Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Отделы социального обеспечения





Иногда работники службы социального обеспечения имеют довольно тесные контакты с персоналом психолого-пе­дагогических консультаций. В связи с тем что за последние годы возросло число сообщений о физических и сексуальных злоупотреблениях, произошла соответствующая реорганиза­ция работы консультаций (Black, 1989). Следует ожидать, что, несмотря на функционирование местных служб охраны прав детей, сотрудники психолого-педагогических консультаций все чаще будут привлекаться к работе с такими детьми и их семьями. По мере расширения представлений о причинах се­мейных дисфункций, еще одной сферой приложения усилий детских психиатров и психологов, совместно с социальными работниками, станет «неудачничество» (failure-to-thrive) де­тей вследствие относительного пренебрежения или давления со стороны родителей. Кроме того, социальные работники бе­рут на себя проблемы, связанные с ростом числа разводов и распадом семей. Дело касается не только организации ухода за ребенком, но и посредничества в переговорах об опеке и по-


сещении ребенка. Без сомнения, в ближайшем будущем соци­альным работникам потребуется помощь других служб, вклю­чая психолого-педагогическую, когда требования к ним как к специалистам превысят имеющийся у них опыт и знания.

По-видимому, ограниченные ресурсы местных бюджетов и впредь будут причиной сокращения программ работы с делинк-вентными подростками и молодыми людьми, злоупотребляю­щими психоактивными веществами. Следовательно, потребу­ется более активное привлечение других служб к совместной работе с этими подростками и их семьями, включая их психи­атрическое освидетельствование перед судом.

Потребности клиентов

Детская психолого-педагогическая служба оказывает помощь детям и подросткам, родителям, работникам образо­вания и здравоохранения, поскольку работающие в ней спе­циалисты обладают знаниями о норме и патологии в социаль­ном развитии ребенка и семьи. Главными условиями эффек­тивности работы являются возможность беспрепятственно воспользоваться услугами специалистов и быстрый отклик службы на запросы клиентов. При этом виды помощи гибко варьируют, от предоставления информации и рекомендаций до комплексных психолого-психиатрических вмешательств в тесном сотрудничестве с другими организациями и специали­стами. Таким образом, без детских психолого-педагогических консультаций все вышеперечисленные и многие другие по­требности потенциальных клиентов оказались бы неудовлет­воренными.

Как известно, многим специалистам по роду своей деятель­ности приходится оказывать помощь детям и их родителям в случае эмоциональных или поведенческих проблем. Однако в обществе сохраняется потребность в группе профессионалов, обладающих хорошей подготовкой по вопросам развития ре­бенка и психических расстройств и специализирующихся ис­ключительно в этой области.

Могут ли такие специалисты удовлетворять потребности населения, работая на базе психиатрического стационара? По


мнению некоторых авторов (Black, 1987), детские психиатры и работники смежных профессий должны функционировать в государственной системе здравоохранения. Однако в этом слу­чае не будет выполняться требование общедоступности служ­бы охраны психического здоровья, приближенности ее подраз­делений к месту жительства, работы или учебы потенциаль­ных клиентов: персонал стационара не сможет удовлетворить потребности населения в разных уголках страны. Следователь­но, сохраняется необходимость в существовании амбулатор­ных учреждений на большинстве территорий.

При наличии потребности в группе специалистов, которые по меньшей мере часть своего рабочего времени трудятся в ам­булаторных условиях, надо решить, следует ли им работать со­обща, единой командой (модель детской психолого-педагоги­ческой службы).

Психологические проблемы у детей и в семьях проявляют­ся в самых разных ситуациях, поэтому выявить эти проблемы могут работники здравоохранения, образования и социально­го обеспечения. Предпочтение, таким образом, следует отдать небольшим бригадам, оказывающим психолого-социальную помощь и работающим, соответственно, на базе учреждений здравоохранения, образования и социального обеспечения.

Главное преимущество таких бригад состоит в том, что они приближены к контексту проявления проблемы и тем специа­листам, которые тесно работают с клиентами. В этом случае помощь может быть оказана без промедления, в удобное для клиентов время и в привычных для них условиях. Например, родители, обратившиеся в отдел социального обеспечения по поводу улучшения жилищных условий, могут вскользь упо­мянуть о том, что один из детей страдает энурезом и выглядит подавленным, но откажутся от направления в детскую психо­лого-педагогическую консультацию, следовательно, помощь ребенку не будет оказана. К сожалению, учитывая небольшой штат этих консультаций, в настоящее время экономически не­целесообразно рассредоточивать специалистов по разным уч­реждениям.

Обычно в условиях нехватки средств любая служба стре­мится, прежде всего, соблюдать собственные интересы, поэто-


му при сокращении финансирования мало надежд на взаимо­помощь специалистов различных учреждений. Так, местные органы здравоохранения столкнутся с проблемой оттока кад­ров, а врачи общей практики и участковые терапевты лишатся поддержки со стороны социальных работников психиатриче­ского профиля, если отделы социального обеспечения в связи с сокращением штатов отзовут своих сотрудников для выпол­нения прямых обязанностей.

В подобных обстоятельствах каждая из основных служб (здравоохранения, образования и социального обеспечения) будет стремиться к гарантированному удовлетворению соб­ственных потребностей в услугах по решению психосоциаль­ных проблем, оказание которых поддается контролю и кор­рекции.

Следовательно, отделы социального обеспечения должны будут включить в свой штат сотрудников, имеющих подготов­ку в области семейной психотерапии, а также обладающих опы­том работы по обеспечению прав детей (в идеале следует иметь собственных специалистов по детскому развитию и уходу за детьми).

Органам образования потребуется содержать школьных пси­хологов и, возможно, школьных социальных работников. Кро­ме того, возникнет необходимость в многочисленном штате педагогов-консультантов для работы с детьми, страдающими социальными или поведенческими расстройствами. Однако основная ответственность за оказание психиатрической помо­щи детям и подросткам, безусловно, лежит на органах здраво­охранения. В связи с необходимостью обеспечивать должные стандарты оказания медицинской помощи органы здравоох­ранения по-прежнему будут руководить работой детских пси­хиатров, психотерапевтов и медицинских сестер психиатри­ческого профиля.

Несмотря на все усилия, каждая служба по отдельности смо­жет обеспечить лишь минимальные потребности своих клиен­тов в услугах, направленных на решение психосоциальных про­блем.

Очевидно, что каждая из трех основных служб (здравоох­ранения, социального обеспечения и образования) нуждается в содействии других, чтобы иметь возможность предоставлять


клиентам весь спектр необходимых им услуг. Ни один специ­алист, ни одно специализированное учреждение не в силах ох­ватить все аспекты человеческого развития и патологии. Ис­ходя из этого, при наличии поддержки со стороны местной ад­министрации и при достаточном финансировании наиболее предпочтительными можно считать разные формы сотрудни­чества специалистов при работе с потенциальными клиентами.

Благодаря сотрудничеству представителей систем здраво­охранения, образования и социального обеспечения в рамках детских психолого-педагогических консультаций удается в ос­новном удовлетворять вышеперечисленные потребности кли­ентов, то есть такое сотрудничество является вполне эффек­тивной формой работы.

Следующий вопрос заключается в том, как реорганизовать работу детской психолого-педагогической службы, чтобы ме­няющиеся потребности клиентов были удовлетворены наи­лучшим образом и с минимальными затратами.

В настоящее время накоплена обширная информация о том влиянии, которое оказывают на развитие ребенка внешние со­бытия и новый опыт. «Естественные эксперименты» и эпиде­миологические исследования позволили пролить свет на за­висимость или, как минимум, сильную связь между психичес­кими расстройствами и способностями к учебе у детей, с одной стороны, и семейными и школьными проблемами, с другой (Rutter, 1985). Появились первые результаты оценки эффек­тивности терапевтического воздействия на детей с психичес­кими расстройствами (Patterson et al., 1982; Kolvin et al., 1981; Pellegrini & Urbain, 1985).

Вместе с тем эффективность вмешательств, наиболее рас­пространенных в рамках детской психолого-педагогической службы, практически никем не оценивалась (Kazdin, 1988; Weisz et al., 1987). В частности, отсутствуют сведения о дей­ственности интенсивной индивидуальной или групповой пси­ходинамической терапии, а также о результатах использова­ния системной и ряда других теорий для терапевтического воздействия на семейную группу в целом. В то же время полу­чены определенные свидетельства эффективности использо­вания теории научения и когнитивно-психологического под­хода при поведенческой и когнитивной терапии (Yule, 1985),


однако на сегодняшний день эти результаты получены в ос­новном в лабораторных условиях или при работе со взрослы­ми. Таким образом, пока нет убедительных доводов в пользу необходимости проведения интенсивных или продолжитель­ных терапевтических вмешательств в рамках детской психо­лого-педагогической службы. Дело не в том, что мы сомнева­емся в эффективности большинства психотерапевтических подходов, а скорее в том, что на современном уровне развития науки и практики мало известно о влиянии, которое оказыва­ют конкретные методы терапевтического воздействия на те или иные аспекты поведения ребенка и родителей.

Консультативная работа с работниками здравоохранения, образования и социального обеспечения проводится уже до­вольно давно. Ее целью является расширение их кругозора и представлений о нормальном развитии и отклонениях у ребен­ка и в семье, а также для устранения некоторых распростра­ненных у населения предрассудков. Получены конкретные до­казательства эффективности такого сотрудничества (Mannino & Shore, 1975; Ritter, 1978), поэтому представляется целесо­образным шире привлекать персонал детской психолого-пе­дагогической службы для организации обучения специалис­тов других служб на их рабочих местах.

Коль скоро в обществе существует потребность в гибкой системе предоставления услуг и расширении их спектра, имеет смысл в работе консультаций сделать акцент на краткосрочной терапии, нацеленной на решение насущных задач. Такой пе­реход должен быть постепенным, за счет переориентации ра­ботников, с обязательным использованием имеющихся у них знаний и опыта. Следует учесть, что подготовка большинства специалистов в процессе обучения была ориентирована на про­ведение продолжительных вмешательств, не имеющих конк­ретной цели. Уже сейчас, а тем более в дальнейшем, все мень­ше детей и их семей будут испытывать потребность в терапии такого типа.

Едва ли в будущем загруженный работой персонал детских психолого-педагогических консультаций найдет время и силы для проведения самостоятельных исследований эффективно­сти индивидуальной и групповой терапии. Поскольку необ­ходимость в такого рода исследованиях существует, их целе-


сообразно проводить на клинической базе учебных учрежде­ний, а также на многочисленных университетских кафедрах детской психиатрии и клинической психологии. Поддержка детских психолого-педагогических консультаций со стороны академической общественности, их тесное сотрудничество мог­ли бы способствовать перестройке службы. Для этого прежде всего нужна добрая воля обеих сторон. В то же время хорошая подготовка и широкий кругозор представителей нового поко­ления детских психиатров, психологов и социальных работ­ников, влившихся в службу, позволяют надеяться на установ­ление такого сотрудничества уже в ближайшем будущем.







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.