Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Объединенная служба поддержки: опыт работы одного из местных отделов образования





В распоряжении местных органов образования, как правило, имеется целый ряд не связанных между собой служб, в которых работают сотрудники, не входящие в штат ни одной из школ. В докладе Уорнока (Warnock Report, 1978) рекомен­дуется объединить все эти службы в Консультативную служ-


бу по работе с детьми, нуждающимися в специальном обуче­нии («Special Educational Needs Advisory Service»), Позиция школьной психологической службы в этой структуре не опре­делена, поэтому споры о распределении обязанностей между школьными психологами и дефектологами по-прежнему про­должаются.

К сожалению, такие споры хотя и способствуют выяснению позиций друг друга, обычно мешают продуктивной работе. В борьбе за выстраивание иерархии отношений специалисты часто забывают о том, что главной целью объединения служб было повышение эффективности сотрудничества между пред­ставителями различных дисциплин, а не подчинение одной службы другой.

Нам повезло: в местном отделе образования, где мы рабо­тали, организационные изменения, связанные с объединени­ем служб, уже произошли. В конце 1960-х гг. дефектологи, школьные психологи и сотрудники служб психологической поддержки объединили свои усилия для решения общих за­дач. Психотерапевты, социальные работники психиатрическо­го профиля, психологи и психиатры разместились в отдель­ном центре, подчеркивая тем самым различия между работой в контексте семьи и школы. Все остальные, включая школь­ных психологов, дефектологов и внештатных специалистов по работе с учащимися школ, переехали в здание, официально арендуемое для работы с учащимися. В связи с отсутствием на данной территории специального дневного учреждения для детей с эмоциональными и поведенческими расстройствами, новому отделению вменялось в обязанность размещать у себя таких детей, оказывая тем самым поддержку обычным школам.

Вплоть до 1983 г. службы функционировали практически параллельно (а иногда и мешали друг другу!). Взаимоотноше­ния между ними не всегда были гладкими. Педагоги-дефекто-логи часто выражали свою обиду на школьных психологов, ко­торые вмешивались в их традиционную сферу деятельности — оказание поддержки в процессе обучения в обычных школах. С точки зрения дефектологов, психологи были сторонниками узкоповеденческого подхода к составлению учебного плана. С другой стороны, после публикации доклада Уорнока (War-


nock Report, 1978), школьные психологи стали негативно от­носиться к распространенной практике перевода детей в спе­циальные учебные учреждения, за что так ратовали предста­вители других служб. Сотрудники отделения сетовали на не­достаточную поддержку со стороны других служб при работе с детьми, страдающими выраженными расстройствами.

Функциональная интеграция служб стала результатом многочисленных нововведений. Во-первых, местные органы образования, руководствуясь Законом об образовании 1981 г., подготовили четкие рекомендации для школ с целью распре­делить обязанности по работе с детьми, имеющими потреб­ность в специальном обучении, а также предложили, чтобы уже на ранних этапах родители также проходили диагности­ческие процедуры и привлекались к вмешательству. Кроме того, службам поддержки школ было рекомендовано работать согласованно. Во-вторых, группы представителей разных дис­циплин размещались в соответствии с административным де­лением территории, каждая в своей части здания. Поначалу во все группы входили школьный психолог, педагог-дефекто-лог и делопроизводитель. Со временем каждое такое подраз­деление возглавил учитель, в обязанности которого входило налаживание контактов с обычными школами и оказание под­держки детям с расстройствами поведения в контексте обыч­ной школы. Благодаря такому подходу сотрудники службы ста­ли работать во вновь образованных командах, предоставляя целый комплекс услуг, в рамках единого центра.

Рекомендации местного отдела образования появились как раз вовремя и, осветив общее поле деятельности служб поддер­жки, способствовали налаживанию междисциплинарного со­трудничества. В соответствии с этими рекомендациями оценка состояния детей с потребностями в специальном обучении и соответствующее вмешательство проводились в несколько этапов, которые, однако, можно сгруппировать в зависимости от ответственных исполнителей (таблица 11.2). Первый уро­вень отличается преимущественно профилактической направ­ленностью: сюда входит проведение консультаций и обучение персонала школ без отрыва от работы, а также оказание помо­щи в изменении школьной среды. На втором уровне обычно


Таблица 11.2.

Уровни распределения функциональных обязанностей и границ ответственности при работе с детьми, нуждающимися в специальном обучении (из рекомендаций местного отдела

Образования)

 

  Уро- Ответственные Школа и Вид вмешательства Неформальный совет. Примерный перечень видов деятельности (поведенческий аспект) Визиты в школу с целью проведения кон-
вень I родители Практическая работа в районе обслуживания. Обучение по месту работы сультации (регулярно). Рекомендации учите- лям по возможным методам сбора информа- ции/разрешения проблем. Развитие школьной системы поощрений/наказаний. Курсы обуче­ния для школьных работников на базе службы
Уро- вень II Школа и роди- тели. Вместе со службой (служ- бами) поддерж- ки (наименова- Индивидуальная работа с кли- ентами • с четко определенными целями и задачами • по согласованию/при участии Индивидуальные/групповые собеседования с ребенком, учителем (учителями) и родителем (родителями). Сбор информации из различ- ных источников. Анализ проблемы и форму- лирование целей вмешательства. Оценка

 

  ние) всех заинтересованных сторон • наличие направления, офор- мленного в соответствии со всеми требованиями необходимости проведения индивидуальных сессий (с временным отстранением от посещения школы)
  Школа и родители Индивидуальная работа с клиентами (аналогично уров- ню II) и анализ необходимости привлечения новых ресурсов • наличие и доступность допол­нительных ресурсов в центре/ на стороне • процедура оценки состояния клиента с соблюдением всех формальных требований • требования законодательства (Закон об образовании 1981 г.) Ведение документации с указанием симптомов улучшения/проблемных аспектов на фоне конкретного метода вмешательства

Таблица 11.2 (окончание)

 

  Ответственные Вид вмешательства Примерный перечень видов деятельности (поведенческий аспект)
  Совместно с нижеперечи­сленными службами (службой) поддержки...   Творческое использование дополнительных ресурсов с постепенным их сокращением по мере достижения поставленных целей. Супер-визия/обучение внештатных сотрудников (на­пример, социальных работников). Мониторинг и обзор результатов
  Под руководст­вом сотрудни­ков местного отдела образо­вания    

осуществляется индивидуальная работа с клиентами, причем ее цели и задачи вырабатываются при совместном участии ро­дителей, учителей и работников службы поддержки, как пра­вило, на конкретный период времени. Число клиентов, с кото­рыми одновременно проводится работа, должно сответство-вать возможностям службы. На третьем уровне местный отдел образования принимает решение о том, что проблемы клиента выходят за пределы компетенции конкретной службы, и требу­ется привлечение дополнительных ресурсов. Службы поддерж­ки на этом этапе консультируют работников отдела образова­ния по данному случаю, а иногда, в соответствии с Законом об образовании 1981 г., проводят процедуру оценки состояния клиента с соблюдением всех формальностей и осуществляют контроль над использованием выделенных ресурсов.







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.