|
ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ Типология культурВ зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень, различают три ее формы — элитарную, народную, массовую — и две разновидности — субкультуру и контркультуру. Элитарная, или высокая, культура создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. Высокая культура, например живопись П. Пикассо или музыка А. Шёнберга, трудна для понимания неподготовленной аудитории. Как правило, она на десятилетия опережает уровень восприятия среднеобразованного человека. Круг ее потребителей — высокообразованная часть общества: критики, литературоведы, завсегдатаи музеев и выставок, театралы, художники, писатели, музыканты. Когда уровень образования населения повышается, круг потребителей высокой культуры расширяется. К ее разновидности можно отнести светское искусство и салонную музыку. Народная культура в отличие от элитарной создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Авторы народных творений неизвестны. Народную культуру называют любительской (но не по уровню, а по происхождению) или коллективной. Она включает мифы, легенды, сказания, эпосы, сказки, песни и танцы. По исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды). групповыми (исполнение танца или песни), массовыми (карнавальные шествия). Фольклор — еще одно название народного творчества. Фольклор локализован, т.е. отражает традиции данной местности, и демократичен, поскольку в его создании участвуют все желающие. Массовая, или общедоступная, культура не выражает изысканных вкусов аристократии или духовных поисков народа. Время ее появления — середина XX в., когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение, грамзаписи и магнитофоны) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Яркий пример массовой культуры — популярная и эстрадная музыка. Она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования. Массовая культура, как правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная культура. Но у нее самая широкая аудитория и она является авторской. Она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и отражает его. Поэтому образцы массовой культуры, в частности шлягеры, быстро теряют актуальность, устаревают, выходят из моды. С произведениями элитарной и народной культуры подобного не происходит. Поп-культура — сленговое название массовой культуры, а китч — ее разновидность. Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества, называется доминирующей культурой. Общество состоит из множества групп — национальных, демографических, социальных, профессиональных, и постепенно у каждой из них формируется собственная культура, т.е. система ценностей и правил поведения. Малые культурные миры называют субкультурами. У одного языка несколько диалектов. Группы, говорящие на разных диалектах, — субкультуры, группы, говорящие на разных языках, —различные культуры. Когда люди из двух групп, несмотря на несходство деталей образа жизни, разделяют общие базисные ценности и потому могут общаться беспрепятственно, их культуры — всего лишь варианты одной господствующей культуры. Романские языки произошли от латинского благодаря изменению количества и гласных, и согласных, но являются новыми языками, а не диалектами. Их носители выражают разные культуры, а не субкультуры. Субкультура — часть общей культуры, система ценностей, традиций. обычаев, присущих большой социальной группе. Говорят о молодежной субкультуре, субкультуре пожилыхлюдей, субкультуре национальных меньшинств, профессиональной субкультуре, криминальной субкультуре. Субкультура отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, прической, одеждой, обычаями. Различия могут быть очень значительными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре. Своя культура у наркоманов, глухонемых, бомжей, алкоголиков, спортсменов, одиноких. Дети аристократов или представителей среднего класса сильно отличаются своим поведением от детей — выходцев из низшего класса. Они читают разные книги, ходят в разные школы, ориентируются на разные идеалы. У каждого поколения и социальной группы свой культурный мир. Малолетние дети, постоянно общающиеся во дворе, создают своеобразную субкультуру, понятную только им. Но шимпанзе и гориллы, сколько бы они ни взаимодействовали в группах, не способны породить даже зачатков культуры. Причина в отсутствии языка — этого отца культуры. Таблица 2
Молодежная культура — явление сравнительно новое. В качестве самостоятельной она появилась в середине 1950-х гг. в процветающих странах, прежде всего США. Фактически до 1950-х гг. понятия «тинэйджер» (а не просто подросток) не существовало. В 1940-е гг. молодые люди покупали те же вещи, что покупали их старшие сограждане. Они танцевали в тех же клубах, что и родители, поклонялись общим певцам и одевались практически также. Но однажды кто-то догадался, что, хотя денег у тинэйджеров меньше, все они тратятся на проведение досуга, и решился создать культуру досуга, основанную на современной моде. Молодые люди стали покупать больше и разнообразнее не потому, что нуждались в приобретаемых вещах, а потому что не хотели «выглядеть плохо». Всю свою энергию молодежь направляла на погоню за очередной «модной штучкой», а не на организацию социального протеста. В этом видят социальную функцию молодежной субкультуры: она стала дополнительным средством контроля за поведением тинэйджеров. Еще в 1930-е гг. кинематограф и грамзаписи в развитых западных странах превратились в процветающий бизнес, в самостоятельную и постепенно набиравшую силы индустрию. К тому же периоду относится и подъем массового радиовещания. В Россию эти достижения цивилизации пришли с определенным запозданием. В середине 1950-х гг. в судьбе современного общества произошли радикальные изменения. На историческую сцену вышла новая социальная категория, составившая вскоре самую массовую аудиторию, — молодежь. Западные бизнесмены чутко уловили происходящие в обществе изменения и быстро переориентировались на широкомасштабный выпуск недорогих грампластинок, магнитофонов и магнитофонных кассет, а хозяева радио- и телекомпаний — на выпуск специальных молодежных программ, а шире — на подготовку особого жанра — шоу-бизнеса. К тому времени рынок развлечений «взрослых» достиг насыщения, зато на молодежном рынке открывались широкие перспективы благодаря постоянному росту материального благосостояния. Когда в середине 1950-х гг. начался бум молодежной культуры, первым потребителем и производителем продукции массовой культуры выступил рабочий класс. Знаменитые «Битлз» — выходцы из рабочего класса. Выходцы из среднего класса подтянулись к молодежной культуре позже, поскольку они дольше учились в колледжах и университетах, следовательно, не имели самостоятельных денег. Напротив, дети рабочих раньше заканчивали школу, раньше шли трудиться и раньше обретали экономическую самостоятельность. У большей части современной молодежи отдых и досуг — ведущие формы жизнедеятельности, они вытеснили труд как важнейшую потребность. От удовлетворенности досугом теперь зависит удовлетворенность жизнью в целом. В молодежной субкультуре отсутствует избирательность в культурном поведении, преобладают стереотипы и групповой конформизм (соглашательство). У молодежной субкультуры свой язык, мода, искусство и стиль поведения. Все больше она становится неформальной культурой, носителями которой выступают неформальные подростковые группы. Молодежная субкультура во многом носит суррогатный характер — она наполнена искусственными заменителями реальных ценностей: продленное ученичество как псевдосамостоятельность, подражание отношениям взрослых с системой господства и доминирования сильных личностей, призрачное участие в приключениях экранных и литературных героев вместо реализации собственных устремлений, наконец, бегство или неприятие социальной действительности вместо ее переустройства и совершенствования. Одним из способов бегства от действительности, или эскапизма, а также реализации стремления походить на взрослых является употребление наркотиков. Молодежная субкультура резко отличается от субкультуры детей, взрослых или стариков. Но и внутри себя она неоднородна. Первым и самым заметным признаком выступает социальная принадлежность. Социологи установили, что практически во всех странах молодежь из среднего класса одевается, проводит досуг и ведет образ жизни не такой, как молодые представители высшего и низшего классов. Кроме того, значительные отличия в субкультуре обнаружены у белых и черных молодых людей. Совокупность отличительных черт, характеризующих ту или иную субкультуру, принято называть стилем. Стиль — это суммарная характеристика манеры одеваться, вести себя, говорить, слушать музыку, способа выражать свои предпочтения и т.п., выделяющая одну группу из других. Контркультура обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит ей, находится в конфликте с господствующими ценностями. Субкультура террористов противостоит человеческой культуре, а молодежное движение хиппи в 1960-е гг. отрицало господствующие американские ценности: усердный труд, материальный успех и наживу, конформизм, сексуальную сдержанность, политическую лояльность, рационализм. ИСКУССТВО Искусство надо понимать по меньшей мере в трех значениях: ♦ искусство в широком смысле — это художественное творчество в целом: литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира; ♦ искусство в узком смысле — только изобразительное искусство; ♦ искусство как высокая степень умения, мастерства в любой сфере деятельности. Искусство можно трактовать очень узко и сводить его к изобразительному искусству, а можно понимать его достаточно широко, включая все виды художественного творчества. Чтобы разобраться в этих нюансах, надо коротко сказать о том, чем различаются изобразительное искусство и художественное творчество. Изобразительные искусства — раздел пластических искусств, объединяющий живопись, скульптуру и графику. Изобразительные искусства отражают действительность в наглядных, зрительно воспринимаемых образах. Благодаря методам обобщения, типизации, воображению художника изобразительные искусства получают возможность эстетически раскрывать временное развитие событий, духовный облик, переживания, мысли, взаимоотношения людей, воплощать общественные идеи. Художественное творчество выступает синонимом слов «художественная культура». Художественная культура — это совокупность всех видов художественной деятельности — словесной, музыкальной, театральной, изобразительной и т.п., включая продукт и процесс этой деятельности, а именно: созидание, хранение, распространение, восприятие, оценку, изучение художественных произведений, а также воспитание художников, публики, критиков, искусствоведов. Понятие «художественная культура» шире, чем понятие «изобразительное искусство», поскольку в него входят литература. музыка и театр, которые изобразительное искусство не включает. Рассмотрим, как они соотносятся с другими понятиями. В повседневной жизни мы часто слышим выражения «культура и искусство», «искусство и литература», «искусство и жизнь». Что они означают? Соотнося культуру и искусство, подразумевают, что культура включает широчайший спектр проявлений поведения, в том числе бытовую культуру. а искусство ограничивается только сферой возвышенных идеалов и профессионального творчества. Если ис кусство соотносят с жизнью, то подразумевают его оторванность от суетной реальности, уход в мир абстрактных ценностей и идей. Говоря об искусстве и литературе, тем самым как бы имеют в виду, что словесное творчество не должно входить в сферу искусства, оно стоит особняком, т.е. роман, стихи или театральная пьеса — вовсе не искусство. В повседневной жизни искусство чаше понимается очень расширительно. Режиссеры, артисты, поэты и художники именуют себя и деятелями культуры, и деятелями искусства. В этом случае между культурой и искусством ставится знак равенства. Нам придется учитывать все варианты понимания этих явлений, хотя такой подход создает дополнительные трудности в точной трактовке культуры и искусства. Искусство мы будем сближать, но полностью не отождествлять с художественной культурой. У них есть сходные и отличительные черты. Сходство состоит в том, что искусство и художественная культура — это сфера образно-выразительного отношения к окружению, способ эстетического выражения своего внутреннего состояния, при котором форма выходит даже на первым план по сравнению с содержанием идей и чувств. Главное в искусстве — эстетическое выражение окружающего мира и его высокопрофессиональное, мастерское отображение в камне, театральной постановке, на холсте и т.д. Различие заключается в следующем. Искусство — всего лишь вершина художественной культуры. Последняя включает не только произведения пр<->~ фессионалов, представляющие настоящую художественную ценность, но и работы любителей, дилетантов, имеющие ценность только для них самих. Главный критерий, по которому мы выделяем все множество явлений, относимых к художественной культуре, — это образное отражение реальности, отлитые в эстетическую форму чувства, переживания и мысли людей. Они могут быть совершенными и несовершенными. Искусству же принадлежит только та часть художественной культуры, которая выполнена на высоком уровне и имеет художественную ценность для других людей. Таким образом, критерий выделения художественной культуры — предметный, а искусства — квалификационный. В художественную культуру включены не только результаты деятельности профессионалов, но и вся огромная инфраструктура, которая способствует им. Это мастерские художников, картинные галереи и залы, консерватории и филармонии, специализированные журналы, газеты, печатная продукция, каналы телевидения, издательства, кафедры и лаборатории вузов, специализированные школы и гимназии, лицеи, ассоциации артистов, художников, писателей и многое другое. Стихи, написанные профессионалом и дилетантом, — вещи совершенно разные. И не только потому, что первые пользуются популярностью, а вторые интересны лишь автору и его друзьям. Профессиональное произведение приобретает иное общественное значение. Подлинное социальное значение произведения искусства раскрывается в публичной представленности, в обсуждениях, оценках, откликах, осуществляемых культурно подготовленной публикой и специалистами. Дилетант не выносит своих стихов на широкий суд, они не получают того, что называется обратной связью — общественной реакцией. Аудитории профессионала и дилетанта принципиально разные: у профессионала — большие социальные группы, у дилетанта — малая социальная группа. Окончательный приговор профессиональному произведению выносят профессионалы и культурно подготовленная публика, а любительскому — кто угодно. В любом обществе глубокое понимание искусства было присуще только подготовленному меньшинству. Точно так же собирательством, научным анализом, критической оценкой, популяризацией и спонсированием искусства всегда занимались немногочисленные группы подготовленных людей. Тем не менее и стихи любителя, и стихи профессионала, как и прочие виды художественной культуры, основанные на любительстве (к ним относится весь пласт фольклора — от эпоса и былин до хоровода и заклинаний), принадлежат одной и той же сфере деятельности — духовной. То и другое пронизано высшими устремлениями человеческого духа и эстетическими принципами построения. Искусство — специализированная профессиональная деятельность, построенная на способности человека выражать свои ощущения в художественно-образных средствах и жанрах. Субъекты художественной культуры подразделяются на тех, кто: ♦ создает новые произведения и идеи; ♦ распространяет новые произведения и идеи на некоммерческой основе; ♦ финансирует новые произведения и идеи; ♦ знакомит с новыми произведениями и идеями; ♦ обучает новым произведениям и идеям; ♦ занимается тиражированием новых произведений и идей; ♦ продает новые произведения и идеи на коммерческой основе и благодаря этому получает прибыль; ♦ оценивает и экспертирует новые произведения и идеи; ♦ осуществляет цензуру новых произведений и идей; ♦ осуществляет государственный контроль и управление над созданием, распространением новых произведений и идей; ♦ читает, смотрит и слушает новые произведения и идеи; ♦ превращается в фанатичных поклонников, сторонников, идолопоклонников новых произведения и идей. Если говорить о формах культуры — народной, элитарной и массовой, то оказывается, что в художественную культуру целиком входят произведения народной и элитарной (высокой), но частично — массовой. К искусству мы должны отнести только продукты элитарной культуры — картины П. Пикассо, симфонии П.И. Чайковского, храм Покрова на Нерли, театр К.С. Станиславского... Заниматься народным творчеством может кто угодно, а занятие искусством требует известной подготовки. Доступ к нему ограничен. Чтобы иметь право заниматься профессиональным искусством, художник должен овладеть основами мастерства. Вспомним о третьем значении искусства — высокий уровень мастерства, особые умения. Вот критерий отнесения того или иного произведения к художественной культуре в целом или только к искусству как его части. Наконец, последний штрих в схеме отличий художественной культуры и искусства. Художественная культура — это элитарная культура плюс народная культура. Искусство — только или преимущественно элитарная. Искусствознание изучает только профессиональные виды творчества. Итак, искусство — сфера профессионального творчества, фольклор — сфера народного творчества, художественная культура — единство двух этих сфер. В огромном мире культурных артефактов произведения искусства: сонаты и романы, картины и театральные спектакли — занимают самую верхнюю позицию. Наряду с научными теориями, религиозными учениями и философскими сочинениями продукция художественной культуры относится к сложнейшим и высочайшим проявлениям человеческого духа. Раньше словом «искусство» называли любые изделия человека — керамическую посуду, ювелирные украшения, медицину, агрокультуру и даже тактические приемы боя. Все они причислялись к «искусствам» (arts), или ремеслам, обладали не только полезными практическим свойствами, но и высокими эстетическими качествами. Позже к искусству начали относить «изящные» виды творчества — живопись, литературу, архитектуру, скульптуру, балет и близкие им области творчества. В результате значение термина сузилось. Но и в своем широком понимании искусство охватывало только созданные мастерами произведения. Сегодня мы вправе относить к сфере искусства только то, что соответствует трем обязательным критериям. Произведение искусства должно обладать: познавательной ценностью, эстетической ценностью, нравственной ценностью. Искусство ведения боя соответствует одним критериям и не соответствует другим. То же можно сказать о ювелирных украшениях или медицине (подумайте, каким именно критериям они не соответствуют). Три указанных вида ценности, которым подчиняется произведение искусства, можно сформулировать иначе: Истина, Красота, Добро. Трудно, пожалуй, найти четвертый критерий, который бы в полной мере выражал сферу духовного. Истина, Красота и Добро — это те три кита, на которые опирается духовная сфера общества. Что бы мы ни взяли из этой сферы — религиозное учение, научную теорию или педагогический прием, они обязательно будут в той или иной мере соответствовать трем главным принципам духовного. В научной теории на первый план выступает Истина, в религиозном учении — Добро, в педагогическом приеме (сфера образования) — то и другое понемногу. В художественных произведениях на первый план выступает Красота. Все виды художественного творчества, которые соответствуют данным критериям, мы вправе именовать изящными искусствами или просто видами искусства. К ним относятся литература, живопись, скульптура, театр, кино, балет и классический танец, архитектура и некоторые другие. В английском языке искусства (во множественном числе) — arts. Это слово происходит от латинского ars, artis — ремесло, занятие; искусство, наука. Если к нему прибавить прилагательные, то получим конкретные виды занятий, например artes liberates — свободные искусства, artes sordidae — ремесло, artes optimae — науки, artes disserendi — диалектика. Взятое во множественном числе слово artes обозначало произведения искусства. Таковое его прямое значение, а переносное — моральные качества, поступки, стремления. В широком смысле данное слово обозначало умения или знания, которые необходимы для того, чтобы изготовить нечто. Кстати сказать, понятие «артефакт» происходит от того же корня. В эпоху Средневековья — с 400 по 1400 г. — виды художественного творчества, которые позднее будут отнесены к изящным искусствам (прежде всего Живопись, скульптура и архитектура), использовались в качестве декоративных приемов украшения церквей, монастырей, дворцов, городских общественных зданий, парков и вилл. Богатые аристократы и нарождающееся купечество соревновались друг с другом, заказывая художникам картины и скульптуры для своих усадеб, галерей, коллекций. Если бы не их утилитарный интерес, художества прозябали бы в неизвестности. Только в эпоху Ренессанса появилось первое поколение художников, которые смогли подняться выше утилитарных задач декорирования стен, плафонов и колоннад. Они смогли выразить на своих полотнах непреходящие идеалы возвышенного. Становилось все более ясным, что живопись и скульптура имеют самобытную, независимую от их утилитарного предназначения, ценность. Они могли заставить зрителя волноваться, печалиться, радоваться, восторгаться и задумываться. Богатый и средний класс (мелкая буржуазия) выступили спонсорами не только живописи, архитектуры и скульптуры, но также театрального и музыкального искусства. В средневековых городах существовало множество театральных трупп и бродячих музыкантов, которых приглашали к королевскому двору, на массовые празднества, народные гуляния. Создавались все предпосылки для теоретического осмысления получившего широкую практическую поддержку увлечения людей изящными искусствами. Понятие «изящные искусства» появилось во Франции в XVIII в. В отличие от прикладных, или приносящих практическую пользу, искусств изящные искусства имели совсем иное предназначение: они услаждали зрителя или слушателя. Данное качество было названо эстетическим, т.е. характеризуемым как прекрасное, красивое. Из четырех составных элементов духовной сферы общества два — наука и образование — подвержены прогрессу, здесь хорошее вчера сменяется лучшим сегодня. Два других элемента — искусство и религия — не подвластны прогрессу. Искусство находится всегда во времени и только спешит к вечности, т.е. к идеалу, а религия уже находится в вечности и нам, зрителям, слушателям, верующим, сообщает о том, что есть вечная красота и вечное добро. ОБРАЗОВАНИЕ Образование является важным институтом общества. Этот институт включает министерство образования, региональные и городские департаменты образования на местах, тысячи школ, колледжей и вузов, миллионы учащихся, студентов, преподавателей и связанных с их обслуживанием специалистов. Основная задача образования — передать потомкам свод знаний, разработанный предками. В дописьменных обществах это делается изустным способом. Передача знаний самым примитивным способом возникла еше в первобытном обществе и сохранилась по сию пору, например у бушменов в Южной Африке. Старики показывают и рассказывают подросткам, каковы повадки зверей, к каким уловкам прибегает опытный охотник, как ориен- тироваться в лесу и какие растения следует употреблять в пищу, он сообщает о загадочных явлениях природы, традициях и обычаях племени. Конечно, и это надо считать образованием, точнее его ранней формой. Как зрелый социальный институт образование появилось в Древнем Египте в III тыс. до н.э. Именно тогда возникли первые профессиональные школы чиновников. Иначе говоря, сформировались статусы и роли учителя и ученика, появились специальные средства записи новых знаний — аналоги нынешних тетрадей, средства передачи знаний — учебники, специальное помещение (классная комната), режим занятий, система оценки знаний и многое другое, представляющее собой неотъемлемые атрибуты полнокровного образования. Во II в. н.э. сформировалась римская система образования, послужившая прообразом для европейской. Она состояла из трех ступеней. В начальной школе учили читать, писать, считать. На второй учителя-грамматики преподавали греческий язык и так называемые семь свободных искусств — грамматику, диалектику, риторику, музыку, арифметику, геометрию и астрономию, а также архитектуру и медицину. На высшей ступени — в школах риторов — изучали риторику и философию. Владение риторикой было необходимым условием политической карьеры. В IX в. монастыри стали открывать школы, в которых детей с ранних лет готовили к духовному поприщу. Здесь учителя стремились развить у учащихся те способности, которые позволили бы им получить в будущем духовную должность. Учащийся, который, как правило, посещал школу пять лет, приобретал прежде всего элементарные навыки чтения и письма. Сначала учились писать стилом на восковой табличке, затем пером на пергаменте. Так как книг было мало (каждый экземпляр монахи изготовляли вручную), тексты заучивали наизусть. Много времени отводилось занятиям музыкой, так как не хватало певчих для церковных хоров. Учащиеся знакомились с античной литературой и латинскими богословскими сочинениями, во всех европейских монастырских школах занятия велись на латинском языке. За стадией первоначального обучения следовал так называемый тривиум, включавший грамматику, риторику и диалектику (искусство вести дискуссию). За тривиумом следовал квадривиум — арифметика, геометрия, музыка и астрономия. Монастырские школы исполняли важную культурную роль — они выявляли и воспитывали талантливых людей из разных слоев общества. На Руси первая школа появилась более тысячи лет назад в Киеве. Ее посещали дети бояр и дружинников. Обучение начиналось с семи лет и продолжалось два года. Учитель обучал одновременно по рукописным книгам 8—10 ребят. Дети умели считать в пределах ста. Археологи нашли игрально-счетные жетоны VI—VII вв. В учебных программах большое место отводилось пению. Домашние задания отсутствовали. Бумага на Руси появилась лишь в конце XIV в., поэтому оснащение школ не было богатым. Петр I создал «цифирные школы». Здесь зубрили все предметы — арифметику, письмо, чтение. В классе учились дети разных возрастов. Закон разрешал бить учеников линейкой, пороть розгами, ставить в угол «на горох». Не все имели право учиться в школе. Для дворянских детей созданы были кадетские школы (от фр. cadet — младший). Для девочек-дворянок первыми школами были Смольный институт и Воспитательный дом. Их обучачи танцам, рукоделию. Распорядок дня и правила поведения были четко расписаны: каждый день занимались по 6—8 уроков, вставали в 6 утра. В XIX в. распространенным видом школ стала гимназия, где обучение было платным и учились только дети дворян и чиновников. Уроки были не такими, как сейчас. Во-первых, длились они не 45 мин, а 60. Во-вторых, провинившегося ученика пороли розгами, сажали в карцер, не давали еды. а в особых случаях исключали из гимназии. Во главе гимназии был директор, а помогал ему инспектор. Учителя не были равны в правах. Например, учителя пения и гимнастики не пользовались льготами. Роль современных классных руководителей играли классные наставники и надзиратели. В школах были каникулы. Выпускники гимназии получали аттестаты. В XVIII-XIX вв. распространяется домашнее обучение. Обеспеченные родители приглашали к своим детям учителей на дом. Тогда появилось много «самозванных» педагогов, но тех, кто преподавал без разрешения, — штрафовали. Юноши и девушки, позанимавшись дома, сдавали экзамены в школе, чтобы получить официальные документы об образовании. Школьное образование еще называют общим образованием. Оно позволяет овладеть элементарными знаниями, необходимыми для понимания основных явлений природы и общества, участия в общественной жизни и трудовой деятельности. Общее образование — основа для получения профессионального (специального) образования. Важнейшие пути общего образования — обучение в общеобразовательных школах, средних профессиональных учебных заведениях. Уровни общего образования — начальное, неполное среднее и среднее. Основой среднего образования выступает школа. Школа (от лат. schola, от греч. schole) — начальный тип учебно-воспитательного учреждения. Она содержится на средства государства или частных лиц и обществ. По характеру сообщаемых знаний все школы делятся на общеобразовательные и профессиональные (специальные), по уровню даваемого образования — на начальные, неполные средние, средние, высшие, по полу учащихся — на мужские, женские, совместного обучения, по отношению к религии — на светские и религиозные (конфессиональные). Общее образование можно получить в школах двух типов — государственных и частных. Частные школы платные и существуют за счет средств, которые платят родители за обучение детей. Те и другие принимают форму обычной школы, специализированной школы, гимназии или лицея. Жизнь современной школы подчинена определенным правилам. Школа живет по уставу, где записаны права и обязанности учеников, учителей, определены структура управления, система контроля знаний учеников и многое другое. Первый в истории России школьный устав был принят в 1786 г. Школой руководит директор, ему помогает заведующий учебной частью (завуч). Учителя организуют учебные занятия по отдельным предметам. У современного учителя есть право свободного выбора методики обучения и воспитания учащихся, он может использовать разные учебники, пособия, придумывать свой контроль знаний. Оценки должны выставляться по пятибалльной шкале, которая была введена в нашей стране в 1944 г. Поведение учителя регламентируется нормами трудового права. Учитель может заниматься частной практикой. Например, после уроков обучать ребят французскому языку. Такая деятельность считается предпринимательской, потому что за нее учитель получает деньги, т.е. имеет доход. После 10 лет непрерывной работы учитель может уйти в отпуск на год. Родители не имеют права вмешиваться в профессиональную деятельность учителя, но могут знакомиться с уставом школы, с оценками, которые получают их дети, участвовать в управлении образовательным учреждением. Правом закреплены обязанности учителя. Закон предписывает ему уважать личность ребенка, поддерживать в школе дисциплину. Нельзя применять психическое или физическое насилие. Учитель применяет меры предосторожности от несчастных случаев, которые могут произойти на уроке. Он не имеет права быть на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. Если учитель нарушает установленные правила, наступает юридическая ответственность. Например, за жестокое обращение с ребенком следует уголовное наказание. За нарушение устава школы может последовать увольнение. Общие вопросы деятельности школы решаются на педагогическом совете — собрании всех учителей школы, а также других сотрудников (воспитателей, библиотекаря, методистов). Во многих школах существуют методические советы, научные общества учащихся, всевозможные группы по интересам. Есть и попечительский совет, который оказывает финансовую поддержку. Ученик — это юридический статус ребенка, который получает общее образование. Получить образование в рамках 1 — 12 классов можно бесплатно. Дети имеют право учиться в школе по месту жительства. Ученик должен соблюдать правила поведения в школе. Например, должен посещать уроки, не опаздывать на занятия, выполнять то, что предписано учителем. Правила зафиксированы в документах школы: уставе гимназиста или правилах для учащихся, положении об экзаменах. В каждой школе разрабатываются свои правила, обязательные для исполнения. Так, в одних школах проводятся зачетные сессии дважды в год, в других — ученики сдают только общеобяза- тельные экзамены в выпускных классах. Ученик имеет право переходить из одной школы в другую. На уроках может свободно выражать свое мнение, даже если оно отлично от мнения большинства и педагога. Ученик может за деньги (на платной основе) получать дополнительное образование, которое не является обязательным для каждого. Согласно закону, школа оказывает платные услуги: кто-то занимается музыкой, танцами, кто-то испанским языком. Дополнительные уроки, входящие в учебный план, ученики посещают бесплатно. Ученик, показывающий высокую успеваемость, может даже заниматься репетиторством с другими учениками. Конечно, у каждого ученика могут быть любимые и нелюбимые учебные предметы, учителя. Это нормальный процесс человеческих взаимоотношений. Право не вмешивается в подобную сферу. Оно не заставляет учеников получать отличные отметки. Оно лишь указывает минимум знаний, которыми должен обладать выпускник современной школы. Если ученик, достигший 14 лет, грубо нарушает школьный устав, его могут исключить из школы. Такое решение выносит орган управления школой с сог ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|