|
ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ И ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯПолитический режим — система методов осуществления государственной власти, степень реализации демократических прав и свобод личности, отношение власти к правовым основам собственной деятельности, соотношение официальных конституционных и правовых форм с реальной политической жизнью. Существуют два главных типа политических режимов — демократические и недемократические, каждый из который подразделяется на несколько видов. К демократическим режимам следует отнести такие формы правления, главную роль в которых играет парламент — коллективный законодательный орган. Поэтому вторым названием для демократических режимов выступает термин «парламентский режим». Республика — яркий пример. К недемократическим режимам надо относить такие формы правления. основную роль в которых играет правитель, власть которого ничем и никем не ограничивается. В связи с этим другим наименованием для них служит термин «авторитарные» (единоличные) формы правления. К историческим формам авторитаризма относятся азиатские деспотии, тиранические и абсолютистские формы правления древности, Средневековья и Нового времени, военно-полицейские и фашистские режимы, различные варианты тоталитаризма. Монархия, хотя и форма единоличного правления, занимает промежуточное положение, поскольку очень часто власть монарха ограничивалась парламентом. Парламентский режим основан на одном из древнейших политических институтов — парламенте. Вся политическая, социальная и экономическая жизнь в обществе при таком режиме исходит от парламента, получает законную силу через парламент и контролируется парламентом. Как правило, парламент избирается населением по установленной конституцией системе и выполняет законодательные функции. В Англии он так и называется — парламент, в США — конгресс, в Швеции — риксдаг, в Норвегии — стортинг, в России сегодня — Федеральное собрание, а прежде — Государственная дума. Впервые был образован в Англии в XIII в. как орган сословного представительства. Поскольку слово «парламент» происходит от французского глагола «говорить», то понятно, для чего народ избирает лучших людей страны и называет их парламентом. Действительно, их основная обязанность — говорить, причем говорить на определенные темы, по строго заведенному регламенту и на высоком профессиональном уровне. Удается это не каждому. Но и не от каждого требуется. Больше всех с речами в парламенте выступают лидеры партий и фракций, а рядовые избранники народа — депутаты — участвуют в заседаниях парламента постоянных комиссий, например, в России Комиссии по правам человека или в Комитете по экономическим вопросам, и голосуют. Это главное орудие парламента — голосование по конкретным вопросам. Если законопроект набрал большинство, он становится законом. Каждая партия стремится провести выгодные ей или нужные, опять же по ее мнению, обществу законы. Авторитарный режим по своему названию имеет много общего с авторитетом. Но так обстоит дело только на первый взгляд. Источником власти при диктатуре и тирании выступает не воля народа, а воля одиночки у власти. Настоящий авторитет правителя предполагает уважение подчиненных, но диктатор не нуждается ни в каком уважении снизу. Он утверждает свою власть силой. Сила — подлинный источник авторитарных режимов. Всем единоличным, или авторитарным, режимам присущи некоторые общие черты. Прежде всего отсутствие политической оппозиции и свободы, разветвленный полицейский аппарат и сильная армия, используемые для решения внутригосударственных проблем. Конституция, парламент и правительство и правящая политическая партия подчинены первому лицу в государстве и выражают его волю. Именно оно становится источником принимаемых в обществе законов. Для того чтобы ученому, политику или артисту сделать карьеру, нужно состоять в правящей партии. Газеты, радио и телевидение превращаются в канал пропаганды идей этой партии, а школы и университеты — в средство политической социализации в духе правящей идеологии. Произведения искусства и науки проходят жесткую политическую цензуру, религия оказывается под диктатом правящей партии, которая полностью контролирует и экономику. Эти характеристики вполне приложимы к диктатуре. Под диктатурой (от лат. dictatura — неограниченная власть) понимается осуществление власти в государстве недемократическими методами. Диктатура — крайняя форма авторитарного политического режима. Если при демократии верховный закон государства принимается по воле и для защиты интересов народа, то при диктатуре — без согласия народа и нередко против его интересов. Массовые репрессии, которые практиковались и практикуются при диктатурах, доказывают, что власть здесь направлена против интересов народа. Форма правления — 1) форма организации государственного управления, комплексный конституционно-правовой институт; 2) структура и правовое положение высших органов государственной власти (глава государства, парламент, правительство), установленный порядок взаимоотношений между ними; 3) организация власти, характеризуемая ее формальным источником. Главным, определяющим признаком формы правления является правовой статус главы государства: выборный и сменяемый — в республике, наследственный — в монархическом государстве. Для современных государств характерны две формы — монархия и республика. Монархия может быть абсолютная и конституционная; республиканская форма — президентская и парламентская. Форма правления непосредственно зависит от политического режима как системы методов и способов осуществления государственной власти. В монархии формальным источником власти является одно лицо — король, царь, фараон и т.п., в республике по закону источником власти является большинство. До сих пор в науке не утихают споры, как надо правильно классифицировать формы правления. Предлагают самые разные варианты, но все сходятся в том, что самой лучшей является типология Аристотеля. Он выделял три основных вида формы правления — монархию, аристократию, демократию (правильные формы) и три их неправильные формы — тиранию, олигархию и охлократию. С того времени ничего принципиально нового научная мысль не придумала, она лишь перекраивала то, что было создано прежде. Почему прогресс науки вдруг остановился? Возможно, что причиной служит закономерность истории: она повторяется в главных чертах, воспроизводя на каждом новом витке старое, но в измененной в соответствии с новыми условиями форме. Человечество подолгу примеряло к себе ту или иную форму правления, что-то меняя в ней и совершенствуя либо отвергая сразу неудачный проект. Политическое творчество продолжается всегда долго и мучительно. В течение последних 5 тыс. лет человечество непрерывно совершенствовало свое государственное творчество, пробуя разные варианты и по крупицам отбирая лучшее. Часто лучшим оказывалось давно забытое старое: изоб- ретенную в V в. до н.э. античную демократию человечество забыло на 2500 лет. И только в XX в. в США вернулись к основным ее институтам, восстановили ее главные принципы, и старая модель успешно заработала. Но это была уже совсем иная модель, с новыми людьми, новым народом, новым правительством и парламентом, новой атрибутикой власти и пр. Прежними остались принципы и дух демократии, понимаемой как безусловный диктат воли просвещенного народа. Слово «демократия» образовано из двух греческих слов: «демос» — народ и «кратос» — сила, правление. Демократия обозначает такое устройство, при котором все граждане управляют своим собственным распорядком жизни, определяют и влияют на общественную жизнь. Говорят и о том, что при демократии народ суверенен, т.е. независим от властей в выборе способа жизни. Суверенитет означает, что законным источником власти выступает именно народ. Демократия основана на признании народа в качестве источника власти. Главные принципы демократии — власть большинства, равноправие граждан, защищенность их прав и свобод, верховенство закона, разделение властей, выборность главы государства, представительных органов. При демократии люди свободны в принятии решения, что для них хорошо, а что плохо. Поэтому если подобное право узурпирует политическая партия или правительство, решающее, какой экономический уклад, какое политическое устройство, какой распорядок жизни лучше всего подходит народу, такое общество нельзя считать демократическим. К сожалению, в России и при царском режиме, и при советской власти, и при новом демократическом правлении постсоветских времен народ не распоряжался своей судьбой. Следовательно, говорить о демократическом устройстве нашего общества еще рано. Демократическое правительство — совокупность избранных народом высших руководителей, которые для лучшего отправления государственных дел нанимают штат чиновников. Таким образом, народ не только выбирает, но и оплачивает свое руководство. Стало быть, демократия означает свободу не только в выборе политического режима, но и в определении размеров налога, который взимается с граждан. Через налоги граждане оплачивают услуги аппарата управления, поэтому только они вправе определять, справляется со своей задачей этот аппарат или нет. Если в какой-то стране простые люди никак не влияют на то, куда направляются их налоги, не могут сократить государственный аппарат, то говорить о демократии нельзя. Под республикой (от лат. respublica, букв. — общественное дело) понимается форма правления, при которой глава государства (например, президент) избирается населением или специальной избирательной коллегией. Законодательная власть принадлежит выборному представительному органу (парламенту). В республике сочетаются элементы демократии, аристократии и монархии. В самом деле, страной правит один человек (монархическое начало), но его власть ограничивается законодательным органом — парламентом, представляющим собой группу лучших и благородных граждан (аристократия), которых выбирает все или большинство народа (демократия). Подавляющая часть современных государств являются республиками. В республиках источником власти выступает народное большинство, а высшие органы государства избираются гражданами. Классическим примером республиканского устройства государства является Древний Рим. Именно он послужил образцом для последующих форм правления подобного типа в Европе. Римляне довели до совершенства систему правового порядка, который поныне служит эталоном и вдохновляет современных юристов. Римскую республику возглавляли высшие магистраты — два равноправных консула, избиравшиеся на один год, и сенат (от лат. senex — старец, совет старейшин) из 300, а затем 600 человек — представителей аристократических родов (патрициев). Сенат подготавливал проекты законов, утверждал законы и результаты выборов, контролировал деятельность магистратов, объявлял войны и чрезвычайное положение, заключал мир. В случае чрезвычайных ситуаций сенат назначал диктатора. В современном мире существуют три основные разновидности республики: парламентская, президентская и смешанная (полупрезидентская). Отличительными чертами парламентской республики являются образование правительства на парламентской основе (обычно парламентским большинством) и его формальная ответственность перед парламентом. В нашей стране правительство формирует Президент РФ, а Государственная Дума соглашается или не соглашается с предложением Президента. Если тот настойчив, то сможет провести почти любую кандидатуру. Если парламент заупрямится, Президент может пригрозить его роспуском. Этого боятся обычно все депутаты", кто знает, изберут его еще раз или нет. Значит, у нас республика не парламентская. Согласно официальным документам, нынешняя Россия — демократическое федеративное государство с республиканской формой правления. Глава государства — президент, избираемый гражданами на 4 года на основе всеобще -го равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президент является также верховным главнокомандующим Вооруженными Силами. Законодательный орган РФ (парламент) — Федеральное собрание, которое состоит из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации. Исполнительную власть осуществляет правител ь-ство во главе с председателем (премьер-министром), назначаемым Президентом с согласия Государственной Думы. Отличительный признак президентской республики состоит в том, что президент одновременно выступает и главой государства, и главой правительства. Он руководит внутренней и внешней политикой и является верховным главнокомандующим вооруженных сил. Президент чаще всего избирается непосредственно народом. Он сам (в США с одобрения сената) назначает членов кабинета министров, которые ответственны перед ним, а не перед парламентом. По этим признакам у нас в стране — президентская республика. Кстати сказать, и в СССР был тот же тип правления. Действительно, Генеральный секретарь ЦК КПСС выступал главой государства и верховным главнокомандующим Вооруженных Сил, в отдельные периоды — и главой правительства. Но чаше всего пост главы правительства занимал другой человек, именовавшийся Председателем Президиума Верховного Совета СССР. Однако без санкции Генерального секретаря ЦК КПСС он не принимал сколько-нибудь важных решений. Реальным правителем страны являлся все-таки генеральный секретарь ЦК КПСС, ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ Политическая партия — организованная группа людей, разделяющих общую политическую программу и стремящих законным путем прийти к власти, поставив своего президента и сформировав свое правительство. Это такая политическая организация, которая выражает интересы социальных групп и объединяет их наиболее активных представителей. Если в парламент депутатов избирает народ, то в руководство партии людей избирают на партийных собраниях или съездах. Члены партии делают денежные взносы, на которые содержится партийный Партия - это безумие многих ради выгоды аппарат, проводятся партийные меро- единиц. приятия, выпускается партийная лите- дж Свифт ратура и т.д. Круг избирателей, голосующих за какую-либо политическую партию на парламентских, президентских или муниципальных выборах, называется электоратом. Партии борются вначале за формирование своего электората, затем за его расширение и удержание. Каждый электорат имеет свою специфику. К примеру, электорат КПРФ составляют преимущественно пенсионеры и рабочий класс, электорат СПС и «Яблока» — молодежь и люди среднего возраста, бизнесмены, менеджеры, преподаватели, студенты. Политические партии ведут конкурентную борьбу за электорат. Партии действуют как посредники между индивидом и правительством, являясь в то же время механизмами продвижения своих лидеров к власти. Политическая партия выполняет следующие функции: ♦ политическая — овладение государственной властью; ♦ представительская — выражение интересов определенных групп и слоев населения; ♦ рекрутиторская — подготовка и выдвижение кадров для различных политических институтов; ♦ электоральная — организация и участие в избирательных кампаниях; ♦ социализации — воспитание преданных членов и формирование политической культуры граждан. Одной из функций партий является отбор и выдвижение политических лидеров для парламента и правительства. Вслед за профессиональными политиками от партии во власть приходит окружающий их аппарат — партийные эксперты, аналитики, специалисты. Выделяют следующие признаки политической партии: ♦ политическая программа, где сформулированы цели и стратегия партии; ♦ партийный устав, содержащий важнейшие нормы внутрипартийной жизни; ♦ руководящие органы (центральный комитет) и аппарат партийных функционеров, чаше всего освобожденных; ♦ разветвленная сеть первичных местных организаций, состоящая из добровольных активистов; ♦ активное участие в борьбе за высшую власть в государстве; ♦ фиксированное в списке число членов и нефиксированное число сочувствующих. Политическая программа — совокупность положений, описывающих будущее устройство общества, выражающих критику стоящего у власти руководства, средства и механизмы решения злободневных социальных и экономических проблем, с которыми столкнулся народ. Ядром политической программы выступает политическая философия — стройная система взглядов на правильное устройство общества, восходящая своими корнями к той или иной мировой политической системе — коммунизму, социализму, либерализму, консерватизму, фашизму. Именно политическая философия является своеобразным мозговым центром, а сама программа, наполненная более конкретными суждениями, выполняет функцию ее практического приложения. Партии различаются не только по своей политической программе, идеологии, месту и роли в обществе, численности сторонников, но и по внутренней организации. Одни партии не имеют жесткой дисциплины и иерархии, напоминая клуб любителей игры в гольф. Другие отличаются жесткой дисциплиной, иерархией, централизованной структурой, походя на бюрократическое управление корпорации. За крупное нарушение партийного устава члена партии могут исключить, лишив всех привилегий, за небольшое нарушение, например неуплату взносов, вынести строгий выговор. Партийные обязанности выполняют так же, как ходят на работу, — точно в срок, качественно, дисциплинированно. Но какой бы ни была политическая партия, как только она становится крупной, она превращается в пирамиду с региональными представительствами, ячейками, первичными бюро, секциями, отделами и подотделами. Нижний ее уровень составляют рядовые граждане, которые и всего-то делают, что отдают за нее свои голоса. Следующий уровень — местные органы управления партией и состоящие в них партийные функционеры. На третьем уровне образуются региональные службы, а выше их — общегосударственные. Как в промышленной корпорации, команда поступает сверху вниз, контролируется выполнение на местах, а жалобы и петиции поступают снизу вверх. Партийная машина не выпускает продукции, если не считать прокламаций, плакатов, брошюр и т.д. Она не оказывает потребительских услуг. Она мобилизуется один раз в 4 или 5 лет, готовясь к очередным выборам. Тогда в этой машине все крутится — ее функционеры бегают, агитируют, выступают, подписывают, собирают, анализируют и призывают. Первичная ячейка партийной организации — избирательный округ, где миссионеры из разных партий ведут неустанную агитацию, участвуют в организации выборов, а затем в случае победы на местном уровне входят в органы местной администрации. Собственно говоря, к этому большинство из них и стремилось, так как любая партия ставит главную цель — борьбу за власть, причем на всех уровнях. Совокупность всех существующих и действующих в стране партий называется партийной системой. Она может быть однопартийной, двухпартийной и многопартийной. В Китае и на Кубе — однопартийная система, в США, Англии и Канаде — двухпартийная, большинство же европейских держав, в частности Германия, Италия, Бельгия, имеют многопартийную систему. При авторитарных режимах у власти находится одна партия. Остальные либо запрещены, либо занимают полулегальное положение. В Конституции Российской Федерации признаются политическое многообразие и многопартийность (ст. 13). Все общественные объединения равноправны. В настоящее время в нашей стране действуют десятки политических партий, но у многих партий отсутствует реальная социальная база, нет разветвленной сети первичных организаций, крайне невелика численность. В 1991 г. с отменой ст. 6 Конституции СССР перестала существовать однопартийная система в самой большой по территории стране мира. Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|