|
Дж. Ст. Мілль (1806-1873) - систематизатор та класифікатор вчення класичної школи. Подальше осмислення економічних категорій та шляхів реформування суспільства.Один из завершителей классической политэкономии. Главный труд в 5 книгах “Основы полит. экономии и некоторые аспекты их приложения к соц. философии” издан в 1848 г. Практическая деятельность Милля была связана с Ост-Индской компанией, в кот. он занимал высокий пост, также был членом парламента, последние годы провел во Франции. Теоретические проблемы. 1) Теория производительного труда (2-я и 3-я главы книги). Солидарен с А. Смитом. Милль утверждает, что только производительный труд (его результаты осязаемы) создает “материальные блага”. Но Милль также предлагает признать производительным труд по охране собственности и приобретению квалификации, позволяющий наращивать накопление. По Миллю, доходы от производительного труда имеют производительное потребление, если это потребление “поддерживает и увеличивает произв. силы общ-ва”.. 2) Милль, как и Рикардо и Мальтус, характеризует з/п как плату за труд. Полагая, что она зависит от спроса и предложения на раб. силу, он повторил их вывод о неизбежном минимальном размере оплаты труда рабочих, что стало основой его доктрины “рабочего фонда”. Эта доктрина гласит, что профсоюзы не могут предотвратить формирование з/п на уровне прожиточного минимума. Однако позже Милль отказался от этой позиции, признав, что профсоюзы влияют на действия по ограничению з/п, кот. совершает конкуренция на рынке труда. При прочих равных условиях, по Миллю, з/п более низкая, если труд менее привлекателен. 5) В главных выводах по поводу распределения з/п, ренты и прибыли Милль примкнул к “лагерю” мальтузианцев. Из 10-й главы книги 1 видно, что он полностью согласен с теорией народонаселения Мальтуса. 6) Теория стоимости рассмотрена в книге 3 “Основ”. Рассмотрел понятия “меновая ст-ть”, “потребительная ст-ть”. Стоимость (ценность) не может возрасти сразу по всем товарам, т.к. представляет собой понятие относительное. Милль повторяет тезис Рикардо о создании ст-ти трудом, требующимся для произ-ва товарных благ, заявив при этом, что именно кол-во труда “имеет первостепенное значение” в случае изменения стоимости. 7) Теория денег (книга 3). Милль –приверженец количественной теории денег (уменьшение или увеличение кол-ва денег влияет на изменение относительных цен товаров). Милль считал, что деньги –лишь хитроумное средство, служащее для экономии времени и труда, механизм, чье независимое влияние становится видным только, когда он выходит из строя. Первые трактовки социализма среди крупных представителей классич. полит. экономии принадлежат Миллю.. Вывод Милля: решение практических проблем требует “распространения соц. мировоззрения”, но общим принципом должно быть laissez fair. Милль высказывался за участие гос-ва в соц.-эконом. развитии общ-ва и проведение соответствующих реформ. Вопросы гос. вмешательства. Несмотря на признание важности принципа laissez fair, Милль понимает, что существуют сферы “бессилия рынка”, где рыночный механизм не приемлем. И чтобы без уничтожения “системы част. собственности” обеспечить ее улучшение, предоставить каждому члену общ-ва права участвовать в приносимых ею выгодах (никто не беден и не стремится стать богаче), Милль обращается к возможностям гос-ва в части создания инфраструктуры, развития науки, упразднения законов, запрещающих деятельность профсоюзов и т.д.
Зародження системи національної політичної економії в Німеччині (Ф. Ліст.).Етапи розвитку та основні положення історичної школи. Историческая школа — это немецкое явление, отразившее специфику социально-экономического развития страны. В Германии возникла историческая школа, которая в своем развитии прошла два этапа. Поэтому различают «старую» (40-60-е годы XIX в.) и «новую» (7():е годы XIX в. -- 20-е годы XX в.) исторические школы. "Старая" историческая школа. Основателями ее были Вильгельм Георг Фридрих Рошер (1817—1894), Бруно Гильдебранд (1812 - 1878), Карл Книс (1821-1898). Отличия • Формировалась в условиях экономической и политической раздробленности Германии, слабого развития национальной индустрии, отсутствия единственного внутреннего рынка и тому подобное. • Отрицала общие законы экономического развития та необходимость теоретического анализа. • Подменяла экономическую теорию историей национального хозяйства, предоставляла приоритет эмпирическому методу исследований и факто сбору. В начале 70-х годов проявилась «новая», или «молодая», историческая школа, лидером которой стал профессор Галльского, Страсбургского и Берлинского университетов Густав Шмеллер (1838—1917). Широкую известность приобрели также работы Луйо Брентано (1844 -"193 О, Карла Бюхера (1847-1930). Адольфа Вагнера (1835-1917), Альберта Эбврхарда Шеффле (1831 - 1903). Отличия • Формировалась в условиях экономического и политического объединения Германии, усиления движения рабочего и заострения социальных проблем. • Признавала существование объективных экономических законов, однако отрицала их открытие путем логических обоснований. • Полемизировала с неоклассиками (австрийской школой), марксизмом; пропагандировала идеи классового мира и социального партнерства. • Распалась на два течения (консервативную и буржуазно либеральную) В отличие от старой, молодая историческая школа не отрицала наличие общих экономических законов, но утверждала, что эти законы должны быть открыты на основе сбора эмпирического материала, наблюдений, индукции. Молодая историческая школа поставила перед собой задачу создания «реалистической» экономической теории, объясняющей с помощью исторического метода организацию экономической жизни каждой нации. На рубеже XIX--XX вв. историческая школа обратилась к изучению противоречий рыночной экономики, привлекла внимание экономической науки к вопросу о необходимости корректировки рыночного механизма посредством государственного вмешательства. Общее • Исторический метод исследования. •Негативное отношение к доктринальным положениям классической политической экономии. •Невосприятие утопического социализма, марксизма. •Защита принципов рыночного ведения хозяйства и эволюционной формы развития общества. •Признание первенства национальных интересов, исследования национального хозяйства с учетом его исторического развития. • Обоснование приоритетной роли государства в достижении общенациональной цели и социального согласия Теоретико-методологічним подпочвой формирования немецкой исторической школы стало учение выдающегося мыслителя, политика и государственного деятеля, активного поборника национального единства Германии Фридриха Листа (1789— 1846). Исходной в теоретическом построении мыслителя была идея превращения Германии на индустриально развитое государство, способное к внешнеэкономической экспансии. "Национальная система политической экономии" была посвящена обоснованию неотложной потребности в защите "чрезвычайных интересов" Германии и других континентальных государств с целью преодоления "островного господства Англии". Следовательно, по мнению многих исследователей, в противовес классике Ф. Лист разработал не просто "национальную", а "геополитическую экономию", призванную способствовать решению общих для континентальных стран проблем. Труд немецкого исследователя состоит из 4 книг: Книга 1. "История" посвящена исследованию экономической истории разных стран с учетом проблем реализации национальных интересов. Книга 2. "Теория" содержит изложение основных идей теоретической системы Ф. Листа ("национальной системы политической экономии"). Книга 3. "Системы" посвящена истории экономической мысли и практическому анализу идей классической школы. Книга 4. "Политика" содержит изложение истории торговой политики европейских государств и рекомендации относительно экономической политики, которую должна, по мнению автора, проводить Германия.
![]() ![]() Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ![]() Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ![]() ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ![]() Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|