|
Информированное согласие и конфиденциальностьСчитается само собой разумеющимся, что любые вмешательства в жизнь взрослого человека должны производиться только при условии информированного согласия, исключая особые обстоятельства. В отношении детей это требование соблюдается далеко не всегда. Скорее наоборот, дети считаются неполноценными, недостаточно зрелыми людьми, и на этом основании им отказывают в праве на автономию. Раньше детей воспринимали как рабов своих родителей, а раба должно быть видно, но не слышно. И уж тем более раб не имеет права участвовать в принятии решений, пусть даже и затрагивающих его жизнь, не может распоряжаться собственностью. Такое положение дел в корне изменилось после решения лордов-судей по делу Гиллика (Gillick case) (Children's Legal Centre, 1985), что затем было закреплено в Законе о детях 1989 г. Узаконено новое отношение к родительским обязанностям, при этом в качестве родителей могут выступать и лица, временно их замещающие («/осо parentis»), например, учителя или воспитатели. Контроль родителей над ребенком или его собственностью осуществляется лишь в той мере, в какой он необходим. По решению лордов-судей отменена четкая возрастная граница, после которой ребенок считается взрослым. Отныне принято считать, что ребенок постепенно приобретает знания и умения, а также способность принимать решения, касающиеся его самого или его собственности, а также участвовать в принятии решений на уровне семьи и школы. Если ребенок пожелает, он, подобно другим людям, имеет право получать конфиденциальную помощь и давать информированное согласие на вмешательство в свою жизнь. Чело- век, который эту помощь оказывает, обязан соблюдать общепринятые нормы конфиденциальности. Лицо, осуществляющее вмешательство, несет ответственность за предварительное разъяснение ребенку сути и целей вмешательства, а также отвечает за его необходимость и безопасность. В обязанности родителей входит налаживание с ребенком отношений поддержки и протекции, с тем чтобы он мог развить необходимые навыки и приобрести опыт принятия важных для себя решений. Обращает на себя внимание сходство между восприятием лордами-судьями отношений родитель-ребенок и практикой психотерапевтических коммун. Присущий коммуне институт «лучших друзей» и опека ребенка со стороны названых родителей предвосхищают новый закон. Собрание коммуны с его процедурой рассмотрения жалоб на несколько десятилетий опережают Закон о детях 1989 г. Перспективы психотерапевтических коммун Всегда были и будут дети, которых на том или ином этапе развития необходимо помещать в интернат. С учетом потребностей таких детей психотерапевтические коммуны обычно выступают в качестве альтернативы специальному обучению. В будущем коммуны, по-видимому, будут развиваться по двум направлениям: как элемент системы непрерывной психологической поддержки и как методические центры (resource centers). Элемент непрерывной психологической поддержки Многие местные органы образования используют принцип непрерывности оказания психологической поддержки, начиная с обычных дневных школ и заканчивая специальными образовательными учреждениями на базе интернатов. Главной задачей видится координация помощи конкретному ребенку и возвращение этого ребенка к нормальной жизни после удовлетворения его потребностей, что определяется по результатам оценки его состояния. На практике эта преемственность означает определенную последовательность дей- ствий в рамках одной и той же административной системы. В то же время подходы к оказанию помощи на каждом из этапов практически не изменились. Основной проблемой является отсутствие подлинной преемственности психотерапевтических отношений, в которых ребенок нуждается для удовлетворения своих потребностей в процессе развития. Каждый переход с этапа на этап может причинить больше вреда, чем само психотерапевтическое воздействие. В связи с этим оптимальным вариантом является оказание помощи ребенку там, где он в настоящее время находится, лучше всего в естественных условиях его жизнедеятельности. Место и роль психотерапевтических коммун-интернатов (residential therapeutic communities) в системе психологической поддержки видятся в том, чтобы готовить детей к учебе в обычных школах (mainstream schools) и обеспечивать им поддержку со стороны «лучших друзей», которые, в свою очередь, получают помощь от сотрудников по месту работы. С принятием Закона об образовании 1971 г. специальные школы стали отвечать за обучение детей в местных психиатрических клиниках. Это дает детям возможность постепенно интегрироваться в нормальную жизнь, пройдя путь от психиатрической клиники, через школу-интернат к местной дневной школе, а затем и дому. По Закону о детях 1989 г. местные органы образования должны предоставлять детям и их родителям альтернативные варианты обучения и психологической поддержки. Психотерапевтическая коммуна-интернат может выступать как один из таких вариантов. Методические центры В конце 1970-х гг. в докладе Уорнока (Warnock Report, 1978) было высказано предложение об использовании опыта работы специальных школ, открывая на их базе методические центры. Идея заключалась в том, чтобы ресурсы этих учреждений и наработки специалистов могли быть внедрены в систему среднего образования. Опытные работники могли бы дать квалифицированные рекомендации, оказывать поддержку учителям в дневных школах, родителям и приемным родителям на дому. При необходимости дети с трудностями адаптации к школьной и семейной обстановке могли быть на время помещены в специальный интернат, а затем, после оказания им соответствующей помощи, возвращены к нормальной жизни. Комитет Уорнока пришел к единому мнению относительно перспектив оказания помощи детям с физическими недостатками, что нашло отражение в докладе, однако дети с эмоциональными и поведенческими проблемами остались в стороне. Отдельные специальные школы предложили свои услуги в качестве дневного стационара и консультационного центра. К сожалению, концепция методических центров не получила дальнейшего развития. Обстановка психотерапевтической коммуны оказывает благотворное влияние на детей с эмоциональными и поведенческими проблемами. Вместе с тем внедрение этой практики в систему общего образования сопряжено с подрывом авторитета школьной администрации. Для успешного использования методов психотерапевтической коммуны необходимо радикальное изменение всей идеологии среднего образования и социальной структуры общеобразовательных школ. Лишение детей права участвовать в работе органов школьного самоуправления означает их полное отстранение от решения общешкольных вопросов. В настоящее время не вызывает сомнений, что дети с эмоциональными и поведенческими расстройствами представляют наибольшую проблему для школы и сильно осложняют жизнь учителей и приемных родителей. Дети с эмоциональными расстройствами со временем могут приспособиться к школьной и семейной обстановке, однако нет оснований полагать, что их потребности при этом удовлетворяются. Следовательно, изоляция и раздельное обучение таких детей неизбежны. Таким образом, распространение практики психотерапевтических коммун в системе общего образования и социальной работы не сможет заменить специальных учебных заведений и интернатов. Подготовка персонала Абсолютное большинство штатных сотрудников любой из психотерапевтических коммун обучались непосред- ственно на рабочем месте. Дело в том, что на собрании членов коммуны не только дети могут освоить необходимые навыки социального взаимодействия, но и сами сотрудники обучаются методам психотерапевтической работы. Не исключено, что лучшей формой практического обучения является метод проб и ошибок, то есть наблюдение за коллегами и собственное активное участие в жизни коммуны. Вместе с тем обучение только в ходе выполнения тойили иной работы неизбежно страдает односторонностью. Специально разработанные учебные программы позволяют выявить навыки, необходимые для конкретного метода психотерапевтического воздействия, а также помогают лучше представить себе этот метод в более широком контексте, в том числе и в сопоставлении с другими подходами. Анализ ключевых элементов подхода помогает правильно оценить его эффективность. В свою очередь, сведения об эффективности подготовки специалистов и проведения вмешательства способствуют развитию подхода. Финансирование обучения специалистов без отрыва от работы стало производиться сравнительно недавно. В так называемые «времена Бейкера» («Baker days») (по имени бывшего секретаря Комитета по образованию Объединенного королевства) большинство специалистов не могли в полной мере использовать такую возможность. Отдельные учреждения в течение нескольких лет практиковали обучение на рабочем месте и проводили ежегодные конференции (Lane, 1980). В докладе Уорнока (Warnock Report, 1978) методическим центрам было рекомендовано проводить научные исследования и заниматься подготовкой специалистов. Формальное обучение имеет свои подводные камни. Во-первых, администрация учебного заведения может пропагандировать свои идеи среди обучающихся. Во-вторых, никакое обучение не позволяет в полном объеме приобрести навыки, которые потребуются в процессе работы. Вместе с тем необходимо учить будущих специалистов оценивать результаты собственной работы и корректировать свои действия. Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|