|
Формы организованного протестаПротест следует отличать от сопротивления, как пассивный способ выражения своего несогласия от активной, действенной формы защиты своих интересов от посягательства извне. Среди форм организованного протеста выделяются: ♦ открытый пассивный протест — невыполнение приказов, неподчинение, невыход на работу; ♦ скрытый пассивный протест — подстрекательство к сопротивлению, заговор, расклеивание листовок, работа с прохладцей; ♦ открытый активный протест — митинги, демонстрации, забастовки, стачки; ♦ скрытый активный протест и сопротивление — террористическая борьба, создание политической нелегальной партии, подготовка военного переворота. Демонстрация — временное и хорошо организованное коллективное выступление в защиту каких-то целей или в знак протеста против чего-то. Она требует предварительного планирования и подготовки: рекламы в газетах, официального разрешения властей, изготовления транспарантов, распределения ролей, выбора маршрута движения и ораторов. Демонстрации как форма протеста способны вызвать необратимые изменения в обществе. Массовые демонстрации в России, организованные левыми силами, вызвали две революции — Февральскую и Октябрьскую (1917). Перестройка середины 1980-х гг. вызвала волну демонстраций в разных городах СССР, в которых участвовало менее 1% населения. Несмотря на это, демонстрации левых сил, в которых принимали одноразовое участие от 200 тыс. до 700 тыс. человек, оказались очень эффективными: в том числе и благодаря им распалась советская держава, с исторической сцены ушла КПСС, социалистический строй сменился капиталистическим, распалась международная социалистическая система. Социальный обмен Обмен — характерная черта социального взаимодействия, которая отличает его от просто действия. Любое взаимодействие есть обмен. Обмениваться можно чем угодно: знаками внимания, словами, значениями, жестами, символами, материальными предметами и т.д. Пожалуй, нет ничего такого, что не могло бы служить средством обмена. Таким образом, деньги, с которыми у нас обычно ассоциируется процесс обмена, занимают в нем лишь одно из мест. Понимаемый столь расширительно обмен является универсальным социальным процессом, существовавшим всегда и везде. Какова его структура? Что характерно для него? Прежде всего два субъекта, или агента обмена, — взаимодействующие индивиды. Согласно теории обмена Дж. Хоманса, поведение человека в настоящий момент обусловлено тем, вознаграждались ли и как именно его действия в прошлом. Хоманс предложил следующие принципы обмена: 1) чем чаще вознаграждается данный тип действий, тем вероятнее, что онобудет повторяться. Если оно регулярно приводит к успеху, то мотивация кего повторению увеличивается, и наоборот, снижается в случае неудачи; 2) если вознаграждение (успех) за определенный тип действий зависит оттех или иных условий, то высока вероятность, что человек будет стремитьсяих повторить. Не важно, как вы получаете прибыль: действуя легально иповышая производительность труда или обходя закон и укрывая прибыль отналоговой инспекции, но прибыль, как и любое другое вознаграждение, будет толкать вас к повторению удачного поведения; 3) если вознаграждение велико, человек готов преодолеть любые трудности ради его получения. Прибыль в 5% вряд ли стимулируют бизнесмена наподвиг, но ради 300%, отмечал в свое время К. Маркс, он порой готов совершить любое преступление; 4) когда потребности человека близки к насыщению, он прилагает всеменьше усилий к их удовлетворению. А это значит, что если работодатель несколько месяцев подряд платит высокую заработную плату, то у работника снижается мотивация повышать производительность. Принципы Хоманса применимы к действиям одного человека и к взаимодействию нескольких людей, поскольку каждый из них руководствуется в отношениях с другим одними и теми же соображениями. В общем виде социальное взаимодействие — сложная система обмена, обусловленная способами уравновешивания вознаграждений и затрат. Если предполагаемые затраты выше ожидаемого вознаграждения, люди вряд ли начнут взаимодействовать, когда их ктому не принуждают. Таким образом, теория обмена Хоманса объясняет социальное взаимодействие на основе свободного выбора. В социальном обмене (так мы можем назвать социальное взаимодействие) между вознаграждением и затратами нет прямо пропорциональной зависимости. Иначе говоря, если вознаграждение увеличить в 3 раза, то в ответ индивид не обязательно увеличит в 3 раза свои усилия. Часто, когда рабочим увеличивали в 2 раза заработную плату в надежде, что они повысят во столько же раз производительность, реальной отдачи не было: рабочие лишь делали вид, что стараются. По природе человек склонен экономить свои усилия и прибегать к этому в любой ситуации, иногда идя на обман. Причина в том, что затраты и вознаграждения — производные от разных потребностей или биологических побуждений. Стало быть, стремление экономить усилия и желание получить как можно большее вознаграждение могут действовать одновременно. Это и создает сложнейший узор человеческого взаимодействия, где в единое целое вплетены обман и личная выгода, бескорыстие и справедливое распределение вознаграждения, равенство результатов и неравенство условий и т.д. ФОРМЫ МАССОВОГО ПОВЕЛЕНИЯ Массовые действия могут быть слабо организованными (паника, погромы) либо достаточно подготовленными и организованными (демонстрации, революции, войны). Многое зависит от того, осознается ситуация или нет, нашлись организаторы и лидеры, способные возглавить остальных, или нет. Рассмотрим формы массового поведения. Массовая истерия — состояние всеобщей нервозности, повышенной возбудимости и страха, вызванное необоснованными слухами. Примерами являются средневековая «охота на ведьм», послевоенная холодная война, процессы над «врагами народа» в эпоху сталинизма, нагнетание средствами массовой информации угрозы «третьей мировой войны» в 1960—70-х гг., массовая нетерпимость к представителям иной национальности. Слухи — совокупность сведений, которые возникают из анонимных источников и распространяются по неформальным каналам. Распространение слухов — форма массового поведения. Слухи бывают ложными и истинными, они подтверждаются или не подтверждаются. Слухи возникают в ситуациях дефицита, недостатка информации или в тех случаях, когда аудитория радио, телевидения и печати не верит официальной информации. Совокупностьлюдей, которые пассивно воспринимают слух либо активно его распространяют, составляет аудиторию воздействия слуха. Это не просто сумма пассивных приемников информа- ции. Многие являются ее участниками: они не только передают новость дальше, но что-то изменяют в ней, добавляют новые подробности либо полностью искажают смысл. Согласно гипотезе американского социального психолога Т. Шибутани, слух как коллективное действие построен на четком распределении ролей. Одни выполняют роль «посыльного» и только распространяют слух, другие играют роль «интерпретатора», добавляя к новости собственные соображения, третьи оказываются в ситуации либо «скептиков», сомневающихся в достоверности слуха, либо «сторонников», горячо отстаивающих его. Кое-кто берет на себя роль «принимающего решение», готового действовать в соответствии со слухом. Большинство же остается в роли простых зрителей, или аудитории. Разновидностью слухов выступают сплетни. Новости о злоумышленниках, крадущих детей или насилующих женщин в лифтах, новости о предстоящем повышении цен — это слухи. Они основаны на подсознательном страхе. Новости о том, сколько бриллиантов у первой леди государства, или о том, с кем разводятся и на ком женятся рок-звезды, — это сплетни. Они основаны на любопытстве. Паника — форма массового поведения, когда люди, столкнувшиеся с опасностью, проявляют нескоординированные реакции. Участники паники действуют независимо, часто мешая окружающим и травмируя друг друга. Паника случается в экстремальных условиях — при кораблекрушении, пожаре, землетрясении, наводнении или воен ном нашествии. В подобных ситуациях действуют силы, неподвластные человеку, поэтому обычные средства преодоления кризиса не достигают успеха. Когда индивид убеждается, что все известные и доступные ему средства, годившиеся в обычных условиях, не срабатывают, он теряет самообладание. Появляется страх, парализующий мышление и волю и усиливающийся, когда человек замечает, что и другие люди охвачены тем же чувством. Возникает цепная реакция панических действий. Массовая истерия в некоторых случаях выливается в панику, а в некоторых — в погромы. Погром — коллективный акт насилия, предпринятый неконтролируемой и эмоционально возбужденной толпой против собственности или личности. Погром часто принимает вид шовинистического выступления против какой-либо национальности или иной группы населения, сопровождающегося грабежами и убийствами. До революции 1917 г. в России было несколько еврейских погромов. В первые дни Октябрьской революции прокатилась волна «винных» погромов. Погром — спонтанный «кратковременный» всплеск насилия, подогреваемый не идеалами, а страстями. После выступлений рок-группы в Санкт-Петербурге и Москве молодежь устраивала погромы в метро и электричках. Во многих странах Европы футбольные фанаты устраивают погромы после очередных матчей. Самым известным примером погрома являются так называемые суды линча — самосуды, устраиваемые толпой белых над чернокожими. Бунт — собирательное понятие, обозначающее ряд стихийных форм коллективного протеста — мятеж, волнение, смута, восстание. Причиной их возникновения служит массовое недовольство чем-либо (угнетением, пло- хим обращением, условиями труда и жизни) или кем-либо (чаще всего руководством). Бунт может относиться к социальной организации (бунт на корабле) и к реальной группе (бунт крестьян). Эмоциональное состояние (недовольство) переходит сначала в стихийное действие (негодование), а затем организованное (погромы, поджоги, разрушение тюрем, захват административных зданий). Бунт означает неподчинение официальным властям. Студенческие бунты, во время которых молодые люди баррикадировали аудитории и не подчинялись администрации, случались в России накануне Октябрьской революции 1917 г., в современной Европе (знаменитая весна 1968 г.) и США (против войны во Вьетнаме). Известны бунты на кораблях, в армейских гарнизонах, негритянских гетто. Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|