|
Каковы теоретические предпосылки работы психотерапевтических коммун?У истоков всех психотерапевтических коммун стоят их основатели, каждый из которых руководствовался в своей работе собственной теорией (Bridgeland, 1971). В дальнейшем продолжатели дела в разной степени опирались на господству- ющую теорию. Персонал предпочитал учиться на собственном опыте работы и совместного проживания с членами коммуны (Owen, 1973). Можно выделить два основных подхода, имеющих важнейшее прикладное значение для работы с детьми и подростками. Далее мы кратко остановимся на каждом из них. До настоящего времени не утратил своего значения психоанализ. Что касается поведенческой терапии, то она постепенно набирает силу. Обращает на себя вниманию, что в течение нескольких десятилетий у академических психологов был не в почете психоанализ, а теперь быстро падает авторитет поведенческой терапии. Основными пропагандистами этих двух подходов в контексте интерната являются Дэвид Уилле (David Wills, New Barnes School) и Роджер Берленд (Roger Burland, Chelfham Mill School). Психотерапия по Фрейду Главной в учении Фрейда является идея о том, что ребенок появляется на свет с конкретными инстинктивными потребностями, которые он назвал сексуальными и которые еще известны как ид. По мере своего роста и развития человек интернализует нормы и ожидания окружающих его взрослых. Эту надстройку Фрейд назвал супер-эго. В подростковый период индивид обретает собственную идентичность, которая именуется эго. Берн (Вегпе, 1975) способствовал популяризации этой схемы, переименовав три ее элемента соответственно в ребенка, родителя и взрослого (или «я»). По мнению Берна, у человека, столкнувшегося с необходимостью принять решение, в голове звучат три голоса: ребенок, или ид, требует немедленного удовлетворения инстинктивных потребностей; родитель, или супер-эго, подавляет эти требования при помощи идеалов и правил; и наконец взрослый, или эго, пытающийся отыскать разумный компромисс между двумя крайностями. Фрейд указывал на важнейшее значение сурового наказания как причины фиксации индивида на данной стадии своего развития. Предложенный Фрейдом метод вмешательства по сути дела представлял собой «разговорную психотерапию» («talk therapy»), в ходе которой клиент регрессировал до ран- них стадий своего развития, выговаривался и переносил свои чувства на психотерапевта. Два аспекта психоанализа мешают его безоговорочному принятию сторонниками такого вида терапии, как терапия структурированной средой (Planning Environment Therapy, PET) (Wills, 1973; 1979) в работе психотерапевтической коммуны. Прежде всего, программа PET предполагает помещение клиента в определенную среду для изменения его поведения, а психоанализ не придает среде особого значения. С точки зрения Фрейда, проблемы заключаются в душе клиента, поэтому терапия может проводиться в любом удобном контексте. Во-вторых, в психоанализе клиентам отказано в праве принимать демократическое или просто активное участие в планировании вмешательства и постановке его задач. А в психотерапевтических коммунах специально поощряется активная позиция членов, а социальное окружение считается важным фактором психотерапевтических изменений индивида. Влияние теории Фрейда четко просматривается в работе общих собраний психотерапевтической коммуны, где проблемы «проговариваются», а также в институте «лучших друзей», благодаря которому ребенок может сформировать новые отношения типа ребенок-родитель, выговаривается и получает импульс к дальнейшему развитию. Вместе с тем основной акцент во взаимодействии «лучших друзей» делается не на прошлых, а на текущих событиях в жизни ребенка. Конечно, прошлый опыт непременно всплывет, когда ребенок начнет осознавать, что текущие проблемы чаще всего есть повторение прошлых проблем. Поведенческая психотерапия Что касается бихевиоризма и его разновидностей, то здесь нет полной ясности. Строго говоря, сам термин «поведенческая психотерапия» относится к применению классической теории Павлова об условных рефлексах. Современный бихевиоризм (Skinner, 1972; 1977) достаточно далеко отошел от таких понятий, как выработка условных рефлексов, модификация поведения, стимул и реакция. Термин «поведение» является общим и включает в себя когниции, мысли и чувства. Современные сторонники поведенческого подхода исходят из того, что индивид воздействует на свое окружение, с тем чтобы вызвать или предотвратить некие последствия, которые, в свою очередь, подкрепляют такое поведение (Blackman, 1982). Наказание является тем следствием, которое, как опытным путем показали бихевиористы, не способно подавить нежелаемое поведение, а напротив, может привести к негативным побочным эффектам у ребенка и терапевта (Scherer, 1990). Здесь сторонники психоанализа и приверженцы бихевиоризма сходятся во мнениях, хотя и по-разному это обосновывают. Процедура проведения общего собрания психотерапевтической коммуны может быть описана с позиций когнитивного бихевиоризма и социального научения (Bandura, 1971). Именно здесь предшествующие поведению мысли и чувства могут получить одобрение или неодобрение членов коммуны. Взамен предлагаются альтернативные мысли, чувства или виды поведения. Поведение индивида в соответствии с полученными рекомендациями будет иметь подкрепление со стороны коммуны. Научение возможно благодаря предложению разнообразных социальных моделей, многие из которых сходны с поведением сверстников ребенка. При этом не требуется активного участия клиента в разработке поведенческой программы и постановке целей. Многие современные сторонники поведенческого подхода обращаются к клиенту, или к его родителям, или лицу, которое его представляет, а также к тем, кто заинтересован в помощи клиенту, — социальным работникам, учителям, работодателям и представителям общественности — в поисках целей для программы вмешательства, а также стремятся привлечь всех этих заинтересованных лиц к участию в программе (Blackman, 1979; Scherer, 1979). Бихевиористы преимущественно занимаются или должны заниматься объективной оценкой эффективности программ, направленных на достижение психотерапевтических изменений (Scherer, 1990). Вместе с тем использование методов оценки не является прерогативой сторонников поведенческого подхода. По иронии судьбы впервые оценить эффективность вмешательства попытались Брейер и Фрейд (Brewer & Freud, 1957). Как считают Херсен и Барлоу (Hersen & Barlow, 1976), психоаналитики поначалу переоценивали действенность своего подхода, что в дальнейшем пошатнуло их авторитет. В результате они полностью отказались от оценки эффективности, поскольку с помощью своего подхода им так и не удалось доказать ни одну из своих идей. Сейчас ту же ошибку делают терапевты, занимающиеся модификацией поведения («behaviour modifiers») (Scherer & Brown, 1984). Между представителями двух основных подходов не стихает борьба, в основе которой лежит предубежденное отношение друг к другу и недостаточная осведомленность. Время от времени сторонники того или иного направления развертывают масштабную кампанию травли своих оппонентов. В какой мере та или иная теория влияет на работу психотерапевтических коммун? Без всестороннего анализа невозможно дать ответ на этот вопрос. Безусловно, идеология конкретного подхода оказывает сильное влияние на практикующего его клинициста, однако тот же клиницист, скорее всего, попытается адаптировать этот подход к имеющимся потребностям, а также скорректирует этот подход в дальнейшем в зависимости от полученных результатов. Хотя теории часто используются post hoc и связь их с практикой бывает искусственной, это ни в коей мере не умаляет значения самой практики. В попытке защитить свой подход специалисты балансируют между теориями, называя свой метод комбинированным и мотивируя такой выбор здравым смыслом. В подобном описании обычно отсутствует какая бы то ни было оценка выбранного подхода, не указываются его цели и эффективность в удовлетворении потребностей детей. К сожалению, ни современным бихевиористам, ни психоаналитикам так и не удалось сформулировать, какими навыками должен обладать индивид и как ему следует себя вести. Этот вопрос имеет социальное и политическое значение. Сторонники поведенческого подхода не имеют представления о характере отношений, которые следует установить между собой клиенту и терапевту, а также о тех отношениях, в которых нуждается ребенок для своего взросления. В свою очередь, психоаналитики утверждают, что клиент переносит на тера- певта чувства из ранних отношений, например, со своими родителями. Применительно к детям, которые были отвергнуты своим социальным окружением, какой модели оказания помощи следует отдать предпочтение? Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|