|
Механизм социального взаимодействияВ повседневной жизни мы то и дело совершаем множество элементарных актов социального взаимодействия, даже не подозревая о том. Встречаясь, мы здороваемся, входя в автобус, пропускаем вперед женщин, детей и пожилых людей и т.п. Все это — акты социального взаимодействия. Оно складывается из отдельных социальных действий. Однако далеко не все, что мы делаем во взаимосвязи с другими людьми, относится к социальному взаимодействию. Если автомобиль сбил прохожего, то это обычное дорожно-транспортное происшествие. Но оно становится социальным взаимодействием, когда водитель и пешеход, разбирая происшедшее, отстаивают каждый свои интересы как представители двух больших социальных групп. Например, водитель настаи- 6ЭЗ вает на том, что дороги построены для автомобилей и пешеход не имеет права переходить, где заблагорассудится. Пешеход, напротив, убежден в том, что главное лицо в городе — он, а не водитель, и города созданы для людей, но не машин. В данном случае водитель и пешеход обозначают социальные статусы. У каждого из них свой круг прав и обязанностей. Выполняя роль водителя и пешехода, они выясняют не личные отношения, основанные на симпатии или антипатии, а вступают в социальные отношения, ведут себя как обладатели специальных статусов, которые определены обществом. Общаясь между собой, они рассказывают не о семейных делах, погоде или видах на урожай. Содержанием их беседы выступают социальные символы и значения: предназначение такого территориального поселения, как город, нормы перехода проезжей части, приоритеты человека и автомобиля и т.п. Итак, социальное взаимодействие складывается из отдельных актов, называемых социальными действиями, и включает статусы (круг прав и обязанностей), роли, социальные отношения, символы и значения. Оно отличается от действия обратной связью. Действие, исходящее от индивида, может быть направлено и не направлено на другого индивида. Только действие, которое направлено на другого человека (а не на физический объект), и вызывает ответную реакцию, следует квалифицировать как социальное взаимодействие.
Рис. 13. Взаимодействие предполагает два процесса — обмен информацией и обмен действиями Итак, взаимодействие — двунаправленный процесс обмена действиями между двумя или более индивидами. Стало быть, действие в этом случае всего лишь однонаправленное взаимодействие. Взаимодействие вырастает из общения людей и предполагает два процесса — обмен информацией и обмен действиями. Беседу двух человек в каком-то смысле можно считать взаимодействием, хотя на самом деле это всего лишь коммуникативный процесс — обмен мнениями. Но когда они что-то не поделили и стали браниться, наступает вторая фаза — обмен действиями. Он может носить мирный характер, когда спорящие, например, не подрались, а пошли в пивбар, тогда взаимодействие называется сотрудничеством. Немирный характер обмена действиями называется конфликтом. Всякий раз, когда речь заходит о группе людей, то подразумевают, что взаимодействие в ней принимает характер совместных действий, заранее спланированных и организованных ради достижения общей цели. В коммуникативном процессе партнеров называют коммуникатором (адресантом) и реципиентом (адресатом). В интерактивном процессе (именно так называют ученые взаимодействие) партнеры называются акторами. Они обмениваются действиями, порой каждому предписана строго определенная роль, например работодателя и работника, продавца и покупателя. Их усилия направлены на достижение понятных целей, внутренним источником их деятельности выступают некие мотивы и потребности, причем разные у работодателя и работника, продавца и покупателя. Процесс взаимодействия подчинен определенной логике, например логике трудового процесса, когда, например, берется необработанная болванка, затем она штампуется до нужной формы, а в конце подвергается обточке и шлифовке. В основе последовательности этих операций лежит тщательно обдуманная технология, которую нельзя нарушать. Технология трудового процесса подкрепляется множеством инструкций, разрешающих одни действия и запрещающих другие. Каждая инструкция предполагает санкции и ответственность, которые предупреждают нарушение технологии. За ее соблюдением следит специальный мастер, который определяет качество работы и назначает вознаграждение (оплата труда). Если группа работников (производственная бригада) долго трудится в одном месте и в одном составе, люди не просто привыкают друг к другу, они что называется сдруживаются. У них возникают общие взгляды и общие интересы, они подчиняются одним и тем же негласным нормам поведения, скажем не выдавать товарища, испортившего нужную деталь, если тот сделал это впервые (такое может случиться с каждым). Они дружат семьями, одалживают друг другу деньги, вместе отдыхают, вместе защищают свои интересы от третьих лиц, например от начальства. В результате трудовое взаимодействие перерастает в более комплексное и сложное явление, которое мы вправе назвать социальным взаимодействием. Понятно, что общение членов бригады между собой — только одна сторона явления (впрочем, и обмен действиями тоже лишь одна сторона). Помимо них есть нечто третье, что не сводится ни к первому, ни ко второму, — межличностные отношения. Социальное взаимодействие может происходить: ♦ человека с человеком; * ♦ человека с другим живым существом; ♦ человека с вещью; ♦ вещи с вешью; животного (растения) с животным (растением). Во всех описанных выше взаимодействиях употребляются термины «субъект взаимодействия» и «объект взаимодействия». Субъект занимает активную позицию и как-то влияет на объект, занимающий пассивную позицию. Когда взаимодействие касается людей, то говорят о партнерах, сторонах, участниках взаимодействия. Существуют всего два типа взаимодействий: когда в отношениях доминирует одна сторона; когда в отношениях обе стороны находятся в равных условиях. К одностороннему доминированию относят такие разновидности взаимодействия, как командование, эксплуатация, господство, лекция, нравоучение и др. К двусторонним взаимодействиям относят обмен, переговоры, конкуренцию, соревнование, конференцию, куплю-продажу, конфликт, телефонный разговор, поцелуи и т.п. По второму основанию взаимодействия делятся на три формы: обе стороны активны; обе стороны пассивны; активна только одна сторона. К односторонней активности относятся лоббирование, давление, протежирование, проталкивание, попрошайничество, милосердие, спонсорство, налогообложение, кредитование, анкетирование, наказание, чтение, выступление и т.д. Как уже говорилось, социальное взаимодействие основано на социальных статусах и ролях. Напомним о сферах или системах статусов, так как они дают нам вторую типологию социального взаимодействия. Назовем их сферами социального взаимодействия, или социальными сферами жизнедеятельности общества: ♦ экономическая сфера взаимодействия, где индивиды выступают в ролях собственников и наемных работников, предпринимателей, рантье, капиталистов, бизнесменов, безработных, домохозяек; ♦ профессиональная сфера взаимодействия, где индивиды участвуют в трудовом процессе в роли банкира, профессора, шахтера, повара и т.п.; ♦ семейно-родственная сфера взаимодействия, где индивиды выступают в роли отцов, матерей, сыновей, кузин, бабушек, крестных отцов, побратимов, холостяков, вдов, новобрачных и т.п.; ♦ демографическая сфера взаимодействия, включающая контакты между представителями различных полов, возрастов, национальностей и рас (национальность включается в понятие межэтнического взаимодействия) и т.п.; ♦ территориально-поселенческая сфера взаимодействия — столкновения, сотрудничество, конкуренция между местными и пришлыми, городскими и сельскими, временно и постоянно проживающими, эмигрантами, иммигрантами и мигрантами и т.п.; ♦ политическая сфера взаимодействия,*где индивиды противоборствуют или сотрудничают как представители политических партий, народных фронтов, общественных движений, а также как субъекты государственной власти: судьи, полицейские, присяжные, дипломаты и т.п.; ♦ религиозная сфера взаимодействия подразумевает контакты между представителями разных религий, одной религии, а также верующих и неверующих, если по содержанию их действия относятся к области вероисповедания. Если взаимодействие между субъектами социальных статусов в указанных сферах, скажем между банкиром и кассиром, протекает как личная беседа, межличностное общение, например выяснение личных отношений, оно не может квалифицироваться в качестве социального в строгом смысле. Подобно тому как социальный статус отличается от личного, социальное взаимодействие надо отличать от межличностного. Социальное взаимодействие может проявляться в системе управленческих отношений и в организации. Межличностные отношения Межличностными отношениями можно назвать совокупность отношений между хорошо знакомыми людьми, которые они проявляют в непосредственном, лицом к лицу, контакте. Такие отношения возможны только на основе личных симпатий или антипатий, обмена действиями или информацией в небольшом коллективе. Чтобы различить социальные и межличностные отношения, говорят, что в первом случае люди играют социальные роли, а во втором они от них свободны и проявляют себя как личности. Так, продавец Иванов взаимодействует с покупателем Сидоровым как субъект одной роли с субъектом другой роли, т.е. как представители двух больших социальных групп — покупателей и продавцов. Но если они оказались соседями и Иванов обслужил Сидорова без очереди, то это значит, что он проявил личное отношение: они хорошо знают друг друга, часто выручают один другого, поэтому отодвигают в сторону формальные отношения и прибегают к личным доверительным. По содержанию межличностные отношения сложнее и вариативнее. Социальные отношения отвечают формальным требованиям и нормам, заданным обществом. Если это повседневные отношения, то за нарушением норм особенно никто не следит. Что сделает пассажир нагрубившему ему водителю? Скорее ничего, посетует, выпьет валокордин, ругнется. Жаловаться бесполезно. Но попробуйте нагрубить жене или другу, если, конечно, они многое значат для вас. Значимые другие — ключ, которым открывается тайна межличностных отношений. Они напоминают рисковое предприятие, проход по минному полю. Один раз ошибся — и потерял кредит доверия значимых для вас людей. Значимые другие — это те знакомые или незнакомые люди, с мнением которых человек считается, перед кем он стремится хорошо выглядеть, от кого он, возможно, зависит. Когда значимые другие — родственники, друзья или соседи, здесь все понятно. Но часто значимыми другими оказываются совершенно незнакомые люди. Например, вы пришли в театр, но не плюете на пол и не сморкаетесь. Вы думаете о том, как вас оценят окружающие, и не хотите упасть в их мнении. Почему? Потому что это ваш круг общения, ваша социальная среда. А после революции 1917 г. рабочие и крестьяне демонстративно плевали и гадили в дворцах и апартаментах буржуазии, выказывая свое небрежение. Это был не их круг общения. Больше того —- это был классовый враг. Со значимыми другими мы держимся подчеркнуто неформально. Не просто приветствуем кивком головы, но останавливаемся, расспрашиваем, стараемся понравиться или по меньшей мере не испортить отношения. Мы знаем: с ними нам еще не раз придется взаимодействовать, а может, и прибегнуть к их помощи. Межличностные отношения далеко не всегда строятся на эмоциях — нравится или не нравится. В жизни все сложнее. Человек нам неприятен, но полезен. И улыбкой, и добрыми словами мы нейтрализуем возможный вред, который это влиятельное лицо может нам нанести, если сочтет нас своим личным врагом. Разница между социальными акторами и межличностными состоит в том, что первые чаще создают нам проблемы, а вторые — их решают. Например, надо получить водительские права, но при этом требуются не только многочисленные справки, но учеба в специальной школе, сдача экзаменов. Для решения создавшейся проблемы мы ищем знакомых — обычно среди сотрудников автоинспекции (званием повыше), которые помогут преодолеть формальные препоны и сдать трудные экзамены. Знакомые в этой ситуации — это значимые другие. Вы их могли и не знать раньше, но расспросили, к кому следует подойти, представились, завязали разговор, желательно по душам, т.е. неформально, намекнули на то, что «не останетесь в долгу», и постепенно общение переросло во взаимодействие. Обмен информацией перерос в обмен действиями: он вам помог получить права, а вы ему дали нужную сумму денег. Каждый удовлетворил самую острую свою потребность. В таком взаимодействии есть все элементы: два актора, цели, мотивы, потребности, обмен информацией и обмен действиями, свободный выбор средств достижения цели. Межличностные отношения многомернее, сложнее, глубже социальных. В межличностные отношения мы вовлекаем нравственные нормы. Мы требуем от значимых других высоких моральных и нравственных качеств, иначе дружба невозможна. Но от продавца этого никто не требует: он честен только в рамках служебной инструкции. Нравственность здесь вообще ни при чем. Другое дело, если бы он вернул оброненный вами кошелек. В этом случае он совершил бы нравственный поступок, не имеющий никакого отношения к служебным обязанностям. Он характеризует личность, а не исполнителя социальной роли. Поэтому мы можем заключить, что межличностные отношения прорываются сквозь маску социальных отношений, прорастают сквозь,,все поры этих отношений. Социальные отношения однорепертуарны — у них очень узкий набор ролей, моделей поведения, норм, мотиваций и потребностей. К ним легко перейти с любого этапа межличностных отношений. Допустим, вам не понравился какой-то человек, хотя совсем недавно вы искали с ним дружбы. Тогда вы становитесь подчеркнуто формальным, давая понять, что вас связывают только служебные отношения. От социальных отношений перейти к личным не так просто. Говорят, чтобы узнать человека, надо с ним съесть пуд соли. За подобной метафорой скрываются две простые вещи: для установления межличностных отношений необходимо регулярное взаимодействие, в котором другой раскрывается со всех сторон. Эта особенность — раскрыться со всех сторон — представляет еще одну важнейшую сторону межличностных отношений. Это всесторонние отношения в отличие от социальных — односторонних. Так, 80—90% нынешних «новых русских» начинали свой бизнес не с чужими людьми, а с членами семьи, родственниками или друзьями. Деньги и капиталы, махинации, обман и нарушения, секреты фирмы и технологию успешного бизнеса не доверяют чужим людям. А когда маленькая фирма стала экономическим монстром, родственно-дружеская верхушка наняла штат служащих — посторонних людей. Таким образом, на уровне межличностных отношений вполне можно решать и социальные, и личные проблемы, а на уровне формальных далеко не всегда удается решить неформальные вопросы. Формы взаимодействия Принято различать три основные формы взаимодействия — кооперацию, конкуренцию и конфликт. В данном случае взаимодействие относится к способам, с помощью которых партнеры согласуют свои цели и средства их достижения, распределяя дефицитные (редкие) ресурсы. Кооперация — сотрудничество нескольких индивидов (групп) ради решения общей задачи. Кооперация возникает там и тогда, где и когда становится очевидным преимущество объединенных усилий над индивидуальными. Кооперация подразумевает разделение труда. Конкуренция — индивидуальная или групповая борьба за обладание дефицитными ценностями (благами). Ими могут быть деньги, собственность, популярность, престиж, власть. Дефицитными они являются потому, что, будучи ограниченными, не могут быть поделены поровну на всех. Конкуренция усиливается, когда индивиды осознают, что в одиночку они достигнут большего. Конкуренция является социальным взаимодействием, поскольку люди обговаривают правила игры. Конфликт — скрытое или открытое столкновение конкурирующих сторон, может возникнуть и в кооперации, и в конкуренции. Соревнование перерастает в столкновение, когда конкуренты пытаются помешать друг другу либо устранить друг друга из борьбы за обладание дефицитными благами. Когда равные соперники, например индустриальные страны, соревнуются за власть, престиж, рынки сбыта, ресурсы мирным путем, это называется конкуренцией. А когда это происходит не мирным путем, возникает вооруженный конфликт — война. ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|