|
Коммунитарные психологи и подростки, совершившие преступления на сексуальной почве⇐ ПредыдущаяСтр 35 из 35 Терапевтическая работа с подростками, совершившими преступления на сексуальной почве, неразрывно связана с решением ряда юридических вопросов. Как правило, такие подростки не обращаются за помощью самостоятельно, их направляют специальные службы, что накладывает отпечаток на организацию терапевтического процесса (Wilson & Shine, 1990). Психологи, работающие с подростками по решению суда, часто сотрудничают с представителями местного департамента социального обеспечения. Как правило, прикрепленный к ребенку полевой социальный работник является наиболее информированным специалистом. К сожалению, бывает и так, что несовершеннолетний преступник, находящийся под надзором или направленный в специальное учреждение, не имеет прикрепленного социального работника. В этом случае то учреждение, куда помещен подросток, выделяет так называемого «ключевого работника», который принимает активное участие в терапевтическом вмешательстве. В рамках такого вмешательства задача психолога — помочь социальному работнику приобрести определенные терапевтические навыки (например, освоить поведенческие подходы, способы проведения собеседования, элементы консультирования и т. д.). Конкретный пример совместного вмешательства (адресованного юноше, напавшему с целью изнасилования на женщи- ну средних лет), описан Холлом (Hall, 1990a). Это вмешательство осуществлялось социальным работником по делам несовершеннолетних правонарушителей при участии психолога и других участников проекта Trinity Road Project. Нападение на женщину было совершено в присутствии сверстников юноши и не было ничем спровоцировано. Важным элементом вмешательства была демонстрация подростку (в видеозаписи) с целью коррекции некоторых аспектов его мировоззрения адекватного модельного поведения взрослого мужчины. Прежде всего требовалось скорректировать его представления о ролях мужчины и женщины, об особенностях эмоциональных, социальных и сексуальных отношений между ними. Кроме того, нуждались в изменении моральные установки юноши, в частности о «чувстве вины и стыде», «хорошем и дурном» и «правах отдельного индивида», а также его понимание сексуальности и связанные с этим сексуальные предпочтения, фантазии и личный опыт. Вмешательство в основном проводилось в рамках центра по делам несовершеннолетних правонарушителей, но наряду с этим большая работа с юношей велась на дому, при участии членов семьи. Программа включала целый ряд письменных заданий, дискуссионные сессии, просмотр видеофильмов и ролевую игру. Главной задачей юноши был детальный поведенческий анализ совершенного преступления. Для фасилитации когнитивных изменений проводились специальные терапевтические сессии. В ходе всего вмешательства использовалось простое подкрепление. Основной целью вмешательства было создание у юноши адекватных социальных и моральных установок для профилактики подобных преступлений в дальнейшем. В работе Райана с коллегами (Ryan et al, 1987) предлагается подход к выявлению общих особенностей всех преступлений на сексуальной почве, совершаемых несовершеннолетними, который также был учтен при разработке проекта Trinity Road Project. Авторы разработали концепцию — «цикл сексуального преступления» («sexual assault cycle»), — позволявшую лучше представить себе когнитивные, поведенческие, психологические и ситуационные факторы, повышающие вероятность преступлений на сексуальной почве. Кроме того, Бекер с сотрудниками (Becker et al., 1987) детально проанализировали такое явление, как подражание подростков сексуально агрессивному поведению взрослых. Результаты обоих проектов оказались весьма полезными для терапевтической работы с подростками и их семьями. В Великобритании психологи редко публикуют сообщения о работе с подростками, совершившими преступления на сексуальной почве. По результатам одного такого проекта (Wilson & Shine, 1990) делается вывод о высокой эффективности психологического вмешательства при работе с некоторыми подростками. Холл (Hall, 1990a) разъясняет сущность такого вмешательства на примере бирмингемской мультидисципли-нарной службы по защите прав детей, когда социальные работники, иногда в сотрудничестве с другими специалистами, работали с 6 мальчиками, одному из которых было восемь лет, а остальным от 13 до 17. Трое из старших мальчиков были осуждены за преступления на сексуальной почве. В дальнейшем двое были переданы местным властям и помещены в детский дом. Трое остальных были отпущены домой, над одним из них был учрежден надзор (и предписана промежуточная терапия IT). Младший из мальчиков остался в семье. Семнадцатилетний юноша проживал со своими родителями, младшим братом 15 лет и 6-летней сестрой. Он был обвинен в сексуальном насилии над сестрой, причем факты свидетельствовали против него. В результате юношу поместили в детский дом, и он стал посещать специальную школу. Ко всем мальчикам были прикреплены социальные работники. Ниже приведены некоторые сведения, позволяющие судить об элементах вмешательства и участии в нем специалистов. Работа проводилась сразу по двум направлениям. Во-первых, в семье и детском доме с юношей и членами его семьи (исключая сестру), и, во-вторых, с пострадавшей девочкой. Первая часть работы включала шесть этапов. 1. Встречи с семьей, в присутствии матери, отца и двух братьев. 2. Встречи с братьями. 3. Индивидуальные сессии с юношей, совершившим преступ 4. Индивидуальные собеседования с каждым из родителей. 5. Совместные встречи при участии социального работника 6. Совместные встречи с представителями школы. В работе принимали участие два профессиональных социальных работника по защите прав детей, классный руководитель и психолог. Использовались различные техники вмешательства, от структурной семейной психотерапии и прикладного поведенческого анализа до игровой терапии и недирективного консультирования (включая психолого-сексуальное консультирование). Вторая часть работы проходила в четыре этапа. 1. Индивидуальные собеседования с девочкой женщины-со- 2. Игровая терапия. 3. Игровые сессии с привлечением матери для выработки стра 4. Взаимодействие со школой для сохранения у девочки до Эту работу проводили полевой социальный работник, классный руководитель и психолог в роли консультанта. Юноша оставался в детском доме до достижения 19-летнего возраста. Его сестра продолжала жить с родителями. Профилактическая работа продолжалась с каждым из них. В отношении девочки проводилось наблюдение за ее эмоциональным развитием, а также оказывалась помощь в освоении навыков самозащиты. В отношении юноши велась работа по развитию чувства собственного «я», с целью помочь ему в дальнейшем контролировать свои поступки. И брат, и сестра продолжали нуждаться в поддержке и наблюдении со стороны психолога. Заключение В своей работе коммунитарные психологи много сил и времени уделяют оценке детского развития, защите прав детей и работе с несовершеннолетними правонарушителями. Можно утверждать, что именно по этим аспектам семья как социальная подсистема наиболее тесно связана с окружающим со- обществом. Вклад психологов становится все более заметным, по мере того как клинические и школьные психологи начинают сотрудничать с местными департаментами социального обеспечения и социальной работы. Безусловно, ситуация может в любой момент измениться с принятием новых законодательных актов, таких как Закон о государственном здравоохранении и социальной опеке (National Health Service & Community Care Act) 1990 г., Закон о детях 1989 г. и Закон о реформе образования (Education Reform Act) 1988 г. Психологи, работающие с семьями и детьми, которых направили департаменты социального обслуживания или социальной работы (главными причинами такого направления в настоящее время являются жестокое или небрежное обращение с детьми), не могут не учитывать социальных, экономических, культурных и политических факторов окружающей среды, оказывающих заметное влияние на жизнь людей. Работа в условиях конкретного сообщества предполагает не только учет всех этих факторов, но и использование их для достижения необходимых терапевтических изменений. Вместе с тем нельзя не согласиться с Хеллером (Heller, 1990), который справедливо отмечает, что «социальные изменения легче рекомендовать, чем осуществить, поскольку социальные проблемы неотделимы от общества в целом и отражают долгосрочные политические и социальные тенденции». В контексте данной главы уместно сослаться на Гишара (Guishard, 1990), который рассматривает психологические корни двух социальных проблем, расизма и жестокого обращения с детьми, и предлагает пути профилактики этих явлений в рамках конкретного сообщества. На современном этапе назрела потребность в оценке эффективности коммунитарных психологических служб в Великобритании. К сожалению, по информации Британского психологического общества (British Psychological Society's Report, 1990), программы подготовки клинических и школьных психологов не рассчитаны на работу во многих из вышеперечисленных условий. В докладе Британского психологического общества указываются те аспекты, которые следует обязательно включать в программы подготовки специалистов. Холл (Hall, 1990b) пред- лагает специальную учебную программу для школьных психологов, в которой предусмотрена подготовка к работе по оказанию помощи в рамках департаментов социального обеспечения и, возможно, других департаментов местной администрации. Необходима дальнейшая проработка этого вопроса. Наконец, Браун (Brown, 1986) предложил, чтобы комму-нитарным психологам была предоставлена максимально полная информация о потенциальных возможностях использования их знаний и навыков в местном сообществе. Но уже сейчас не вызывает сомнения, что для эффективной работы в рамках своих сообществ психологи должны активно налаживать сотрудничество с представителями других профессий. Коммунитарные психологические службы заняли достойное место в системе оказания услуг детям и подросткам. Со временем благодаря совместной работе со специалистами других учреждений их роль еще больше возрастет. Литература Adams]., Gifford V. Taking Care with Toby and the Puppet Gang, Nuneaton: George Elliot Hospital N. E. Warwickshire H. A. 1992. Allen G.J., ChinskeyJ. M., Larcen S. W., LochmanJ. E., Selinger H. V. Community Psychology and the Schools: A Behaviourally Oriented Multilevel Preventive Approach, Hillsdale, NJ: Lawrence Eribaum. 1976. Barlow N. T. Implementing a challenge to care, International Journal of Behavioural Social Work and Abstracts 2(1): 17-301982. BeckerJ. V., Cunningham-RathnerJ., Kaplan M. S. Adolescent sexual offenders: demographics, criminal and sexual histories, and recommendations for reducing future offenses, Journal of Interpersonal Violence 1(4): 431-45. 1987. Bender M. P. The role of a community psychologist, Bulletin of the British Psychological Society 25: 211-18. 1972. Bender M. P. Community Psychology. London: Methuen. Bidder, R.T. and Hewitt, K.E. (1986) Child health, in H. С. Н. Koch (ed.) Community Clinical Psychology. Beckenham: Croom Helm. 1976. Billinge M., Blayney C., Woods R., Benfield P. Child abuse and educational psychologists, Division of Educational and Child Psychology Newsletter no 38, Leicester: British Psychological Society. 1990. Braun D. Responding to Child Abuse: Action and Planning for Teachers and Other Professionals. London: Bedford Square Press. 1988. British Psychological Society. Psychologists and Social Services, Leicester: BPS. 1990. Brown B. Constructing psychological services in Social Services Departments, in I. McPherson and A. Sutton (eds) Reconstructing Psychological Practice. London: Croom Helm. 1981. Brown B. Services for adolescents, in H.C.H. Koch (ed.) Community Clinical Psychology. Beckenham: Croom Helm. 1986. Cawson P. Intermediate treatment, Journal of Child Psycho-4logyand Psychiatry 26(5):675-81. 1985. Children Act. London: HMSO. Chisholm В., Kearney D., Knight G., Little H., Morris S. and Tweddle D. (1986) Preventive Approaches to Disruption. London: Macmillan. 1989. Crampton-Smith F. Paper presented to the Association for Behavioural Approaches with Children, Hillscourt Education Centre, Birmingham. 1987. Dale P., Davies M., Morrison Т., Waters}. Dangerous Families: Assessment and Treatment of Child Abuse. London: Tavistock. Education Reform Act (1988) London: HMSO. 1986. Elliott M. KIDSCAPE: Good Sense Defence for the Young. London: Kidscape Press. 1986. Elliott M. Bullying: harmless fun or murder?, in E. Roland and E. Munthe (eds) Bullying: An International Perspective. London: Fulton Books. 1989. Elliott M. TEENSCAPE: Personal Safety Programme for Young People. London: Kidscape Press. 1990. Feldman P. Applying psychology to the reduction of juvenile offending and offences: methods and results, Issues in Criminolo-gical and Legal Psychology 14: 3-32. 1989. Fingleton K., Samson A., HazellA., Ridley R., MarslandP. Child Protection: Two 2-day Courses for Teachers, Oldham: Child Protection Training Group, Oldham MB. 1988. Gesten E. L., Jason L. A. Social and community interventions, Annual Review of Psychology 38: 427-60. 1987. Goldstein A. P., Keller H. Aggressive Behaviour: Assessment and Intervention. New York: Pergamon Press. 1987. Gregory P., Tweddle D. Teaching independence in community homes, Social Work Service 19: 48-52. 1979. GuishardJ. The Psychology of Race and Child Protection, Birmingham: Trinity Road Project. 1990. Hall N. Psychologists in Social Services Departments working with children and young people, Paper presented to «Psychologists in Community Settings», University of Birmingham. 1987. HallN. Working with parents who abuse their children, Educational Psychology in Practice October: 131-40. 1988. HallN. Psychological interventions in a multi-disciplinary child protection project, Paper for submission to Educational Psychology in Practice. 1990a. HallN. Educational psychologists in training: applying psychology to the work of Social Services Departments, Paper for submission to Educational Psychology in Practice. 1990b. Halpem R. Community-based early intervention, in S. J. Mei-sels and J. P. Shonkoff (eds) Handbook of Early Childhood Intervention, Cambridge: Cambridge University Press. 1990. Heller K. Social and community intervention, Annual Review of Psychology 41:141-68. 1990. Herbert M. Behaviour modification of children with aggressive conduct disorders: the use of triadic model interventions in home settings, Issues in Criminological and Legal Psychology 12: 46-57.1988. Hollin C. Psychology and Crime: An Introduction to Criminological Psychology. London: Routledge. 1989. Iscoe I., Harris L. C. Social and community interventions, Annual Review of Psychology 35: 333-60. 1984. Jackson M. F., MarzillierJ. S. The Youth Club Project: a community-based intervention for shy adolescents, Behavioural Psychotherapy 10(1): 87-100.1982. Lane D. A. The Impossible Child, Stoke-on-Trent: Trentham Books. 1990. Levine M., Perkins D. V. Principles of Community Psychology: Perspectives and Applications. New York: Oxford University Press. 1987. Levy B. A mental health initiative in a sixth form college, Paper presented to the Association for Child Psychology and Psychiatry, University of Birmingham. 1989. Loxley D. Community psychology, in B. Gillham (ed.) Reconstructing Educational Psychology. London: Croom Helm. 1978. McDermottA. Principles into Practice: A Developmental Study of a Community, Mental Health Service, Manchester: Youth Development Trust. 1986. National Health Service and Community Care Act (1990) London: HMSO. Newman N. R., LutzkerJ. R. Prevention programmes, in R. T. Am-mermon (ed.) Children at Risk: An Evaluation of Factors Contributing to Child Abuse and Neglect. New York: Plenum. 1990. Preston M. A., Carnegie J. Intermediate treatment: working with offenders in the community, Issues in Criminological and Legal Psychology 14: 69-77. 1989. Priestley P., McGuireJ., FleggD., Hemsley V., Welham D. Social Skills and Personal Problem Solving. London: Tavistock. 1978. Rapoport R. N. New Interventions/or Children and Youth: Action-research Approaches, Cambridge: Cambridge University Press. 1987. RappaportJ. Community Psychology: Values, Research, and Action. New York: Holt, Rinehart & Winston. 1977. Rochdale Child Abuse Training Committee (1987) Teachers Don't Just Worry, Do Something, Rochdale: RCATC. Rouf K., Peake A. Working with Sexually Abused Children: A Resource Pack for Professionals. London: Children's Society. 1989. Ryan G., Lane S., Davis J., Isaac C. Juvenile sex offenders: development and correction, Child Abuse and Neglect 11: 385— 95. 1987. Spence S. Social Skills Training with Children and Adolescents, Windsor: National Foundation for Educational Research. 1980. Tattum D. P., Lane D. A. Bullying in Schools, Stoke-on-Trent: Trentham Books. 1989. Vetere A., Gale, A. Ecological Studies of Family Life, Chiche-ster: Wiley. 1987. Wilson M. Community Psychology in Easterhouse, Glasgow: Strathclyde Regional Council. 1988. Wilson P., ShineJ. Characteristics and potential treatment needs of sexual offenders, Issues in Criminological and Legal Psychology 15: 50-8. 1990. Дэвид Лейн — доктор психологии, профессор, старший преподаватель Сиракузского университета и Лондонского университетского колледжа, ав-гор книг «Этот невозможный ребенок» («The Impossible Child») и «Запугивание в школе» («Bullying in School»). Эндрю Миллер — доктор психологии, заведующий курсом педагогической психологии в Ноттингемском университете, автор книги «Психологические службы в начальных школах» («Psychological Services for Primary Schools»). В предлагаемом руководстве, объединяющем работы авторов с разной теоретической ориентацией, отражены современные тенденции развития психотерапевтической работы с подрастающим поколением. В книге обсуждаются проблемы совершенствования специализированных служб, подходов и методов по оказанию психолого-педагогической, психиатрической и социальной помощи детям и подросткам, новые формы психотерапевтических воздействий и области практической деятельности специалистов по детской и подростковой психотерапии. Книга адресована специалистам, работающим с детьми и подростками, а также их родственниками в различных медицинских, образовательных и социально-психологических учреждениях, организаторам различных служб и исследователям, занимающимся изучением эффективности различных психотерапевтических воздействий и разработкой перспективных концепций психотерапии r гпрлр лртрй и подростков. Практикум по психотерапии; ДЕТСКАЯ • • *»•—««(•/• ПОДРОСТКОВАЯ Психотерапия 1од редакцией Дэвида Лейна и Эндрю Миллера Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|