Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Исторические типы стратификации





Социальная стратификация — это то же, что социальное расслоение. На­ука уподобила строение общества строению Земли и разместила социальные слои (страты) также по вертикали. Основанием служит лестница доходов: бедняки занимают низшую ступеньку, зажиточные — среднюю, а богатые — верхнюю. Крупные общественные страты именуют еще классами, внутри которых мы можем обнаружить более мелкие подразделения, которые соб­ственно и называются слоями, или стратами. Класс богатых разбивается на верхний (очень богатых, миллиардеров) и нижний (просто богатых, милли­онеров) слои. Средний класс состоит из трех слоев, а низший, или бедный — из двух. Самый нижний слой его именуют еще андерклассом, или «соци­альным дном».

Доход, власть, престиж и образование определяют совокупный социаль­но-экономический статус, т.е. положение и место человека в обществе. В та­ком случае статус выступает обобщенным показателем стратификации. При­писываемый статус характеризует жестко закрепленную систему стратифи­кации, т.е. закрытое общество, в котором переход из одной страты в другую практически запрещен. Ктаким системам относят рабство и кастовый строй. Достигаемый статус характеризует подвижную систему стратификации, или открытое общество, где допускаются свободные переходы людей по соци­альной лестнице. К такой системе относят капиталистическое общество. Наконец, феодальное общество с присущим ему сословным устройством следует причислить к промежуточному типу, т.е. к относительно закрытой системе. Здесь переходы юридически запрещены, но на практике не исклю­чаются.

Стратификация, т.е. неравенство в доходах, власти, престиже и образо­вании, возникла вместе с зарождением человеческого общества. В зачаточ­ной форме она обнаружена уже в простом (первобытном) обществе. С появ­лением раннего государства стратификация ужесточается, а по мере разви­тия общества, например европейского, либерализации нравов стратификация смягчается: сословный строй свободнее кастового и рабства, а пришедший на смену сословному классовый строй еше более либеральный.

Рабство — исторически первая система социальной стратификации, воз­никло в глубокой древности в Египте, Вавилоне, Китае, Греции, Риме и сохранилось в ряде регионов практически до настоящего времени, существо­вало в США еще в XIX в. Рабство — экономическая, социальная и юриди­ческая форма закрепощения людей, характеризуемая практически полным бесправием рабов, т.е. крайней степе­нью неравенства. Оно исторически эволюционировало. Примитивная фор­ма, или патриархальное рабство, и развитая форма, или классическое раб­ство, существенно различаются. В первом случае раб обладал правами млад­шего члена семьи: жил в одном доме с хозяевами, участвовал в общественной жизни, вступал в брак со свободными, наследовал имущество хозяина, его запрещалось убивать. При развитой форме рабства раб был окончательно закабален: жил в отдельном помещении, не участвовал ни в какой форме в общественной жизни, ничего не наследовал, в брак не вступал и семьи не

имел, его разрешалось убивать. Он не владел собственностью, но сам счи­тался собственностью хозяина («говорящим орудием»).

Касты. Как и рабство, кастовый строй характеризует закрытое общество и жесткую стратификацию. Он не такой древний, как рабовладельческий строй, и менее распространенный. Если через рабство прошли многие стра­ны, разумеется, в разной степени, то касты обнаружены только в Индии и отчасти в Африке. Индия — классический пример кастового общества. Оно возникло на развалинах рабовладельческого в первые века новой эры.

Кастой называют социальную группу (страту), членством в которой чело­век обязан исключительно рождению. Он не может перейти из одной касты в другую при жизни. Кастовое положение человека закреплено индуизмом (по­этому касты мало распространены). Согласно его канонам, люди проживают больше чем одну жизнь. Каждый человек попадает в соответствующую касту в зависимости от того, каким было его поведение в предшествующей жизни: если плохим, то после очередного рождения он должен попасть в низшую ка­сту, и наоборот. Всего в Индии 4 основные касты: брахманы (священники), кшатрии (воины), вайшии (купцы), шудры (рабочие и крестьяне) — и около 5 тыс. неосновных каст и подкаст. Особо стоят неприкасаемые (отверженные). Они стоят вне кастовой системы. Этот слой приниженных и лишенных всех социальных прав людей представляет собой практически то же, что в совре­менном обществе андеркласс (буквально: расположенный ниже всех классов). В ходе индустриализации касты заменяются классами. Индийский город все больше становится классовым, а деревня, в которой проживает 70% населе­ния, остается кастовой.

Сословие — социальная группа, обладающая закрепленными обычаем или юридическим законом и передаваемыми по наследству правами и обязанно­стями. Для сословной системы, включающей несколько страт, характерна иерархия, выраженная в неравенстве их положения и привилегий. Класси­ческим образцом сословной организации являлась Европа, где на рубеже XIV—XV вв. общество делилось на высшие сословия (дворянство и духовен­ство) и непривилегированное третье сословие (ремесленники, купцы, крес­тьяне). В X— XIII вв. главных сословий было три — духовенство, дворянство и крестьянство. В России со второй половины XVIII в. утвердилось сослов­ное деление на дворянство, духовенство, купечество, крестьянство и мещан­ство (средние городские слои). Сословия основывались на земельной соб­ственности. Права и обязанности каждого сословия определялись юридичес­ким законом и освящались религиозной доктриной. Членство в сословии определялось наследованием. Социальные барьеры между сословиями были достаточно жесткими, поэтому социальная мобильность существовала не столько между сословиями, сколько внутри. Каждое сословие включало множество слоев, рангов, уровней, профессий, чинов. Так, государственной службой могли заниматься лишь дворяне. Аристократия считалась воинским сословием — рыцарством.

Чем выше в общественной иерархии стояло сословие, тем выше был его статус. В отличие от кастового общества вполне допускались межсословные браки и индивидуальная мобильность. Простой человек мог стать рыцарем, купив у правителя специальное разрешение. Купцы за деньги приобретать дворянские титулы. В качестве пережитка подобная практика частично со­хранилась и в современной Англии.

Характерная черта сословий — наличие социальных символов и знаков-титулов, мундиров, орденов, званий. Классы и касты, не имея государствен­ных отличительных знаков, выделялись одеждой, украшениями, нормами И правилами поведения, ритуатом обращения. В феодальном обществе государ­ство присваивало отличительные символы главному сословию — дворянству. Титулы — установленные законом словесные обозначения служебного И сословно-родового положения их обладателей, кратко определявшие правовой статус. В России в XIX в. существовали такие титулы, как генерал, статский со­ветник, камергер, граф, флигель-адъютант, статс-секретарь, превосходительство и светлость. Стержнем системы титулов выступал чин — ранг государственного служащего. До Петра I понятие «чин» обозначало любую должность, почетное звание, общественное положение человека. В 1722 г. Петр I учредил систему званий, известную как «Табель о рангах». Каждый род государственной служ­бы — воинская, штатская и придворная — делился на 14 рангов, или классов. Класс обозначал ранг должности, который получил название классного чина. За его обладателем закрепилось наименование «чиновник».

К государственной службе допускалось лишь дворянство — поместное и служилое. То и другое являлось потомственным: дворянское звание переда­валось жене, детям и дальним потомкам по мужской линии. Дворянский статус обычно оформлялся в виде родословной, родового герба, портретов предков, предания, титулов и орденов. Благодаря этому в сознании посте­пенно формировались чувство преемственности поколений, гордость за свой род и желание сохранить его доброе имя. В совокупности они составляли понятие «дворянской чести», важной составляющей которой являлись ува­жение и доверие окружающих к незапятнанному имени. Благородное про­исхождение потомственного дворянина определялось заслугами его рода перед Отечеством.

Принадлежность социальному слою в рабовладельческом, кастовом и сословно-феодальном обществах фиксировалась официально-правовыми либо религиозными нормами.

Классы. В классовом обществе правовые документы не регламентируют место индивида в социальной структуре. Каждый человек может перейти при наличии способностей, образования или доходов из одного класса в другой.

Поскольку частная собственность возникла в период зарождения госу­дарства, считается, что уже на Древ­нем Востоке и в античной Греции существовали два класса — рабов и рабовладельцев. Феодализм и капи­тализм не являются исключением: и здесь существовали антагонистичес­кие классы — эксплуататоров и экс­плуатируемых. Такова точка зрения К. Маркса, которой придерживают­ся и сегодня многие отечественные и зарубежные социологи. Эта точка зрения преобладает в зарубежной социологии, а ныне приоб­ретает права гражданства в отечественной.

В современном обществе, опираясь на описанные критерии, выделяют не две противоположные, а несколько переходящих друг в друга страт, называе­мых классами. Одни социологи говорят о шести классах, другие насчитывают пять и т.д. Согласно узкой трактовке, классов не было ни при рабовладении ни при феодализме. Они появились только при капитализме и знаменуют со­бой переход от закрытого общества к открытому.

Хотя собственность на средства производства играет важную роль в со­временном обществе, ее значение постепенно снижается. Эра индивидуаль­ного и семейного капитализма уходит в прошлое. В XX в. доминирует кол­лективный капитал. Акциями одного пред­приятия могут владеть сотни и тысячи лютей Так, в США насчитывают более 50 млн акци­онеров, т.е. собственность распылена между огромным числом владельцев, но только те. кому принадлежит контрольный пакет ак­ций, могут принимать ключевые решения. Часто ими оказываются высшие менедже­ры — президенты и директора компаний, председатели советов правления.

В приведенной ниже типологии, состав­ленной на примере США, выделяют три класса и по нескольку слоев внутри их.

Верхний-высший класс в США включает «аристократов по крови», которые 200 лет назад эмигрировали в Америку и в течение многих поколений скопили несметные богат­ства. Их отличают особый образ жизни, вели­косветские манеры, безупречный вкус и по­ведение.

Нижний-высший класс состоит главным образом из «новых богатых», еще не успевших создать мощные родовые кланы, занимаю­щих высшие посты в промышленности, биз­несе, политике, спорте, шоу-бизнесе, к ним можно отнести профессионального баскетболиста или эстрадную звезду, по­лучающих десятки миллионов долларов, но в роду у которых нет «аристо­кратов по крови».

Верхний-средний класс состоит из мелкой буржуазии и высокооплачиваемых профессионалов; это крупные адвокаты, известные врачи, актеры или теле­комментаторы. Образ их жизни приближается к великосветскому, но позво­лить себе приобрести фешенебельную виллу на самых дорогих курортах мира или редкую коллекцию художественных раритетов они еще не могут.

Средний-средний класс — самая массовая прослойка развитого индустри­ального общества. Она включает всех хорошо оплачиваемых служащих, сред­неоплачиваемых профессионалов — представителей интеллигентных профес­сий, в том числе преподавателей, учителей, менеджеров среднего звена. Это костяк информационного общества.

Нижний-средний класс составляют низшие служащие и квалифицирован­ные рабочие, которые заняты скорее не физическим, а умственным трудом

Верхний-низший класс включает средне- и малоквалифицированных рабо­чих, занятых в массовом производстве, на местных фабриках, живущих в относительном достатке, но манерой поведения существенно отличающих­ся от высшего и среднего класса. Отличительные черты — невысокое обра­зование (обычно полное и неполное среднее, среднее специальное), пассив­ный досуг (просмотр телевизора, игра в карты или домино), примитивные развлечения, часто чрезмерное употребление спиртного, нелитературная лексика.

Нижний-низший класс составляют обитатели подвалов, чердаков, трущоб и прочих малопригодных для жизни мест. Они не имеют никакого образо­вания либо начальное, чаще всего перебиваются случайными заработками либо попрошайничают из-за беспросветной бедности и постоянных униже­ний, ощущают комплекс неполноценности. Их принято называть «соци­альным дном», или андерклассом. Чаще всего их ряды пополняют хроничес­кие алкоголики, бывшие заключенные, бомжи и др.

Особую роль, стабилизирующую социальную и политическую обстанов­ку в обществе, играет средний класс. В индустриально развитых странах он составляет большинство населения — от 60 до 80%. К среднему классу при­нято относить врачей, преподавателей и учителей, инженерно-техническую интеллигенцию (включая всех служащих), среднюю и мелкую буржуазию (предпринимателей), высококвалифицированных рабочих, руководителей (менеджеров). В российском обществе, считающемся переходным, а пото­му нестабильным, доля среднего класса не очень высока — по разным оцен­кам, от 12 до 25%. По мере развития промышленности и подъема экономи­ки нашей страны удельный вес среднего класса будет возрастать.

СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ

Как мы уже знаем, социальный статус — определенная позиция в соци­альной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. У человека множество статусов, и их совокупность называется статусным набором. Статусный набор каждого че­ловека индивидуален, т.е. неповторим во всех деталях. Он, как совокупность точек в физическом пространстве, принадлежащих одному телу, точно фик­сирует положение человека в социальном пространстве, или, говоря иначе, позицию индивида в обществе.

Смена одного статуса на другой, как правило, означает переход человека из одной социальной группы в другую — из подростков в юноши, из католи­ков в православные, из школьников в студенты и т.д. Люди находятся в по­стоянном движении, а общество — в развитии. Совокупность социальных перемещений людей в обществе, т.е. изменений статуса, называется социаль­ной мобильностью. Эта тема интересовала человечество с давних пор. Неожи­данное возвышение человека или его внезапное падение — излюбленный сюжет народных сказок.

Однако человеческая история складывается не только из индивидуальных судеб, но и из движения больших социальных групп. На смену земельной аристократии приходит финансовая буржуазия, малоквалифицированные профессии вытесняются из современного производства представителями

«белых воротничков» — инженерами, программистами, операторами робо­тизированных комплексов. Войны и революции перекраивали социальную структуру общества, поднимая на вершину пирамиды одних и опуская дру­гих. Подобные изменения произошли в российском обществе после Октябрь­ской революции 1917 г. Происходят они у нас и сегодня, когда на смену партийной элите приходит бизнес-элита.

Существуют два основных вида социальной мобильности — вертикальная и горизонтальная. Вертикальная мобильность подразумевает перемещение из одной страты (сословия, класса, касты) в другую. В зависимости от направ­ления перемещения существуют восходящая мобильность (социальный подъем, движение вверх) и нисходящая мобильность (социальный спуск, движение вниз). Повышение в должности — пример восходящей мобильно­сти, увольнение, разжалование — пример нисходящей. Горизонтальная мо­бильность подразумевает переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же стратификационном уровне. Примером служат перемещение из православной веры в католическую, из одного гражданства в другое, из одной семьи (родительской) в другую (свою собственную, вновь образованную), из одной профессии в другую. Подоб­ные движения происходят без заметного изменения социального положения в вертикальном направлении.

Разновидностью горизонтальной мобильности служит географическая мобильность. Она подразумевает не изменение статуса или группы, а пере­мещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса. При­мерами выступают международный и межрегиональный туризм, переезд из города в деревню и обратно, переход с одного предприятия на другое. Если к перемене места добавляется перемена статуса, то географическая мобиль­ность превращается в миграцию. Если деревенский житель приехал в город, чтобы навестить родственников, то это пример географической мобильности. Если он переселился в город на посто­янное место жительства и нашел здесь работу, то это уже миграция — он поменял профессию.

Кроме того, социальная мобильность может быть групповой, когда инди­вид опускается или поднимается по социальной лестнице вместе со своей группой (сословием, классом), и индивиду шьной, когда он делает это неза­висимо от других. Причинами групповой мобильности служат такие факто­ры, как социальные революции, иностранные интервенции, нашествия, меж­государственные войны, гражданские войны, военные перевороты, смена по­литических режимов, замена старой конституции новой и др. К факторам индивидуальной мобильности ученые относят: социальный статус семьи, уровень получения образования, национальность, физические и умственные способности, внешние данные, получение воспитания, место жительства, выгодный брак.

Мобильные индивиды нередко начинают социализацию в одном классе, а заканчивают в другом. Они буквально разрываются между несхожими куль­турами и стилями жизни, не знают, как себя вести, одеваться, разговаривать с точки зрения стандартов другого класса. Часто приспособление к новым

условиям остается весьма поверхностным. Типичным примером является мольеровский «мешанин во дворянстве».

Во всех индустриально развитых странах женщине продвинуться слож­нее, чем мужчине. Зачастую повышение женщиной своего социального статуса связано с выгодным замужеством. Поэтому, устраиваясь на рабо­ту, они выбирают такие профессии, где вероятнее всего найти «подходя­щего мужа».

В течение 70 лет советское общество представляло собой самое мобиль­ное в мире общество наряду с США. Доступное всем слоям бесплатное об­разование открывало перед каждым такие же возможности продвижения, какие существовали только в США. Нигде в мире элита общества за корот­кий срок не формировалась буквально из всех слоев общества. Самым дина­мичным советское общество было не только в плане образования и социаль­ной мобильности, но и в области индустриального развития. Долгие годы СССР удерживал первые места по темпам индустриального прогресса (прав­да, надо учитывать исходный уровень, с которого исчисляются темпы рос­та). Все это признаки современного индустриального общества, которые выдвинули СССР, о чем писали и западные социологи, в число лидирующих стран мира.

Групповая мобильность особенно заметна в кризисные, переломные для общества периоды. К ним, в частности, относится индустриализация, кото­рая открывает новые вакансии в стратификационной пирамиде. Начало про­мышленной эпохи потребовало превращения крестьянства в пролетариат. На поздней стадии индустриализации рабочий класс стал самой многочислен­ной частью занятого населения. Основным фактором вертикальной мобиль­ности являлась система образования. Индустриализация вызвана не только межклассовыми, но и внутриклассовыми изменениями. На стадии конвей­ерного или массового производства в начале XX в. преобладающей группой оставались мало- и неквалифицированные рабочие. Механизация, а затем автоматизация потребовали увеличения рядов квалифицированных и высо­коквалифицированных рабочих. В 1950-е гг. 40% рабочих были мало- или неквалифицированными, к 1966 г. их осталось 20%.

По мере того как сокращался неквалифицированный труд, в развитых странах росли потребности в служащих, менеджерах, бизнесменах. Сфера промышленного и сельскохозяйственного труда сужалась, а сфера обслужи­вания и управления расширялась. Мелкие фермеры превратились в респек­табельный класс мелких буржуа, а сельскохозяйственные рабочие пополня­ли ряды рабочего класса. Страта профессионалов и менеджеров в тот период удвоилась. Численность торговых работников и клерков увеличилась в 4 раза. В индустриальном обществе структура народного хозяйства определяет мо­бильность. Иными словами, профессиональная мобильность в США, Анг­лии, России или Японии зависит не только от индивидуальных особеннос­тей людей, но и от структурных особенностей экономики, отношения отрас­лей и происходящих здесь сдвигов. Сегодня свыше 50% рабочей силы заняты умственным трудом в сравнении с 10—15% в XX в.

В течение XX в. в индустриальных странах сокращались вакансии в ра­бочих специальностях и расширялись в управленческих. Но управленчес­кие вакансии заполнялись представителями не низшего, а среднего клас­са. Тем не менее количество управленческих профессий росло быстрее, чем

увеличивалось число детей в среднем классе, способных заполнить их. Об­разовавшийся в 1950-е гг. вакуум частично заполняла рабочая молодежь. Это стало возможным благодаря доступности высшего образования для рядовых граждан.

Пути и механизмы, благодаря которым люди поднимаются наверх, назы­ваются каналами вертикальной мобильности. Наиболее полное описание их дал П. Сорокин. Поскольку вертикальная мобильность существует в любом обществе, даже в первобытном, между стратами имеются различные «отвер­стия», «лифты», «мембраны», по которым индивиды перемещаются вверх и вниз. Самыми известными каналами являются армия, церковь, школа, се­мья, собственность.

Армия функционирует в качестве канала не в мирное время, а в военное. Образовавшиеся в результате потерь вакансии среди командного состава за­полняются из более низких чинов. В военное время солдаты продвигаются благодаря таланту и храбрости. Повысившись в звании, они используют по­лученную власть как канал для дальнейшего продвижения и накопления богатства. Известно, что из 92 римских императоров 36 начинали с низших военных чинов. Из 65 византийских императоров 12 выдвинулись благода­ря армейской карьере. Наполеон и его окружение, маршалы, генералы и назначенные им короли европейских стран вышли из простолюдинов. О. Кромвель, Дж. Вашингтон и многие другие командующие достигли самого высокого положения благодаря армии.

Церковь как канал социальной мобильности переместила большое чис­ло людей с низов на вершины общества. Геббон, архиепископ Реймса, был в прошлом рабом. Папа Григорий VII — сын плотника, П. Сорокин изучил происхождение 144 римских католических пап и установил, что 28 из них вышли из низов, а 27 — из средних слоев. Институт целибата (безбрачия), введенный в XI в. папой Григорием VII, обязывал католическое духовен­ство не иметь детей, и после смерти должностных лиц освободившиеся позиции заполнялись новыми людьми. Помимо восходящего движения церковь была каналом нисходящего движения. Тысячи еретиков, язычни­ков, врагов церкви были отданы под суд, разорены и уничтожены. Среди них было немало королей, герцогов, князей, лордов, аристократов и дво­рян высоких рангов.

Школа. Институты образования и воспитания, какую бы конкретную форму они ни приобретали, всегда служили мощным каналом социальной циркуляции. В демократических странах школы доступны всем их членам. Большие конкурсы в колледжи и университеты во многих странах объясня­ются тем, что образование служит самым быстрым и доступным каналом вертикальной мобильности. В таком обществе «образовательный лифт» дви­жется с самого низа, проходит по всем этажам и достигает самого верха. Пример «длинного лифта» представляет Древний Китай. В эпоху Конфуция школы были открыты для представителей всех слоев общества. Каждые три года устраивались экзамены. Лучшие ученики независимо от их социально­го статуса отбирались и переводились в высшие школы, а затем в универси­теты, откуда попадали на высокие правительственные должности.

Собственность наиболее ярко проявляет себя в виде накопленных богатств и денег. Именно они — один из самых простых и действенных способов со­циального продвижения. В XV-XVIII вв. европейским обществом стали

править деньги. Достигали высокого положения только те, кто имел деньги, а не знатное происхождение. Последние периоды истории Древней Греции и Рима были такими же. Сорокин установил, что не все, но лишь некоторые занятия и профессии способствуют накоплению богатств. Согласно его рас­четам, в 29% случаев это позволяет сделать занятие фабриканта, в 21 % — банкира и биржевика, в 12% —торгов­ца. Профессии артистов, художников, государственных деятелей и некоторые другие не дают таких возможностей. Семья и брак становятся каналами вертикальной циркуляции в том слу­чае, если в союз вступают представители разных социальных статусов. В ев­ропейском обществе был распространен брак бедного, но титулованного партнера с богатым, но незнатным. В результате оба продвигались по соци­альной лестнице. Пример нисходящей мобильности мы находим в антично­сти. По римскому закону, свободная женщина, вышедшая замуж за раба, становилась рабыней и теряла статус свободного гражданина. Семья превра­щалась в главный механизм социального отбора, определения и наследова­ния социального статуса. Но происхождение из знатной семьи гарантирова­ло достойное образование вовсе не автоматически. Родители заботились о лучшем воспитании детей, и это стало обязательной нормой для аристокра­тии. В бедных семьях родители не могли дать подобающего образования и воспитания. Их могли дать знатные семьи. Из них рекрутировалась управ­ленческая элита. Семья стала одним из институтов распределения членов общества по стратам.







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.