|
Отделы социального обеспеченияИногда работники службы социального обеспечения имеют довольно тесные контакты с персоналом психолого-педагогических консультаций. В связи с тем что за последние годы возросло число сообщений о физических и сексуальных злоупотреблениях, произошла соответствующая реорганизация работы консультаций (Black, 1989). Следует ожидать, что, несмотря на функционирование местных служб охраны прав детей, сотрудники психолого-педагогических консультаций все чаще будут привлекаться к работе с такими детьми и их семьями. По мере расширения представлений о причинах семейных дисфункций, еще одной сферой приложения усилий детских психиатров и психологов, совместно с социальными работниками, станет «неудачничество» (failure-to-thrive) детей вследствие относительного пренебрежения или давления со стороны родителей. Кроме того, социальные работники берут на себя проблемы, связанные с ростом числа разводов и распадом семей. Дело касается не только организации ухода за ребенком, но и посредничества в переговорах об опеке и по- сещении ребенка. Без сомнения, в ближайшем будущем социальным работникам потребуется помощь других служб, включая психолого-педагогическую, когда требования к ним как к специалистам превысят имеющийся у них опыт и знания. По-видимому, ограниченные ресурсы местных бюджетов и впредь будут причиной сокращения программ работы с делинк-вентными подростками и молодыми людьми, злоупотребляющими психоактивными веществами. Следовательно, потребуется более активное привлечение других служб к совместной работе с этими подростками и их семьями, включая их психиатрическое освидетельствование перед судом. Потребности клиентов Детская психолого-педагогическая служба оказывает помощь детям и подросткам, родителям, работникам образования и здравоохранения, поскольку работающие в ней специалисты обладают знаниями о норме и патологии в социальном развитии ребенка и семьи. Главными условиями эффективности работы являются возможность беспрепятственно воспользоваться услугами специалистов и быстрый отклик службы на запросы клиентов. При этом виды помощи гибко варьируют, от предоставления информации и рекомендаций до комплексных психолого-психиатрических вмешательств в тесном сотрудничестве с другими организациями и специалистами. Таким образом, без детских психолого-педагогических консультаций все вышеперечисленные и многие другие потребности потенциальных клиентов оказались бы неудовлетворенными. Как известно, многим специалистам по роду своей деятельности приходится оказывать помощь детям и их родителям в случае эмоциональных или поведенческих проблем. Однако в обществе сохраняется потребность в группе профессионалов, обладающих хорошей подготовкой по вопросам развития ребенка и психических расстройств и специализирующихся исключительно в этой области. Могут ли такие специалисты удовлетворять потребности населения, работая на базе психиатрического стационара? По мнению некоторых авторов (Black, 1987), детские психиатры и работники смежных профессий должны функционировать в государственной системе здравоохранения. Однако в этом случае не будет выполняться требование общедоступности службы охраны психического здоровья, приближенности ее подразделений к месту жительства, работы или учебы потенциальных клиентов: персонал стационара не сможет удовлетворить потребности населения в разных уголках страны. Следовательно, сохраняется необходимость в существовании амбулаторных учреждений на большинстве территорий. При наличии потребности в группе специалистов, которые по меньшей мере часть своего рабочего времени трудятся в амбулаторных условиях, надо решить, следует ли им работать сообща, единой командой (модель детской психолого-педагогической службы). Психологические проблемы у детей и в семьях проявляются в самых разных ситуациях, поэтому выявить эти проблемы могут работники здравоохранения, образования и социального обеспечения. Предпочтение, таким образом, следует отдать небольшим бригадам, оказывающим психолого-социальную помощь и работающим, соответственно, на базе учреждений здравоохранения, образования и социального обеспечения. Главное преимущество таких бригад состоит в том, что они приближены к контексту проявления проблемы и тем специалистам, которые тесно работают с клиентами. В этом случае помощь может быть оказана без промедления, в удобное для клиентов время и в привычных для них условиях. Например, родители, обратившиеся в отдел социального обеспечения по поводу улучшения жилищных условий, могут вскользь упомянуть о том, что один из детей страдает энурезом и выглядит подавленным, но откажутся от направления в детскую психолого-педагогическую консультацию, следовательно, помощь ребенку не будет оказана. К сожалению, учитывая небольшой штат этих консультаций, в настоящее время экономически нецелесообразно рассредоточивать специалистов по разным учреждениям. Обычно в условиях нехватки средств любая служба стремится, прежде всего, соблюдать собственные интересы, поэто- му при сокращении финансирования мало надежд на взаимопомощь специалистов различных учреждений. Так, местные органы здравоохранения столкнутся с проблемой оттока кадров, а врачи общей практики и участковые терапевты лишатся поддержки со стороны социальных работников психиатрического профиля, если отделы социального обеспечения в связи с сокращением штатов отзовут своих сотрудников для выполнения прямых обязанностей. В подобных обстоятельствах каждая из основных служб (здравоохранения, образования и социального обеспечения) будет стремиться к гарантированному удовлетворению собственных потребностей в услугах по решению психосоциальных проблем, оказание которых поддается контролю и коррекции. Следовательно, отделы социального обеспечения должны будут включить в свой штат сотрудников, имеющих подготовку в области семейной психотерапии, а также обладающих опытом работы по обеспечению прав детей (в идеале следует иметь собственных специалистов по детскому развитию и уходу за детьми). Органам образования потребуется содержать школьных психологов и, возможно, школьных социальных работников. Кроме того, возникнет необходимость в многочисленном штате педагогов-консультантов для работы с детьми, страдающими социальными или поведенческими расстройствами. Однако основная ответственность за оказание психиатрической помощи детям и подросткам, безусловно, лежит на органах здравоохранения. В связи с необходимостью обеспечивать должные стандарты оказания медицинской помощи органы здравоохранения по-прежнему будут руководить работой детских психиатров, психотерапевтов и медицинских сестер психиатрического профиля. Несмотря на все усилия, каждая служба по отдельности сможет обеспечить лишь минимальные потребности своих клиентов в услугах, направленных на решение психосоциальных проблем. Очевидно, что каждая из трех основных служб (здравоохранения, социального обеспечения и образования) нуждается в содействии других, чтобы иметь возможность предоставлять клиентам весь спектр необходимых им услуг. Ни один специалист, ни одно специализированное учреждение не в силах охватить все аспекты человеческого развития и патологии. Исходя из этого, при наличии поддержки со стороны местной администрации и при достаточном финансировании наиболее предпочтительными можно считать разные формы сотрудничества специалистов при работе с потенциальными клиентами. Благодаря сотрудничеству представителей систем здравоохранения, образования и социального обеспечения в рамках детских психолого-педагогических консультаций удается в основном удовлетворять вышеперечисленные потребности клиентов, то есть такое сотрудничество является вполне эффективной формой работы. Следующий вопрос заключается в том, как реорганизовать работу детской психолого-педагогической службы, чтобы меняющиеся потребности клиентов были удовлетворены наилучшим образом и с минимальными затратами. В настоящее время накоплена обширная информация о том влиянии, которое оказывают на развитие ребенка внешние события и новый опыт. «Естественные эксперименты» и эпидемиологические исследования позволили пролить свет на зависимость или, как минимум, сильную связь между психическими расстройствами и способностями к учебе у детей, с одной стороны, и семейными и школьными проблемами, с другой (Rutter, 1985). Появились первые результаты оценки эффективности терапевтического воздействия на детей с психическими расстройствами (Patterson et al., 1982; Kolvin et al., 1981; Pellegrini & Urbain, 1985). Вместе с тем эффективность вмешательств, наиболее распространенных в рамках детской психолого-педагогической службы, практически никем не оценивалась (Kazdin, 1988; Weisz et al., 1987). В частности, отсутствуют сведения о действенности интенсивной индивидуальной или групповой психодинамической терапии, а также о результатах использования системной и ряда других теорий для терапевтического воздействия на семейную группу в целом. В то же время получены определенные свидетельства эффективности использования теории научения и когнитивно-психологического подхода при поведенческой и когнитивной терапии (Yule, 1985), однако на сегодняшний день эти результаты получены в основном в лабораторных условиях или при работе со взрослыми. Таким образом, пока нет убедительных доводов в пользу необходимости проведения интенсивных или продолжительных терапевтических вмешательств в рамках детской психолого-педагогической службы. Дело не в том, что мы сомневаемся в эффективности большинства психотерапевтических подходов, а скорее в том, что на современном уровне развития науки и практики мало известно о влиянии, которое оказывают конкретные методы терапевтического воздействия на те или иные аспекты поведения ребенка и родителей. Консультативная работа с работниками здравоохранения, образования и социального обеспечения проводится уже довольно давно. Ее целью является расширение их кругозора и представлений о нормальном развитии и отклонениях у ребенка и в семье, а также для устранения некоторых распространенных у населения предрассудков. Получены конкретные доказательства эффективности такого сотрудничества (Mannino & Shore, 1975; Ritter, 1978), поэтому представляется целесообразным шире привлекать персонал детской психолого-педагогической службы для организации обучения специалистов других служб на их рабочих местах. Коль скоро в обществе существует потребность в гибкой системе предоставления услуг и расширении их спектра, имеет смысл в работе консультаций сделать акцент на краткосрочной терапии, нацеленной на решение насущных задач. Такой переход должен быть постепенным, за счет переориентации работников, с обязательным использованием имеющихся у них знаний и опыта. Следует учесть, что подготовка большинства специалистов в процессе обучения была ориентирована на проведение продолжительных вмешательств, не имеющих конкретной цели. Уже сейчас, а тем более в дальнейшем, все меньше детей и их семей будут испытывать потребность в терапии такого типа. Едва ли в будущем загруженный работой персонал детских психолого-педагогических консультаций найдет время и силы для проведения самостоятельных исследований эффективности индивидуальной и групповой терапии. Поскольку необходимость в такого рода исследованиях существует, их целе- сообразно проводить на клинической базе учебных учреждений, а также на многочисленных университетских кафедрах детской психиатрии и клинической психологии. Поддержка детских психолого-педагогических консультаций со стороны академической общественности, их тесное сотрудничество могли бы способствовать перестройке службы. Для этого прежде всего нужна добрая воля обеих сторон. В то же время хорошая подготовка и широкий кругозор представителей нового поколения детских психиатров, психологов и социальных работников, влившихся в службу, позволяют надеяться на установление такого сотрудничества уже в ближайшем будущем. ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|