Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Розвиток економіки Англії в20 – 30 рр. 20 ст.





Завершение 1918 года прошло в Ве­ликобритании под знаком долгожданной победы и окончания мировой войны. В стране, несмотря на трудности послевоенного времени, нача­лось оживление в экономике, которое было вызвано двумя главными факторами:

-резко повысился спрос на потребительские товары внутрен­него рынка;

-несколько улучшилась обстановка для активизации внешней торговли.

Оживлению в торговле и промышленности Великобритании содей­ствовали восстановительные работы, проводившиеся в стране и дру­гих государствах после окончания войны. Это давало возможность властям выделять определенные средства на пособия демобилизован­ным солдатам и военным морякам, рабочим военных заводов, оказав­шимся без работы.

Значительное количество грсударственных военных заводов было распродано в частные руки, к началу 20-х гг. у государства их было в 4 раза больше, чем до войны.

Правительств участвовло в осуществлении программ помощи безработным, жилищного строительс­тва, развитии системы народного образования. Вводилось обязательное рбучение детей до. 14-летнего возраста, общее начальное обучение объявля­лось бесплатным.

Огромный государственный долг на погашение кото­рого ежегодно расходовалось около 40 % государственно­го бюджета, способствовал сохранению высокого уровня налогов, что в свою очередь приводило к росту цен и паде­нию платежеспособности населения.

В сфере междуна­родных финансовых операций с Лондонским Сити теперь успешно боролись биржи Нью-Йорка и Амстердама. Из­быток транспортных судов после войны вызвал падение стоимости фрахтов и сокращение объема перевозок, вы­полнявшихся на британских кораблях.



В 20-е гг. британское хозяйство развивалось неравно­мерно. Сравнительно быстро росло производство в новых отраслях промышленности, в которых наиболее быстро шли процессы технической реконструкции предприятий, увеличения их энерговооруженности, широкой механиза­ции, электрификации и химизации производственных процессов, увеличивалась производительность труда.

Развитие новых отраслей промышленности — автомоби-лестроения, авиационной, электротехнической, — находив­шихся на передовых рубежах технического прогресса и тре­бовавших особенно крупных капиталовложений, усилили концентрацию и централизацию производства и капитала.

К концу 20-х гг. 70% всего производства железа и стали в стране приходилось на долю 20 фирм.

К 1929г. английская промышленность только дос­тигла объема выпуска продукции 1913 г., причем в основном за счет новых отраслей производства.

Таким образом, в первое послевоенное десятилетие эко­номика Англии развивалась сложно и противоречиво. Это было обусловлено, с одной стороны, приверженностью ос­новной массы английского общества к старым традицион­ным методам экономического развития — "жизнь за счет колоний" — и нежеланием вкладывать крупные суммы в развитие собственной экономики. С другой стороны, воз­раставшая мировая конкуренция более молодых и энер­гичных государств все-таки заставляла правительства кон­серваторов и лейбористов предпринимать определенные шаги в направлении совершенствования управления эко­номикой, однако они не всегда давали желаемые результа­ты и страна все более уступала свои позиции.

 

Розвиток економіки Франції в 20-30 рр.ХХст.

С ростом крупной промышленности увеличи­лась численность французского рабочего класса и, что особенно важно, возросла прослойка индустриальных ра­бочих. Однако и в начале 20-х гг. большинство француз­ских рабочих было занято на мелких и средних предприя­тиях. В 1921 г. на крупных предприятиях (более 100 чело­век на каждом) было занято 32,5 % всех промышленных рабочих .Заслуживает внимания и вопрос о средствах проведения правящими кругами Франции в послевоенный период так называемых антикризисных мероприятий, регулирующих взаимоотношения между трудом и капиталом. Так, партия радикалов выдвигала такие требования, как введение прог­рессивного подоходного налога, предоставление дешевого кредита крестьянам, национализацию городского транспор­та, железнодорожных дорог и некоторых других предприя­тий общественного пользования. Рабочие требовали введения 8-часового рабочего дня, повышения заработной платы, расширения социального страхования. Правительство А.Мильерана сделало попытку урезать права, завоеванные рабочими весной 1919 г. Оно саботи­ровало осуществление закона о,8-часовом рабочем дне, усилило налоговый пресс и решительно противилось франка до 1/5 его повы­шению заработной платы.

В феврале 1920 г, началась забастовка железнодорож­ников на линии Париж — Лион — Средиземное море, ко­торая переросла во всеобщую забастовку железнодорож­ников. Забастовщики требовали соблюдения 8-часового рабочего дня, признания прав профессиональных союзов, повышения заработной платы.-

Левобуржуазное правительство Э.Эррио объявило по­литическую амнистию. Значительная часть железнодо­рожников, уволенных за участие в-забастовке 1920г., бы­ла восстановлена на работе. Было ассигновано 300 млн . франков на нужды жилищного строительства.

Правительство в этих условиях вынуждено было разра­ботать специальную программу, которая бы предусматрива­ла заключение коллективных договоров с предпринимате­лями, выплату пособий по безработице, пенсий рабочим и служащим по старости, болезни и инвалидности. Все это несколько разрядило политическую напряженность в стра­не и способствовало укреплению власти буржуазии.

В 1924 г. началась стабилизация французской эконо­мики. Это выразилось в том, что в 1924 гг. объем промыш­ленного производства впервые превысил довоенный уро­вень, а сельского хозяйства достиг этого уровня. Темпы про­мышленного роста были сравнительно высоки — 5 % в год. По этим показателям Франция уступала только США. Од­нако развитие французской экономики в годы стабилизации капитализма имело некоторые своеобразные черты. Пробле­мы стабилизации наталкивались на значительные труднос­ти. Слабая энерговооруженность французской промышлен­ности и ее недостаточная техническая оснащенность приво­дили к удорожанию французских товаров, затрудняли их сбыт на внешних рынках. По мере восстановления герман­ской промышленности появлялся все более опасный конку­рент для французских предпринимателей.

Однако тяжелая промышленность развивалась сравнительно быстрыми темпами. Уже в 1925 г. она превзошла довоенный уровень. Рост экономики Франции был вызван: 1) воссоединением Эльзаса и Лотарингии; 2) обширными работами по восста­новлению разрушенных областей, что создавало для французской тяжелой промышленности сравнительно ши­рокий и устойчивый внутренний рынок; 3; получением не­мецких репараций.

Финансовые трудности на­растать. Курс франка неуклонно падал .B мае 1926 г. фунт стерлингов стоил 170 франков, а в июле — уже 250 фран­ков. Правительство добилось от парламента разрешения на дополнительную эмиссию в сумме 7,5 млрд франков. Ин­фляция принимала все более грозные масштабы.

В этих условиях парламент предоставил правительству Р.Пуанкаре неограниченные полномочия по проведению финансовой реформы. Пуанкаре осуществил план стаби­лизации валюты за счет трудящихся, разработанный коми­тетом финансовых экспертов. Были значительно повыше­ны косвенные налоги, а также тарифы на железных доро­гах и водных путях. Правительство сократило жалованье 300 государственным служащим и пенсии инвалидам войны. В декабре 1926 г. была проведена девальвация довоенной стоимости. На этом уровне франк ста­билизировался и приобрел некоторую устойчивость. В де­кабре 1926 г. фунт стерлингов котировался в 123 франка. В июне 1928 г. стабилизация франка была закреплена в за­конодательной порядке.

Стабилизация франка и другие экономические мероп­риятия монополистической буржуазии сопровождались усилением капиталистической рационализации — введе­нием новых изнурительных методов труда, сокращением количества рабочих.

Правительство Пуанкаре сделало значительный шаг по пути милитаризации страны. Военный бюджет в 1927— 1928гг. достиг 2 млрд золотых франков, т.е. увели­чился в 2 раза по сравнению с довоенным временем.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.