Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Формы организованного протеста





Протест следует отличать от сопротивления, как пассивный способ вы­ражения своего несогласия от активной, действенной формы защиты своих интересов от посягательства извне. Среди форм организованного протеста выделяются:

♦ открытый пассивный протест — невыполнение приказов, неподчине­ние, невыход на работу;

♦ скрытый пассивный протест — подстрекательство к сопротивлению, за­говор, расклеивание листовок, работа с прохладцей;

♦ открытый активный протест — митинги, демонстрации, забастовки, стачки;

♦ скрытый активный протест и сопротивление — террористическая борь­ба, создание политической нелегальной партии, подготовка военного переворота.

Демонстрация — временное и хорошо организованное коллективное выс­тупление в защиту каких-то целей или в знак протеста против чего-то. Она требует предварительного планирования и подготовки: рекламы в газетах, официального разрешения властей, изготовления транспарантов, распределе­ния ролей, выбора маршрута движения и ораторов. Демонстрации как форма протеста способны вызвать необратимые изменения в обществе. Массовые демонстрации в России, организованные левыми силами, вызвали две рево­люции — Февральскую и Октябрьскую (1917). Перестройка середины 1980-х гг. вызвала волну демонстраций в разных городах СССР, в которых участвовало менее 1% населения. Несмотря на это, демонстрации левых сил, в которых принимали одноразовое участие от 200 тыс. до 700 тыс. человек, оказались очень эффективными: в том числе и благодаря им распалась советская держа­ва, с исторической сцены ушла КПСС, социалистический строй сменился капиталистическим, распалась международная социалистическая система.

Социальный обмен

Обмен — характерная черта социального взаимодействия, которая отли­чает его от просто действия. Любое взаимодействие есть обмен. Обмениваться можно чем угодно: знаками внимания, словами, значениями, жестами, сим­волами, материальными предметами и т.д. Пожалуй, нет ничего такого, что не могло бы служить средством обмена. Таким образом, деньги, с ко­торыми у нас обычно ассоциируется процесс обмена, занимают в нем лишь одно из мест. Понимаемый столь расширительно обмен является универсальным социальным процес­сом, существовавшим всегда и везде. Какова его структура? Что характерно для него?

Прежде всего два субъекта, или агента обмена, — взаимодействующие индивиды. Согласно теории обмена Дж. Хоманса, поведение человека в на­стоящий момент обусловлено тем, вознаграждались ли и как именно его действия в прошлом. Хоманс предложил следующие принципы обмена:

1) чем чаще вознаграждается данный тип действий, тем вероятнее, что онобудет повторяться. Если оно регулярно приводит к успеху, то мотивация кего повторению увеличивается, и наоборот, снижается в случае неудачи;

2) если вознаграждение (успех) за определенный тип действий зависит оттех или иных условий, то высока вероятность, что человек будет стремитьсяих повторить. Не важно, как вы получаете прибыль: действуя легально иповышая производительность труда или обходя закон и укрывая прибыль отналоговой инспекции, но прибыль, как и любое другое вознаграждение, бу­дет толкать вас к повторению удачного поведения;

3) если вознаграждение велико, человек готов преодолеть любые трудно­сти ради его получения. Прибыль в 5% вряд ли стимулируют бизнесмена наподвиг, но ради 300%, отмечал в свое время К. Маркс, он порой готов совер­шить любое преступление;

4) когда потребности человека близки к насыщению, он прилагает всеменьше усилий к их удовлетворению. А это значит, что если работодатель

несколько месяцев подряд платит высокую заработную плату, то у работни­ка снижается мотивация повышать производительность.

Принципы Хоманса применимы к действиям одного человека и к взаимо­действию нескольких людей, поскольку каждый из них руководствуется в от­ношениях с другим одними и теми же соображениями. В общем виде соци­альное взаимодействие — сложная система обмена, обусловленная способами уравновешивания вознаграждений и затрат. Если предполагаемые затраты выше ожидаемого вознаграждения, люди вряд ли начнут взаимодействовать, когда их ктому не принуждают. Таким образом, теория обмена Хоманса объяс­няет социальное взаимодействие на основе свободного выбора.

В социальном обмене (так мы можем назвать социальное взаимодействие) между вознаграждением и затратами нет прямо пропорциональной зависи­мости. Иначе говоря, если вознаграждение увеличить в 3 раза, то в ответ индивид не обязательно увеличит в 3 раза свои усилия. Часто, когда рабо­чим увеличивали в 2 раза заработную плату в надежде, что они повысят во столько же раз производительность, реальной отдачи не было: рабочие лишь делали вид, что стараются. По природе человек склонен экономить свои уси­лия и прибегать к этому в любой ситуации, иногда идя на обман. Причина в том, что затраты и вознаграждения — производные от разных потребностей или биологических побуждений. Стало быть, стремление экономить усилия и желание получить как можно большее вознаграждение могут действовать одновременно. Это и создает сложнейший узор человеческого взаимодей­ствия, где в единое целое вплетены обман и личная выгода, бескорыстие и справедливое распределение вознаграждения, равенство результатов и нера­венство условий и т.д.

ФОРМЫ МАССОВОГО ПОВЕЛЕНИЯ

Массовые действия могут быть слабо организованными (паника, погро­мы) либо достаточно подготовленными и организованными (демонстрации, революции, войны). Многое зависит от того, осознается ситуация или нет, нашлись организаторы и лидеры, способные возглавить остальных, или нет. Рассмотрим формы массового поведения.

Массовая истерия — состояние всеобщей нервозности, повышенной воз­будимости и страха, вызванное необоснованными слухами. Примерами яв­ляются средневековая «охота на ведьм», послевоенная холодная война, про­цессы над «врагами народа» в эпоху сталинизма, нагнетание средствами мас­совой информации угрозы «третьей мировой войны» в 1960—70-х гг., массовая нетерпимость к представителям иной национальности.

Слухи — совокупность сведений, которые возникают из анонимных ис­точников и распространяются по неформальным каналам. Распространение слухов — форма массового поведения.

Слухи бывают ложными и истинными, они подтверждаются или не под­тверждаются. Слухи возникают в ситуациях дефицита, недостатка информа­ции или в тех случаях, когда аудитория радио, телевидения и печати не ве­рит официальной информации. Совокупностьлюдей, которые пассивно вос­принимают слух либо активно его распространяют, составляет аудиторию воздействия слуха. Это не просто сумма пассивных приемников информа-

ции. Многие являются ее участниками: они не только передают новость даль­ше, но что-то изменяют в ней, добавляют новые подробности либо полнос­тью искажают смысл. Согласно гипотезе американского социального психо­лога Т. Шибутани, слух как коллективное действие построен на четком рас­пределении ролей. Одни выполняют роль «посыльного» и только распространяют слух, другие играют роль «интерпретатора», добавляя к но­вости собственные соображения, третьи оказываются в ситуации либо «скеп­тиков», сомневающихся в достоверности слуха, либо «сторонников», горячо отстаивающих его. Кое-кто берет на себя роль «принимающего решение», го­тового действовать в соответствии со слухом. Большинство же остается в роли простых зрителей, или аудитории.

Разновидностью слухов выступают сплетни. Новости о злоумышленни­ках, крадущих детей или насилующих женщин в лифтах, новости о предсто­ящем повышении цен — это слухи. Они основаны на подсознательном стра­хе. Новости о том, сколько бриллиантов у первой леди государства, или о том, с кем разводятся и на ком женятся рок-звезды, — это сплетни. Они основа­ны на любопытстве.

Паника — форма массового поведения, когда люди, столкнувшиеся с опас­ностью, проявляют нескоординированные реакции. Участники паники дей­ствуют независимо, часто мешая окружающим и травмируя друг друга. Пани­ка случается в экстремальных услови­ях — при кораблекрушении, пожаре, землетрясении, наводнении или воен­ ном нашествии. В подобных ситуациях действуют силы, неподвластные чело­веку, поэтому обычные средства преодоления кризиса не достигают успеха. Когда индивид убеждается, что все известные и доступные ему средства, го­дившиеся в обычных условиях, не срабатывают, он теряет самообладание. Появляется страх, парализующий мышление и волю и усиливающийся, когда человек замечает, что и другие люди охвачены тем же чувством. Возникает цепная реакция панических действий.

Массовая истерия в некоторых случаях выливается в панику, а в некото­рых — в погромы.

Погром — коллективный акт насилия, предпринятый неконтролируемой и эмоционально возбужденной толпой против собственности или личности. Погром часто принимает вид шовинистического выступления против какой-либо национальности или иной группы населения, сопровождающегося гра­бежами и убийствами. До революции 1917 г. в России было несколько еврей­ских погромов. В первые дни Октябрьской революции прокатилась волна «винных» погромов. Погром — спонтанный «кратковременный» всплеск насилия, подогреваемый не идеалами, а страстями. После выступлений рок-группы в Санкт-Петербурге и Москве молодежь устраивала погромы в мет­ро и электричках. Во многих странах Европы футбольные фанаты устраива­ют погромы после очередных матчей. Самым известным примером погрома являются так называемые суды линча — самосуды, устраиваемые толпой бе­лых над чернокожими.

Бунт — собирательное понятие, обозначающее ряд стихийных форм кол­лективного протеста — мятеж, волнение, смута, восстание. Причиной их возникновения служит массовое недовольство чем-либо (угнетением, пло-

хим обращением, условиями труда и жизни) или кем-либо (чаще всего ру­ководством). Бунт может относиться к социальной организации (бунт на корабле) и к реальной группе (бунт крестьян). Эмоциональное состояние (недовольство) переходит сначала в стихийное действие (негодование), а затем организованное (погромы, поджоги, разрушение тюрем, захват адми­нистративных зданий). Бунт означает неподчинение официальным властям. Студенческие бунты, во время которых молодые люди баррикадировали аудитории и не подчинялись администрации, случались в России накануне Октябрьской революции 1917 г., в современной Европе (знаменитая весна 1968 г.) и США (против войны во Вьетнаме). Известны бунты на кораблях, в армейских гарнизонах, негритянских гетто.







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.