|
ПСИХОТЕРАПИЯ В РАЗНЫХ УСЛОВИЯХ9. Мартин Шерер КОММУНА-ИНТЕРНАТ КАК ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ СРЕДА Введение В период между принятием законов об образовании (Education Acts) 1944 и 1981 гг. наблюдалось бурное развитие системы специального обучения и ухода за детьми в условиях интернатов (residential special education & child care). Современные исследования показали, что изолированное содержание детей с психическими расстройствами в интернатах приносит больше вреда, чем пользы. Такая точка зрения служит моральным оправданием для снижения государственного финансирования интернатов. Многие представители местных администраций вообще отказались от субсидирования интернатов, предназначенных для специального обучения или ухода за детьми. Таким образом, дети, страдающие психическими расстройствами, оказались лишенными права выбрать тот или иной вид психологической поддержки. Первые психотерапевтические коммуны-интернаты возникли в 1930-х гг. и стали хорошей альтернативой традиционным видам воздействия на тех детей и подростков, чье поведение шло вразрез с общепринятыми нормами. В этой главе предпринята попытка описания и критической оценки такого подхода в свете господствующих в настоящее время теорий и современных требований к обеспечению психологической поддержки населения. Психотерапевтические коммуны предвосхитили принятие закона об образовании 1981 г. и закона о детях (Children Act) 1989 г. Несмотря на развитие и распростране- ние этого подхода, вплоть до 1981 г. психотерапевтические коммуны по-прежнему оставались сравнительно редким явлением. Они функционировали вне рамок традиционных систем образования, практического обучения детей и клинико-педагогических исследований. Совсем отказываясь от интернатов, мы можем впасть в крайность и выплеснуть вместе с водой и ребенка. Рост распространенности прогулов и широкое применение в качестве меры дисциплинарного воздействия временного отстранения от ур9-ков свидетельствуют о том, что совместное обучение проблемных и обычных детей не позволяет эффективно преодолевать возникающие у некоторых из них эмоциональные и поведенческие трудности. По-видимому, нам придется вновь обратиться к опыту терапевтических коммун, чтобы не изобретать колесо заново. Что такое психотерапевтическая коммуна? Истоки В работе Бриджленда (Bridgeland, 1971) приведено подробное описание терапевтических коммун, начиная с первых, появившихся в 1930-х гг., охарактеризованы наиболее известные из них: Нью-Барнс (New Barns) (основатели Франклин и Уилле, Franklin & Wills), Малберри-Буш (Mulberry Bush) (основатель Докер Драйсдейлс, Docker Drysdales), Котсволд (Cotswold) (Балберни, Balbernie), Пепер-Харроу (Peper Harrow) (Роуз, Rose), а также рассказано о деятельности некоторых основоположников нового подхода к обучению в условиях интерната (residential education), таких как Эйкхорн, Гомер Лэйн, А. С. Нейл и Беттлхайм (Aichorn, Homer Lane, A. S. Neil & Bettleheim). От себя хочется дополнить этот перечень коммун такими названиями, как Шоттон-Холл (Shotton Hall) (основатель Ленхофф, Lenhoff), Варлей-Мэнор (Warleigh Manor), а также Уоррендейл а Канаде (Warrendale) (Браун, Brown). Название последней коммуны часто ассоциируется с именем ее основателя (в скобках). Психотерапевтические коммуны часто возникали как альтернатива существующим подходам к работе с проблемными детьми, обычно предусматривающим те или иные меры дисциплинарного воздействия. Определение Сам термин «коммуна» предполагает равноправие ее членов, совместное владение собственностью и включенность членов в единую социальную структуру. Термин «терапия» означает некоторые попытки разрешить проблемы ее членов. Читатели, знакомые с функционированием психотерапевтических коммун, пожалуй, сочтут такое определение неконкретным, неполным или неточным. Это лишний раз доказывает расплывчатость определения психотерапевтической коммуны, а также отсутствие отработанной системы обмена опытом между сторонниками разных подходов. Из работ Уиллса (Wills, 1973; 1979) можно позаимствовать такое определение, как терапия структурированной средой (Planned Environment Therapy, PET), которое как нельзя лучше подходит для всех без исключения психотерапевтических коммун, имеющих одну общую черту: использование повседневного опыта проживания специалиста и клиентов для совместного разрешения имеющихся у клиентов проблем. В свете такого общего определения называться психотерапевтическими коммунами с полным правом могут многие учреждения, включая те, в которых используется поведенческий подход, например Челфэм-Милл (Chelfham Mill), основатель Бёрленд (Burland). Из своего определения PET Уилле (Wills, 1979) умышленно исключил поведенческие подходы. К сожалению, формулировка не позволяет читателю понять, что в действительности за ней стоит. Давайте ближе познакомимся с различными аспектами функционирования психотерапевтической коммуны. Описание Конечно, данное описание всего лишь отражает впечатления автора. Однако с помощью этого описания можно на конкретных примерах раскрыть суть того определения психо- терапевтической коммуны, которое дали Франклин и Уилле Кроме того, сразу будут видны особенности коммун, отличающие их от традиционных учреждений. Лидерство и власть Любая стабильная организация имеет социальную структуру для поддержания авторитета лидеров и для упорядочения жизни своих членов в соответствии с целями и задачами данной организации. Устанавливаются правила поведения, предусматриваются меры наказания за их нарушение, а также система приведения этих мер в исполнение. Статус в организации определяется должностью, продолжительностью работы, возрастом, полом и личными качествами конкретного лица. Чем выше статус индивида, тем больше у него возможностей повлиять на установление и соблюдение правил поведения, а также избежать наказания за их нарушение. Члены организации добровольно подчиняются установленным в ней правилам постольку, поскольку ее лидеры способны внести упорядоченность и предсказуемость в их жизнь, а также удовлетворять их потребности и чаяния. Схематично можно выделить четыре типа власти: традиционная, бюрократическая, харизматическая и демократическая (Pugh & Higson, 1989). Практически во всех организациях сосуществуют несколько форм власти. Одна властная система регулирует поведение индивидов в рамках их должностных обязанностей, другая регламентирует социальные взаимодействия между индивидами. Эти системы могут существовать независимо, дополнять друг друга или конкурировать между собой. Организации, работающие с клиентами, стремятся играть решающую роль в регуляции их социальных взаимодействий, однако клиенты склонны выстраивать собственную систему власти. Если в организации существует строгая должностная субординация в отношениях сотрудников и четкое разделение между персоналом и клиентами, клиенты, как правило, создают собственную структуру с еще более жесткой иерархией. В среде клиентов появляются свои лидеры, которые устанавливают негласные правила поведения, обычно противоречащие официальным нормам. Постепенно форми- руется система сложных взаимодействий и невербальных сигналов, благодаря которым поддерживается дисциплина в группе. Иногда лидер изъявляет свою волю еле заметным жестом (Owen, 1974). В школах и интернатах для детей нередко существует проблема буллинга. Буллит (bullying) — это форма жестокого обращения, когда физически или психически более сильный индивид или группа получает удовольствие (причиняя боль или насмехаясь), добивается покорности, завладевает имуществом или добивается сексуальных уступок от более слабого индивида. В школах закрытого типа широко распространены разнообразные буллинг-системы, включая обряды посвящения, такие как дебеггинг, пиннинг и хеджинг (debagging, pinning & hedging). Дебеггинг представляет собой грубое сексуальное унижение, когда с ребенка стаскивают брюки и жестоко обращаются с гениталиями. Пиннинг означает втыкание булавок в ягодицы в присутствии зрителей. При хеджинге новичка проталкивают сквозь изгородь, так что его одежда пачкается или приходит в негодность. Цель таких ритуалов — исключить возможность жалоб со стороны жертвы в адрес представителей администрации из-за стыда (дебеггинг), боязни встретить осуждение взрослых (плач от пиннинга) или невозможности получения от взрослых поддержки (хеджинг, наказание за испорченную одежду). Дети, которые все же осмеливаются заявить об инцидентах, становятся объектом всеобщего презрения: например, им объявляется бойкот. Обряды инициации проводятся в отношении учащихся первого семестра, в то время как агрессоры обычно находятся на втором году обучения. Часто агрессоры участвуют в издевательствах, поскольку вынуждены соблюдать сложившиеся в системе правила поведения. Такая система обычно распространена по всей школе, и первогодки, становясь «шестерками», обязаны исполнять прихоти старшеклассников. Традиционная власть. Буллинг-система имеет одно неоспоримое преимущество в глазах школьной администрации: она учит безропотно повиноваться. Однако эта же система начинает представлять серьезную проблему, если учащихся принуждают совершать противоправные действия, подрывающие авторитет школы. Выход был найден в том, чтобы включить буллинг-систему в общую структуру школьной власти за счет введения должности старосты. У старост имеются собственные «шестерки» и свои методы наказания. Таким образом, буллинг был фактически узаконен: школьная администрация, учащиеся и даже жертвы жестокого обращения хранили заговор молчания. Если факты все-таки получали огласку, у обрядов посвящения обычно находились защитники, в том числе среди пострадавших: «Мне не сделали ничего дурного, каждый настоящий мужчина должен через это пройти». Безропотное повиновение авторитетным фигурам характерно для многих организаций. Без детального анализа причин существования такой системы чрезвычайно трудно судить о необходимости изменений. В целом традиционная система власти чрезвычайно живуча. Бюрократическая власть. В психотерапевтических коммунах также существует двоевластие. Во-первых, для выполнения стоящих перед учреждением задач существует штат работников — учителей, воспитателей, секретарей, поваров и уборщиц. Независимо от источников финансирования коммуны, работодатель лично занимается подбором и расстановкой кадров. Должностные обязанности и оплата труда штатных сотрудников коммуны соответствуют государственной тарификационной системе. Подчас учителя, специалисты по уходу и воспитатели получают за одинаковую работу разное вознаграждение, что нередко служит источником конфликтов и поводом для размежевания групп. Существуют, правда, редкие исключения, когда оплата труда соответствует личным потребностям каждого работника. В бюрократической системе власти правила поведения четко регламентируются и часто фиксируются в виде контрактов или стандартных процедур. Эти правила обычно призваны отвечать интересам организации и не всегда учитывают потребности работников. Иногда непросто разделить цели учреждений системы образования и социального обеспечения. Может показаться, что потребителями образовательных услуг являются дети, хотя на самом деле реальные потребители — это те, кто их оплачивает, то есть местная администрация, государство, родители и работодатели. Дети являются одновременно «сырьем» и «продуктом» системы образования, поэтому практически лишены возможности влиять на учебный процесс. Это касается также интернатов, где проживают дети, не имеющие родителей или родители которых почему-либо не могут выполнять своих родительских функций. В таких случаях обязанность государства — взять на себя ответственность за воспитание детей. Харизматическая власть. Организации, основанные на авторитете харизматических лидеров или небольшой группы людей, включают в себя религиозные секты, политические или идеологические движения, малые предприятия. Соответственно, по каждому из перечисленных направлений выдающимися харизматическими лидерами были Иисус Христос, Карл Маркс, Фокс (движение квакеров), Генри Форд. Лидеру приписываются исключительные качества, знания или власть. Когда эти знания реализуются участниками движения на практике, их потребности и чаяния иногда удовлетворяются в полной мере. Обязательным условием роста и развития харизматической организации является достижение значительных успехов в своей деятельности, стабильность и относительный иммунитет к распространенным в обществе представлениям, иногда идущим вразрез с принципами организации. Основатели и руководители психотерапевтических коммун с полным правом могут считаться харизматическими лидерами. Это в равной мере относится к основателям первых коммун (например, А. С. Нейлу, Уиллсу, A. S. Neil, Wills) и к их последователям (таким как Балберни, Balbernie). Исключительность этих лидеров была связана с новыми теориями и практиками, которые они несли. В деятельности первых психотерапевтических коммун просматриваются идеи квакеров и Фрейда. Как правило, психотерапевтические коммуны становятся прибежищем индивидов, отвергнутых обществом. Коммуны обычно располагаются в сельской местности и являются социально самодостаточными. Чем более самодостаточна организация, тем выше вероятность того, что будут приняты и узаконены новые виды деятельности. Если деятельность организации позволяет удовлетворять потребности ее членов, общество, скорее всего, не будет ей мешать. Изоляция, связан- ная с местоположением, а также социальная изоляция обеспечивают достаточную защищенность клиентов, позволяют им развиваться в атмосфере доброжелательности и способствуют закреплению новых подходов. Сильные стороны учреждений, основанных на харизматической власти, одновременно являются источниками их слабости. Относительная изоляция, безусловно, служит хорошей защитой от враждебных внешних влияний, но вместе с тем она же препятствует позитивным веяниям извне. В результате неизбежно развивается стагнация. Практически не существует полностью изолированных психотерапевтических коммун. Большинство их них предоставляют образовательные или социальные услуги, поэтому их деятельность подлежит контролю со стороны соответствующих государственных органов. Персонал, как правило, работает, живет или обучается за пределами коммуны. В настоящее время положение дел в коммунах зависит от того, насколько велик приток клиентов, направляемых государственными службами. Таким образом, деятельность коммун происходит в рыночных условиях и на фоне жесткой конкуренции. Чтобы быть конкурентоспособными, предоставляемые услуги должны соответствовать общепринятым стандартам. Харизматические лидеры, как правило, стремятся распространить свое влияние за пределы отдельной организации. В отличие от традиционных лидеров они активно посещают различные конференции, публикуют информацию о методах своей работы, часто приглашают посетителей и студентов. Вторая проблема системы, основанной на харизматической власти, — чрезмерно высокие требования к лидеру. Любое изменение ситуации требует личного участия лидера, который, следовательно, должен всегда быть на месте. Неспособность быстро и эффективно решить проблему подрывает авторитет лидера. Членам таких организаций недостает самостоятельности. Руководителям психотерапевтических коммун это хорошо известно, поэтому иногда они намеренно уклоняются от принятия решений, предоставляя членам коммуны делать это самим. Наконец, если власть и авторитет ассоциируются с одним человеком, то его смерть, выход на пенсию или переход на дру- гую работу означают конец власти. Обычно в каждой организации существует конкуренция между теми, кто считает себя «законными наследниками». Новый лидер со стороны, скорее всего, будет отвергнут, особенно если он настаивает на переменах. Несмотря на то что персонал многих психотерапевтических коммун обладает высокой квалификацией и достаточным опытом, чтобы помочь лидеру нести бремя руководства, большинство коммун распадаются после смерти или ухода основного лидера. Демократическая власть. Демократическая власть основана на равном праве голоса у всех членов организации. Истинная демократия подразумевает не только выборность лидеров, но и регламентацию правил поведения и видов наказания за их несоблюдение. Таким образом, лидеры находятся на службе организации, следят за исполнением правил и предпринимают шаги для достижения стоящих перед организацией целей. Проблемы власти в психотерапевтической коммуне. Подобно большинству действующих организаций, психотерапевтические коммуны обычно не вписываются в узкие рамки одной системы власти. Как правило, у истоков коммуны стоит харизматический лидер, влияние которого поначалу очень велико, как и в любой небольшой организации. С течением времени в психотерапевтической коммуне формируются два типа власти: во-первых, бюрократическая, основанная на должностной субординации персонала, и, во-вторых, что особенно важно при обсуждении терапии, демократическая власть коммуны. Членство в коммуне В большинстве случаев психотерапевтические коммуны предназначены для удовлетворения потребностей взрослых людей, молодежи и гораздо реже — детей, которые имеют криминальные наклонности, испытывают эмоциональные или поведенческие трудности, страдают психическим заболеванием или плохо адаптированы к обычной жизни. Психотерапевтическая коммуна обычно подразумевает совместное проживание ее членов, то есть клиентов, и большей части или всех штатных сотрудников. Однако не существует противопоказа- ний к применению такого подхода в гериатрической практике, для работы с неполноценными, так называемыми нормальными детьми или взрослыми, в любом контексте. Так, этот подход с большим успехом использовался в дневных школах. В состав обычной психотерапевтической коммуны входят около шестидесяти и более членов, причем клиенты составляют около двух третей из них. Состав членов коммуны постоянно меняется, по мере того как клиенты преодолевают свои проблемы и возвращаются в семьи или начинают вести самостоятельную жизнь. Постоянно проживают при коммуне только ее члены, то есть клиенты и некоторые сотрудники, включая учителей, воспитателей и обслуживающий персонал. He-резиденты, такие как повара, уборщики, лица, занятые неполный рабочий день, и волонтеры могут при желании также стать членами коммуны. Степень вовлеченности в деятельность коммуны зависит от должностных обязанностей конкретного лица, факта его проживания или не проживания в коммуне и личностных особенностей. Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|