Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Механизм социального взаимодействия





В повседневной жизни мы то и дело совершаем множество элементарных актов социального взаимодействия, даже не подозревая о том. Встречаясь, мы здороваемся, входя в автобус, пропускаем вперед женщин, детей и пожилых людей и т.п. Все это — акты социального взаимодействия. Оно складывается из отдельных социальных действий. Однако далеко не все, что мы делаем во взаимосвязи с другими людьми, относится к социальному взаимодействию. Если автомобиль сбил прохожего, то это обычное дорожно-транспортное про­исшествие. Но оно становится социальным взаимодействием, когда водитель и пешеход, разбирая происшедшее, отстаивают каждый свои интересы как представители двух больших социальных групп. Например, водитель настаи-

6ЭЗ

вает на том, что дороги построены для автомобилей и пешеход не имеет права переходить, где заблагорассудится. Пешеход, напротив, убежден в том, что главное лицо в городе — он, а не водитель, и города созданы для людей, но не машин. В данном случае водитель и пешеход обозначают социальные стату­сы. У каждого из них свой круг прав и обязанностей. Выполняя роль водителя и пешехода, они выясняют не личные отношения, основанные на симпатии или антипатии, а вступают в социальные отношения, ведут себя как облада­тели специальных статусов, которые определены обществом. Общаясь между собой, они рассказывают не о семейных делах, погоде или видах на урожай. Содержанием их беседы выступают социальные символы и значения: предназ­начение такого территориального поселения, как город, нормы перехода про­езжей части, приоритеты человека и автомобиля и т.п.

Итак, социальное взаимодействие складывается из отдельных актов, на­зываемых социальными действиями, и включает статусы (круг прав и обя­занностей), роли, социальные отношения, символы и значения. Оно отли­чается от действия обратной связью. Действие, исходящее от индивида, мо­жет быть направлено и не направлено на другого индивида. Только действие, которое направлено на другого человека (а не на физический объект), и вы­зывает ответную реакцию, следует квалифицировать как социальное взаимо­действие.



 

Рис. 13. Взаимодействие предполагает два процессаобмен информацией и обмен действиями

Итак, взаимодействие — двунаправленный процесс обмена действиями между двумя или более индивидами. Стало быть, действие в этом случае всего лишь однонаправленное взаимодействие. Взаимодействие вырастает из об­щения людей и предполагает два процесса — обмен информацией и обмен действиями. Беседу двух человек в каком-то смысле можно считать взаимо­действием, хотя на самом деле это всего лишь коммуникативный процесс — обмен мнениями. Но когда они что-то не поделили и стали браниться, на­ступает вторая фаза — обмен действиями. Он может носить мирный харак­тер, когда спорящие, например, не подрались, а пошли в пивбар, тогда взаи­модействие называется сотрудничеством. Немирный характер обмена дей­ствиями называется конфликтом.

Всякий раз, когда речь заходит о группе людей, то подразумевают, что взаимодействие в ней принимает характер совместных действий, заранее спланированных и организованных ради достижения общей цели.

В коммуникативном процессе партнеров называют коммуникатором (ад­ресантом) и реципиентом (адресатом). В интерактивном процессе (именно

так называют ученые взаимодействие) партнеры называются акторами. Они обмениваются действиями, порой каждому предписана строго определенная роль, например работодателя и работника, продавца и покупателя. Их уси­лия направлены на достижение понят­ных целей, внутренним источником их деятельности выступают некие мотивы и потребности, причем разные у рабо­тодателя и работника, продавца и по­купателя. Процесс взаимодействия подчинен определенной логике, на­пример логике трудового процесса, когда, например, берется необработан­ная болванка, затем она штампуется до нужной формы, а в конце подвергает­ся обточке и шлифовке. В основе пос­ледовательности этих операций лежит тщательно обдуманная технология, которую нельзя нарушать. Технология трудового процесса подкрепляется множеством инструкций, разрешающих одни действия и запрещающих дру­гие. Каждая инструкция предполагает санкции и ответственность, которые предупреждают нарушение технологии. За ее соблюдением следит специаль­ный мастер, который определяет качество работы и назначает вознагражде­ние (оплата труда).

Если группа работников (производственная бригада) долго трудится в одном месте и в одном составе, люди не просто привыкают друг к другу, они что называется сдруживаются. У них возникают общие взгляды и об­щие интересы, они подчиняются одним и тем же негласным нормам пове­дения, скажем не выдавать товарища, испортившего нужную деталь, если тот сделал это впервые (такое может случиться с каждым). Они дружат се­мьями, одалживают друг другу деньги, вместе отдыхают, вместе защища­ют свои интересы от третьих лиц, например от начальства. В результате трудовое взаимодействие перерастает в более комплексное и сложное яв­ление, которое мы вправе назвать социальным взаимодействием. Понят­но, что общение членов бригады между собой — только одна сторона явле­ния (впрочем, и обмен действиями тоже лишь одна сторона). Помимо них есть нечто третье, что не сводится ни к первому, ни ко второму, — межлич­ностные отношения.

Социальное взаимодействие может происходить:

♦ человека с человеком; *

♦ человека с другим живым существом;

♦ человека с вещью;

♦ вещи с вешью;

животного (растения) с животным (растением).

Во всех описанных выше взаимодействиях употребляются термины «субъект взаимодействия» и «объект взаимодействия». Субъект занимает ак­тивную позицию и как-то влияет на объект, занимающий пассивную пози­цию. Когда взаимодействие касается людей, то говорят о партнерах, сторо­нах, участниках взаимодействия.

Существуют всего два типа взаимодействий: когда в отношениях доми­нирует одна сторона; когда в отношениях обе стороны находятся в равных условиях. К одностороннему доминированию относят такие разновидности взаимодействия, как командование, эксплуатация, господство, лекция, нра­воучение и др. К двусторонним взаимодействиям относят обмен, перегово­ры, конкуренцию, соревнование, конференцию, куплю-продажу, конфликт, телефонный разговор, поцелуи и т.п. По второму основанию взаимодействия делятся на три формы: обе стороны активны; обе стороны пассивны; актив­на только одна сторона. К односторонней активности относятся лоббирова­ние, давление, протежирование, проталкивание, попрошайничество, мило­сердие, спонсорство, налогообложение, кредитование, анкетирование, на­казание, чтение, выступление и т.д.

Как уже говорилось, социальное взаимодействие основано на социальных статусах и ролях. Напомним о сферах или системах статусов, так как они дают нам вторую типологию социального взаимодействия. Назовем их сферами социального взаимодействия, или социальными сферами жизнедеятельно­сти общества:

экономическая сфера взаимодействия, где индивиды выступают в ролях собственников и наемных работников, предпринимателей, рантье, ка­питалистов, бизнесменов, безработных, домохозяек;

профессиональная сфера взаимодействия, где индивиды участвуют в трудовом процессе в роли банкира, профессора, шахтера, повара и т.п.;

семейно-родственная сфера взаимодействия, где индивиды выступают в роли отцов, матерей, сыновей, кузин, бабушек, крестных отцов, по­братимов, холостяков, вдов, новобрачных и т.п.;

демографическая сфера взаимодействия, включающая контакты между представителями различных полов, возрастов, национальностей и рас (национальность включается в понятие межэтнического взаимодей­ствия) и т.п.;

территориально-поселенческая сфера взаимодействия — столкновения, сотрудничество, конкуренция между местными и пришлыми, город­скими и сельскими, временно и постоянно проживающими, эмигран­тами, иммигрантами и мигрантами и т.п.;

политическая сфера взаимодействия,*где индивиды противоборствуют или сотрудничают как представители политических партий, народных фронтов, общественных движений, а также как субъекты государствен­ной власти: судьи, полицейские, присяжные, дипломаты и т.п.;

религиозная сфера взаимодействия подразумевает контакты между пред­ставителями разных религий, одной религии, а также верующих и не­верующих, если по содержанию их действия относятся к области веро­исповедания.

Если взаимодействие между субъектами социальных статусов в указанных сферах, скажем между банкиром и кассиром, протекает как личная беседа, межличностное общение, например выяснение личных отношений, оно не может квалифицироваться в качестве социального в строгом смысле. Подоб­но тому как социальный статус отличается от личного, социальное взаимо­действие надо отличать от межличностного.

Социальное взаимодействие может проявляться в системе управленчес­ких отношений и в организации.

Межличностные отношения

Межличностными отношениями можно назвать совокупность отношений между хорошо знакомыми людьми, которые они проявляют в непосредствен­ном, лицом к лицу, контакте. Такие отношения возможны только на основе личных симпатий или антипатий, обмена действиями или информацией в небольшом коллективе.

Чтобы различить социальные и межличностные отношения, говорят, что в первом случае люди играют социальные роли, а во втором они от них сво­бодны и проявляют себя как личности. Так, продавец Иванов взаимодейству­ет с покупателем Сидоровым как субъект одной роли с субъектом другой роли, т.е. как представители двух боль­ших социальных групп — покупателей и продавцов. Но если они оказались соседями и Иванов обслужил Сидорова без очереди, то это значит, что он проявил личное отношение: они хорошо знают друг друга, часто выручают один другого, поэтому отодвигают в сто­рону формальные отношения и прибегают к личным доверительным.

По содержанию межличностные отношения сложнее и вариативнее. Со­циальные отношения отвечают формальным требованиям и нормам, задан­ным обществом. Если это повседневные отношения, то за нарушением норм особенно никто не следит. Что сделает пассажир нагрубившему ему водите­лю? Скорее ничего, посетует, выпьет валокордин, ругнется. Жаловаться бес­полезно. Но попробуйте нагрубить жене или другу, если, конечно, они мно­гое значат для вас. Значимые другие — ключ, которым открывается тайна межличностных отношений. Они напоминают рисковое предприятие, про­ход по минному полю. Один раз ошибся — и потерял кредит доверия значи­мых для вас людей. Значимые другие — это те знакомые или незнакомые люди, с мнением которых человек считается, перед кем он стремится хоро­шо выглядеть, от кого он, возможно, зависит.

Когда значимые другие — родственники, друзья или соседи, здесь все понятно. Но часто значимыми другими оказываются совершенно незнако­мые люди. Например, вы пришли в театр, но не плюете на пол и не сморка­етесь. Вы думаете о том, как вас оценят окружающие, и не хотите упасть в их мнении. Почему? Потому что это ваш круг общения, ваша социальная сре­да. А после революции 1917 г. рабочие и крестьяне демонстративно плевали и гадили в дворцах и апартаментах буржуазии, выказывая свое небрежение. Это был не их круг общения. Больше того —- это был классовый враг.

Со значимыми другими мы держимся подчеркнуто неформально. Не про­сто приветствуем кивком головы, но останавливаемся, расспрашиваем, ста­раемся понравиться или по меньшей мере не испортить отношения. Мы зна­ем: с ними нам еще не раз придется взаимодействовать, а может, и прибег­нуть к их помощи.

Межличностные отношения далеко не всегда строятся на эмоциях — нра­вится или не нравится. В жизни все сложнее. Человек нам неприятен, но полезен. И улыбкой, и добрыми словами мы нейтрализуем возможный вред, который это влиятельное лицо может нам нанести, если сочтет нас своим личным врагом.

Разница между социальными акторами и межличностными состоит в том, что первые чаще создают нам проблемы, а вторые — их решают. Например, надо получить водительские права, но при этом требуются не только много­численные справки, но учеба в специальной школе, сдача экзаменов. Для решения создавшейся проблемы мы ищем знакомых — обычно среди сотруд­ников автоинспекции (званием повыше), которые помогут преодолеть фор­мальные препоны и сдать трудные экзамены. Знакомые в этой ситуации — это значимые другие. Вы их могли и не знать раньше, но расспросили, к кому

следует подойти, представились, завя­зали разговор, желательно по душам, т.е. неформально, намекнули на то, что «не останетесь в долгу», и постепенно общение переросло во взаимодействие. Обмен информацией перерос в обмен действиями: он вам помог получить права, а вы ему дали нужную сумму денег. Каждый удовлетворил самую острую свою потребность. В таком вза­имодействии есть все элементы: два актора, цели, мотивы, потребности, обмен информацией и обмен действи­ями, свободный выбор средств дости­жения цели.

Межличностные отношения многомернее, сложнее, глубже социальных. В межличностные отношения мы вовлекаем нравственные нормы. Мы тре­буем от значимых других высоких моральных и нравственных качеств, ина­че дружба невозможна. Но от продавца этого никто не требует: он честен только в рамках служебной инструкции. Нравственность здесь вообще ни при чем. Другое дело, если бы он вернул оброненный вами кошелек. В этом слу­чае он совершил бы нравственный поступок, не имеющий никакого отно­шения к служебным обязанностям. Он характеризует личность, а не испол­нителя социальной роли. Поэтому мы можем заключить, что межличност­ные отношения прорываются сквозь маску социальных отношений, прорастают сквозь,,все поры этих отношений.

Социальные отношения однорепертуарны — у них очень узкий набор ролей, моделей поведения, норм, мотиваций и потребностей. К ним легко перейти с любого этапа межличностных отношений. Допустим, вам не понравился какой-то человек, хотя совсем недавно вы искали с ним друж­бы. Тогда вы становитесь подчеркнуто формальным, давая понять, что вас связывают только служебные отношения. От социальных отношений пе­рейти к личным не так просто. Говорят, чтобы узнать человека, надо с ним съесть пуд соли. За подобной метафорой скрываются две простые вещи: для установления межличностных отношений необходимо регулярное взаимо­действие, в котором другой раскрывается со всех сторон.

Эта особенность — раскрыться со всех сторон — представляет еще одну важнейшую сторону межличностных отношений. Это всесторонние отно­шения в отличие от социальных — односторонних. Так, 80—90% нынешних «новых русских» начинали свой бизнес не с чужими людьми, а с членами семьи, родственниками или друзьями. Деньги и капиталы, махинации,

обман и нарушения, секреты фирмы и технологию успешного бизнеса не доверяют чужим людям. А когда маленькая фирма стала экономическим монстром, родственно-дружеская верхушка наняла штат служащих — по­сторонних людей. Таким образом, на уровне межличностных отношений вполне можно решать и социальные, и личные проблемы, а на уровне фор­мальных далеко не всегда удается решить неформальные вопросы.

Формы взаимодействия

Принято различать три основные формы взаимодействия — кооперацию, конкуренцию и конфликт. В данном случае взаимодействие относится к способам, с помощью которых партнеры согласуют свои цели и средства их достижения, распределяя дефицитные (редкие) ресурсы.

Кооперация — сотрудничество нескольких индивидов (групп) ради реше­ния общей задачи. Кооперация возникает там и тогда, где и когда становит­ся очевидным преимущество объединенных усилий над индивидуальными. Кооперация подразумевает разделение труда.

Конкуренция — индивидуальная или групповая борьба за обладание дефи­цитными ценностями (благами). Ими могут быть деньги, собственность, популярность, престиж, власть. Дефицитными они являются потому, что, будучи ограниченными, не могут быть поделены поровну на всех. Конкурен­ция усиливается, когда индивиды осознают, что в одиночку они достигнут большего. Конкуренция является социальным взаимодействием, поскольку люди обговаривают правила игры.

Конфликт — скрытое или открытое столкновение конкурирующих сторон, может возникнуть и в кооперации, и в конкуренции. Соревнование перера­стает в столкновение, когда конкуренты пытаются помешать друг другу либо устранить друг друга из борьбы за обладание дефицитными благами. Когда равные соперники, например индустриальные страны, соревнуются за власть, престиж, рынки сбыта, ресурсы мирным путем, это называется конкурен­цией. А когда это происходит не мирным путем, возникает вооруженный конфликт — война.







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.