|
Дж. Симон Великолепный прогрессВсю историю человеческого общества можно грубо поделить на два этапа. До 1750-1800 гг. все люди, за исключением очень маленькой группы избранных, жили так же бедно, как и 2000 лет назад. И даже в 1750 г. самые богатые люди умирали от тех же болезней, которые поражали человека на протяжении многих тысяч лет его существования. Однако начиная с 1800 г. и по сегодняшний день улучшение уровня жизни происходит с очень высокой и постоянно увеличивающейся скоростью. Сегодня большинство людей имеет гораздо более крепкое здоровье и большую продолжительность жизни, чем население самых богатых стран в начале XX в. Можно с уверенностью утверждать, что через 50-100 лет большинство людей будет иметь такой же высокий уровень жизни, каким в настоящее время обладают люди среднего достатка в богатых странах. За 20 тыс. или 200 тыс. лет (в зависимости от того, как далеко посмотреть) положение человека существенно не изменилось. И только за последние 200 лет все материальные ценности, к получению которых человек так стремился все время своего существования, начали ему доставаться, причем очень быстро. Благосостояние обывателей начало стремительно расти. Наиболее значительным и знаменательным было изменение уровня смертности. За всю историю человечества уровень смертности всегда примерно соответствовал уровню рождаемости. Прирост населения в течение многих веков был очень незначительным. Численность населения стала самым быстроменяющимся параметром. Раньше скорость роста численности населения была выше, чем скорость роста продолжительности жизни, которая в свою очередь была больше скорости роста уровня жизни и темпов научно-технического прогресса. Напротив, в последнее время скорость роста численности населения стала, наоборот, меньше, чем скорость роста продолжительности жизни, которая в свою очередь стала меньше скорости роста уровня жизни и темпов научно-технического прогресса. Первое серьезное увеличение скорости передвижения по суше со времен постройки дорог в Древнем Риме произошло после изобретения раничиваютили расширяют доступ миллионов людей к социальным благам — образованию, здравоохранению, занятости, гарантиям. Наряду с социальными выделяют экономические и политические реформы. Переход экономики на рыночные отношения, приватизация, закон о банкротстве предприятий, новая налоговая система — примеры экономических реформ. Изменение конституции, формы голосования на выборах, расширение гражданских свобод, переход от монархии к республике — примеры политических реформ. Употребляется также выражение «законодательные реформы», но неправильно говорить о технических реформах. В этом случае пишут о технических нововведениях или изобретениях. Реформы могут быть и прогрессивными, и регрессивными. Введение практики цензуры в печати нельзя назвать прогрессивным мероприятием. Реформы, как правило, затрагивают не все, а каждую в отдельности страну, поскольку это чаще всего внутреннее дело государства. Реформы всегда происходят «сверху», проводятся правительством, хотя и под давлением широких масс населения. Когда назревает потребность в проведении не одной, двух или трех реформ, а гораздо большего их числа с таким расчетом, чтобы принципиально изменить характер общества, какая-либо партия или объединение людей проводят социальную революцию. Революция — полное или комплексное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя. Она носит скачкообразный характер и представляет собой переход общества из одного качественного состояния в другое. Революция — это совокупность большого числа или комплекса реформ, проводимых одновременно, с целью изменения основ социального строя. Октябрьская ре- железной дороги. Длина путей сообщения составляла 0 миль в 1825 г., 5490 миль в 1840 г. и 675 000 миль в 1920 г. Не правда ли, довольно резкое изменение? Развитие системы коммуникаций было еще более стремительным. Как-то раз в самолете я познакомился с человеком, чья семья создала систему курьерской почты «Пони Экспресс», связавшую штаты Миссури и Калифорния. К моему удивлению, он сказал, что она просуществовала всего один год. Затем был изобретен телеграф — ив мгновение ока скорость передачи информации возросла от скорости бегущей лошади до скорости света. В результате «Пони Экспресс» умерла. Сейчас мы можем наблюдать, как в течение какой-то пары лет во всем мире получила распространение быстрая, как свет, электронная почта. О силе прорыва свидетельствуют и достижения в области медицины. Абрахам Флекснер {Abraham Flexner) в своем знаменитом отчете о медицинском образовании в 1910 г. сказал, что раньше в Соединенных Штатах вероятность того, что случайный больной, страдающий случайным заболеванием и пришедший к случайному врачу, получит от своего визита какую-то пользу, составляла 50%. И это положение дел после того, как человечество изучало и совершенствовало искусство врачевания многие тысячи лет. Сейчас, менее века спустя, мы занимаемся генной терапией и воистину творим чудеса. Другой показательный пример можно найти в сфере образования. Две трети взрослого населения Индии, родившегося около 1930 г., были неграмотными. А всего через 40 лет число таких людей не составило и одной пятой. Сокращено по источнику: Симон Джулиан Л. Обзор: великолепный прогресс. — http:// www.intellectualcapital.ru/iss1-2/icbus.htm. волюция в 1917 г. в России имела именно такую цель, в результате были уничтожены частная собственность, городская и сельская буржуазия, ликвидированы свобода слова и политические права граждан, изменилась система распределения социальных благ, одним словом, основы существующего строя. Но прежде чем перейти к комплексным социальным преобразованиям, партия большевиков осуществила политический переворот — штурм Зимнего и свержение Временного правительства. Создав новые структуры власти, большевики с первых же дней издали основные законоположения, касающиеся экономической и социальной сфер. Революция может касаться одного или нескольких обществ в данный период времени. Революции бывают кратковременными и долговременными, социальными (политические, экономические, культурные) и природными. Самым длительным процессом в истории человечества была так называемая неолитическая революция, которая представляла собой качественный скачок, благодаря которому цивилизация совершила переход от присваивающего хозяйства (охоты и собирательства) к производящему (земледелию и скотоводству). Она породила классы, города, государства и культуру. Неолитическая революция началась 10 тыс. лет назад и продолжалась в одних регионах мира 3 тыс. лет, а в других — 8 тыс лет. В некоторых регионах мира она продолжалась вплоть до XVII в. В течение этого времени возникли развитые земледельческо-городские цивилизации в Месопотамии, Египте, Индии, Греции и на Ближнем Востоке. Фактически она создала современную цивилизацию. Благодаря аграрной революции человек перестал быть кочевником, создал сельские общины, многие из которых переросли в города. Она резко изменила условия жизни человека, повысила производительность общественного труда. Г. Кан, проследивший динамику роста валового национального дохода на душу населения как результат неолитической революции, показал, что в среднем ежегодный доход на душу населения в разных странах поднялся до 100—500 долл. в год, хотя выше 500 долл. этот показатель не поднимался даже в самые урожайные годы8. Вторым глобальным процессом называют промышленную революцию XVIII—XIX вв. Она тоже сыграла выдающуюся роль в человеческой истории, привела к смене одного экономического строя (феодализма) другим (капитализмом), одного технического уклада (мануфактуры) другим (машинным производством). В результате промышленной революции кардинально изменились политический облик Европы (возникла буржуазная демократия) и социальный уклад многих стран (уничтожены наследственные привилегии и жесткие сословные перегородки, провозглашены равные гражданские права). Промышленная революция — тот случай в истории, когда изменения в способе производства изменили социальную структуру общества и привели к формированию новых классов — капиталистов и пролетариев. С промыш- 8 Кан Г. Грядущий польем: экономический, политический, социальный // Новая технократическая волна на Запале. М.. 1986. С. 169-225. ленной революцией связывают исчезновение одного типа социальной структуры — сословного и появление другого — классового. Обе революции — неолитическая и промышленная — относятся к технологическим. Глобальные революции затрагивают все сферы общества и множество стран, поэтому требуют длительного времени. Они всегда приводят к качественному изменению общества. К типу глобальных революций следует отнести и другие события. Так, в середине XX в. произошла «менеджерская революция», после которой во всех развитых странах, прежде всего в США, класс профессиональных менеджеров — лиц наемного труда — вытеснил класс капиталистов-собственников с ключевых позиций в обществе. В 1970-е гг. в научный оборот вошел термин «молчаливая революция», которым обозначали отход западной молодежи от ценностей труда к ценностям досуга и кризис «трудового общества». Оба этих типа социальной революции относятся к бескровным глобальным процессам, происходившим стихийно, без целенаправленного вмешательства партий или групп. Революция, начавшаяся в одной стране, может перекинуться на другие страны. Если они вовлекаются в революционный процесс стихийно, а процесс носит характер цепной реакции, то следует говорить о ненасильственной глобальной и кратковременной революции. Так, буржуазно-демократическая революция 1848 г. охватила различные страны Европы. Исключением явилась Россия, где буржуазно-демократическая революция совершилась в феврале 1917 г. Она не могла перекинуться на другие страны, поскольку произошла в стране, запоздавшей в своем развитии. Напротив, социалистическая революция в октябре 1917 г. вовлекла в процесс и другие страны — либо добровольно (Германия и Венгрия — в 1918), либо принудительно (те же Германия и Венгрия — в 1945). К 1950 г. сформировался «социалистический лагерь». Революция в этих странах происходила принудительно, при военной помощи другой страны. Тем не менее революцию 1917 г. следует считать глобальной социальной революцией, изменившей соотношение существующих социальных сил.
НЕОЛИТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ Неолитическая революция [X-III тысячелетия до н.э.) — самый крупный по времени и последствиям для человечества переход от культуры охотников и собирателей к земледельческому обществу, от бродячего к оседлому образу жизни. Сопровождалась доместикацией (приручение животных) и окультуриванием диких растений. Привела к появлению классов, городов, письменности и цивилизации. Термин ввел английский археолог Гордон Чайлд. Неолит — новокаменный век, охватывает период VIII—III тысячелетия до н.э. Время перехода от присваивающего труда (собирательство, охота) к производящему (земледелие, скотоводство). Каменные орудия шлифовались, сверлились, появились прядение, ткачество. Для неолита лесной зоны одним из ведущих видов хозяйства становится рыболовство. Активное рыболовство способствовало созданию определенных запасов, что в сочетании с охотой давало возможность жить на одном месте круглый год. Переход к оседлому образу жизни привел к появлению керамики. Обработка почвы в неолите оказала такое существенное влияние на жизнь человека, что ученым пришлось говорить о неолитической революции в истории человечества. Сознательное выращивание растений создало условия для развития общества, что привело к появлению первых цивилизаций (к III тысячелетию до н.э.). Благодаря обработке земли людям эпохи неолита удалось впервые в истории приспособить естественную среду обитания к собственным потребностям. Люди каменного века были нераз- рывно связаны с природой и зависимы от нее, поскольку потребляли только естественные продукты. В эпоху неолита возникает уже производящее хозяйство. Достижения в хозяйственной жизни — получение излишков продовольствия, появление новых видов орудий труда и строительство оседлых поселений — делали человека относительно независимым от окружающей природы. В период неолитической революции, продолжавшейся около семи тысячелетий, были заложены материальные и духовные основы культур Месопотамии, Египта, Китая, Японии и древней Америки. Коренное изменение материальной, художественной и религиозной сторон жизни людей произошло после появления письменности в Месопотамии и Египте к III тысячелетию до н.э. В конце древнего каменного века люди заселили почти всю покрытую растительностью поверхность Земли, за исключением полярных областей и некоторых островов в южных широтах. Обрабатывать почву начали в зависимости от удаленности территории от ледников. Период таяния льда, т.е. конец палеолита, продолжался тысячелетия. В приграничных районах оно началось еще на рубеже XI—X тысячелетий до н.э., но уже через 2 тыс. лет ледник отступил из центральной Европы. Скандинавия освободилась ото льда к VI тысячелетию до н.э. К северу передвинулась и границатундры,заней — граница хвойных и далее — лиственных лесов. Очагом неолитической революции, таким образом, стали самые удаленные от ледника области на Ближнем Востоке, в Месопотамии, Египте и восточном Средиземноморье. Обработка почвы началась около VIII тысячелетия до н.э. на Ближнем Востоке, в области «плодородного полумесяца», ограниченной отрогами горных цепей Загроса и Тавра и реками Тигр и Евфрат. Почти одновременно обрабатывать почву стали в восточной Азии, Мексике и Перу. Британский ученый Г. Чайлд считает причиной зарождения земледелия изменение климата в конце ледникового периода: люди расселялись в пригодных для жизни районах, концентрация людей и недостаток продовольствия способствовали началу обработки почвы. Некоторые исследователи, например Роберт Дж. Брейдвуд (1960), полагают, что климатические условия не играли столь значительной роли, так как раньше всего земледелие зародилось там, где длительное время сосуществовали рядом люди и животные. Люди древнего каменного века приобрели обширные знания о материалах, используемых при производстве орудий труда, оружия, одежды и посуды, устройстве жилищ. Эти знания позволяли им находить новые способы добывания пищи и охоты. Вместо крупных животных, мамонтов и северных оленей объектом охоты стали туры, дикие свиньи, олени, косули и лоси. Охотники должны были отлично знать повадки животных, перемещавшихся по территории, на которой люди уже жили оседло. Охотники и собирате- ли изучали территорию вокруг своих поселений, чтобы находить новые виды продуктов питания растительного и животного происхождения. Это позволяло собирателям на длительный период оседать в районах с изобильными источниками пиши. Для хранения излишков съестных припасов требовались большие сосуды, которые было трудно транспортировать. В районе «плодородного полумесяца» произрастал злак с крупными зернами. Это была дикая пшеница. Опыты исследователя в области земледелия Джека Р. Харлана показали, что дикая пшеница отличалась такой густотой произрастания, что семья древнего собирателя за три недели работы могла собрать больше зерна, чем ей было необходимо на целый год. В тех местах, где этот злак рос в большом количестве на ограниченных территориях, произошла доместикации, т.е. превращения дикорастущего растения в культурное. Первыми растениями, которые стали сеять люди, были пшеница и ячмень. Окультуренные растения настолько изменились по сравнению с дикорастущими, что выведенные сорта уже не могли произрастать без вмешательства человека. Селекция происходила не осознанно, а в результате приспосабливания и стихийного отбора, который проводили собиратели эпохи неолита. Дикая пшеница размножается, когда зрелые колосья раскрываются и из них выпадают зерна. Длинная и жесткая ость помогает им с помощью ветра улетать далеко от материнского растения и после падения на землю прочно закрепляться в почве. Этот способ размножения, естественный в природе, создавал древнему собирателю неудобства. Он либо должен был собирать незрелые колосья, либо терял много зерен при сборе урожая. Вероятно, именно эти недостатки и стали причиной окультуривания пшеницы, т.е. отбор обусловили аномалии в строении колоса и физиологии нормального растения. Многие растения вследствие генетических дефектов не могли вытряхнуть зерна из колосьев и поэтому не могли размножаться. Таким образом, у собирателей оказывалось большое количество зерен, оставшихся в колосьях, и их доля в урожае постепенно увеличивалась. Когда урожай убирали в жилище, часть зерен, вероятно, терялась, и некоторые из них падали в плодородную почву, так как поселения обычно находились вблизи водоемов и вдали от гористой местности, где преимущественно произрастала дикая пшеница. Растения, взошедшие на следующий год, относились, как правило, к тому виду, который не мог разбрасывать зерна. Кроме того, они росли ближе к селению, поэтому их собирати в первую очередь. Постоянное повторение этого стихийного отбора привело к тому, что в конце концов самые большие и урожайные поля пшеницы оказались вблизи поселений. Решающий шаг к обработке земли в прямом смысле был сделан тогда, когда люди стали хранить и регулярно высевать собранные зерна. Первым растением, которое начали культивировать в Китае к началу IV тысячелетия до н.э., было просо. Родиной его дикорастущего предка были 83Ё безлесные районы в среднем течении Хуанхэ, где распространены лессовые почвы. Уже в начале III тысячелетия до н.э. в деревнях северного Китая повсеместно выращивали просо. Эти поселения были довольно большими (в них иногда жили до 600 человек). Множество обнаруженных при раскопках хранилищ зерна свидетельствует о высоком уровне земледелия. Рис — важнейшую сельскохозяйственную культуру Китая —- выращивают с конца III тысячелетия до н.э. Его дикая разновидность росла в субтропических районах южного Китая. Доместикация же риса, вероятно, произошла в южной Индии или Юго-Восточной Азии. Найдены подтверждения еще более ранней обработки почвы в Юго-Восточной Азии. В Таиланде были обнаружены семена культурных сортов фасоли и гороха, выращенных в VIII тысячелетии до н.э. Рис здесь возделывали, вероятно, на несколько тысячелетий раньше, чем в Китае. Одновременно началось возделывание растений в Мексике и Перу. В Мексике с ее разнообразными климатическими условиями и видами почв для этого были особенно хорошие предпосылки. В результате появилось несколько видов съедобных дикорастущих растений. Однако в Мексике они росли на обширных пространствах, поэтому, в отличие от Ближнего Востока, переход к оседлому образу жизни здесь произошел несколько позже. Первые развитые цивилизации в этом регионе сложились почти на 2 тыс. лет позже, чем в Месопотамии (к началу I тысячелетия до н.э.). В Центральной Америке важнейшим компонентом пищи была кукуруза. Первые находки, говорящие о культивировании этого растения, относятся к 5200—3400 гг. до н.э. Еще раньше выращивали тыкву и бобы. Подтверждения существования земледелия в эпоху неолита в Америке были найдены в пещерах у Мексиканского залива южнее Рио-Еранде (около VII тысячелетия до н.э.). Высокогорные районы Перу, богатые водой и животными, были заселены, вероятно, еще к XV тысячелетию до н.э. Наиболее древние находки, свидетельствующие о выращивании растений, датируют ранее 5600 г. до н.э. Особые климатические условия прибрежных областей Тихого океана не создавали благоприятных предпосылок для развития сельского хозяйства. Здесь хорошо росла только тыква. В этом районе растения систематически выращивали лишь с середины III тысячелетия до н.э., когда на Тихоокеанское побережье из внутренних районов континента проникла технология возделывания культур. Так, почти во всех частях Старого Света стали культивировать пшеницу, ячмень, овес, чечевицу и горох; в Америке возделывали тыкву, авокадо, фасоль (бобы) и кукурузу; в Восточной Азии — миндаль, бобы, огурцы, горох, пшеницу и просо, которое вплоть до II тысячелетия до н.э. было в Китае важнее риса. Благодаря тому что пищи было достаточно, охотники меньше рисковали и гибли, они больше не убивали своих новорожденных (что неизбежно для выживания кочующих охотников). В результате существенно возросла численность населения. Людей на определенной территории становилось так много, что они не могли прокормиться, поэтому отдельные группы отправлялись на поиски новых мест. Знания о разведении животных люди получили уже в верхнем палеолите, когда отдельных диких животных не убивали, а оставляли размножаться. Более совершенные способы охоты, например загонная охота, когда все стадо попадало в ловушку и животных можно было не спешить убивать, способ- ствовали их одомашниванию. Разведение коз и овец, ранее других прирученных в Персии и Анатолии (к началу VII тысячелетия до н.э.), имело еше и то преимущество, что эти животные жили стадами и поэтому привыкли следовать за вожаком. В процессе доместикации животных и растений человек приспосабливал их к своим потребностям и одновременно изменял свою деятельность, т.е. после периода охоты и собирательства пришло время земледелия. Затем с разведением животных начался период смешанной сельскохозяйственной деятельности. В этот период произошло разделение людей на земледельцев и скотоводов, создавших различные культуры. Развитие техники и общественной жизни в земледельческих культурах вело к зарождению первых цивилизаций. Излишки продукции земледелия позволяли развивать специализацию и кооперацию внутри коллектива, что приводило к разделению труда, неизбежному при выполнении тяжелых работ, непосильных для одной семьи. Таким образом, усилиями всей общины, например, создавались оросительные системы, способствовавшие интенсификации сельского хозяйства, и возводились крепостные ограждения. А внутри группы появлялись новые социальные группы, уже не занимающиеся непосредственно трудовой деятельностью, — жрецы и воины. Рис. 9. Развитие сельского хозяйства по К. Дарнингтону (1971) Первоначальные поселения и стоянки охотников каменного века превращались в деревни земледельцев — новый тип поселений, которые вырастали в разных частях земного шара. Впервые они появились на Ближнем Востоке в начале VII тысячелетия до н.э. В развитых культурах неолита возникали крупные города, насчитывавшие сотни и даже тысячи жителей. Первые дома оседлых людей представляли собой круглые постройки, напоминавшие временные жилища охотников и собирателей. На фундаменте в виде круга ставили остов из палок и покрывали его кожей или соломой. Оседлые поселенцы вскоре начали строить дома из глины, а позже — класть прочный каменный фундамент. При постройке нового жилья на месте разрушившегося или сгоревшего площадку под фундамент выравнивали, обмазывая глиной. Таким образом возникали типичные возвышения (по-арабски телль), на которых до сих пор стоят деревни. Эти телли достигали высоты 20 м. Позже вместо круглых построек появились прямоугольные, к которым легче можно было сделать пристройки и тем самым увеличить жилую площадь. Двери, как правило, находились выше уровня земли. Иногда вход был в плоской крыше, поэтому попасть в дом можно было по деревянной лестнице. Пол был из утрамбованной глины, а стены белили гипсом и часто украшали красными полосами или рисунками. Спали обитатели этих домов на рогожах или на возвышавшемся ложе — скамейке, пищу готовили в специально отведенном месте. Уже в древние времена поселения были укреплены — обычно вокруг деревни выкапывали ров и воздвигали вал. Одним из наиболее известных укрепленных городов был древний Иерихон. Его окружала стена шириной 1,75 м и высотой 3 м из камней, положенных друг на друга, далее следовал вал из глины, а снаружи — 3-метровый ров, достигавший в некоторых местах 9-метровой ширины. К стене примыкала конусообразная башня высотой 9 м. Позже из камня, дерева и сырцового кирпича строили трехэтажные дома с множеством помещений. Дома различных типов и размеров свидетельствуют о начинавшемся социальном расслоении населения. Жители Азии широко использовали зародившийся в Месопотамии способ возведения домов. В Китае же существовали и круглые, и прямоугольные постройки; стены их, наклоненные к центру, переходили в куполообразные крыши. В Южной Европе поселения строили главным образом на возвышенностях и обносили валами и рвами. Преобладали прямоугольные, отдельно стоявшие довольно большие дома. Чем дальше на север проникали земледельческие культуры, тем очевиднее тенденция строительства больших одиночных домов с фундаментом в форме трапеции. Земледельцы Северной и Центральной Европы жили в деревнях, насчитывавших до 300 жителей. Длина их деревянных домов достигала 30—45 м (максимально 65 м), а ширина 6—7 м. Покатые камышовые крыши прикрепляли к стенам из дубовых бревен, переплетенных прутьями и обмазанных глиной. Внутри дома на возвышении хранили зерно. В доме жило несколько родственных семей. Родовые группы охотников древнего каменного века, состоявшие из отдельных семей порой в несколько десятков человек, сменились земледельцами, в поселениях которых уже существовала дифференцированная социальная система. Первоначально единообразное общество все более отчетливо делилось на группы и социальные слои. Предметы, найденные в более древних захоронениях, свидетельствуют о равенстве жителей поселений независимо от пола. Полноправными членами общества были даже дети. Коллективизм этого образа жизни наиболее ярко проявлялся во время совместных работ на полях и при строительстве ирригационных сооружений. Однако уже начался первый этап специализации труда: ремесленники обрабатывали камень и металл, изготовляли керамику, остальные добывали пищу. Об особенностях социальной структуры можно судить по распространенным в Центральной Европе длинным домам: их население представляло собой уже отдельные сообщества. В одном таком доме жили, вероятно, от 30 до 60 человек, которые совместно строили укрепления и работали на полях. Это сообщество образовывали, как правило, кровные родственники, которые еще не знали частной собственности на землю: в то время она еще только зарождалась. Наибольшие изменения в социальные отношения земледельцев внесли начавшиеся войны. Насилие существовало и во времена охотников и собирателей, но только появление собственности, проблемы ее приобретения, приумножения и защиты способствовали развитию специфически военного мышления. Впервые в истории ремесленники начали изготовлять оружие и другие технические средства для борьбы человека с человеком. Изменился и характер содержимого захоронений. Мужчин чаще погребали с оружием, особенно если это были известные воины. К III тысячелетию до н.э. глубокие изменения в социальной жизни привели к появлению института царской власти. В Египте более четко пролегла грань между правителем и остальными членами общества: царя, до этого лишь богатого и влиятельного человека, игравшего ведущую роль в обществе, приравнивали к божеству. От других людей его отделяла пропасть, созданная религией. Так некогда равноправное общество благодаря объединению религиозной и политической власти превратилось в абсолютную монархию с сильным аппаратом управления. В Месопотамии царства формировались вокруг шумерских городов, центрами которых были храмы. Здесь жрецы контролировали не только культовую деятельность, но и хозяйственную жизнь, организацию орошения и главные зернохранилища. Принадлежность практически всей земли в городе местному божеству и всеобъемлющее подчинение управления, хозяйства и культуры храму позволяли жрецам представлять царя как наместника Бога на земле. В период становления государства зависимость населения от царя не была еще столь сильной. Разливы больших рек не только позволяли собирать богатые урожаи — нужно было проводить работы, которые требовали совместных усилий населения, что формировало особенности общественного устройства. Обработка земли привела к появлению крупных общин, из которых на основе растущего богатства возникали большие города как опорные пункты обороны и экспансии. Различия в функциях отдельных групп сформировали новые группы — жрецов, ремесленников, торговцев, наемных работников и земледельцев. Вскоре общество стало делиться на аристократию, свободных людей и рабов. Глубокие изменения в эпоху неолита затронули не только формы хозяйствования, но и религию, что, несомненно, нашло отражение в искусстве. В языческой религии сформировались два принципиально отличных типа ве- рований. Пастухи-кочевники поклонялись богу, воплощавшему силы самца животного, чаще всего в образе быка. Они переходили с одного пастбища на другое, а их единственным постоянным местом были захоронения, которые они отмечали условными знаками. Огромные валуны (менгиры) указывали места культового почитания предков. Земледельцы, наоборот, имели постоянное жилье, а земля и скот составляли их имущество. Дом, очаг, семена и благодатная почва отождествлялись с плодородием в образе женщины. Основными символами женщины как носительницы жизни были геометрия пространства, разделенного на четыре стороны света, циклы Луны и вода. Вместо верований в бога-мужчину появились представления о Великой Матери. В Месопотамии это была Иннин-Иштар, в Египте — Исида, в земледельческих районах Мексики — Тетеоиннан, мать богов, богиня кукурузы, ее символами были Луна, вода, улитка, сова и змея. Фигурки Великой Матери стояли во всех жилищах земледельцев. Воплощение плодородия, женское божество постепенно утрачивало конкретные черты и превращалось в символ человека, женщины или жизни, поэтому его изображали не как реальный объект, а все более абстрактно. Лишь скотоводы продолжали поклоняться рисункам каменного века, изображавшим сиены охоты и конкретных животных. Художники высокоразвитых земледельческих культур уже не копируют природу. Она отражена в геометрических абстракциях: круге, овале, линии. Фигурки женского божества подразумевают уже не реальную женщину, а обобщенное понятие плодородия. Спираль или ломаная линия обозначали воду, треугольник — плодородие, мир представлялся ромбом, ориентированным по сторонам света. Таким образом, орнаменты на посуде были не просто украшением, а закодированной картиной мира. Искусство древнейших культур эпохи неолита показывает, что религиозное мировоззрение и эстетическое восприятие мира отнюдь не сводились к технической и функциональной целесо образности. В древних поселениях центральное место занимали монументальные постройки. В крупных шумерских поселениях осознанно нарушалась симметрия внутренних помещений. В пластическом искусстве Египта, Передней Азии, Анатолии и Европы господствовал мотив плодоносящей женщины. Подобные фигурки находили и в других районах Азии. Обращает на себя внимание, что для Египта и Месопотамии характерно изображение фигур на рельефах в профиль, а в Европе — анфас. В настенной и наскальной живописи преобладали абстрактные орнаменты и лишь иногда (вероятно, при изображении сиен боя) встречались фигуры людей в движении. Основными достижениями эпохи неолита являются новый способ обработки камня, строительство из глины и камня, столярное и гончарное ремесла и такие технические изобретения, как гончарный круг, обжиг керамики и обработка металла. Знакомство с различными породами камня обусловило появление новой техники шлифовки и сверления при изготовлении украшений, ножей, посуды и топоров). Во время рубки небольшими топориками движения производились не всей рукой, а лишь предплечьем, поэтому они годились для валки деревьев и обработки бревен. Однако такие топоры нужно было часто шлифовать. Бревна использовали при возведении домов, которые вначале строили из глиняных кирпичей, а затем из каменных блоков. Значительный прогресс принесло гончарное дело: люди впервые изменяли сам материал, а не только его форму—с помощью огня превращали мягкую глину в твердое вещество. Первые гончары изготовляли керамическую посуду, потребности в которой возрастали в связи с развитием хозяйства и необходимостью хранения излишков продовольствия. Сначала сосуды изготовляли из глиняного жгута, который укладывали по спирали. К началу III тысячелетия до н.э. на Ближнем Востоке был изобретен гончарный круг, что позволило еще больше разнообразить форму изделий. Начало обработки металлов восходит к VIII тысячелетию до н.э., однако распространилась она в Иране лишь спустя 2 тыс. лет. Технология плавки и литья открыла больше возможностей создавать новые формы. На основе опыта было установлено, что металлы в гончарной печи плавятся, после нагревания из них можно сделать поддающуюся шлифовке заготовку. Используя глиняные формы для заливки расплавленного металла, человек научился выплавлять сложные изделия. Добавляя олово в медь, он получил бронзу. Она легче поддавалась отливке и была более твердой. К началу III тысячелетия до н.э. обработка металлов уже процветала в Месопотамии, Египте и Передней Азии. Технические изобретения подтолкнули дальнейшее развитие сельского хозяйства, а повышение его интенсивности позволило содержать большое число ремесленников. Появление новых материалов способствовало развитию торговли в Средиземноморье, рынок рос за счет товаров из городов-государств. В конце неолита, в период подъема материальной и духовной культуры, возникает письмо. Центром его распространения стали высокоразвитые шумерские города-государства, всю общественную жизнь которых контролировали жрецы. Они использовали знаки — изображения предметов на глиняных табличках. Появление этих знаков обусловило возникновение в недалеком будущем письма, знаки которого были уже изображениями не конкретного предмета, а определенного понятия. В наиболее древних памятниках письменности мы находим лишь чисто хозяйственные записи, например перечень продуктов и изделий труда, переданных храму. Со временем знаки становились все более абстрактными. Колонизация Старого Света, начавшаяся с Востока, была вызвана демографическим взрывом и развитием торговли. К началу V тысячелетия до н.э. обработка земли и связанная с ней духовная культура через Грецию распространились в Центральную Европу. Здесь постепенно формировалась культура, названная по типу посуды культурой керамики с линейным орнаментом. Европейские земледельцы достигли побережья Северного моря к началу 1Утысячелетия до н.э. Приблизительно в это же время др< Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|