, потом пойду гулять с братом.

— Выясню, по какой причине мама не может сама погулять, потом решу, как поступать.

— Пойду погуляю с братом.

— Придумаю брату какую-нибудь интересную игру, пока будет идти передача, чтобы он не захотел идти гулять.

— Почему вы выбрали данный вариант?

Ситуация вторая. Классный руководитель объявила, что на елку в цирк (клуб) удалось достать 18 билетов и сказала: «Вас в классе 35 чело­век. Я вас всех люблю и не могу сама решить, кому не идти. Сделайте сами свой выбор. Поднимите руку те, кто сам решил не пойти, или пред­ложите, как сделать по-другому».

— Как ты поступишь:

— Предложу тянуть жребий, чтобы было не обидно.

— Предложу решить голосованием, кто достоин получить билет.

— Предложу дать эти билеты тем, кто заслужил хорошей учебой и активной работой.

— Подниму руку, что не пойду.

— Предложу распределить по рядам, а каждый ряд выберет достой­ных.

— Объясни выбранный вариант.

Ситуация третья. Ребята готовили спектакль к Новому году. Всем хо­телось играть главные роли. Как вы советуете учителю поступить при распределении ролей?

Выбери вариант:

— Главные роли дать тем, кто уже проявил свои способности.

— Главные роли дать желающим.

— Главные роли дать тем, кто еще ни разу ни в чем не участвовал.

— Желающим тянуть жребий.

— Пусть решают сами участники спектакля. Во всех ситуациях выбор делается письменно, поскольку это одновре­менно и методики нравственной направленности решений.

— А теперь разнесите выбранные вами решения по следующим колон­кам: для себя, для других, для коллектива.

— Подумайте над тем, что у вас получилось? В чью пользу вы прини­мали решения?

Проанализируем, какой вариант поступка в каждой ситуации говорит о доброте в отношении к другому.

Этот анализ очень важен, так как в процессе него ребята осмысливают, что считать добрым и, главное, тонкость и сложность принятия наиболее чуткого решения. Здесь можно с детьми затронуть вопрос: всегда ли спра­ведливое решение соответствует доброму? Пусть учащиеся подумают, по­спорят. Ведь, например, бросить жребий — значит, поставить всех в оди­наковую ситуацию, чтобы никому не было обидно. Но равные условия для всех — это не значит самое доброе решение. Может быть, именно во имя доброго по отношению к кому-то следует нарушить формальную справедливость, когда всем поровну. Очень важно, чтобы дети задумались над этим. А отсюда с ними важно обсудить вопрос:

Что же такое справедливость?

(Стремление соответствовать истине в решениях и поступках, быть беспристрастным.)

— А можно ли быть беспристрастным, стремясь к добру?

Следовательно, доброта, добро требует от человека проявления чувств. И без этого не может быть истинной, настоящей.

Вспомните слова А. С. Пушкина в его стихотворении «Памятник»: «И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуж­дал». Поэт видит главное назначение и заслугу своего творчества в том, что рождал в людях доброе, сеял семена добра.

— Поразмыслим в связи с этим над такими изречениями и пословица­ми:

Давай вершить добро, пока есть силы.

Не то потом и ты, и я

В преддверии могилы лишь зло пожнем.

 

Посеем семена добра,

Покуда сеять можем,

Пока земля, что столь щедра,

Для нас не станет ложем

Фирдоуси

 

Добро и зло творить всегда

Во власти всех людей.

Но зло творится без труда.

Добро — творить трудней.

 

Рождает зверя зверь,

Рождает птица птицу.

От доброго добро,

От злого зло родится.

 

Добро, сколь ни было оно мало,

Гораздо лучше, чем большое зло.

 

Твори добро, чтобы, любя, добро тебя нашло.

Зла не верши, чтобы тебя не погубило зло.

Низами

— Вы обратили внимание на то, что рядом с добром часто упоминается зло. Как вы думаете, почему?

— Верно, добро всегда противодействует злу, борется с ним.

— Попробуйте охарактеризовать разницу между добром и злом. Пусть ребята поразмыслят, попытаются найти точные характеристики.

— Один из известных философов Альберт Швейцер очень образно оп­ределил сущность добра и зла: «Добро — то, что служит сохранению и развитию жизни, зло есть то, что уничтожает жизнь или препятствует ей». Следовательно, основное назначение человека — творить добро. Может быть, именно поэтому еще в старой азбуке, когда буквы алфавита обозна­чались самыми близкими человеку словами: 3 — «Земля», Л — «Люди», М — «Мыслите», Д — «Добро». Азбука как бы призывала: Люди Земли. Мыслите и Творите Добро!

— Помните этот призыв, всегда следуйте ему. И чтобы он не забывал­ся, закончим наше занятие следующими тремя заветами. Пусть они слу­жат вам ориентиром в жизни и в отношениях с людьми.

Не обижай людей — придет расплата.

Нам счастья не сулит обида чья-то.

 

Ты будешь ближними любим

И радость доброты познаешь,

Не пожелав другим

Того, чего себе не пожелаешь.

 

Без зла смотри на мирозданье,

А взглядом разума, добра, любви.

Жизнь — это море из благих деяний.

Построй корабль и по волнам плыви.

Рудаки







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.